Сборник заданий для проведения олимпиады в школе 5-8 классы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 г. НАДЫМА»



Сборник заданий для проведения олимпиады в школе 5-8 классы



Школьные олимпиады

для обучающихся 5-8 классов

русский язык









Надым-2015

Сборник «Школьные олимпиады для обучающихся 5-8 классов русский язык» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

Составитель: Краснобаева В.М.- учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»









Вниманию читателей предлагаются задания для проведения школьных олимпиад по русскому языку.

Данное пособие состоит из введения, заданий олимпиадного характера и ответов к ним. Задания распределены по классам; для каждой параллели дано 2 варианта, что поможет обеспечить большую самостоятельность в выполнении работы. В задания включёны вопросы по всем разделам русского языка, работа с текстом как основной дидактической единицей языка, письменные творческие работы, оригинальные лингвистические задачи.

Материалы сборника могут быть использованы учителем как при непосредственной подготовке к школьному туру олимпиады по русскому языку, так и на уроках русского языка в 5-8 классах в качестве дополнительных занятий, заданий повышенной сложности.







Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………………….

  2. Задания по русскому языку для 5 класса (1и 2 варианты)……………………….

  3. Задания по русскому языку для 6 класса (1и2 варианты)………………………..

  4. Задания по русскому языку для 7 класса (1и2 варианты)………………………..

  5. Задания по русскому языку для 8 класса (1 и 2 варианты)………………………

  6. Ответы……………………………………………………………………………….

  7. Используемая литература…………………………………………………………..











Введение

Воспитание любви к русскому языку - серьёзная и ответственная задача, стоящая перед учителем русского языка и литературы.

Любовь к родному языку воспитывается прежде всего через пробуждение у обучающихся интереса к предмету «Русский язык», возникающего как на классных занятиях, так и во внеклассной работе.

Олимпиада является действенным средством вовлечения во внеклассную работу большинства обучающихся школы, так как проведение олимпиад предполагает развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов русского языка путём чтения научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками, участия в работе факультативов.

Тексты заданий включают вопросы по фонетике, лексике и фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису.

Основные цели проведения школьных олимпиад по русскому языку:

- стимулирование познавательной активности обучающихся;

- выявление одарённых, творчески мыслящих школьников и развитие творческого потенциала обучающихся;

- определение соответствия знаний, умений и навыков школьников требованиям государственного стандарта;

- оценивание уровня развития навыков самостоятельной работы и стремления к обучению и самообучению.

Ожидаемый результат:

  • углубление знаний обучающихся по предмету;

  • расширение кругозора обучающихся;

  • повышение интереса к изучению русского языка.

Время выполнения заданий - 60 минут.

Призовые места распределяются следующим образом:

1 место

100% - 80%

2 место

79% - 65%

3 место

64% - 50%







5 класс

Вариант 1

  1. Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания в отрывке из рассказа М.Зощенко «Не надо врать», раскройте скобки.

Я в грус(?)ном настр…ени… заш…л в горо…ской сад. Сел там на ск…мейку и, разв…рнув дн…вник, с уж…сом гл…дел на ед…ницу.

Я долго с…дел в саду. Потом пош…л домой. Но когда по…ходил к дому, вдру… вспомн…л, что остав…л дн…вник на ск…мейке в саду. Я поб…жал наза… . Но в саду на ск…мейке уже (не)было моего дн…вника. Я сначала испугался, а потом обрадовался, что теперь нет (со)мной дн…вника с этой ужас(?)ной ед…ницей.

Я приш…л домой и сказал отцу что пот…рял свой дн…вник. И Лёля засм…ялась и подм…гнула мне когда услыш…ла эти мои слова.

На другой день учитель, узнав, что я пот…рял дн…вник, выдал мне новый.

Я разв…рнул этот дн…вник с надеждой что на этот ра… там ничего плохого нет но там напротив ру(с,сс)кого языка снова ст…яла ед…ница, ещё более ж…рная, чем раньше.

  1. В тексте из предыдущего задания найдите глагол, в котором выбор гласной буквы зависит от смысла всего предложения.

  2. Чем удивил и рассмешил своих русских друзей герой шуточного стихотворения А. Кушнера «Мы и иностранец Билл»?

