Тема урока: «Перестаньте спорить, господа литераторы» (общечеловеческое и конкретно-историческое в русской поэзии II половины XIX века

Тема урока: «Перестаньте спорить, господа литераторы» (общечеловеческое и конкретно-историческое в русской поэзии II половины XIX века) Цель: обогатить и углубить знания учащихся о русской поэзии II половины XIX века, формировать умения рассуждать и отстаивать свою точку зрения; воспитывать чувства прекрасного на примерах русской классики.   Ход урока.        Учитель объясняет тему урока, цель, затем дает краткую характеристику русской поэзии II половины XIX века.   Учитель. Итак, II половина XI... «Забытая деревня».                  Стихотворение написано Н. А. Некрасовым. Автор ставит    вопросы конкретно – исторические.           Перенесемся мысленно в то далекое время. Разделимся условно на две школы – «Некрасовская школа» и школа «чистого искусства» (Учащиеся разделились  - работа в группах). Поэты «Некрасовской школы» поднимают конкретно – исторические вопросы: какие?   Докажите текстом.   Поэты школы «Чистого искусства» ставят общечеловеческие проблемы. Какие? Докажите текстом. Представитель каждой...               Тот же «Современник» объявляет открытую войну той литературе которую он считает безразличной к интересам дня и нуждам трудового народа. Особенно такой критике подвергаются поэты «чистого искусства»: Фет, Полонский, Майков, Бенедиктов.                   Писарев: «Им доступны только маленькие треволнения их собственного узенького психического мира: как дрогнуло сердце при взгляде на какую–то женщину, как сделалось грустно при какой – то разлуке… кому охота… следить за тем, каким манер...                 Так, например, такой талантливый поэт, как Некрасов, описывая конкретно – исторические события, наш современник, так, как учит нас добру, состраданию, многие его произведения актуально и сегодня. Поэтому далеко не прав был Фет, назвавший Некрасова псевдопоэтом, как не правы были и поэты – демократы, считающие, что Фет, Майков, Полонский и другие       не могут считаться настоящими поэтами.   Учитель. Итак, подведем итог сказанному. Когда – то Ф. И. Достоевский написал статью о со...             Тема урока. Анна Ахматова «Реквием» - памятка времен сталинского террора. Цель урока. Исследовать, как в произведении поэт создает обобщенный портрет народного страдания и разрешает проблему исторической памяти; раскрыть функции библейских символов; развивать логическое мышление, память; формировать навыки анализа литературного произведения; воспитывать гражданские чувства, непримиримость ко злу и насилию, смелость и честность. Оборудование. Компьютер, диск «Большая энциклопедия» с фон... #  Как события этой эпохи повлияли на судьбу Ахматовой? (Расстрел первого мужа, три ареста и в сумме восемнадцатилетняя каторга сына, арест и смерть в одном из лагерей ГУЛАГа второго мужа М. Пунина. Семь долгих лет ожидала Ахматова возвращения сына из концлагеря, боролась за его освобождение, и только в 1956 году он вернулся).   #  Как изображена эпоха репрессий в творчестве поэта? (В произведении «Поэма без героя» (1940 – 1965 гг.) Ахматова пишет: Ты спроси моих современниц, Каторжанок, стопятн... Слушание отрывка из «Реквиема» Моцарта.   #  Какое впечатление производит отрывок? (Это духовная музыка. Мы слышим, как человеческая душа обращается к вечности, к Богу).   Рассказ заранее подготовленных учеников – биографов   2     «История создания поэмы «Реквием»     В 30-40-х г.г. Анна Ахматова занимается изучением творчества Моцарта, его «Реквиемом». Молитва, обращенная к страдающей матери, могла повлиять на произведение Ахматовой.      Большая часть стихов была написана в 1935 – 1940 годах ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Перестаньте спорить, господа литераторы» (общечеловеческое и конкретно-историческое в русской поэзии II половины XIX векаТема урока: «Перестаньте спорить, господа литераторы» (общечеловеческое и конкретно-историческое в русской поэзии II половины XIX векаТема урока: «Перестаньте спорить, господа литераторы» (общечеловеческое и конкретно-историческое в русской поэзии II половины XIX векаТема урока: «Перестаньте спорить, господа литераторы» (общечеловеческое и конкретно-историческое в русской поэзии II половины XIX векаТема урока: «Перестаньте спорить, господа литераторы» (общечеловеческое и конкретно-историческое в русской поэзии II половины XIX векаТема урока: «Перестаньте спорить, господа литераторы» (общечеловеческое и конкретно-историческое в русской поэзии II половины XIX векаТема урока: «Перестаньте спорить, господа литераторы» (общечеловеческое и конкретно-историческое в русской поэзии II половины XIX векаТема урока: «Перестаньте спорить, господа литераторы» (общечеловеческое и конкретно-историческое в русской поэзии II половины XIX векаТема урока: «Перестаньте спорить, господа литераторы» (общечеловеческое и конкретно-историческое в русской поэзии II половины XIX векаТема урока: «Перестаньте спорить, господа литераторы» (общечеловеческое и конкретно-историческое в русской поэзии II половины XIX векаТема урока: «Перестаньте спорить, господа литераторы» (общечеловеческое и конкретно-историческое в русской поэзии II половины XIX векаТема урока: «Перестаньте спорить, господа литераторы» (общечеловеческое и конкретно-историческое в русской поэзии II половины XIX векаТема урока: «Перестаньте спорить, господа литераторы» (общечеловеческое и конкретно-историческое в русской поэзии II половины XIX векаТема урока: «Перестаньте спорить, господа литераторы» (общечеловеческое и конкретно-историческое в русской поэзии II половины XIX векаТема урока: «Перестаньте спорить, господа литераторы» (общечеловеческое и конкретно-историческое в русской поэзии II половины XIX векаТема урока: «Перестаньте спорить, господа литераторы» (общечеловеческое и конкретно-историческое в русской поэзии II половины XIX векаТема урока: «Перестаньте спорить, господа литераторы» (общечеловеческое и конкретно-историческое в русской поэзии II половины XIX векаТема урока: «Перестаньте спорить, господа литераторы» (общечеловеческое и конкретно-историческое в русской поэзии II половины XIX векаТема урока: «Перестаньте спорить, господа литераторы» (общечеловеческое и конкретно-историческое в русской поэзии II половины XIX векаТема урока: «Перестаньте спорить, господа литераторы» (общечеловеческое и конкретно-историческое в русской поэзии II половины XIX векаТема урока: «Перестаньте спорить, господа литераторы» (общечеловеческое и конкретно-историческое в русской поэзии II половины XIX века


