Исследовательская работа по лингвистике Функционирование слов с суффиксами субъективной оценки в рассказах Л. Н. Андреева

Исследовательская работа выполнена на основе рассказов Л.Н.Андреева "Петька на даче", "Кусака", "Ангелочек", "Баргамот и Гараська", "Жили-были", "Цветок под ногою", "Валя". Цель исследовательской работы: в тексте вышеперечисленных рассказов выделить слова с суффиксами субъективной оценки, рассмотреть их функциональность как языковых средств, охарактеризовать особенности художественной манеры Л Андреева. В приложении работы приводится дидактический материал, который будет полезен учителям - филол...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Челябинской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа д. Сарафаново




8 районная конференция исследовательских работ школьников

«Твои первые открытия»

Направление «Лингвистическое»



Исследовательская работа


«Слова с суффиксами субъективной оценки в рассказах Леонида Андреева

«Петька на даче», «Кусака», «Ангелочек», «Баргамот и Гараська», «Жили-были», «Цветок под ногой», «Валя».








Выполнила: Китаева Анастасия,

обучающаяся 9 класса

Руководитель: Китаева Ольга Петровна,

учитель русского языка и литературы










Чебаркульский муниципальный район д. Сарафаново

2014 г

Оглавление

Глава 1. Слова с суффиксами субъективной оценки: характеристика и виды

Экспрессивное словообразование в художественной речи.

Глава 2. Функционирование слов с суффиксами субъективной оценки в рассказах

Л.Н.Андреева «Петька на даче», «Кусака», «Ангелочек», «Баргамот и Гараська»,

«Жили-были», «Цветок под ногою», «Валя».

2.1 Слова с суффиксами субъективной оценки, обозначающие природу.

2.2 Слова с суффиксами субъективной оценки, рисующие портрет человека,

изображающие животное.

2.3 Слова с суффиксами субъективной оценки, отражающие речь героев рассказов.

2.4 Слова с суффиксами субъективной оценки, помогающие передать то или иное

действие.

2.5 Названия одежды, предметов домашнего обихода, рабочих инструментов.

2.6 Имена, образованные с помощью суффиксов субъективной оценки.

Заключение

Список используемой литературы

Приложение






Введение

Человек - единственное на Земле разумное существо, способное выражать и переживать различные эмоции. Мне могут возразить, что животные тоже выражают эмоции, но это выражение чаще только двух эмоций: привязанность и ненависть, а человек переживает и выражает столько эмоций, что все их перечислить невозможно.

Что такое эмоция? Словарь Ожегова дает такое определение: «Это душевное переживание, чувства». Именно чувство является предметом изучения философии, психологии, филологии.

Мы знаем, что литература - это отражение жизни общества на различных этапах его развития, именно литература помогает окунуться в «море эмоций» через художественную речь.

В науке много работ о художественных текстах, но язык многих авторов недостаточно исследован. Восполнение этого пробела - необходимый этап в изучении не только творчества писателя, но и многочисленных дисциплин. Это поможет лучше понять эмоциональное воздействие на читателя, лучше разобраться в чувствах героев и автора.

На данный момент мало проведено исследований творчества русского писателя Л. Андреева, очень интересного писателя конца 19 - начала 20 веков.

Именно этим объясняется актуальность темы данной исследовательской работы: «Функционирование слов с суффиксами субъективной оценки в рассказах Л.Н. Андреева»: « Петька на даче», «Кусака», «Ангелочек», «Баргамот и Гараська», «Жили - были», «Цветок под ногою», «Валя».

Рассмотрим использование Л. Андреевым слов с суффиксами субъективной оценки, которые дают возможность автору передать эмоции героев рассказов более образно, выразительно.

Возьмем за основу положение: средством выражения эмоций являются слова с суффиксами субъективной оценки. Это имена существительные и прилагательные, использованные Леонидом Николаевичем Андреевым в своих рассказах: « Петька на даче», «Кусака», «Ангелочек», «Баргамот и Гараська», «Жили - были», «Цветок под ногою», «Валя».