Мы на Неве любовались моржами,

Как они плавают, стиснуты льдами.

А иностранец по имени Билл

Был с нами рядом и всех удивил:

«Вы говорите, что это моржиха,

Что ж она в шапочке, словно пловчиха?»

  1. В одном из фрагментов стихотворения С.Я.Маршака «Багаж» пропущен знак препинания. Исправьте ошибку и объясните своё решение.

Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

Готово, уложен багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картина, корзина, картонка

И маленькая собачонка.

  1. Попробуйте объяснить вашему иностранному сверстнику, изучающему русский язык, с какими падежами употребляется предлог НА и в каких случаях нужно использовать каждый падеж.

  2. Детей зовут Вика, Соня, Лера, Коля, Толя и Сева. Как их будут звать, когда они вырастут?

  3. Во что превратятся глаголы мели, окуни, пряди, соли, если перенести ударение с последнего слога на первый?

  4. Какой пример не является словосочетанием?

1) Кончить дело; 2) чудесный день; 3) в солнечный день; 4) красный и синий; 5) вдали от родины.

9. Выпишите из ряда слов однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь.

Вариант 2

1. В отрывке из книги А.Раскина «Как папа был маленьким» расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

В мал…ньком городе Павлово-Посаде был мал…нький горо…ской са… . Т…перь там большой парк культуры и о…дыха но ведь это было очень давно. В этот са… бабушка пошла гулять с мал…ньким папой. Папа играл бабушка ч…тала кни…ку а непод…леку с…дела нарядная дама (с)собач(?)кой. Дама тоже читала книгу. А с…бач(?)ка была мал…нькая бел…нькая с большими ч…рными гл…зами. Этими б…льшими ч…ерными гл…зами она см…трела на мал…нького папу. И мал…нький папа пош…л чере… весь са… укр…щать эту с…бач(?)ку. Папа ш…л очень медленно. Был очень жаркий день и на папе были только сандал(и, ии) и шт…нишки. Папа ш…л а с…бач(?)ка все л…жала и м…лчала. Но когда папа (подо)ш…л совсем бли…ко она вдру… (под)прыгнула и укусила его в ж…вот. Тогда в горо…ском саду стало очень шумно. Закр…чал папа. Закр…чала бабушка. Закр…чала с…бач(?)кина х…зяйка. И громко зала…ла с…бач(?)ка.

2. В тексте из предыдущего задания объедините выделенные три предложения в одно так, чтобы устранить повтор. Объясните, что вам пришлось для этого сделать. Как вы думаете, почему автор не воспользовался такой возможностью?

3. В тексте из задания 1 найдите все местоимения. Какие из них - формы одного слова,

какие - разные слова?

4. Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь, 2-й звук от слова пятно, звук, который повторяется дважды в слове вокруг, и безударный гласный от слова свекла. Какое слово получилось? Подберите к нему не меньше 5 однокоренных слов.

5. Составьте предложения со словами: пасть, уж, три - так, чтобы эти слова были разными частями речи.

6. Составьте словосочетания со словом острый в разных значениях (прямом и переносном), используя следующие существительные: нож, соус, боль, угол, носки сапог. Для каждого словосочетания подберите антонимы.

7. Разберите по составу слова: выносливость, зелень, подсказала, наводчик, пришкольный.

8. Приведите примеры 4-5 слов, в которых звуков было бы больше, чем букв.

9. Кто (что) из этого списка не бывает ветреным?

1)погода; 2) молодёжь; 3) девушка; 4) мельница; 5) день.

6 класс

Вариант 1

1. Приведите 3-4 примера слов, в которых букв было бы больше, чем звуков.

2. Подберите примеры фразеологизмов-синонимов к следующим выражениям:

внезапное и бесследное исчезновение кого-либо; усердно, прилежно учиться; бить баклуши; мозолить глаза; как селёдки в бочке.

  1. Расставьте ударения в словах:

шофер, звонишь, кружева, приобретение, полчаса, красивее, алфавит, положил, партер, документ.

  1. Разберите по составу слова:

разыгрывают, набережная, избирательный, загорал, увлечение.