Тема урока: «Перестаньте спорить, господа литераторы» (общечеловеческое и конкретно-историческое в русской поэзии II половины XIX века)

Цель: обогатить и углубить знания учащихся о русской поэзии II половины XIX века, формировать умения рассуждать и отстаивать свою точку зрения; воспитывать чувства прекрасного на примерах русской классики.

Ход урока.

Учитель объясняет тему урока, цель, затем дает краткую характеристику русской поэзии II половины XIX века.

Учитель. Итак, II половина XIX века. Бурный расцвет русской поэзии. Сборники наиболее популярных поэтов неоднократно переиздаются, издатели толстых журналов отводят стихам лучшие страницы. «Поэтической эпохой» называют современные исследователи этот период. Однако поэзия этого периода, этой «поэтической эпохи» далеко не однородна. Она раскалывается на два лагеря, на две враждующие друг с другом группировки.

Давайте вспомним, что за раскол возник в русской поэзии середины века, когда репутация стихов среди читающей публики была столь так высока.

Учащиеся. Существовало как бы две школы в поэзии: «Некрасовская школа», куда входили такие поэты, как Некрасов, Михайлов, Добролюбов и другие и школа «чистого искусства» (Фет, Майков, А. Толстой, Я. Полонский и другие).

Поэты «Некрасовской школы» (поэты - демократы) ставили перед собой конкретно - исторические задания: писали о тяжелой жизни крестьян и городской бедноты, обличали произвол и насилие, чинимые помещиками и чиновниками, они считали, что поэзия должна отличаться высокой гражданственностью. Эти поэты вели ожесточенную полемику с поэтами школы «чистого искусства», которые отвергали гражданскую поэзию, уходили в чистое созерцание природы, любви.