Главная цель данной работы состоит в том, чтобы в тексте выше перечисленных рассказов выделить слова с суффиксом субъективной оценки, рассмотреть их функциональность как языковых средств, охарактеризовать особенности художественной манеры Л. Андреева.

Достижение поставленной цели требует решения нескольких задач:

1 Рассмотреть тексты произведений Л. Андреева, исследовать слова с суффиксами субъективной оценки.

2. . Произвести классификацию обнаруженных слов с суффиксами субъективной оценки, установить их функцию в тексте.

1) На первом этапе выделялись отрывки художественного текста, включающие слова с суффиксами субъективной оценки, и у выделенных имен существительных и прилагательных определялся собственно суффикс субъективной оценки.

2) На втором этапе определялась функция слов с суффиксами субъективной оценки, которая необходима автору для передачи смысла текста читателю.

1

Новизна исследовательской работы состоит в том, что художественные тексты произведений Л.Н.Андреева «Петька на даче», «Кусака», «Ангелочек», «Баргамот и Гараська», «Жили-были», «Цветок под ногою», «Валя» не подвергались именно словообразовательному анализу, хотя такой анализ способствует оценке как мастерства самого автора, так и более глубокому пониманию его художественного стиля.

Практическая значимость работы заключается в том, что план анализа художественного текста произведений Л. Андреева может быть использована для анализа текстов других авторов.

Структура исследовательской работы выглядит следующим образом:

  1. В первой главе рассматриваются теоретическая точка зрения автора, связанная с именами существительными и прилагательными с суффиксами субъективной оценки, экспрессивное словообразование в художественной речи;

2) Во второй главе представлен непосредственный разбор текста рассказов Л. Андреева «Петька на даче», «Кусака», «Ангелочек», «Баргамот и Гараська», «Жили-были», «Цветок под ногою», «Валя» на предмет выявления слов с суффиксами субъективной оценки, определяются их функции в тексте;

3) В заключении формулируются выводы по проделанной работе; в конце работы дается список используемой литературы.

.







2

Глава 1. Слова с суффиксами субъективной оценки: характеристика и виды. Экспрессивное словообразование в художественной речи

Русский язык отличается исключительным богатством словообразования, обладающего яркой стилистической окраской. Это объясняется развитой системой русского словообразования, многообразием оценочных суффиксов, придающих словам разнообразные эмоциональные оттенки. Наиболее сильным выражением эмоций обладают суффиксы субъективной оценки существительных.

От существительных путем аффиксации можно образовать такие, которые имеют яркое оценочное значение: дом - домик, домишко; брат - братец, браток, братишка; рука - ручка, рученька. Подобные существительные получают уменьшительно-ласкательное значение, обычно с оттенком положительной оценки.

В составе размерно-оценочных суффиксов выделяются и увеличительные: дом - домина, домище; детина, ножища. Они, как правило, включают и оттенок отрицательной оценки.

Выделяются суффиксальные образования с устойчивой шутливой окраской: бумаженция, книженция, старушенция; собирательные существительные с характерными суффиксами, выражающими пренебрежение: солдатня, матросня, пацаньё. Разнообразные экспрессивные оттенки негативной оценки выражают суффиксы, указывающие на категорию лица: воображала, подпевала, гуляка, кривляка, слабак, чужак, вертун, ловкач, рвач, разгильдяй, холуй.

В русском языке исключительным богатством экспрессивных оттенков отличаются суффиксальные образования существительных, обозначающих лицо: девочка - девчурка - девчушка - девчонка - девчоночка - девонька - девулька - девка - деваха; старик - старичок - старикан - старикашка - старичишка.1

Для словообразования прилагательных также в высшей степени характерно выражение различных оценочных значений с помощью аффиксации. Разнообразны суффиксы субъективной оценки, имеющие положительную эмоциональную окраску: маленький, малюсенький, а также отрицательную: вертлявый, холоднючий.