  1. Подберите имена прилагательные к каждому из данных слов:

тюль, рояль, картофель, фамилия, фасоль.

  1. Подберите синонимы и антонимы к каждому из данных слов:

друг, усердно, работать, большой.

  1. Приведите примеры неродственных слов с синонимичными корнями.


  1. Замените данные сочетания заимствованными словами:

животный мир -

растительный мир -

  1. Укажите представление, в котором неправильно употреблено слово:

1) Вскоре ребята отправились в поход.

2) Из зарослей выкатился маленький ёжик.

3) Дети на берегу стали делать костер.

  1. Слова базар и рынок - синонимы, но в некоторых сочетаниях отличаются друг от друга.

Что означают выражения птичий рынок и птичий базар?

Вариант 2

1.В каком слове количество звуков и букв не совпадает?

1) Зуб; 2) белый; 3) яблоко; 4) кашне; 5) сеешь

2. Замените одним словом следующие фразеологизмы.

Клевать носом, точить лясы, как снег на голову, хоть глаз выколи, сломя голову.

3. Расставьте ударение в словах:

Понял, столяр, дремота, сорит, досуг, позвонишь, важны, сироты, красивее, балую.

  1. Разберите по составу слова: выносливость, полюбила, наладчик, подождать, отзывчивый.

  2. Подберите имена прилагательные к каждому из данных слов:

фамилия, фасоль, кофе, авеню.

  1. Подберите синонимы и антонимы к каждому из данных слов:

веселье, говорить, жадный, быстрый

  1. Приведите примеры неродственных слов с синонимичными корнями.

  2. Замените устаревшие слова синонимами: перст, брадобрей, ланиты, чело, глаголет.

  3. Укажите представление, в котором неправильно употреблено слово:

1) Они с увлечением работали.

2) Школа находится в центре посёлка.

3) Большую половину свободного времени дети были на пришкольном участке

10. Какова история происхождения слов копейка и рубль?

7 класс

Вариант 1

1.Указать ударение в словах

Аристократия, баловать, диспансер, договор, завидно, звонит, каталог, квартал, красивее, коклюш, крапива, намерение, облегчить, ходатайствовать, цыган, черпать, щавель, обеспечение, каучук, псевдоним

2. В каких словах есть только твердые согласные звуки? (подчеркнуть)

Водит, пашешь, верит, рожь, велит, смех, чаща, чудо

3. В каком слове количество букв и звуков совпадает? (подчеркнуть)

Окрестный, пять, зреют, веешь, яд, купаться, счастье,

4. Подберите примеры фразеологических синонимов к словам и выражениям:

1.Опытный__________________________

2.Плачущий _________________________

3.Молчать ___________________________

4.Хвалить_____________________________

5. Внезапное, бесследное исчезновение кого-нибудь______________________

5. Какова форма именительного падежа множественного числа существительных 2-го склонения?

Дно- ______________

Шило - ______________

Полено-______________

Судно -______________

6. Подобрать прилагательные-определения к словам

Тюль________________

Бра_________________

Шампунь____________

Мозоль______________

Шимпанзе___________

7. Произвести морфемный разбор

Расточка (деталей); (три) росточка

Подгореть,перенапрягаться, показались, нестись, справа

8. Найдите слово, которое образовано с помощью приставки и суффикса:

1) помолодеть; 2) премиленький; 3) белоручка; 4) столовая; 5) подоконник.

9. Вставьте окончания

1) Как… ты зазнайка, Коля!- удивилась мама.

2) Миша - больш… забияка.

3) Маша - кругл… сирота.

10. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Зачем нужны знаки препинания?»

Вариант 2

  1. Расставьте ударение в словах.

Балую, звонит, договор, мусоропровод, красивее, премировать, каталог, досуг, обеспечение, щавель, торты, ногтя, поняла, языковое (явление), квартал, средства, сироты, эпилог, черпая, досыта.

  1. В каких словах есть только мягкие согласные звуки? (подчеркнуть)

Бельё, семь, синий, депо, шинель, берег, иней, жизнь.

  1. В каком слове количество звуков и букв совпадает? (подчеркнуть)

Прелестный, боюсь, сеют, ёж, пять, вьёшь, поём.

  1. Замените данные слова фразеологизмами.

