Рабочая программа элективного курса Подготовка к ОГЭ. Сочинение С1 и С2 (9 класс)

Рабочая программа предназначена для проведения элективного курса в 9 классе по подготовке выпускников 9 класса к написанию сочинения (Задание С.1 и С.2 - сочинение на лингвистическую тему и ответ на проблемный вопрос ). В рабочей программе изложены цели, задачи курса, основные технологии, а также календарно-тематический план и планируемые результаты.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа п. Бакшеево

Шатурского муниципального района

Московской области




«Утверждаю»

Директор школы


_______________Ю.Г.Дремлюга

Протокол педсовета №___

от «____»____________2013 г.

Приказ по школе №__________

от «_____»_______2013 г.




Рабочая программа

Элективный курс

по русскому языку

«Теория и практика

сочинений разных жанров»

9 класс

Составила учитель русского языка и литературы

Скоренко Наталья Николаевна

Рассмотрена на заседании ШМО

учителей гуманитарного цикла

Протокол №__________

от «_____»_______________2013 г.

Руководитель ШМО:

___________________Н.Н.Скоренко

2013 г


Пояснительная записка.


Рабочая программа элективных курсов составлена основе материалов:

  • СВ.Драбкина, Д.И.Субботина Русский язык. 2012. ГИА. Москва, «Интеллект-центр», 2013. ( на каждого ученика)

  • Раздаточный материал (тексты, задания) на каждого ученика).

Голуб, И.Б. Риторика: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2005.- 384 с.

  • .Львова, С.И. Уроки словесности. 5 - 9 классы. М.: Дрофа, 2000.

Сборника дидактических материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. - М: Образование, 2007.

  • .Шапиро, Н. А. Учимся понимать и строить текст: 5 - 9 классы. - М: Изда­тельство «Первое сентября», 2002.

  • .Н.Ю.Кадашникова. Сочинение-рассуждение. 9 класс: экзаменационные модели. Волгоград. Учитель. 2011.

  • fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html

Одно из главных направлений программы - проникновение в текст, сосредоточение внимания на его содержании, потому что воспитательная роль связного текста бесспорна. Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал не только повторяется на каждом уроке, он постигается через мини-разминки, тестовые задания, аналитические беседы по содержанию исходных текстов. В ходе занятий происходит развитие устной и письменной монологической речи обучающихся. Интерпретация художественного или публицистического текста - основа речевой и коммуникативной компетенции, которая позволяет ученику на экзамене успешно выполнить задание повышенной сложности.

На занятиях обеспечивается системный подход в обучении написания сочинения С.2.1. и С2.2. - одному из самых сложных видов сочинений. Такой подход принципиально важен с точки зрения полноценного, глубокого восприятия исходного текста.

Элективный курс носит пропедевтический характер, готовит учащихся не только к сдаче экзамена в новой форме оценивания в IX классе, но и к ЕГЭ в XI классе.

Структура программы позволяет сохранить единство, взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учащихся учебный материал распределен таким образом, что практически не требуется домашней подготовки.

Актуальность программы определяется, во-первых, прежде всего тем, что полученные знания формируют грамотно выражать свои мысли и создавать собственное суждение.

Представленный курс поможет выпускникам подготовиться к написанию сочинения С 2.1. и С 2.2., предусмотренным новой формой сдачи экзамена по русскому языку в IX классе, поэтому содержание курса направлено на расширение знаний учащихся по вопросам развития речи

Научить и научиться писать сочинение-рассуждение - одна из актуальных проблем современной школы: умение письменно излагать свои мысли необходимо каждому человеку, который мечтает найти своё место в этом мире. Работа над сочинением учит развивать мысли на заданную тему, приобщает учеников к творчеству, позволяет выразить свой взгляд на заданную проблему, реализовывая себя в написанном.

Достижение указанных выше целей и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Цели:

1. Формировать лингвистическую, коммуникативную, эстетическую и нравственную компетенции при подготовке к ГИА:

  • развивать осведомленность школьников в системе родного языка;

  • расширять осведомленность выпускников в особенностях создания собственного текста.

