ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП - СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Представляю тезисы моего выступления на муниципальной НПК педагогов по теме "ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП  - СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ", в которых обобщен опыт работы в течение двух лет. Внимание уделяется следующим приемам: таблица «З – Х - У», «Корзина идей, понятий, имен »,  «Инсерт» или «Пометки на полях», «Взаимоопрос»,  «Синквейн», «Эссе»,  «Кластер». Практика показывает, что приемы РКМЧП универсальны: они могут с успехом применяться как на уроках р...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП - СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В свете новых требований к школе, к образовательной среде в целом остро стоит вопрос формирования у обучающихся универсальных учебных действий, определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира, то есть воспитания компетентной личности, способной эффективно действовать в нестандартной ситуации, на основе целостного восприятия мира.

В России более 10 лет внедряется технология РКМЧП. «Развитие критического мышления через чтение и письмо» представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение образовательных результатов.

Данная технология учит умению самостоятельно добывать знания. Способствует развитию коммуникативности, критического мышления, рефлексивности, креативности, толерантности, ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности. Технология предлагает широкий набор приемов ведения урока.

В своей практической деятельности, реализуя принципы РКМЧП, я использую следующие приемы, обеспечивающие развитие познавательных, регулятивных, коммуникационных и личностных УУД обучающихся: таблица «З - Х - У», «Корзина идей, понятий, имен », «Инсерт» или «Пометки на полях», «Взаимоопрос», «Синквейн», «Эссе», «Кластер».


Таблица «З - Х - У»

Первая и вторая графа заполняются на стадии вызова, а третью можно заполнить во время рефлексии. Использую данный прием на уроках открытия новых знаний.

Знаю

Хочу узнать

Узнал (а)

Письмо-это текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

- Каково происхождение термина «письмо»?

- Какова история развития письма?

- Какими бывают письма?

- Кому пишут письма?

- Как правильно писать письма?

- Зачем нужны письма?

Заполняя графу «Хочу узнать», ребята учатся определять цель, ранжировать материал, составлять план. На стадии осмысления содержания работаем с текстом, после его прочтения возвращаемся к таблице. Обучающиеся излагают своё мнение, аргументируют, подтверждают фактами. Слушая одноклассников, стремятся понимать их позицию, корректировать свое мнение.


«Корзина идей, понятий, имен »

Использую на стадии вызова.

8 класс. Тема "Однородные члены предложения".

Сначала каждый из обучающихся записал в тетрадь все, что помнил об однородных членах предложения в течение 1-2-х минут (что такое однородные члены предложения, на какие вопросы отвечают, какие члены предложения могут быть однородными и т. д.). Потом работали в парах, в тройках, выясняли, что общего в ответах, а в чем различие, выбирали правильный ответ, убеждая друг друга, приводя аргументы. Затем работали с «корзиной», обсуждая ответы.

«Инсерт» или «Пометки на полях»

Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях. Значки можно варьировать от двух до четырех. Для данного приема не обязательно специально распечатывать тексты. Используем учебники, пометы ставим на полях карандашом, а после работы стираем. «Инсерт» направлен на достижение образовательных результатов: умение вдумчиво, внимательно читать, умение систематизировать материал, умение задавать вопросы.

«Взаимоопрос»

Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы по сути излагаемого материала. Практикую разные формы работы: вопрос можно задать соседу по парте, по цепочке, девочки - мальчикам и наоборот, а можно и учителю. Особенно нравится ребятам выбирать самим того, кому они зададут вопрос. Этот прием помогает выработать умение формулировать и задавать вопросы, аргументировать свою позицию при ответе; воспитывает толерантность.

«Синквейн»

Синквейн - это стихотворение из 5 строк, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Этот прием позволяет ученикам проявлять творчество и выражать свое отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас. Составляем синквейны чаще всего на уроках обобщения, повторения. В 5 классе после изучения темы «Сказки» провели конкурс: не только написали синквейны, но и оформили их, организовали выставку для обучающихся начальной школы. На мой взгляд, очень эффективный прием для развития коммуникативных умений.

Сказка!

Интересная, забавная.

Учит, интригует, заманивает.

Я люблю читать сказки!

РАДОСТЬ. (Даша Д.)

«Эссе»

Свободное письмо на заданную тему использую в конце урока в течение 5 - 7 минут, данный вид работы позволяет обучающимся подытожить свои знания, систематизировать материал, поставить перед собой новые цели. В эссе проявляется индивидуальность, самостоятельность, оригинальность в решении проблемы, аргументации.

8 класс. Тема «Обособленные члены предложения».

« На уроке я узнала, что такое обособленные члены предложения и чем они отличаются от необособленных. Поняла, с какой интонацией надо читать предложения с обособленными членами. Повторила материал о причастных и деепричастных оборотах. Хочу выработать умение грамотно расставлять знаки препинания ». (Настя С.)

«Кластер»

Обучающиеся классифицируют материал, устанавливают причинно - следственные связи, выделяют смысловые единицы текста, представляют переработанную текстовую информацию в виде грозди. Сравнение с кластером одноклассников и учителя помогает ребятам осознать правильность своих размышлений или принять мнение другого.

Практика показывает, что приемы РКМЧП универсальны: они могут с успехом применяться как на уроках русского языка и литературы, так и во внеклассной работе; как на уроках по данной технологии, так и на традиционных уроках. Главное, что они являются средством развития УУД обучающихся.

Работа по изучению и внедрению технологии РКМЧП позволяет мне критически переосмысливать свой опыт, воспринимать новые идеи для саморазвития, изменять сложившуюся систему работы в классе. Результативность использования приемов отслеживается с помощью мониторинга. Для этого использую разные методы. Метод наблюдения помогает увидеть, что мои ученики умеют ставить цели, решать проблемы, достигать результаты. 80% шестиклассников безошибочно переводят текстовую информацию в схемы, таблицы, рисунки. Подтверждением «нужности» употребления приемов технологии РКМЧП являются высказывания ребят: « А давайте сегодня синквейн напишем!», «А можно я дома нарисую правило?», «А будем сегодня рефлексию проводить?» И радуется учительское сердце: «А давайте! Да, можно! Конечно, будем».


© 2010-2022