Вокруг нас -мир Конспект урока литературы в 5 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературе в 5 классе «Вокруг тебя - Мир»


Цели урока:
ОБЩИЕ - подвести учеников к осознанию того, что война - тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми; познакомить с некоторыми положениями Конвенции о правах ребёнка.
ЧАСТНЫЕ - практическим путём познакомить учащихся с приёмом сравнительной характеристики героев (Пети Ростова и француза-барабанщика) и его ролью в раскрытии идейного замысла изучаемого отрывка.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ - воспитывать гуманистический взгляд на мир, формировать патриотические чувства детей.

психологическое состояние
Война и дети
Словарь урока:
конвенция
декларация

ХОД урока


Заканчивается 2015 год. Этот год был годом литературы. И поэтому наш последний урок в этом году -урок литературы.

2015 год - юбилейный год, год 70 -летия Великой победы. В течении года мы с вами говорили о подвиге защитников Родины, о том, что самое главное на земле - мир.

Я хочу, чтобы любовь к миру перестала быть робким стремлением народов, приходящих в ужас при виде бедствий войны, чтобы она стала непоколебимым требованием честной совести.
Л.Н. Толстой.

Эти слова Толстого перекликаются со словами статьи «Конвенции о правах ребенка»:

«Ребёнок имеет право на жизнь и здоровое развитие.»

Вокруг нас - Мир… Огромный, прекрасный, неоднозначный. Синее небо над головой, яркое солнце, шум капели весной, пение птиц.
Л.Н. Толстой писал: «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звёздным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?»

Постановка целей урока
На прошлом уроке литературы мы прочитали отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» и говорили о том, что война - тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми. Сегодня мы должны ещё раз убедиться в том, что слова война и дети несовместимы, не могут, не должны стоять рядом.
- Каковы последствия войны?
- Какой след оставляет она в душах детей?
- Почему после прочтения произведения о войне 1812 года мы говорим о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г.?
На эти вопросы мы постараемся ответить на сегодняшнем занятии.

Проверка первичного восприятия отрывка из романа Л.Н. Толстого

Петя Ростов стремился оказаться в центре военных событий. И его, 15-летнего мальчика, не миновала война.
- Каким мы видим Петю на страницах романа Л.Н. Толстого?

- Что вы можете сказать о Пете Ростове на основе анализа его портрета и психологического состояния?

Итак, мы с вами убедились в том, что Петя - добрый, отзывчивый, жизнерадостный человек. Война вторглась в его жизнь и заставила воевать вместе со взрослыми.

- Дети во время вооружённых конфликтов являются самыми уязвимыми. Можно ли помочь им?

В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой провозглашено право ребёнка на особое внимание и защиту со стороны государства.
В ноябре 1989 года Генеральная сессия ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка. Её положения сводятся к четырём основным требованиям, которые должны обеспечить эти права: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
Словарная работа
Конвенция -
Декларация -
Слово учителя
К сожалению, и в наше время не всегда соблюдаются права ребёнка. В страшные же годы войны дети быстро взрослели. Они в свои 10 - 14 лет уже осознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества.
Юные герои, защитники Родины - их было много в войну 1942 - 1945 гг.- обыкновенные школьники, отдавшие жизни за то, чтобы другие могли спокойно расти в мирное время.

Работа с документальными текстами (отрывки из книги С.Алексиевич «Последние свидетели»)

- Прочитайте тексты.
- Согласны ли вы с тем, что дети во время вооружённого конфликта являются самыми уязвимыми?
- Почему после прочтения отрывка из романа о войне 1812 года мы обращаемся к материалам о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов?
(Отрывок из романа Л.Н. Толстого - художественное произведение. Автор имеет право на вымысел. Тексты о войне 1941 - 1945 г. нельзя назвать художественными произведениями. Они основаны на воспоминаниях людей, на реальных фактах. Это произведения документальной литературы.

Кому нужна эта страшная, бесчеловечная, жестокая война? Только не простым людям. Мы хотим быть счастливыми, жить в мире и согласии.
Л.Н. Толстой писал: «Я хочу, чтобы любовь к миру перестала быть робким стремлением народов, приходящих в ужас при виде бедствий войны, а чтобы она стала непоколебимым требованием честной совести».

Рефлексия
Представьте, что у вас появилась возможность обратиться с просьбой к президентам всех стран. Напишите такое обращение.



© 2010-2022