Материалы на курс Самый класный класный

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Хабаровский край

г. Комсомольск - на - Амуре

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7






Материалы на курс Самый класный класный



Материалы на курс Самый класный класный






Материалы на курс Самый класный класный


Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как по­вторение своего детства, чтобы совершенст­воваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

Ш.А. Амонашвили

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.

Что такое воспитание? В своей педагогической деятельности я исхожу из не­скольких определений воспитания:

  • Воспитание - процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и
    воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.

  • Воспитание - это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.

  • Воспитание - это чувство, голос души и сердца.

Материалы на курс Самый класный класный

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хоро­шо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настоль­ко, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ре­бенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.

Ребенка должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высо­кое творчество - это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциаль­ных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права про­являть свое Я.

Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ, я - как классный руководи­тель создаю условия, чтобы ребенок проявил себя. Основная моя задача - быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении. Одно из условий успешного воспитания заключается в следующем: ребенок не должен ощущать давления со стороны взрослых, он должен чувствовать рядом плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь.

Обоснование педагогической целесообразности создания

воспитательной системы класса


  • ребенок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны;

  • воспитательная система класса - это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка, эффективно содействующая его личностному росту;

  • системный подход позволяет классному руководителю рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе;

  • в процессе построения воспитательной системы формируется "лицо" класса, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов классного сообщества;

  • воспитательная система класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей и процесс их развития.

МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Воспитательная система класса - это целостный социальный организм, функциони­рующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания, отражающий специфический способ организации жизнедеятельности кол­лектива класса.

Совместная деятельность учителя, учащихся и родителей позволила мне разрабо­тать своеобразную модель воспитательной системы класса. Созданная модель по­могает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, со­гласовывать устремления действий учителя, учащихся и родителей при планирова­нии и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно спо­собствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достиже­нию более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащих­ся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям.

Цель воспитательной системы - создание условий для разностороннего развития лич­ности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с ок­ружающей действительностью, занимающего активную позицию по от­ношению к ней.

Задачи воспитательной системы:

  • способствовать развитию познавательных интересов учащихся;

  • создать благоприятный воспитательный фон, способствующий осмыслению и усвоению подростками нравственных норм, духовной культуры человечества, закреплению этих норм в их повседневном поведении;

  • способствовать формированию основ культуры общения;

  • развивать творческую деятельность через КТД;

  • способствовать сплочению классного коллектива.

Реализация цели и задач обеспечивается, в первую очередь, обучающей и воспитательной деятельностью педагогов, учебной деятельностью и личностным самоопределением учеников. Полноценная же реализация возможна только при ус­ловии, что на нее ориентированы все виды деятельности школьного сообщества.

Материалы на курс Самый класный класный

На становление жизненных позиций школьника особое влияние имеет такой компонент воспитательной системы, как детское самоуправление. Вслед за В.А. Караковским, мы понимаем самоуправление как, в первую очередь, управление ребенка самим собой, своим поведением, собственной жизнедеятельностью. Нам также близок подход Д.В. Григорьева, определяющего детское самоуправление как ре­жим протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспе­чивающий равноправные отношения в детской среде. Создание ученического са­моуправления определяет естественное сочетание социальных потребностей ребен­ка с возможностями образовательного учреждения.

Создавая органы школьного самоуправления, мы ставили перед собой сле­дующую цель: привлечение каждого ребенка к участию в общественной жизни, по­вышение социальной активности, творческого потенциала детей. Основу данного самоуправления составляют сменные творческие группы - советы дела, которые решают все важнейшие вопросы жизнедеятельности класса. Создание и работа с советами дела, чередование коллективных творческих поручений позволяют каж­дому учащемуся занимать активную позицию в построении работы класса, что по­ложительно влияет на формирование их организаторских способностей, умения управлять своим Я, раскрывать и развивать свои потенциальные и реальные воз­можности. По словам Д.В. Григорьева, "в режиме самоуправления учащиеся со­вместно, свободно и ответственно определяют цель, предмет своей деятельности, договариваются о средствах и способах ее реализации".

Каждый учащийся - это сложная, своеобразная и интересная личность. По­этому не случайно в разных видах деятельности становятся лидерами разные уча­щиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своим желанием, интересом, свободно сделанным выбором.

Предложенная форма ученического самоуправления не совершенна, но имеет ряд достоинств.

Во-первых, вовлечение в работу всех учащихся класса.

Во-вторых, развитие таких качеств, как самостоятельность, требовательность к себе, ответственность, коммуникабельность, стремление ока­зать помощь.

В-третьих, появляется возможность реализации творческого потенциала ре­бят.