Запомнить -

Хвалить -

Опытный -

Исчезать -

Обманывать -

  1. Подобрать прилагательные-определения к словам

Какаду_____________

Какао______________

Кофе_______________

Мозоль_____________

Рояль______________

  1. Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных:

Место___________

Носки____________

Чулки____________

Кочерга __________

  1. Произвести морфемный разбор:

Отбелить, появились, направо, продолжение, родились, (чистое) стекло, (с крыши) стекло.

  1. К каким частям речи относятся слова?

Пять, пятеро, пятый, пятёрка, пятак, впятером, в-пятых.

9. Какой глагол, родственный глаголу петь, в прошедшем времени женского рода совпадает по звучанию и написанию с существительным общего рода?

  1. Написать сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужно знать правила правописания слов?

8 класс

Вариант 1

1. Расставить ударение в словах.

Постамент, километр, намерение, жалюзи, августовский, бензопровод, обеспечение, ходатайство, баловать, феномен.

2. Определить, сколько букв и звуков в каждом слове.

Лагерь, окрестность, инженер, берёзка, бурьян, роль, ряд, рояль.

3. Замените фразеологизмы синонимами.

Дать нагоняй, ни зги не видно, разделать под орех, стреляный воробей, намылить голову, снять стружку.

4. Какими частями речи могут быть слова: простой, гнёт, устав, пила?

Составьте с ними словосочетания, из которых было бы ясно, какая это часть речи.

5. Выписать четвёртое «лишнее» слово, объяснить, почему это сделали.

А) шёлковый, парчовый, цыплячий, полотняный;

Б) клюёт, унесёт, бежит, пишет;

В) говорить, петь, идти, кричать;

Г) изложение, ложбина, предположить, предложил.

6. Исправьте ошибки в употреблении форм слова.

А) Утром я пью вкусное кофе.

Б) В наши ворота было забито досадное пенальти.

В) На соседнем авеню произошла авария.

7. Указать глагол, от которого нельзя образовать форму повелительного наклонения.

Сеять, пахать, хотеть, написать, бить.

8. Выпишите лишние слова в предложениях.

1) На дороге Гринёва и Савельича застал снежный буран.

2) В этот вечер я не успел закончить работу до конца.

3) На Камчатке много горячих гейзеров.

4) Все гости получили памятные сувениры.

9. Как называются люди, живущие в Одессе, Минске, Барнауле, Киеве, Салехарде, Львове, Москве, Риге, Ростове, Надыме?

10. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему служебные части речи не бывают членами предложения?».

Вариант 2

  1. Расставьте ударение в словах:

Диспансер, хаос, премировать, досуг, щавель, квартал, эпилог, эксперт, поняла, красивее.

  1. Определите, сколько букв и звуков в словах: баян, роль, косьба, лагерь, якорь, модель, бурьян, местность.

  2. Замените фразеологизмы синонимами.

Узнать всю подноготную, тянуть канитель, выносить сор из избы, остаться с носом, попасть впросак, тёртый калач.

  1. Какими частями речи могут быть слова: белила, рой, стекло, жгут. Составьте с ними словосочетания, из которых было бы ясно, какая это часть речи.

  2. Образуйте форму именительного падежа множественного числа следующих существительных.

Парус, паспорт, порт, торт, якорь, лектор, инспектор, договор.

  1. Правильно ли выражена мысль в следующих предложениях? Какие здесь допущены ошибки? Исправьте их. Запишите предложения в исправленном виде.

1) Расскажи кратко свою автобиографию. 2) В этом зелёном массиве появились первые грибы. 3) Рабочий клуб был красочно оформлен наглядной агитацией. 4) Благодаря сильным морозам посевы озимой пшеницы погибли.

7. Укажите глагол, от которого форма повелительного наклонения не образуется.

1) Ответить; 2) пускать; 3) пойти; 4) зависеть; 5) бить.

8. Подобрать прилагательные-определения к данным существительным:

Шампунь, пенальти , шимпанзе, авеню.

9.Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Атеист, маркетинг, триумф, досье.

10. Напишите сочинение-рассуждение на тему « За что я люблю (не люблю) осень?».


