В каждом слове - чудесный клад

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вебинар «В каждом слове - чудесный клад»

Хотите зажигать звезды среди своих учеников?

Открывать и поддерживать таланты?

Воспитывать будущих Эзопов и Сократов?

Тогда этот вебинар для Вас, современные, креативные и продвинутые педагоги!

Благодаря предложенному опыту вы значительно обогатите словарный запас своих учеников, разовьете креативное мышление, воспитаете неординарную, творческую личность!

Добрый день, уважаемые коллеги ! Зовут меня Березина Инна Владимировна. Рада приветствовать вас на нашем вебинаре, который называется «В каждом слове - чудесный клад! Я работаю учителем русского языка и литературы в школе 31 города Комсомольска-на-Амуре, в настоящее время обучаюсь основам инфобизнеса в Хабаровском краевом институте развития образования.

Сегодня для обсуждения я предлагаю тему, которая волнует не только учителей, но и родителей, любого интеллигентного члена общества.

Как развивать языковую культуру школьников, воспитывать их эффективными коммуникаторами в условиях постоянной речевой агрессии, когда даже с экранов телевизоров, со страниц молодежных журналов порой льется поток ненормативной лексики.

Ни для кого из нас не секрет, что современные «цифровые» дети большую часть своего свободного времени сидят в интернете, общаются в чатах, забывая живую человеческую речь. В общении сверстников преобладают сленговые слова, жаргонизмы, заимствованные выражения.

Для детей издаются «шпаргалки на каждый день», «готовые домашние задания», «русская литература в кратком изложении», «Золотые сочинения» по всем темам программы. В результате, не надо самому думать, читать классику, не надо мучительно складывать слова, чтобы изложить мысли связно, логично, последовательно.

Но ведь именно умение эффективно общаться в разных коммуникативных ситуациях, определяет будущую успешность человека, его востребованность как на рынке труда, так и в социуме.

Обозначенная проблема мотивировала найти ответы на вопросы:

Как, какими средствами и методами в современных условиях образования построить систему работу словесника по формированию языковой культуры школьников.

Подробно представлю систему своей работы в методических рекомендациях, которые сейчас оформляются в готовый продукт и будут размещены на персональном сайте в социальной сети работников образования «nsportal.ru»

Что нужно сделать, чтобы решение проблемы сдвинулось с мертвой точки, поговорим сегодня.

- Первое и главное, на мой взгляд, это четко простроенные цели учителя. Мы должны понимать, с каким контингентом детей работаем, каков уровень их речевого развития, что и за какой период мы будем развивать у наших учащихся. Следовательно, формулируем цели своей работы.

- Успешность любой работы в области педагогики зависит от продуманной диагностики, систематического мониторинга. Учитель должен не на глазок определять, у кого из учеников что « поразвивать», а владеть методиками диагностики, чтобы целенаправленно работать над проблемой, следовательно, надо определить уровень развития языковой культуры своих учеников. В педагогике и психологии есть соответствующие методики, но можно воспользоваться и более «экономным» экспериментальным путем, когда учащимся даем несколько специальных заданий, выполнение которых даст учителю концентрированный материал об уровне их развития; Следующий шаг - организуем продуманную диагностику.

- обязательным условием работы является активное участие самих школьников в процессе своего образования, а значит, проводим целенаправленную мотивацию учащихся с использованием активных методов обучения;

- главным предметом нашей работы будет СЛОВО, из которого складывается любая коммуникация, а значит надо научить детей пользоваться этим словом, добывать информацию о его значениях, функционировании в языке. В начале работы предлагаю провести с учащимися цикл практических занятий по ознакомлению с различными словарями и правилами их использования. Формы работы могут быть различными: от интерактивных презентаций до собственных мини-исследований и проектов; как это может быть сделано, будет представлено в методических рекомендациях.

- главный принцип в образовании - включение школьника в активную деятельность. Развивать навыки эффективной коммуникации необходимо постоянно, не только не уроке, но и в непосредственном общении с детьми, во внеурочной деятельности.

Что будем делать на уроке?

Я использую нестандартные формы проведения уроков

- лингвистическая лаборатория;

- урок-исследование;

- урок - творческая мастерская;

- урок-тест;

- урок-конкурс;

- урок-игра.

Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать. Привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму деятельности для обучения.

Обязательным компонентом урока можно сделать лексические, орфоэпические разминки, на которых будем тренировать учащихся в навыках работы со словарем, предоставлять им возможность попробовать себя в качестве диктора, корректора. Комплекс лингвистических игр, разминок, эффективность которых проверена на практике, также будет предложен в пособии.

Предлагаем учащимся актуальный лингвистический материал, понятный и привычный им, чтобы сделать процесс обучения интересным и познавательным.

Важным в комплексе мероприятий по развитию языковой культуры представляется работа со связным текстом

  • Изучаем, анализируем учебные тексты,

  • Составляем свои тексты разных стилей (научные, публицистические, художественные и даже разговорные, с известной целью)

  • Редактируем тексты чужие, готовим информационные выступления, после которых устраиваем пресс-конференцию с целью включенности в работу всех учащихся,

  • Выполняем олимпиадные и прочие усложненные задания по предмету,

П проводим исследования лингвистической, литературоведческой и общенаучной направленности

Работа с текстом происходит в диалоге «учитель - ученик» на основе принципов сотрудничества и взаимного уважения, доверия, а также учения без принуждения, основанного на достижении успеха.

Несомненно, в работе надо учитывать возраст учащихся.

И если с учащимися 5-6 классов в наибольшей степени приемлема игровая форма деятельности («Лингвобол», «Брейн-ринг юных филологов»),

то старших школьников нужно вовлекать в исследовательскую, проектную деятельность по предмету.

Например, можно предложить учащимся для исследований такие темы: «Говорим правильно», «Фразеологизмы Дальнего востока, «Нужные и ненужные заимствования», «Молодежный сленг. Причины его возникновения и законы функционирования». Примеры реализованных проектов также будут предложены в методических рекомендациях.

В старших классах поставленная задача хорошо решается через инсценировки, постановку проблемных вопросов, которые дают возможность учащимся выступать, отстаивая своё мнение. Система факультативов по культуре речи, грамотно проведенная предметная неделя, например «Русский язык в эпоху интернета», постоянно действующая сменная «Аллея грамотности» в школе или классе - все будет работать на решение поставленной проблемы.

Есть хорошая технология, представленная в дистанционном курсе на сайте «Мой университет», называется «Технология активных методов обучения». Изучив данную технологию и применив основные ее принципы на практике, можно добиться больших эффектов в развитии коммуникативной культуры школьников, чем при традиционных принципах обучения.

Конкретные методики проведения уроков, внеклассных мероприятий, примеры уже реализованных проектов, система лингвистических разминок и игр будут предложены в методических рекомендациях, которые будут размещены на моем личном сайте в социальной сети работников образования.

Спасибо за внимание, надеюсь, что информация будет полезной для учителей-практиков. Заинтересовавшихся приглашаю на свой сайт, где будет представлен опыт работы по заявленной теме.


© 2010-2022