Могут быть выделены следующие суффиксы:

1) -еньк-, -оньк-: синенький, маленький, мягонький, сухонький и др.; слова с этими суффиксами приобретают уменьшительно-ласкательный оттенок и употребляются преимущественно в разговорной речи;

2) -оватеньк-ий, -еватеньк-ий: беловатенький, красноватенький, синеватенький; слова с этими суффиксами имеют оттенок ласкательности;

____________________________________________________________________________

1. Виноградова В.Н. Стилистические средства словообразования, -М., 1972.-с. 44

3

3) -ёхоньк-ий, -охоньк-ий, -ёшеньк-ий, -ошеньк-ий: скорехонький, легохонький, светлешенький, легошенький; подобные слова характерны для былинно-песенного употребления; оттенок усилительно-ласкательный в них особенно ярко выражен;

4) -оват-, -еват-: грубоватый, рыжеватый; слова с этими суффиксами выражают неполноту качества и др.2

Экспрессивное словообразование в художественной речи

В художественной речи сложилась давняя традиция стилистического использования слов с аффиксами субъективной оценки. Обращение писателей к экспрессивному словообразованию в разные эпохи отражало не только лингвистический вкус времени, но и условности литературных стилей и методов. На заре российской словесности, в XVIII в., слова «умилительные» и «увеличительные» считались принадлежностью низкого стиля, и употребление их было возможно лишь в «подлых» жанрах (баснях, сатирах, комедиях). Причем обращение к оценочной лексике не отражало эмоционального отношения автора к предмету описания: «Под землю ты заключен, жить бы нам в домишке; да и ползаешь всегда только по землишке» (Тредиаковский)

Новым шагом в освоении стилистических ресурсов русского словообразования был отбор «нежных», «чувствительных» слов писателями-сентименталистами, создавшими вокруг оценочной лексики особый ореол «приятности»: «Восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки…» (Карамзин) Лингвистическая полемика начала XIX в. привела к переоценке уменьшительно-ласкательных слов, многократно повторявшихся в «новом слоге». Это дало повод к ироническому их переосмыслению. А.С. Пушкин в лицейский период пародировал поэтическую речь, «украшенную» уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Ах, сударь, мне сказали - Вы пишете стишки,

Увидеть их нельзя ль? Вы в них изображали,

Конечно, ручейки, Конечно, василечек

Иль тихий ветерочек, И рощи, и цветки.

В то же время писатели начала XIX в. отразили и стилистическое использование слов с суффиксами субъективной оценки, свойственное живой разговорной речи. Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Фамусов употребляет эти слова, стараясь показать расположение к собеседнику: «Прозябли вы, согреем вас; отдушничек отвернем поскорее»; они придают его речи ироническую окраску: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых - тот и жених»; создают фамильярно-непринужденный тон его высказываний: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!»

_____________________________________________________________________________

2. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. Морфология, -М., 1999. -с.57

4

В поэзии Пушкина эта оценочная лексика отразила все богатство красок словообразования разговорной речи, став источником юмора, шутки . Особенно щедр поэт на уменьшительно-ласкательные слова в произведениях, близких к устному народному творчеству: « В руки яблочко взяла, к алым губкам поднесла, потихоньку прокусила и кусочек проглотила».

Стилистическое применение экспрессивного словообразования в творчестве крупнейших русских писателей обусловлено особенностями их слога и конкретными художественными задачами, которые решались при отборе выразительных средств языка для того или иного произведения. Некоторые авторы активно использовали этот источник экспрессии (И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.А. Некрасов).

У Щедрина экспрессивное словообразование выполняет чаще всего сатирическую функцию. Так, в создании психологического портрета Иудушки-кровопивушки «ласковые» слова с суффиксами субъективной оценки играют важную стилистическую роль: они придают речи Головлева слащавость, елейность, подчеркивают его лицемерие, ханжество: «А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском званье родились?… Сидели бы теперь в избушечке, да горела бы у нас не свечечка, а лучинушка, а уж насчет чайку да кофейку - об этом думать бы не смели!»

