- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Материалы на курс Самый класный класный
Материалы на курс Самый класный класный
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Филиппова И.В. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Хабаровский край
г. Комсомольск - на - Амуре
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.
Ш.А. Амонашвили
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.
Что такое воспитание? В своей педагогической деятельности я исхожу из нескольких определений воспитания:
-
Воспитание - процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и
воспитанников, направленный на достижение поставленной цели. -
Воспитание - это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.
-
Воспитание - это чувство, голос души и сердца.
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.
Ребенка должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество - это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое Я.
Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ, я - как классный руководитель создаю условия, чтобы ребенок проявил себя. Основная моя задача - быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении. Одно из условий успешного воспитания заключается в следующем: ребенок не должен ощущать давления со стороны взрослых, он должен чувствовать рядом плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь.
Обоснование педагогической целесообразности создания
воспитательной системы класса
-
ребенок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны;
-
воспитательная система класса - это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка, эффективно содействующая его личностному росту;
-
системный подход позволяет классному руководителю рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе;
-
в процессе построения воспитательной системы формируется "лицо" класса, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов классного сообщества;
-
воспитательная система класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей и процесс их развития.
МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Воспитательная система класса - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания, отражающий специфический способ организации жизнедеятельности коллектива класса.
Совместная деятельность учителя, учащихся и родителей позволила мне разработать своеобразную модель воспитательной системы класса. Созданная модель помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям.
Цель воспитательной системы - создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней.
Задачи воспитательной системы:
-
способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
-
создать благоприятный воспитательный фон, способствующий осмыслению и усвоению подростками нравственных норм, духовной культуры человечества, закреплению этих норм в их повседневном поведении;
-
способствовать формированию основ культуры общения;
-
развивать творческую деятельность через КТД;
-
способствовать сплочению классного коллектива.
Реализация цели и задач обеспечивается, в первую очередь, обучающей и воспитательной деятельностью педагогов, учебной деятельностью и личностным самоопределением учеников. Полноценная же реализация возможна только при условии, что на нее ориентированы все виды деятельности школьного сообщества.
На становление жизненных позиций школьника особое влияние имеет такой компонент воспитательной системы, как детское самоуправление. Вслед за В.А. Караковским, мы понимаем самоуправление как, в первую очередь, управление ребенка самим собой, своим поведением, собственной жизнедеятельностью. Нам также близок подход Д.В. Григорьева, определяющего детское самоуправление как режим протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий равноправные отношения в детской среде. Создание ученического самоуправления определяет естественное сочетание социальных потребностей ребенка с возможностями образовательного учреждения.
Создавая органы школьного самоуправления, мы ставили перед собой следующую цель: привлечение каждого ребенка к участию в общественной жизни, повышение социальной активности, творческого потенциала детей. Основу данного самоуправления составляют сменные творческие группы - советы дела, которые решают все важнейшие вопросы жизнедеятельности класса. Создание и работа с советами дела, чередование коллективных творческих поручений позволяют каждому учащемуся занимать активную позицию в построении работы класса, что положительно влияет на формирование их организаторских способностей, умения управлять своим Я, раскрывать и развивать свои потенциальные и реальные возможности. По словам Д.В. Григорьева, "в режиме самоуправления учащиеся совместно, свободно и ответственно определяют цель, предмет своей деятельности, договариваются о средствах и способах ее реализации".
Каждый учащийся - это сложная, своеобразная и интересная личность. Поэтому не случайно в разных видах деятельности становятся лидерами разные учащиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своим желанием, интересом, свободно сделанным выбором.
Предложенная форма ученического самоуправления не совершенна, но имеет ряд достоинств.
Во-первых, вовлечение в работу всех учащихся класса.
Во-вторых, развитие таких качеств, как самостоятельность, требовательность к себе, ответственность, коммуникабельность, стремление оказать помощь.
В-третьих, появляется возможность реализации творческого потенциала ребят.
В-четвертых, занятость во внеурочное время, так как подготовка тех или иных мероприятий требует больших затрат личного времени.
При такой организации воспитательной деятельности повышается активность ребят, их ответственность за порученное дело, а классный руководитель может вносить коррективы в воспитательный процесс с целью формирования коммуникативных навыков и организаторских способностей.
Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к происходящему в стране. Участие в органах самоуправления является своеобразной ступенькой, подготавливающей подростков к последующей гражданской деятельности, здесь они приобретают социальный опыт, учатся сотрудничеству с людьми, получают возможность выражения и защиты своих интересов и прав.
Основные направления воспитательной работы
"Ученье - свет, а неученье - тьма"
Важное место в своей работе я отвожу регулярным контактам с учителями-предметниками, ежедневно отслеживая оценки учеников, слежу за выполнением графика контрольных работ. По ситуации провожу индивидуальные беседы. Все учебные результаты стараюсь еженедельно отражать в дневниках в виде "Карты успеха".
С переходом в пятый класс или несколько позже у подростка снижается общий интерес к учению. Мотивы, которые побуждали его к учению в младших классах (интерес к пребыванию в школе, первые результаты учебного труда и т. д.) уже удовлетворены, а новые, отвечающие возрастным особенностям, не сложились. К тому же меняются сами условия школьной жизни:
-
несколько учителей-предметников, а не один, как в начальной школе;
-
увеличение числа учебных предметов и объема учебного материала;
-
иные формы работы на уроке.
С целью преодоления этих трудностей я разработала четкую систему отслеживания успеваемости каждого ребенка (в сравнении с учебой в начальной школе, в предыдущей четверти и т. д.), анализа причин возникающих трудностей, прогнозирования возможных будущих проблем и поиска путей их решения. Результаты учебной деятельности каждого ребенка графически отображаются по четвертям и по годам.
Каждую четверть составляю подробный отчет об успеваемости каждого ребенка, в сравнении с прошлыми результатами. Выясняется, по каким предметам снизилась успеваемость, каковы причины этого:
-
усложнение учебного материала;
-
завышенная самооценка (в начальной школе ребенок получал высокие оценки, благодаря общему высокому уровню развития, и не привык систематически работать);
-
заниженная самооценка, комплексы;
-
ослабление контроля со стороны родителей;
-
преобладание внешкольных интересов.
После выявления причин неудач с ребенком и его родителями проводится индивидуальная работа. Предлагаются пути устранения этих неудач. С той же целью на родительских собраниях разбираются ситуации, обращается внимание на возрастные трудности и резервы развития. Мы стараемся прогнозировать ситуацию, видеть завтрашний день. С учениками также проводятся занятия по культуре учебного труда, развитию памяти, а с родителями обсуждается вопрос, как помогать дома.
"В дружбе взрослых и детей - сила школы и семей"
Взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообществ - также важное направление функционирования воспитательной системы класса. Ведь очевидно, что если образы жизни семьи и школы кардинально расходятся, то только немногие из школьников смогут выбраться без потерь из подобного противостояния. Поэтому особое внимание уделяется взаимоотношениям ребенка в семье (встречи и беседы с членами семьи, изучение условий проживания).
Еще с 5-го класса я поняла, что родители моих учеников - первые помощники, члены классного коллектива. Работа с родителями ведется по двум направлениям - повышение психолого-педагогических знаний и вовлечение их в учебно-воспитательный процесс. В рамках этого направления проводятся родительские собрания, совместные творческие дела, особенно удачно проходят собрания в виде деловой игры-беседы: "Я помогаю вам, вы помогаете мне". Сообща находим решение в трудных ситуациях по воспитанию детей. Родители участвуют во всех наших праздниках. Интересно проходят творческие дела (походы, экскурсии, дни здоровья). Четверг - день открытых дверей. В этот день родители присутствуют на уроках, следят за обстановкой в классе, на уроках, переменах, видят ребенка в общении со сверстниками и учителями. Только с помощью совместных дел родители могут стать нам союзниками, так как перестанут относиться к школе как наблюдатели. Немаловажным фактором при проведении подобных мероприятий является присутствие и матерей, и отцов, так как учитываются не только возрастные, но и половые особенности развития детей.
Повышение уровня психолого-педагогического знаний реализуется через индивидуальные и тематические консультации, открытые уроки и внеклассные мероприятия, общешкольные конференции для родителей.