Ответы

5 класс

Вариант 1

  1. Я в грустном настроении зашел в городской сад. Сел там на скамейку и, развернув дневник, с ужасом глядел на единицу.

Я долго сидел в саду. Потом пошел домой. Но когда подходил к дому, вдруг вспомнил, что оставил дневник на скамейке в саду. Я побежал назад. Но в саду на скамейке уже не было моего дневника. Я сначала испугался, а потом обрадовался, что теперь нет со мной дневника с ужасной единицей.

Я пришел домой и сказал отцу, что потерял свой дневник. И Лёля засмеялась и подмигнула мне, когда услышала эти мои слова.

На другой день учитель, узнав, что я потерял дневник, выдал мне новый.

Я развернул этот дневник с надеждой, что на этот раз там ничего плохого нет, но там напротив русского языка снова стояла единица, ещё более жирная, чем раньше.

  1. Сидел - седел.

  2. Иностранец не знал, что по-русски слово МОРЖ означает также любителей зимнего купания.

  3. Готово, уложен багаж:

Диван, чемодан, саквояж,

Картина, корзина, картонка

И маленькая собачонка.

  1. Предлог НА употребляется в винительном падеже, если к существительному можно задать вопрос КУДА? и оно обозначает конечную цель какого-нибудь действия: положить на стол, повесить на стену. Если же существительное с предлогом НА отвечает на вопрос ГДЕ? и обозначает место, где происходит действие, его ставят в предложном падеже: лежит на столе, висит на стене.

  2. Виктория, София (Софья), Валерия, Николай, Анатолий, Всеволод.

  3. В имена существительные: мели, окуни, пряди, соли.

  4. 4

  5. Однокоренные слова: лес, лесник, лесной, перелесок, лесничий, лесничество.

Формы одного и того же слова: лесник, лесником, лесники.

Вариант 2

1. В маленьком городе Павлово - Посаде был маленький городской сад . Теперь там большой парк культуры и отдыха , но ведь это было очень давно. В этот сад бабушка пошла гулять с маленьким папой. Папа играл, бабушка читала книжку , а неподалеку сидела нарядная дама с собачкой. Дама тоже читала книгу. А собачка была маленькая , беленькая , с большими чёрными глазами. Этими большими чёрными глазами она смотрела на маленького папу. И маленький папа пошёл через весь сад укрощать эту собачку. Папа шёл очень медленно. Был очень жаркий день , и на папе были только сандалии и штанишки. Папа шёл ,а собачка все лежала и молчала. Но когда папа подошёл совсем близко, она вдруг подпрыгнула и укусила его в живот. Тогда в городском саду стало очень шумно. Закричал папа. Закричала бабушка. Закричала собачкина хозяйка. И громко залаяла собачка.

2. Закричал папа, бабушка, собачкина хозяйка. В таком предложении изображается одновременный крик всех участников события. Автор использует повтор как средство выразительности для того, чтобы подчеркнуть, что каждый шумел по собственным причинами крик одного порождал крик другого.

3. Это; этот, этими, эту; она; его.

4. [р' ика] -река ,речка, речонка, речной, речник, заречный и т.п.

5. Волк разинул пасть. - Ему суждено было пасть на поле боя. Уж - неядовитая змея. - Уж очень ты громко кричишь. Три сковородку сильнее. - Три пирожка лежали на столе.

6. Острый нож - тупой нож; острый соус - сладкий соус; острая боль - слабая боль; острый угол - тупой угол; острые носки сапог - закругленные носки сапог.

7.

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

выносливость

вы

нос

лив, ость

нулевое

зелень

зелень

нклевое

подсказала

под

сказ

а, л

а

наводчик

на

вод

чик

нулевое

пришкольный

при

школь

н

ый

8. Каюта, яма, юг, еда, ёлка и т.д.

9. 4

6 класс

Вариант 1

1. Ясно, зреют, её, моё.

2. Внезапное и бесследное исчезновение кого-либо - как в воду кануть

Усердно, прилежно трудиться - засучив рукава

Бить баклуши - бездельничать

Мозолить глаза - надоедать

3. Шофёр, звонИшь, кружева, приобретЕние, полчасА, красИвее, алфавИт, положИл, партЕр, докумЕнт.