В современной литературе экспрессивное словообразование выступает прежде всего как средство создания иронической, сатирической окраски речи. Такие стилистические возможности аффиксации оценил еще В. Маяковский: в его политической сатире формы субъективной оценки придают речи резкое памфлетное звучание: «Болтают язычишки газетных строк… Слушай! Министерская компанийка!»3

Уменьшительные и увеличительные суффиксы в контексте могут выражать различные оценочные значения. Так, уменьшительные формы от нейтральных слов передают и неодобрение: «Порядочки у них тут!», и восхищение: «У-ух, старик, и матерьяльчик для повести я отхватил!»; увеличительные - и значение большого размера: «Вон какая квартирища!» (Роз.), и положительную оценку: «Важнецкий диванище «(Ф.К.), и отрицательную: «От вашего табачища и здорового вытошнить может» (Гайд.).

Многие слова не только называют понятия, но и отражают отношение к ним говорящего. Например, восхищаясь красотой белого цветка, можно назвать его белоснежным, белехоньким, лилейным. Эти прилагательные эмоционально окрашены: заключенная в них положительная оценка отличает их от стилистически нейтрального слова белый. Эмоциональная окраска слова может выразить и отрицательную оценку называемого понятия (белобрысый). Использование выразительных возможностей русского словообразования в творчестве наших лучших писателей обусловлено и особенностями их стиля, и конкретными художественными задачами.4

3. Горшков А.И. Вопросы лингвостилистического анализа текста// Русская речь, 1976, с.67-89

5

Глава 2. Функционирование слов с суффиксами субъективной оценки в рассказах Л.Н.Андреева «Петька на даче», «Кусака», «Ангелочек», «Баргамот и Гараська», «Жили-были», «Цветок под ногою», «Валя»

Представляем разбор текста рассказов Леонида Андреева на предмет выявления слов с суффиксами субъективной оценки.

2.1 Слова с суффиксами субъективной оценки, обозначающие природу:

Кажется травкой Трава + к ( ой )→ травкой

Беленькие облачка

Белый + еньк ( ие ) → беленькие облако + к ( а ) →облачка

Светлые полянки Поляна +к ( и ) → полянки

Как капельки Капля + к ( и ) → капельки

Частички воздуха Частица +к ( и ) → частички

Острых песчинок Песок + инок ( ) → песчинок

Голубой кусочек неба Кусок + ек ( ) → кусочек

Маленькие снежинки

Малый + еньк ( ие ) → маленькие снег + инк ( и ) → снежинки

Тропинку в поле Тропа +инк ( у ) → тропинка

Жалко солнышка Солнце + ышк ( а ) → солнышка

Л.Андреев использует слова с суффиксами субъективной оценки, чтобы изобразить мир природы и выразить восхищение её красотой.

2.2 Слова с суффиксами субъективной оценки, рисующие портрет человека:

Маленькую ручонку Рука + онк ( у ) → ручонку

Совсем молоденький Молодой +еньк ( ий ) → молоденький

Худенького веснушчатого мальчика Худой +еньк ( ого ) → худенького

Тоненькие морщинки Морщины + инк ( и ) → морщинки

Маленькие слезинки Слеза +инк ( и ) → слезинки

Хорошенький носик Нос +ик ( ) → носик

_______________________________________________________________________

4. Новиков Л.А., Лингвистическое толкование художественного текста, М., 1984. -с.45, 57.