Я - ГРАЖДАНИН
"Ты тоже родился в России…"
Реализация этого направления осуществляется через внеклассные мероприятия, на которых ученики знакомятся с историей государственной символики страны, историей своей семьи, города, области, региона. Проводятся Уроки мужества (встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами), диспут "Патриотизм: знак вопроса". Также ребята участвуют в акции "Милосердие", "Ветеран живет рядом", «Посылка солдату» и др.
Многие мероприятия проходят в школьном музее "Память".
ЗДОРОВЬЕ
"В здоровом теле - здоровый дух"
Основная цель этого направления - сохранение и укрепление здоровья ребят класса; формирование стремления к здоровому образу жизни.
С этой целью были проведены и разработаны мероприятия: познавательная ролевая игра "Суд над сигаретой", валеологические беседы "Здоровые привычки - здоровый образ жизни", "Мое здоровье - это достояние нации", "В чем опасность кружки пива", КТД: "Тропинка, ведущая в бездну". Проводятся тренинги "Как сказать "нет" в ответ". У класса укрепляются и множатся традиции, среди которых наиболее значимыми являются участие в игре "Зарница", дни здоровья, выходы на природу.
Все эти направления не изолированы друг от друга, они взаимосвязаны. Например, работая по направлению "Досуг", мы не забываем о родителях. Так совместно с родителями проведены мастерская общения "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!", праздники "Вот и стали мы на год взрослее", "День благодарения", конкурсные семейные программы "Когда все вместе", "Семья года", брейн-ринг "Век живи - век учись", правовая игра "Мой дом - моя крепость".
Работая по направлению "Я - гражданин", мы не забываем о направлении "Учеба", так как знания необходимы для молодого поколения страны. Были проведены познавательные часы: "Учеба - наш главный труд", "Нужны ли знания?", диспут "Много знать - хорошо или плохо?"
Вся воспитательная работа идет в сотрудничестве со школьной детской организацией "Молодые лидеры России".
Моделирование воспитательной системы - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.
Во всей работе отчетливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально-психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения "Педагог - ученик", "Ученик - родитель", "Педагог - родитель".
1. Познай Себя - это интересно!
2. Сотвори себя - это необходимо!
3. Утверди себя - это возможно!
4. Прояви себя - это реально!
ЗАПОВЕДИ ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯ ТЕЛЬНОСТИ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
-
Воля и труд дивные всходы дают.
-
Всякий человек по делу познается.
-
По мере трудов и награда.
-
Доброе исполняем, а худое искореняем.
-
Веселье делу не помеха.
-
В хорошей артели всяк при деле.
-
С кем живешь, с тем и слывешь.
-
Здоров будешь - все добудешь.
принцип деятельности
Скажи мне - я забуду.
Покажи мне - я запомню.
Позволь мне сделать - я пойму.
Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе:
-
уровень воспитанности учащихся выше среднего по школе;
-
в классе преобладает атмосфера доброжелательности;
-
большинство ребят хорошо себя чувствуют в классном коллективе, могут свободно высказывать свое мнение;
-
учащиеся класса имеют высокую степень удовлетворенности жизнедеятельностью в школе: они любят свою школу, у них есть любимые учителя и любимые школьные предметы.
Занятость учащихся во внеурочное время
…
…
…
…
…
Школа № 7
Другие школы
"Смена"
Художественная школа
Музыкальная школа
ДЮЦ
Показателями эффективностями педагогической деятельности является уровень развития классного коллектива, его психологический климат, структура межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка. Отследить это мне помогают психолог школы с помощью специальных методик (социометрия, личные педагогические наблюдения, тестирование, анкетирование).
Данные психологической диагностики с 5-го класса показывают положительную динамику межличностных взаимоотношений в коллективе.
20ч чч чччччч
18ч чч чччччч
15ч чч чччччч
10ч чч чччччч
10ч чч чччччч
9ч чч чччччч
В заключение хотелось бы привести слова великого Авиценны: "Учитель - это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение". Уверена, что я и мои ребята находимся лишь в начале этого трудного пути, который приведет нас к новым высотам. Пусть каждый мой ученик с удовольствием ходит в класс, с удовольствием учится, любит свою семью, стремится ко всему новому и интересному и уважает в себе и в других человека.