2. Обеспечить подготовку учащихся к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.


Задачи:

1. Развитие речи учащихся:

  • обогащать активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи учащихся, формировать и совершенствовать умения и навыки грамотного и свободного владения устной и письменной речи;

  • формировать умение связно излагать мысли в устной и письменной формах.

2. Обучение написанию собственных текстов:

  • определять основную идею собственного текста, её развитие по смысловым моделям,

  • развивать понятие абзаца и главной темы текста,

  • уметь редактировать собственный и чужой тексты, производить стилистическую и коммуникативную правку текста;

  • отстаивать собственную точку зрения;

3. Развитие логического мышления, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку, умению обобщать, систематизировать, углублять знания по развитию речи, ориентированной на написание сочинения;

4. Формирование речевой культуры через овладение языковыми нормами;

5. Формирование умения применять полученные знания на практике.

6. Воспитание личности, умеющей не только грамотно и доказательно излагать свои мысли, но и постигающей нравственные заповеди человечества.

1. Вид курса - предметный.

2. Продолжительность -17 часов в год, т.е. 0,5 часа в неделю

3. Формы проведения занятий: проблемные беседы и лекции, исследование учащимися текстов различных стилей, рецензирование и редактирование , практикум, контрольные занятия.

Методическая система достижения цели :

Для достижения требуемых результатов используются следующие технологии:

- технология исследовательской деятельности учащихся;

- технология проблемного обучения.

-информационные технологии

- работа в группах,

- работа в парах (разноуровневая работа :сильный - слабый),

-развитие критического мышления через чтение и письмо

Средства достижения цели:

1. рабочая программа;

1. учебные материалы для подготовки к ГИА;

2.сборники тестовых заданий;

3.дидактические материалы;

4.Интернет-ресурсы;

5. Специально оборудованный кабинет.

Календарно-тематический план.

Тема

Форма

занятия

Кол-во

часов

дата

план

факт

1.

Вводное занятие. Ознакомление с программой курса. ГИА по русскому языку в новой форме в официальных документах. Интернет-ресурсы в подготовке к ГИА. Демо версия 2012 г.

Лекция, ознакомление с документами.

1



2

Анализ критериев части С. Сочинение на лингвистическую тему и по предложенному тексту.

Лекция с элементами беседы.

1



3

Формирование тем для написания сочинения С1

Практическое занятие

1



4

Грамматические и лексические средства языка.

Практическое занятие

1



5


Понятие об аргументе, (пишем аргументы на лингвистическую тему)

Письменная работа: подбор 2 аргументов к предложенному тезису.

1



6

Понятие об аргументе, (пишем аргументы на лингвистическую тему)

Письменная работа: подбор 2 аргументов к предложенному тезису.

1



7

Обучающее сочинение на лингвистическую тему.

Практическая работа

1



8

Сочинение -рассуждение на лингвистическую тему

Контрольное занятие

1



9

Анализ сочинения

Коррекция знаний

1



10

Композиция публицистических текстов как ключ к их пониманию.

Практическое занятие

1



11

Способы формулировки авторской позиции. Понятие об авторской позиции. Способы выявления проблемы.

Письменная работа, проверяющая умение формулировать проблему и авторскую позицию разными способами.

1



12

Понятие о комментарии

Практическое занятие




13

Понятие об аргументе, (пишем аргументы на текст проблемного характера)

Письменная работа: подбор 2 аргументов к предложенному тезису.

1



14

Сочинение на тему проблемного характера.

Контрольное занятие

1



15

Грамматические и речевые нормы русского языка. Исправление грамматических и речевых ошибок.

Практическое занятие

1



16

Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании сочинения части. Защита проекта.

Практическое занятие

1



17

Анализ сочинения проблемного характера

1





всего

17




Содержание тем:

Занятие №1.

Вводное занятие. Ознакомление с программой курса. ГИА по русскому языку в новой форме в официальных документах. Интернет-ресурсы в подготовке к ГИА. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения государственной (итоговой) аттестации ( в новой форме) по русскому языку.

