Статья Русская литература: художественные традиции и проблемы восприятия

В преподавании литературы всегда было много проблем именно в плане восприятия, ведь изучаем большую часть учебного времени то, что было давно, сюжеты, поступки героев без историко-бытового комментария могут быть непонятны детям. И в этом случае помогает сопоставление художественных традиций, тем, мотивов, героев разных эпох с привлечением произведений современных авторов. Как показывает опыт, одним из перспективных путей решения проблемы восприятия является обучение на основе «сквозны...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА:

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ

Русская литература удивительным образом сочетает в себе приверженность художественным традициям и яростное их отрицание, консерватизм и прогрессивность. Может, именно это и определяет такое огромное значение ее во все времена. Правда, если раньше литература каким-то образом определяла направление жизни, формировала общественное мнение, то сегодня этого сказать мы не можем. Вспомните, как в 80-90-е годы люди разных возрастов самозабвенно обсуждали проблемы, поднятые в «Плахе», «Назначении», «Имитаторе»; журналы становились все более художественными, давая волю каждому высказать то, что он думал по поводу произведения и без повода.

Но постепенно «классически», еще «по-советски» написанные книги вытесняются новыми, литература становится цитатной, центонной, наполняется реминисценциями; герои живут в условном мире ранее созданных произведений, мире бурлесковом, пародийном, опирающемся на советскую культуру, на советский менталитет. К чему это привело? Анализ, наблюдения показывают, что старшее поколение перестало читать подобного рода современную книгу: от прежних идеалов отказываться не так-то просто, а уж вытерпеть издевку над ними и вовсе невозможно. Опыт же работы в старших классах в течение многих лет позволяет судить о том, что молодое поколение не совсем адекватно авторскому замыслу воспринимает подобные произведения, потому что у них нет этой самой опоры на «советскость», ведь они люди совсем другой эпохи, другой эры; ирония автора, сарказм его им просто не понятны. Как же воспринимаются прочитанные современные произведения аллюзивного характера? На что опираются ученики в понимании художественных произведений современных авторов, например, Т.Толстой и ее «Кыси». Ученикам поневоле приходится пользоваться уже нажитым багажом анализа произведений. И отталкиваются они прежде всего от литературных традиций, литературных направлений.

Базовыми можно считать три литературных направления: КЛАССИЦИЗМ, РОМАНТИЗМ, РЕАЛИЗМ.

Классицизм

Романтизм

Реализм


Герой - гражданин

Герой-бунтарь

Герой -многоаспектная личность

Человек идеальный

Человек чувственный

Человек социальный


Автор-идеолог государства

Автор - идеолог субъективного «Я»

Автор - исследователь,

сторонний наблюдатель

Реализм, на наш взгляд, отражает достижение обществом некоей относительной стабильности политической обстановки в обществе, классицизм и романтизм же указывают на процессы становления или нестабильности государства в той или иной степени.

Сегодняшняя литературная ситуация характеризуется скорее романтическими устремлениями. Как ни парадоксально, но в последние годы из списка предложенной для чтения литературы все чаще дети выбирают книги с романтическими сюжетами (А.Фадеев «Молодая гвардия», Н.Островский «Как закалялась сталь», Л.Леонов «Нашествие» и др.). Работа научного общества учащихся, их рефераты доказывают, что молодые люди пытаются понять мотивы поведения таких героев, примерить на себя, оценить стереотип поведения. Дети, хотим мы того или нет, воспринимают вне политики «Молодую гвардию», для них равнозначны Олег Кошевой и Остап («Тарас Бульба»), потому что оба любят Родину больше жизни, и эта одинаковость в патриотическом стремлении спасти Отчизну сближает героев и во временном, и в пространственном планах. Романтизм эпохи, отраженной в произведениях, и романтизм нашего времени облегчают понимание, возникающее между читателем, героем и автором.

И для такого читателя «Кысь» и «История одного города» ближе друг к другу, чем эти романы и их авторы к своим эпохам. А Бенедикт, герой Т.Толстой, по мнению моих нынешних выпускников, - начавший осознавать необходимость постижения «нравственной азбуки» житель города Глупова, перенесенный в будущее. В ходе проведения урока-мастерской по этим романам стало ясно: дети ощущают пессимизм автора «Кыси», но отказываются признать его единственно приемлемым, потому так неоднозначны трактовки ими образа кыси: от - «это пробуждающаяся душа народа», до - «это все самое страшное, консервативное, что в нас есть».

Не секрет, что в преподавании литературы всегда было много проблем именно в плане восприятия, ведь изучаем большую часть учебного времени то, что было давно, сюжеты, поступки героев без историко-бытового комментария могут быть непонятны детям. И в этом случае помогает как раз сопоставление художественных традиций, тем, мотивов, героев разных эпох с привлечением произведений современных авторов.

Как показывает опыт, одним из перспективных путей решения проблемы восприятия является обучение на основе «сквозных» тем, проблем, что позволит максимальный объем книг рассмотреть так, чтобы ребятам было интересно их читать, ведь тематика и проблематика может задаваться учителем в зависимости от уровня и интересов детей.

Вызывает живое участие у ребят, например, тема жертвенности. Почему? Наверно, пришло время и для молодых осознать себя русскими, проявить такие национальные черты, как жалость, соборность, терпимость, наша русская «всеотзывчивость»… В ходе мастерской были озвучены позиции Великого инквизитора (Достоевский), Иуды Искариота (Андреев), Иешуа (Булгаков), Доктора Живаго (Пастернак), Христа (Банников Илья, наш уральский поэт, челябинец). Причем особый акцент учащиеся гуманитарного класса делали именно на зависимости характеров героев от литературных направлений, художественных пристрастий авторов.

И если опираться на художественные традиции в искусстве, если найти «болевую точку отсчета» для знакомства с произведением, то проблема восприятия его решится сама собой - ребенок прочитает книгу и возьмет из нее то, что необходимо только ему, ему и автору.


© 2010-2022