6

Кругленьких носиков Круглый + еньк ( их ) → кругленьких

Был низенький Низ + еньк ( ий ) → низенький

На затылке волосики Волосы + ик ( и ) → волосики

Молоденькое личико Лицо + ик ( о ) → личико

Тоненькие штанишки Штаны + ишк ( и ) → штанишки

Глазами и губками Губы + к ( ами ) → губками

Светлые головки Голова +к ( и ) → головки

На затылке лысинка Лысина + к ( а ) → лысинка

Светлую бородку Борода + к ( у ) → бородку

Женщина в черном платочке Платок + к ( е ) → платочке

Маленькая косичка Коса +ичк ( а ) → косичка

Голубой ленточкой Лента +очк ( ой ) → ленточкой

Одета в черную кофточку Кофта +очк ( у ) → кофточку

Слабосильное тельце Тело + ц ( е ) → тельце

Седенькую бороденку Борода + енк ( у ) → бороденку

В сапогах на острых каблучках Каблук + к ( ах ) → каблучках

При описании человека автор использует слова с суффиксом субъективной оценки, отражающие уменьшительно-ласкательные значения. Рядом с такими существительными часто используется оценочные прилагательные: одно слово как бы «заражает» другое. Использование слов с суффиксами субъективной оценки для описания человека передает постоянную картину того или иного объекта.

Слова с суффиксами субъективной оценки, изображающие животное:

Маленького котенка Кот + енк ( а )

Маленькие обезьянки Обезьяна + к ( и )

Малорослых лошаденок Лошадь + енок ( )

При описании животных Леонид Андреев также пользуется разнообразными словами с суффиксами субъективной оценки. Мы зрительно представляем картину именно этого

7

животного, а не другого. Так хочется погладить это милое существо, прижать к себе и приласкать.

2.4 Слова с суффиксами субъективной оценки, отражающие речь героев рассказов:

-Такой тихонький Тихий + оньк ( ий ) → тихонький

- была хорошенькая Хорошая + еньк ( ая ) → хорошенькая

-Голубчики, миленькие Милый + еньк ( ие ) → миленькие

- Сестрица-то ваша Сестра + иц ( а ) → сестрица

-Дай ангелочка Ангел + очк ( а ) → ангелочка

-Мамочка! Мама + очк ( а ) → мамочка

-Заходите через недельку Неделя + к ( у ) → недельку

-Бедная Кусачка! Кусака +к ( а ) → Кусачка

Использование в речи героев слов с суффиксами субъективной оценки придает словам интонацию уменьшительно-ласкательную.

Эти существительные и прилагательные со словами с суффиксами субъективной оценки

дают такую эмоциональную окраску, что сразу видно положительное отношение автора к герою.

2.4 Слова с суффиксами субъективной оценки, помогающие передать то или иное действие героев рассказов:

Идет маленькими шажками Шаг + к ( амии ) → шажками

Стоять на коленках Колени + к ( ах ) → коленках

Рисовал в тетрадке Тетрадь +к ( е ) → тетрадке

Ударилась об железку Железо + к ( у ) → железку

Спросил няньку Няня + к ( у ) → няньку

Мести дорожки Дорога + к ( и ) → дорожки

Развешивать фонарики Фонарь + ик ( и ) → фонарики

Вытаращив глазенки Глаза + енк ( и ) → глазенки

Нес узелок с пасхой Узел + ок ( ) → узелок

8

Утираясь кончиками платка Конец +ик ( ами ) → кончиками

Жил под кусточками Куст +очк ( ами ) → кусточками

Дали несколько стаканчиков Стакан + чик ( ов ) → стаканчиков

Приносит книжку Книга +к ( у ) → книжку

Дверь заперта на крючок Крюк + ок ( ) → крючок

Потрогал мелок и щетку Мел +ок ( ) → мелок

Блестит искорка Искра + к ( а ) → искорка

Слышалась нотка страха Нота + к ( а ) → нотка

Постукивал молоточком Молоток + к ( ом ) → молоточком

Пощипывать бородку Борода + к ( у ) → бородку

Колыхалась паутинка Паутина + к ( а ) → паутинка

Потявкал, да в сторонку Сторона + к ( у ) → сторонку

Использование автором слов с суффиксами субъективной оценки позволяет показать развитие картины действий и поступков того или иного человека.

С помощью существительных и прилагательных с суффиксами субъективной оценки Леонид Андреев выражает свое сочувствие к человеку, производящему действие.