В-четвертых, занятость во внеурочное время, так как подготовка тех или иных мероприятий требует больших затрат личного времени.

При такой организации воспитательной деятельности повышается активность ребят, их ответственность за порученное дело, а классный руководитель может вносить коррективы в воспитательный процесс с целью формирования коммуника­тивных навыков и организаторских способностей.

Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чув­ства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к проис­ходящему в стране. Участие в органах самоуправления является своеобразной сту­пенькой, подготавливающей подростков к последующей гражданской деятельности, здесь они приобретают социальный опыт, учатся сотрудничеству с людьми, получают возможность выражения и защиты своих интересов и прав.

Основные направления воспитательной работы

"Ученье - свет, а неученье - тьма"

Важное место в своей работе я отвожу регулярным контактам с учителями-предметниками, ежедневно отслеживая оценки учеников, слежу за выполнением графика контрольных работ. По ситуации провожу индивидуальные беседы. Все учебные результаты стараюсь еженедельно отражать в дневниках в виде "Карты успеха".

С переходом в пятый класс или несколько позже у подростка снижается об­щий интерес к учению. Мотивы, которые побуждали его к учению в младших клас­сах (интерес к пребыванию в школе, первые результаты учебного труда и т. д.) уже удовлетворены, а новые, отвечающие возрастным особенностям, не сложились. К тому же меняются сами условия школьной жизни:

  • несколько учителей-предметников, а не один, как в начальной школе;

  • увеличение числа учебных предметов и объема учебного материала;

  • иные формы работы на уроке.

С целью преодоления этих трудностей я разработала четкую систему отсле­живания успеваемости каждого ребенка (в сравнении с учебой в начальной школе, в предыдущей четверти и т. д.), анализа причин возникающих трудностей, прогно­зирования возможных будущих проблем и поиска путей их решения. Результаты учебной деятельности каждого ребенка графически отображаются по четвертям и по годам.

Каждую четверть составляю подробный отчет об успеваемости каждого ре­бенка, в сравнении с прошлыми результатами. Выясняется, по каким предметам снизилась успеваемость, каковы причины этого:

  • усложнение учебного материала;

  • завышенная самооценка (в начальной школе ребенок получал высокие оценки, благодаря общему высокому уровню развития, и не привык систематически работать);

  • заниженная самооценка, комплексы;

  • ослабление контроля со стороны родителей;

  • преобладание внешкольных интересов.

Материалы на курс Самый класный класный



После выявления причин неудач с ребенком и его родителями проводится индивидуальная работа. Предлагаются пути устранения этих неудач. С той же це­лью на родительских собраниях разбираются ситуации, обращается внимание на возрастные трудности и резервы развития. Мы стараемся прогнозировать ситуа­цию, видеть завтрашний день. С учениками также проводятся занятия по культуре учебного труда, развитию памяти, а с родителями обсуждается вопрос, как помо­гать дома.

"В дружбе взрослых и детей - сила школы и семей"

Взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и роди­тельского сообществ - также важное направление функционирования воспитатель­ной системы класса. Ведь очевидно, что если образы жизни семьи и школы карди­нально расходятся, то только немногие из школьников смогут выбраться без потерь из подобного противостояния. Поэтому особое внимание уделяется взаимоотноше­ниям ребенка в семье (встречи и беседы с членами семьи, изучение условий прожи­вания).

Еще с 5-го класса я поняла, что родители моих учеников - первые помощни­ки, члены классного коллектива. Работа с родителями ведется по двум направлени­ям - повышение психолого-педагогических знаний и вовлечение их в учебно-воспитательный процесс. В рамках этого направления проводятся родительские со­брания, совместные творческие дела, особенно удачно проходят собрания в виде деловой игры-беседы: "Я помогаю вам, вы помогаете мне". Сообща находим реше­ние в трудных ситуациях по воспитанию детей. Родители участвуют во всех наших праздниках. Интересно проходят творческие дела (походы, экскурсии, дни здоро­вья). Четверг - день открытых дверей. В этот день родители присутствуют на уро­ках, следят за обстановкой в классе, на уроках, переменах, видят ребенка в обще­нии со сверстниками и учителями. Только с помощью совместных дел родители могут стать нам союзниками, так как перестанут относиться к школе как наблюда­тели. Немаловажным фактором при проведении подобных мероприятий является присутствие и матерей, и отцов, так как учитываются не только возрастные, но и половые особенности развития детей.

Повышение уровня психолого-педагогического знаний реализуется через ин­дивидуальные и тематические консультации, открытые уроки и внеклассные меро­приятия, общешкольные конференции для родителей.