4.

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

разыгрывают

раз

ыгр

ива

ют

набережная

на

береж

н

ая

избирательный

из

бир

а тель н

ый

загорал

за

гор

а л

нулевое

увлечение

у

влеч

ени

е

5. Красивый тюль, белый рояль, свежий картофель, известная фамилия, белая фасоль.

6. Друг, приятель - враг;

усердно, прилежно - спустя рукава;

работать, трудиться - бездельничать.

Большой, огромный - маленький

7. Вода - водитель, жара - жарить, гора - гореть

8. Животный мир - фауна;

растительный мир - флора.

9. № 3

10. Птичий рынок - место, где производится продажа животных и птиц;

птичий базар - место массовых гнездовий на морском берегу.

Вариант 2

1. 3) яблоко

2. Клевать носом - засыпать, дремать

точить лясы - болтать, говорить

как снег на голову - внезапно, неожиданно

хоть глаз выколи - очень темно

сломя голову - очень быстро

3. Понял, столяр, дремота, сорит, досуг, позвонишь, важны, сироты, красивее, балую.

4.

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

выносливость

вы

нос

лив, ость

нулевое

полюбила

по

люб

и, л

а

наладчик

на

лад

чик

нулевое

подождать

подо

жд

а

ть

отзывчивый

от

зыв

чив

ый

5. Фамилия известная

Фасоль вкусная

Кофе горячий

Авеню широкая

6. Веселье - радость, грусть

Говорить - болтать, молчать

Жадный - скупой, щедрый

Быстрый - стремительный, медленный

7. Гора - горевать, море - уморить, водный - наводчик.

8. Перст - палец

Брадобрей - парикмахер

Ланиты - щёки

Чело - лоб

Глаголет - говорит

9. 3

10. Название монеты копейка произошло от слова копьё: в старину на этой монете был изображён всадник с копьём. Существительное рубль исторически связано со словом рубить: в Древней Руси при размене крупных серебряных слитков их рубили на части.

7 класс

1. Аристократия, баловать, диспансер, договор, завидно, звонит, каталог, квартал, красивее, коклюш, крапива, намерение, облегчить, ходатайствовать, цыган, черпать, щавель, обеспечение, каучук, псевдоним.

2. Пашешь, рожь

3. Веешь, счастье

4. Опытный - собаку съел

Плачущий - глаза на мокром месте

Молчать - в рот воды набрать

Хвалить - петь дифирамбы

Внезапное, бесследное исчезновение кого-нибудь - как сквозь землю провалился

5. Дно - донья

Шило - шилья

Полено - поленья

Судно - суда

6. Тюль - белый

Бра - красивое

Шампунь - хороший

Мозоль - большая

Шимпанзе - огромный

7.

приставка

корень

суффикс

окончание

Расточка деталей

рас

точ

к

а

Три росточка

-

рост

оч , к

а

подгореть

под

гор

е

ть

перенапрягаться

пере- на-

пряг

а , ся

ть

показались

по

каз

а , л , сь

и

нестись

нес

сь

ти

справа

с

прав

а

8. Подоконник

9. 1) Какой ты зазнайка, Коля! - удивилась мама.

2) Миша - большой забияка.

3) Маша - круглая сирота

Вариант 2

  1. Балую, звонит, договор, мусоропровод, красивее, премировать, каталог, досуг, обеспечение, щавель, торты, ногтя, поняла, языковое (явление), квартал, средства, сироты, эпилог, черпая, досыта.

  2. Бельё, семь, синий, иней.

  3. Боюсь

  4. Запомнить - зарубить на носу

Хвалить - петь дифирамбы

Опытный - собаку съел

Исчезать - как сквозь землю провалиться, как в воду канул

Обманывать - обвести вокруг пальца

  1. Какаду красивый

Какао сладкое

Кофе чёрный

Мозоль сухая

Рояль концертный

  1. Мест - мест

Носки - носков

Чулки - чулок

Дело - дел

Кочерга - кочерёг

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

отбелить

от

бел

и

ть

появились

по

яв

и сь

и

направо

на

прав

о

продолжение

про

долж

ени

е

родились

род

и л сь

сь

(чистое) стекло

стекл

о

(с крыши) стекло

с

тек

л

о

8. Пять- количественное числительное; пятеро -собирательное числительное; пятый - порядковое числительное; пятёрка - существительное; пятак - существительное; впятером - наречие; в-пятых - наречие.