Занятие №2

Лекция . Познакомиться с критериями оценивания части С. , используя демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения государственной (итоговой) аттестации ( в новой форме) по русскому языку.

Практика. На примере образцов сочинений на лингвистическую тему и проблемного характера определить особенности двух видов сочинений. Понимать критерии оценивания. Уметь видеть логические ошибки, используя раздаточный материал «Классификация ошибок».

Занятие № 3

Практика. Ознакомление с тестами сочинений, которые будут предложены для выполнения задания С 2. Формирование тем для написания сочинения на лингвистическую тему в соответствии с разделами лингвистики : лексика, грамматика, синтаксис.

Занятие № 4

Лекция. Дать понятие «Лексические и грамматические средства языка» . Закрепить знания о разделах лингвистики : лексике и грамматике. Комментарий выявления лексических и грамматических явлений на примере исходного текста.

Занятие № 5

Практика. Знать, что при написании сочинения-рассуждения необходимо привести два аргумента (доказательства). Приводить примеры - аргументы из исходного текста, указав их роль в тексте. Оценивание критерия С1К2

Занятие № 6

Практика. Знать, что при написании сочинения-рассуждения необходимо привести два аргумента (доказательства). Приводить примеры - аргументы из исходного текста, указав их роль в тексте. Оценивание критерия С1К2. (Продолжение).

Занятие № 7.

Формировать умение писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Занятие № 8

Контрольное занятие. Проверка знаний, умений и навыков учащихся создания собственного сочинения- рассуждения на лингвистическую тему по одному из предложенных тестов.

Занятие № 9

Практика. Уметь анализировать свою работу, используя критерии оценивания изложения и сочинения. Знать, что при оценке грамотности ( ГК1 -ГК4) учитывается объем изложения и сочинения. Выполнить работу над ошибками, используя критерии оценки грамотности и фактической точности речи. Использовать классификацию ошибок : логические, фактические, речевые, орфографические, пунктуационные.

Занятие № 10

Лекция. Обобщение сведений о публицистическом стиле речи , его особенностях, отличие от художественного. Сопоставление исходных текстов публицистического и художественного стилей. Видеть композицию публицистических текстов как ключ к их пониманию.

Занятие № 11

Практика. При работе с исходным текстом уметь выявлять одну-две проблемы (вопросы), поставленные в тексте. Определять микротему, предложения, в которых заключена авторская позиция, определять способы ее подачи.

Занятие № 12

Практика. Знать о том, что комментарий необходим для понимания тезиса в сочинении на лингвистическую тему и к поднятой проблеме в сочинении проблемного характера. Показать приемы выражения комментария. Написания собственного комментария в предложенных текстах. Комментарий использованных приемов.

Занятие № 13

Практика. Знать, что аргументы в сочинении проблемного характера являются способом раскрытия авторского замысла и ответа на поставленный вопрос.. Самостоятельная работа по созданию и оформлению аргументов.

Занятие № 14

Контрольное занятие. Проверить умение учащихся создавать собственные тексты

( сочинение проблемного характера), используя исходный текст. Использовать критерии оценивания сочинений такого типа.

Занятие № 15

Лекция. Закрепление знаний о классификации ошибок, которые используются при проверке экзаменационных работ по русскому языку ( в новой форме) : фактические, речевые, логические, грамматические, Напомнить о нормах русского литературного языка. Используя раздаточный материал «Классификация ошибок» помочь понять учащимся причину появления в предложении грамматической ошибки. Повторить тему «Словосочетание. Подчинительная связь в словосочетании».

Практика. Находить грамматические и речевые ошибки в предложенных предложениях, фрагментах текста, объяснять неверное употребление слов, исправлять .

Занятие № 16

Практика. Обобщить знания о синтаксисе как разделе грамматики , пунктуации. Отличать простое предложение ( распространенное, нераспространенное, осложненное) от сложного ( сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное). Находить в исходном тексте предложения разных видов, комментировать по постановку знаков препинания. Защита проектов по теме «Выполнение заданий В1-В9».

