Речевые клише к экзаменационному сочинению в 11 классе

Не секрет, что порой на экзамене по русскому языку  выпускнику трудно начать сочинение. Если следовать определенному содержанию (плану) сочинения и применять подходящие языковые средства (клише), растерявшийся на экзамене ученик успешно справится  с написанием сочинения. Итак, вступление  может содержать: 1. Исходные данные об авторе, его творчестве (относительно данного текста). 2. Общее впечатление от прочитанного текста.  3. Чему посвящен данный текст (обзор содержания). Определение темы текс...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание (план)

Языковые средства (клише)

I. Вступление


Исходные данные об авторе, его творчестве (относительно данного текста).

Автор текста (ФИО) известен нам как опытный журналист (талантливый писатель)…

Мы знакомы с творчеством (ФИО)…

Общее впечатление от прочитанного текста.

Статья (ФИО), написанная в публицистическом стиле, поражает своей эмоциональностью, образностью языка, оригинальностью… Это своеобразный диалог с читателем.

Чему посвящен данный текст (обзор содержания). Определение темы текста (с выходом на проблему)

Предложенный текст (ФИО литератора) представляет собой (рассуждение на тему, обобщение по теме, обзор темы, осмысление темы)…

Автор … размышляет о …

II. Основная часть. Анализ исходного текста.

Формулировка основной проблемы исходного текста.

Данный текст посвящен рассмотрению (решению) актуальной (злободневной, острой) проблемы… В своем произведении автор поднимает (затрагивает) нравственно-этическую (философскую, духовно-нравственную, национально-историческую, литературную, культурно-бытовую, социально-политическую, эстетическую) проблему (чего?)… Автор задается вопросом… Литератор исследует острый вопрос времени…

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста:

Проблема (какая? чего?) по-разному решается исследователями… Кто из нас не сталкивался с этой проблемой?

Позиция автора (повествователя) текста по прокомментированной проблеме.

Авторскую позицию нельзя не увидеть в утверждении… Точка зрения автора не только оригинальна, но и глубоко продумана, выстрадана. Автор…хочет донести до каждого читателя свои самые сокровенные (важные) мысли. Позиция автора ясна и сформулирована в тексте… Позиция автора (повествователя) в тексте не сформулирована, но весь строй рассказа (статьи) подводит нас к мысли…

Собственное мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласен или не согласен с автором), его аргументация.

Автор, безусловно, прав, утверждая …

Безусловно, нельзя не признать правоту автора … Нельзя не согласиться с автором … Я полностью согласен(а) с мнением автора… Не могу во всем согласиться с автором. Невольно вспоминается (стихотворение, строки, высказывание, книга, кинофильм, спектакль, событие, встреча, состояние души…) Я разделяю точку зрения автора. С позицией автора нельзя не согласиться. Во-первых, он приводит убедительные примеры, во-вторых… (рецензия)

III. Заключение.

Общий вывод о значении текста. Оценка прочитанного.

Проблема, которую ставит автор, бесспорно, актуальна для современного читателя. А очерк (статья, фрагмент, произведение) заставляет задуматься (об ответственности людей за вечную гармонию жизни, о взаимоотношениях людей…). Статья … и в наши дни заставляет заглянуть в себя, задуматься о многом и пробуждает в читателе «чувства добрые».

Статья … актуальна, интересна и нужна современному читателю.



© 2010-2022