Учитель. Интересно, что и те и другие считали себя наследниками

Великого Пушкина. Поэты «чистого искусства» брали на

вооружение строки из стихотворения «Поэт и толпа»:

«Не для житейского волненья,

Не для корысти,

Не для битв

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв».

Поэты демократического лагеря отстаивали свое понимание верности Пушкину, ссылаясь на знаменитые строчки пушкинского «Памятника»:

«И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в свой жестокий век восславил я свободу,

И милость к падшим призывал».

Пушкинский гений соединил в себе и чувства добрые, и звуки сладкие, а в середине XIX века они оказались по разные стороны баррикад.

Учитель. Сейчас прозвучат два незнакомых вам стихотворения. Их авторы - поэты разных поэтических школ. Ваша задача - определить, какое стихотворение написано поэтом «Некрасовской школы», а какое - поэтом школы «Чистого искусства»

«Сияла ночь»

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной.

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных.

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь.

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Учитель. «Сияла ночь» - одно из лучших лирических произведений Фета. Более того, это один из лучших образцов русской любовной лирики.

Интересно, что оно вдохновлено реальным жизненным случаем - встречей Фета с Татьяной Андреевной Берс (по мужу Кузминской), свояченицой Л. Н.Толстого, но оно не является зеркальным отражением этого случая, в конечном счете стихотворение это - не о чувстве Фета к милой молодой Танечке Берс, а о высокой человеческой любви, о влиянии искусства на человеческие чувства, любовь и искусство - это, конечно же, общечеловеческие темы.


«Забытая деревня».

Стихотворение написано Н. А. Некрасовым. Автор ставит

вопросы конкретно - исторические.

Перенесемся мысленно в то далекое время. Разделимся условно на две школы - «Некрасовская школа» и школа «чистого искусства» (Учащиеся разделились - работа в группах).

Поэты «Некрасовской школы» поднимают конкретно - исторические вопросы: какие?

Докажите текстом.

Поэты школы «Чистого искусства» ставят общечеловеческие проблемы. Какие? Докажите текстом. Представитель каждой группы записывает на большом листе бумаги цитаты стихотворений, которые предлагают учащиеся, затем выходит к доске, прикрепляет лист с записями и читает написанное.

Учитель комментирует ответы, дополняет.

Вопрос. Две школы ведут между собой ожесточенную полемику. Зачем? Почему бы им не существовать мирно. Одни пусть пишут о природе, о любви, если у них это лучше получается, а другие о пороках в обществе. Однако они ведут ожесточенные споры, доходят до публичных оскорблений, пишут пародии друг на друга. Почему?

Учащиеся отвечают.

Учитель. 60-е годы XIX века в России - пора великих перемен и переоценка всех ценностей. В 1861 году было отменено крепостное право, что сопровождалось рядом реформ. Но отмена крепостного права и объявленные реформы отнюдь не улучшили положение трудового народа да и всего русского общества, но они (реформы) взломали старые вековые устои, возбудили умы, заставили мыслить не так, как прежде, поставили перед мыслящими людьми новые задачи.

Не только в жизни происходит процесс активной переоценке ценностей, но и в не меньшей степени - в литературе. В творчестве писателей - демократов на первый план выходит человек из народа, мир трудовой жизни с его живыми интересами и повседневными проблемами. Тема народа кажется не только первостепенно важной, но и единственно важной и актуальной. При этом ко многим другим темам, казавшимися прежде тоже существенными для литературы, отношение коренным образом меняется.


Тот же «Современник» объявляет открытую войну той литературе которую он считает безразличной к интересам дня и нуждам трудового народа. Особенно такой критике подвергаются поэты «чистого искусства»: Фет, Полонский, Майков, Бенедиктов.

Писарев: «Им доступны только маленькие треволнения их собственного узенького психического мира: как дрогнуло сердце при взгляде на какую-то женщину, как сделалось грустно при какой - то разлуке… кому охота… следить за тем, каким манером любит свою возлюбленную Фет или Полонский… нельзя, называя себя русским поэтом, не знать того, что сейчас эпоха занята интересами гораздо пошире, поглубже и поважнее ваших любовных похождений и нежных чувствований».

Но и Фет, и Майков, и Полянский продолжили воспевать и любовь, и искусство, и природу, зная, что их потомков также будет радовать и солнце, которое «весенним светом по листам затрепетало», и «осенний золотой лист, который «кроет влажную землю в лесу».