Материалы на курс Самый класный класныйМатериалы на курс Самый класный класный

Я - ГРАЖДАНИН

"Ты тоже родился в России…"

Реализация этого направления осуществляется через внеклассные мероприя­тия, на которых ученики знакомятся с историей государственной символики стра­ны, историей своей семьи, города, области, региона. Проводятся Уроки мужества (встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интерна­ционалистами), диспут "Патриотизм: знак вопроса". Также ребята участвуют в акции "Милосердие", "Ветеран живет рядом", «Посылка солдату» и др.

Многие мероприятия проходят в школьном музее "Память".

Материалы на курс Самый класный класный

Материалы на курс Самый класный класный

ЗДОРОВЬЕ

"В здоровом теле - здоровый дух"

Основная цель этого направления - сохранение и укрепление здоровья ребят класса; формирование стремления к здоровому образу жизни.

С этой целью были проведены и разработаны мероприятия: познавательная ролевая игра "Суд над сигаретой", валеологические беседы "Здоровые привычки - здоровый образ жизни", "Мое здоровье - это достояние нации", "В чем опасность кружки пива", КТД: "Тропинка, ведущая в бездну". Проводятся тренинги "Как сказать "нет" в ответ". У класса ук­репляются и множатся традиции, среди которых наиболее значимыми являются участие в игре "Зарница", дни здоровья, выходы на природу.


Все эти направления не изолированы друг от друга, они взаимосвязаны. На­пример, работая по направлению "Досуг", мы не забываем о родителях. Так со­вместно с родителями проведены мастерская общения "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!", праздники "Вот и стали мы на год взрослее", "День бла­годарения", конкурсные семейные программы "Когда все вместе", "Семья года", брейн-ринг "Век живи - век учись", правовая игра "Мой дом - моя крепость".

Работая по направлению "Я - гражданин", мы не забываем о направлении "Учеба", так как знания необходимы для молодого поколения страны. Были прове­дены познавательные часы: "Учеба - наш главный труд", "Нужны ли знания?", диспут "Много знать - хорошо или плохо?"

Вся воспитательная работа идет в сотрудничестве со школьной детской орга­низацией "Молодые лидеры России".

Моделирование воспитательной системы - это сложный и длительный про­цесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.

Во всей работе отчетливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально-психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения "Педагог - ученик", "Ученик - родитель", "Педагог - родитель".

1. Познай Себя - это интересно!

2. Сотвори себя - это необходимо!

3. Утверди себя - это возможно!

4. Прояви себя - это реально!


ЗАПОВЕДИ ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯ ТЕЛЬНОСТИ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

  1. Воля и труд дивные всходы дают.


  1. Всякий человек по делу познается.


  1. По мере трудов и награда.


  1. Доброе исполняем, а худое искореняем.


  1. Веселье делу не помеха.


  1. В хорошей артели всяк при деле.


  1. С кем живешь, с тем и слывешь.


  1. Здоров будешь - все добудешь.










принцип деятельности


Скажи мне - я забуду.

Покажи мне - я запомню.

Позволь мне сделать - я пойму.


Такая работа спо­собствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном про­цессе:

  • уровень воспитанности учащихся выше среднего по школе;

  • в классе преобладает атмосфера доброжелательности;

  • большинство ребят хорошо себя чувствуют в классном коллективе, мо­гут свободно высказывать свое мнение;

  • учащиеся класса имеют высокую степень удовлетворенности жизнедеятельностью в школе: они любят свою школу, у них есть любимые учи­теля и любимые школьные предметы.

Занятость учащихся во внеурочное время




Школа № 7

Другие школы

"Смена"

Художественная школа

Музыкальная школа

ДЮЦ


Материалы на курс Самый класный класныйПоказателями эффективностями педагогической деятельности является уровень развития классного коллектива, его психологический климат, структура межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка. Отследить это мне помогают психолог школы с помощью специальных методик (социометрия, личные педагогические наблюдения, тестирование, анкетирование).

Данные психологической диагностики с 5-го класса показывают положительную динамику межличностных взаимоотношений в коллективе.

Материалы на курс Самый класный класный





Материалы на курс Самый класный класный





Материалы на курс Самый класный класный

20ч чч чччччч

18ч чч чччччч

15ч чч чччччч

10ч чч чччччч

10ч чч чччччч

9ч чч чччччч




В заключение хотелось бы привести слова великого Авиценны: "Учитель - это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих зна­ний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение". Уверена, что я и мои ребята находимся лишь в начале этого трудного пути, который приведет нас к новым высотам. Пусть каждый мой ученик с удовольствием ходит в класс, с удо­вольствием учится, любит свою семью, стремится ко всему новому и интересному и уважает в себе и в других человека.Материалы на курс Самый класный класный

© 2010-2022