2.5 Названия одежды, предметов домашнего обихода, рабочих инструментов:

Бумажного воротничка Воротник + к ( а ) → воротничка

Старенький сюртучок Сюртук + ок ( ) → сюртучок

С новенькими погонами Новый + еньк ( ими ) → новенькими

С темно-серой ленточкой Лента + очк ( ой ) → ленточкой

Меховое пальтецо Пальто + ец ( о ) → пальтецо

Сломает ножичек Нож + ик →ножик + ек ( ) → ножичек

Тоненькие пластинки Пластина + к ( и ) → пластинки

Небольшой столик Стол + ик ( ) → столик

Несколько стаканчиков Стакан + чик ( ов ) → стаканчиков

9

Грязную простынку Простыня + к ( у ) → простынку

Тоненькие струйки воды Струя + к ( и ) → струйки

По стеклянным колбочкам Колба + очк ( ами ) → колбочками

Металлический язычок Язык + ок ( ) → язычок

Металлическая дощечка Доска + ечк ( а ) → дощечка

Разноцветные фонарики Фонарь + ик ( и ) → фонарик

Горела лампадка Лампада + к ( а ) → лампадка

Стена увешана картинками Картина + к ( ами ) → картинками

Маленькая кроватка Кровать + к ( а ) → кроватка

В двери прорезаны дырочки Дыра + очк ( и ) → дырочки

В маленькой комнатке Комната + к ( е ) → комнатке

В своем кабинетике Кабинет + ик ( е ) → кабинетике

В уголке гостиной Угол + к ( е ) →

С помощью слов с суффиксами субъективной оценки окружающий мир предстает состоящим из предметов и явлений. Мы зримо их представляем. Если мы говорим «кабинет», то это нейтральное слово, а в «кабинетике» - в уютном небольшом помещении - хочется сидеть и заниматься.

2.6 Имена, образованные с помощью суффиксов субъективной оценки:

-Здравствуй, Сереженька! Сережа + еньк ( а ) → Сереженька

-Валечка, милый. Валя + ечк ( а ) → Валечка

Звали Митенькой Митя + еньк ( ой ) → Митенькой

Звали Ниночкой Нина + очк ( ой ) → Ниночкой

Гараська Герасим + к ( а ) → Гараська

Принесут Ванюшку Ваня + юшк ( у ) → Ванюшку

В рассказах Леонида Андреева встречаются интимно-ласковые имена: Юрочка, Митенька, Ниночка, Валечка, Русалочка. Для автора это близкие и дорогие люди, поэтому и для читателя они становятся такими же. Положительный герой заставляет читателя продолжить чтение книги до конца.

10

Заключение

Исследовав рассказы Л.Н.Андреева с точки зрения использования им слов с суффиксами субъективной оценки, мы смогли убедиться в том, что эти слова играют одну из главных ролей в создании эмоционального настроя произведения. Они помогают читателю представить образ героя, правильно реагировать на его действия и понять отношение автора к описываемым предметам, героям, их поступкам.

Мы увидели способность Л.Андреева с помощью незначительного изменения слова показать интонацию, вызывающую чувство сострадания, сочувствия героям, отразить разнообразные эмоции.

Возможно, это одно из характерных средств выразительности в художественных текстах писателей конца 19 - начала 20 века.

Андреев стремится вовлечь своего читателя в круг общих раздумий о жизни; рассказывая о детях, наделяет их чувством справедливости, чутьем к добру, тяготением к красоте и другими прекрасными качествами. Большую помощь в этом оказывают слова с суффиксами субъективной оценки.

Андреев великолепно владел искусством реалистической выразительности - мастерством словесного портрета, индивидуализации речи персонажей, описания внешней обстановки и прежде всего мастерством психологической детали.6





6. Андреев Л.Н., Жили-были. Рассказы, -М., 1986, с.9,



11

Список используемой литературы:


  1. Андреев Л.Н., Жили-были. Рассказы, - М., 1986.