А своих противников они обвиняли с не меньшим пылом и в том, что стихи их неуклюжи, и в том, что чувства их ограничены.

Чтение стиха «Поэту - гражданину!» Я. Полонского.

О гражданин с душой наивной!

Боюсь, твой грозный стих судьбы не пошатнет.

Толпа угрюмая на голос свой призывный,

Не откликаяся, идет.

Хоть прокляни - не обернется…

И верь, усталая, в досужий час скорей

Любовной песенке скорее отзовется,

Чем музе ропщущей твоей…

Оставь напрасные воззванья!

Не хныкай! Голос твой пусть льется из груди

Как льется музыка, - в цветы рядя страданья,

Любовью - к правде нас веди!

Учитель просит учащихся высказать свое мнение по услышанному: принять сторону поэтов - демократов, поэтов школы «чистого искусства» или же высказать свое особое мнение.

Учащиеся высказываются, защищают свое мнение, приходят к выводу, что все зависит от таланта поэта.


Так, например, такой талантливый поэт, как Некрасов, описывая конкретно - исторические события, наш современник, так, как учит нас добру, состраданию, многие его произведения актуально и сегодня. Поэтому далеко не прав был Фет, назвавший Некрасова псевдопоэтом, как не правы были и поэты - демократы, считающие, что Фет, Майков, Полонский и другие

не могут считаться настоящими поэтами.

Учитель. Итак, подведем итог сказанному. Когда - то Ф. И. Достоевский

написал статью о соотношении гражданственности и искусства.

«Положим, - пишет Достоевский, - мы переносимся в 13-е столетие

в день лиссабонского землетрясения. Половина жителей в Лиссабоне погибает; дома разваливаются и проваливаются, имущество гибнет» (стр. 90)

Аллегория Достоевского не только очень выразительна и глубока по смыслу, но и заключает в себе вещее предсказание. В 60 - 80-е годы Фет и другие поэты «чистого искусства» были отвергнуты демократическими идеологами, читателем, а уже в конце XIX века поэты - символисты высоко поднимают престиж Фета, а в наши дни Фет и Некрасов вообще перестали восприниматься как антиподы, как поэты, взаимоисключающие друг друга.

Теперь они оказались вместе, рядом, одинаково великими и одинаково дорогими.

И закончим наш урок словами поэта Соколова В.

Вдали от всех парнасов

От мелочных сует

Со мной опять Некрасов

И Афанасий Фет.

Они со мной ночуют

В моем селе глухом.

Они меня врачуют

Классическим стихом.





Тема урока. Анна Ахматова «Реквием» - памятка времен сталинского террора.

Цель урока. Исследовать, как в произведении поэт создает обобщенный портрет народного страдания и разрешает проблему исторической памяти; раскрыть функции библейских символов; развивать логическое мышление, память; формировать навыки анализа литературного произведения; воспитывать гражданские чувства, непримиримость ко злу и насилию, смелость и честность.

Оборудование. Компьютер, диск «Большая энциклопедия» с фонозаписью голоса Ахматовой, которая читает «Реквием», фонозапись «Реквиема» Моцарта.

Эпиграф.

«Реквием» - окаменелое горе, гениально созданное с самых простых слов.

(Виленкин)

Ход урока.


  1. Мотивация учебной деятельности учеников, объявления темы и цели урока.

Сегодня мы имеем возможность услышать живой голос Анны Ахматовой, которая прочитает нам отрывки из поэмы «Реквием». Нам нужно исследовать, как поэту удалось создать в поэме обобщенный портрет народного страдания, раскрыть единство материальной трагедии лирической героини страны. Какую роль в поэме играют библейские символы? Какими художественными средствами поэт изображает страшную эпоху сталинского террора? Как решается проблема исторической памяти в поэме? Ответы на эти вопросы мы услышим на уроке.


  1. Актуализация опорных знаний учеников.

«Мозговой штурм»


  • Почему Марина Цветаева назвала Анну Ахматову «Музой Плача»?