9. Запевала

8 класс



Вариант 1

1. Постамент, километр, намерение, жалюзи, августовский, бензопровод, обеспечение,

ходатайство, баловать, феномен.

2. Лагерь - 6 букв, 5 звуков; окрестность - 11 букв, 9 звуков; инженер - 7 букв, 7 звуков; берёзка - 7 букв, 7 звуков; бурьян - 6 букв, 6 звуков; роль - 4 буквы, 3 звука; ряд - 3 буквы, 3 звука; рояль - 5 букв, 5 звуков.

3. Дать нагоняй - отругать;

ни зги не видно - темно;

разделать под орех - беспощадно раскритиковать за что-либо, одержать полную победу в драке или сражении;

стреляный воробей - бывалый, опытный человек;

намылить голову - сильно бранить, ругать за что-то

снять стружку - отчитать, объявить выговор.

4. Простой (ответ) - прилагательное, простой (вынужденный) - существительное; гнёт (ветку) - глагол, гнёт (крепостной) - существительное; устав (воинский) - существительное, устав (от работы) - деепричастие; пила (чай) - глагол, пила (электрическая) - существительное.

5.А) Цыплячий - притяжательное прилагательное.

Б) Унесёт - глагол совершенного вида.

В) Идти - глагол движения (остальные - звуковые).

Г) Ложбина - проверяемая гласная в корне слова (остальные - чередование в корне слова).

6.А) Утром я пью вкусный кофе.

Б) В наши ворота был забит досадный пенальти.

В) На соседней авеню произошла авария

7. Хотеть.

8.1) Снежный

2) До конца

3) Горячих

4) Памятные

9. Одесситы, минчане, барнаульцы, киевляне, салехардцы, львовичи, москвичи, рижане, ростовчане, надымчане.

Вариант 2

1.Диспансер, хаос, премировать, досуг, щавель, квартал, эпилог, эксперт, поняла, красивее.

2. Баян - 4 буквы, 5 звуков; роль - 4 буквы, 3 звука; косьба - 6 букв, 5 звуков; лагерь 6 букв, 5 звуков; якорь - 5 букв, 5 звуков; модель - 6 букв, 5 звуков; бурьян - 6 букв, 6 звуков; местность - 9 букв, 7 звуков.

3. Узнать всю подноготную - узнать всю правду

тянуть канитель - откладывать какое-нибудь дело на неопределённый срок

выносить сор из избы - распространять слухи среди посторонних людей

остаться с носом - остаться ни с чем

попасть впросак - попасть в неудобное положение

тёртый калач - очень опытный

4. Белила(потолок) - глагол, белила (хорошие) - существительное; рой(глубже) - глагол повелительного наклонения, рой(пчелиный) - существительное; стекло (с крыши) -глагол, стекло(чистое) - существительное; жгут(листья) -глагол, жгут(прочный) -существительное.

5 . Парус - паруса

Паспорт - паспорта

Порт - порты

Торт - торты

Якорь - якоря

Лектор - лекторы

Инспектор - инспектора

Договор - договоры

6.1) Расскажи кратко свою биографию. 2) В этом лесу появились первые грибы. 3) Рабочий клуб был оформлен наглядной агитацией. 4) Из-за сильных морозов посевы озимой пшеницы погибли.

7. 4

8. Шампунь фруктовый

пенальти досадный

шимпанзе серый

авеню просторная

9.Атеист - безбожник

Маркетинг - рынок, сбыт

Триумф - победа

Досье - документы, материалы, относящиеся к какому-нибудь делу.









Используемая литература

  1. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2004.

  2. Книгина М.П. Тесты по русскому языку. 6 класс.- Саратов: Лицей, 2001

  3. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. - М.: Айрис-пресс, 2008.

  4. Русский медвежонок-2007. Задачи, решения, информация, статистика. ООО «Слово», 2008

  5. Панов М.В. Занимательная орфография. - М.: Просвещение, 1999







© 2010-2022