Занятие № 17.Практика. Провести проверку работ учащихся коллективно, самостоятельно находить и комментировать допущенную ошибку, исправить ответ.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Курс имеет практическую направленность, и в конечном итоге должен повысить уровень языкового (речевого) развития учащихся, необходимого для успешной сдачи письменного экзамена в 9 классе по русскому языку (в новой форме) .

Учащиеся должны знать:

1. Требования к сочинению части С ( в новой форме) по русскому языку (критерии оценивания);

2. Основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;

3. Грамматические и речевые нормы (типы логических, грамматических , речевых ошибок);

4. Специфику работы с публицистическим и художественным текстом при написании сочинения части С;

Учащиеся должны уметь:

1. владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

2. определять проблему текстов и формулировать её разными способами;

3. грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

4. владеть формами обработки информации исходного текста;

5. работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

6. выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;

7. определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи)

8. писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;

9. редактировать собственное сочинение

10. применять теоретические сведения по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.

Учебно - методическое обеспечение.

Справочная , методическая литература:

1. СВ.Драбкина, Д.И.Субботина Русский язык. 2013. ГИА. Москва, «Интеллект-центр», 2013. ( на каждого ученика)

2Раздаточный материал (тексты, задания) на каждого ученика).

Голуб, И.Б. Риторика: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2005.- 384 с.

3.Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. - СПб: Новое издательство, 2006 . - 84 с.

4.Никитина, Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию речи (для 5 -7, 8, 9 классов средней школы).- М.: Просвещение, 1992.

5.Львова, С.И. Уроки словесности. 5 - 9 классы. М.: Дрофа, 2000.

Сборника дидактических материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. - М: Образование, 2007.

6.Шапиро, Н. А. Учимся понимать и строить текст: 5 - 9 классы. - М: Изда­тельство «Первое сентября», 2002.

7.Н.Ю.Кадашникова. Сочинение-рассуждение. 9 класс: экзаменационные модели. Волгоград. Учитель. 2011.

8.Сычева В.П. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. Критерии оценок. 9 класс. - М.: Экзамен, 2009

9.Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. - М.: Астрель, 2009

10. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

11. Контрольно - измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ Сост. Н.В. Егорова. - М.: ВАКО,2012.

12 Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2009.

13. ГИА - 2011: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт. Сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. - М.: АСТ: Астрель, 2011.

14. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс/ Т.М. Пахнова. - М.: Издательство «Экзамен», 2010.

15. ГИА. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация ( в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий/ Г.Т. Егораева. - М.: Издательство «Экзамен», 2011.

16. Русский язык. Справочные материалы», под редакцией Н.М.Шанского, Москва, 2008.

17. Обучение русскому языку в 9 классе. Методические рекомендации к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений», авторы: М.М.Разумовская. М, «Дрофа»,2012

18. М.М.Разумовская. Учебник по русскому языку. 9 класс. Москва, «Дрофа», 20008

Интернет - ресурсы:

  • fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html

  • fipi.ru/view/sections/170/docs/

  • urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/gosudarstvennaya_programma_po_russkomu_yaziku/

  • urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/federalnii_komponent_gosudarstvennogo_standarta_obschego_obrazovaniya_po_russkomu_yaziku_2004/

  • urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/gosudarstvennaya_programma_po_literature/

  • urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/federalnii_komponent_gosudarstvennogo_standarta_obschego_obrazovaniya_po_literature_2004/

  • urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/instruktivno_-_metodicheskoe_pismo_po_russkomu_yaziku_/

  • urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/instruktivno_-_metodicheskoe_pismo_po_literature/

  • peressa2009.narod2.ru/Ekzamen_v_novoi_forme

  • dovuz.mgppu.ru/1032

  • e-ypok.ru/gia_2010_ru_language

Оборудование:

1.Мультимедийный проектор

2.Компьютер

3.Экран.


© 2010-2022