(Трагическая биография Анны Ахматовой и ее современников вылилась в поэзии. Муза поэта плачет о потерянной или не разделенной любви; о репрессированных и расстрелянных знакомых, родных, друзьях; оплакивает соотечественников, которые легли в годы Первой и Второй мировых войн; плачет от несправедливости и зла, от дефицита добра и гуманности. Плачет не сама, а вместе со своими современниками)


  • Какими были 20-30-е годы для интеллигенции?

(Это было время массовых репрессий и преследований. Серебряный век продолжался до тех пор, пока были живы его представители. Фактически почти все носители высокой писательской культуры в России и Украине

были уничтожены в 20-30-е годах. Волна репрессий истребила много писателей; одни сразу расстрелянные, вторые - высланы на Соловки, ГУЛАГ забит русской и украинской интеллигенцией. М. Гумилев расстрелян в 1921 г., Григорий Чупринко расстрелян чекистами в 1921 г. Осип Мандельштам репрессирован и умер в больничном бараке в лагере на Дальнем Востоке. А если не уничтожали, то исключали из литературного процесса разными официальными запретами. С 1922 года пятнадцать лет не печатали А. Ахматову. Б. Пастернака постигла такая же судьба. Загнаны в эмиграцию Д. Мережковский, З. Гиппиус, О. Олесь. Вынуждены покончить жизнь самоубийством В. Маяковский, М. Цветаева, М. Вроновой).


  • Как события этой эпохи повлияли на судьбу Ахматовой?

(Расстрел первого мужа, три ареста и в сумме восемнадцатилетняя каторга сына, арест и смерть в одном из лагерей ГУЛАГа второго мужа М. Пунина. Семь долгих лет ожидала Ахматова возвращения сына из концлагеря, боролась за его освобождение, и только в 1956 году он вернулся).


  • Как изображена эпоха репрессий в творчестве поэта?

(В произведении «Поэма без героя» (1940 - 1965 гг.) Ахматова пишет:

Ты спроси моих современниц,

Каторжанок, стопятниц, пленниц,

И тебя порасскажем мы,

Как в беспамятном жили страхе,

Как растили детей для плахи,

Для застенки и для тюрьмы).

Теме сталинского террора посвящена поэма «Реквием».


  1. Усвоения новых знаний.

Учитель. Сегодня на уроке мы должны почувствовать весь ужас эпохи, отраженной в истории насилием, страхом, кровью, смертями. Поможет нам Анна Ахматова. Она была не просто свидетелем преступлений против человека, она была матерью одного из тех, кто растил детей «для плахи». Она была поэтом, и с помощью Божьей благодати создала поэму «Реквием».


  • Что означает слово «реквием»?

(Слово «реквием» (от лат. «requiem» - спокойствие)

Происходит от первых слов латинской поминальной молитвы «Requiem aetemam» - «Вечное спокойствие». От церковного обряда поминальной мессы родилась музыкальная традиция реквиема, как траурного хорового произведения. Реквием включает полифонию (многоголосие), то есть он состоит из разных голосов и мелодий, которые объединяются в одно произведение. К традициям реквиема обращались Брамс, Берлиоз, Верди, Кабалевский, но больше известным является «Реквием» Моцарта).

Слушание отрывка из «Реквиема» Моцарта.


  • Какое впечатление производит отрывок?

(Это духовная музыка. Мы слышим, как человеческая душа обращается к вечности, к Богу).

Рассказ заранее подготовленных учеников - биографов


  • «История создания поэмы «Реквием»

В 30-40-х г.г. Анна Ахматова занимается изучением творчества Моцарта, его «Реквиемом». Молитва, обращенная к страдающей матери, могла повлиять на произведение Ахматовой.

Большая часть стихов была написана в 1935 - 1940 годах и была связана с арестом сына и мужа.

В поэме она скажет:

Зори смерти стояли над нами

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми каблуками

И под шинами черных «марусь».

В это время она даже друзьям не подписывала книг. До 1962 года Ахматова записывала стихи лишь на несколько минут, чтобы кто-то из ближайших и самых надежных друзей запомнил их. Потом сжигала. Об этом мы узнали из воспоминаний Лидии Чуковской: «Когда я запомнила все стихи, Анна Андреевна сожгла их в печке». Сама поэтесса сознавалась:

Я стихам не матерью -

Мачехой была.

Эх, бумага белая.

Строчек ровный ряд!

Сколько раз глядела я.

Как они горят.

Ахматова будто писала дневник, сначала свой, личный, потом общий, всенародный.

Она осознавала, что нужно выразить исторический масштаб и значения событий, которые происходили. Ее цель - оставить потомкам документ эпохи сталинского террора.

«Осенью в 1962 году, когда «Реквием» был перенесен на бумагу, Ахматова сказала очень торжественно: «Реквием» знало 11 человек, и никто мне не изменил», - вспоминает Л. Чуковская.

Учитель. Ахматова возвращалась к поэме и в 1957, и в 1961 годах.

«Вместо предисловия» обозначена дата 1 апреля 1957 г.

Чтение эпиграфа.


  • Какую мысль поэтесса выражает в эпиграфе?

(Поэт и народ неразделимы)

В 1962 году Анна Ахматова передала рукопись в редакцию журнала «Новый мир», но при жизни поэта «Реквием» не был напечатан на Родине. Один из списков попал за границу и впервые был опубликован в Мюнхене в 1963 году без ведома автора. Через 21 год после смерти Ахматовой, в 1987 году, появилась первая публикация поэмы в СССР.


  • Слушание разделов поэмы. (Читает автор).


  • Слово «реквием» означает «спокойствие». Звучит ли «Реквием» Анны Ахматовой спокойно?

(Нет. «Реквием» - стон, плач, крик)

  • Анализ поэмы «Реквием».

  • От чьего имени ведется рассказ в поэме?

(Пересказчик - мать осужденного сына, поэт, в очереди около тюрьмы она пообещала описать все, что видела, чувствовала, пережила. Образ пересказчика введен в суть сюжета, через его восприятие, восприятии женщины, матери и гражданки, которой суждено было рассказать о «всем этом», мы познаем страшную трагедию времен сталинского террора).


  • Кому адресованные стихи?

(Народу: обществу, потомкам).

Выразительное чтение «Посвящения».


  • Почему поэтесса избрала библейский масштаб?

(Сама Ахматова объяснила, что в 1936 г. она опять начинает писать, но манера ее письма меняется: «Жизнь приводит под уздцы такого Пегаса, который чем-то напоминает апокалипсического Бледного коня или Черного коня из тогда еще не рожденных стихов». Апокалипсические картины становятся у Ахматовой символом ее времени).


  • Зачем поэтесса обращает внимание читателей на разделение мира?


  • Почему использует в одной строке слово «мы» дважды?

(Создает широкий диапазон).


  • О ком эта часть? Назовите мотивы.

(Идет речь о женщинах, разлученных с арестованными. Появляются мотивы надежды, утешения, невзирая на большое горе и печаль).

Учитель. Обратите внимание на описание города. Образ города «одичалого».


  • Как относится поэтесса к такому городу?

(Пытается отстраниться от «одичалого» и опустошенного мира, в котором жизнь остановилась. Между живыми и мертвыми у нее нет предела. Нарушение традиции, «Реквием» посвящен и мертвым, и живым).

Выразительное чтение вступления.

Учитель. Образ города Петербурга, что вырисовывается в посвящении и вступлении, лишен пушкинской пышности… это город - приложение к гигантской тюрьме, что раскинула свои злые корпуса над омертвелой и неподвижной Невой. Как объяснить образ звезды - «Звезды смерти»?

(Это кремлевские и другие звезды времени сталинщины).


  • Почему, по вашему мнению, идет речь о стрелецких женщинах?

Пояснения ученика - историка.

В Московии в 1698 г. вспыхнул стрелецкий бунт. Стрельцы были не довольны тяжелой походной жизнью. Этот бунт, который, по мнению царя, подготовила сестра София, был придушен. По приказу царя было казнено больше тысячи стрельцов (царь собственноручно казнил некоторых из них), некоторые были повешены около окна кельи Софьи.

Обращаясь к образам «стрелецких жен», Ахматова подчеркивает страдания русской женщины, судьба которой типична. Поэтесса обращается к историческим ассоциациям, пытаясь объяснить, откуда идет зло.


  • Имеет ли оно какие - то сугубо русские выходки?

(Это была линия трагической наследственности, что никогда не обрывалась, а в годы сталинского террора превратилась «в тугую петлю на шее народа», кровавая дорога).

Учитель. Анна Ахматова пыталась помочь своему сыну. Обращалась с письмом к Сталину.

Обратим внимание на дату написания вступления. В это время поэтесса действительно «Выла под кремлевскими башнями», обращалась с письмом к Сталину о помиловании сына.

Учитель читает отрывок «Тихо льется Тихий Дон».


  • Вспомните, что в русской литературе значит желтый цвет?

(Это образ Петербурга у Ф. Достоевского, у Мандельштам - цвет насилия; статья «Кровавая мистерия 9 января», (1922 г.):

Две лишь в мире краски не поблекли:

В желтой зависть, в красной - нетерпенье…

Чтение и анализ раздела «Приговор».

  • Что имеет в виду поэтесса, употребляя выражение «каменное слов»? Какие исторические события с ним связаны?

(Статья Жданова о журналах «Звезда», «Петербург»).

  • Какие слова особенно поражают? Какой мотив усиливается? (Мотив страдания, окаменелости)

  • Какой смысл имеют выражения «каменное слово», «Душа окаменела»? (Каменный - тяжелый, страшный; страдание, что забирает жизнь; чрезмерная боль и оцепенелая нечувствительность).

Преодоление личного страдания возносит человека над ситуацией, дает ей возможность и право говорить об общей судьбе. Ахматова - воплощение «окаменелого страдания» - как будто превращается в образ живого монумента страдания своих современниц.

Анализ X части «Реквиема».

Учитель. Тема матери и сына, который готовится к казни, соотносится в сознании поэтессы с евангельским сюжетом, а поскольку это касалось не только ее личной жизни, но и жизни миллионов матерей и сыновей, Анна Ахматова опирается на историю из Библии, художественно расширяя рамки «Реквиема» к общечеловеческому масштабу.

X часть становится поэтически - философским центром поэмы.

  • На что указывает эпиграф?

  • О чем свидетельствуют слова «Зачем меня оставил»!?

Ахматова пытается изобразить страдание Христа с точки зрения матери. Это ее сын. Что чувствует мать рядом со страждущим сыном?

Учитель. Еще раньше, в октябре 1912 г., у поэтессы появился стих о рождении сына.

Загорались иглы венчика

Вокруг безоблачного лба.

Это намек на божественное происхождение ребенка для любящей матери.

Ах! Улыбчивого птенчика

Подарила мнет судьба.

В поэме Ахматова - женщина, мать.

Выразительное чтение отрывка из «Эпилога» - «Опять поминальное приблизилось время».


  • Что напоминает звучание стиха? Какой звуковой ряд наблюдаем? О чем свидетельствуют повторы в начале строк?

  • Что поставили рядом с мотивами и звуками? (Только тишину. И все эти звуки не убивают, а делают ее более ощутимой). Фактически произведение строится на полифонии и контрапункте - одновременному соединению нескольких линий голосов. Образы, что встречаются в «Реквиеме», в эпилоге приобретают звуковую характеристику, читатель следом за лиричной героиней слышит «Громыхание марусь», и «хлопанье постылой» и «вой старухи». Все звуки обращены к внутреннему слуху читателя. Звукозапись стиха - это звучание звона, что постепенно нарастает и превращается в набат. Достигнув кульминации, звук обрывается. Наступает тишина, страдание изменяется скорбью.

Работа с эпиграфом уроку.

«Реквием» - окаменелое горе, гениально создано с самых простых слов» (Виленкин).

  • Как «звучит» автобиографичная основа произведения? Мотив трагедии у Ахматовой звучит в течение всего творчества.

Ученики читают стихи: «Если бы все, кто помощи душевной…», «зачем вы отравили воду…»


  1. Рефлексия. Метод «Микрофон».


  • Что такое, с вашей точки зрения «Реквием» Ахматовой?

  • Обобщенный портрет народного страдания.

  • Памятник народному горю.

  • Плач матери о сыне.

  • Завещание поэтессы.

  1. Итог работы отдельных учеников и групп.


  • Ожидаемые результаты.

Ученик:

  • Раскрывает содержание названия поэмы.

  • Характеризует особенности построения произведения.

  • Воспринимает текст «Реквиема» как портрет народного страдания и исторической памяти.





© 2010-2022