  1. Ахманова О.С., Словарь лингвистических терминов, - М., 1969.


  1. Виноградова В.Н., Стилистические средства словообразования, - М., 1972.


  1. Гвоздев А.Н., Очерки по стилистике русского языка. Морфология, - М., 1999.


  1. Голуб И.Б., Источники выразительности художественной речи. Русская речь, 1986, №2, стр.54-59


  1. Горшков А.И., Вопросы лингвостилистического анализа текста//Русская речь, 1976,2


  1. Лотман Ю.М., Структура художественного текста, - М., 1970.


  1. Новиков Л.А., Лингвостилистическое толкование художественного текста, - М., 1984.


  1. Шанский Н.М., Лингвистический анализ художественного текста, - М., 1984.







12

Дидактические материалы к урокам русского языка по теме: «Словообразование»


Карточка 1

Найдите в предложении слово (а) с суффиксом субъективной оценки. Сделайте его словообразовательный анализ.

Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика.

Карточка 2

Найдите в предложении слово (а) с суффиксом субъективной оценки. Сделайте его словообразовательный анализ.

Все остальные звуки затихали перед ним, скромные и как будто обиженные, а он торжествующе разносился по коридорам , подымался по лестницам, дерзко врывался в лабораторию, звонко перебегая по стеклянным колбочкам.


Карточка 3

Найдите в предложении слово (а) с суффиксом субъективной оценки. Сделайте его словообразовательный анализ.

Это был низенький и на вид довольно еще свежий старичок, разбитый параличом, ходил он переодеваясь, одним плечом вперед, и всем больным рассказывал одну и ту же историю: о крещении Руси при Владимире Святом.


Карточка 4

Найдите в предложении слово (а) с суффиксом субъективной оценки. Сделайте его словообразовательный анализ.

По возвращении из города он лучше всего помнил широкие, плоские каменные плиты, на которых и шаги, и самые ноги его кажутся ужасно маленькими, как две лодочки.


Карточка 5

Найдите в предложении слово (а) с суффиксом субъективной оценки. Сделайте его словообразовательный анализ.

- А сестрица-то ваша сегодня, вижу, опять не придут?


Карточка 6

Найдите в предложении слово (а) с суффиксом субъективной оценки. Сделайте его словообразовательный анализ.

Одеяло, укрывавшее о. дьякона, заколыхалось, и металлическая дощечка дребезжащим стуком ударилась об железку.


Карточка 7

Найдите в предложении слово (а) с суффиксом субъективной оценки. Сделайте его словообразовательный анализ.

Он вопросительно переводил глазами с темного дьякона лица на его седенькую бороденку, чувствовал под рукою бессильное трепыхание худенького тельца и недоумевал.


Карточка 8

Найдите в предложении слово (а) с суффиксом субъективной оценки. Сделайте его словообразовательный анализ.

В саду ещё хуже: дорожки не подметены, и не висит ни одного фонарика - стало совсем беспокойно.


Карточка 9

Найдите в предложении слово (а) с суффиксом субъективной оценки. Сделайте словообразовательный анализ.

Но тут же он вспомнил поток горячего света, вспоминал, как светило солнце в Саратовской губернии на Волгу, на лес, на пыльную тропинку в поле, - и всплеснул руками, и ударил ими себя в грудь, и с хриплым рыданием упал лицом вниз на подушку, бок о бок с головой дьякона.

Карточка 10

Найдите в предложении слово (а) с суффиксом субъективной оценки. Сделайте его словообразовательный анализ.

Но офицеров и студентов видно даже в темноте: белое пятно, а над ним маленький огонек папиросы и большой голос.

Карточка 11

Найдите в предложении слово (а) с суффиксом субъективной оценки. Сделайте его словообразовательный анализ.

По счастью, оказалось - та самая беседка, завитая виноградом, где сидели сегодня отец и мать. Фонарики кругом уже погасли, и светились только два: один, зелененький, горел ещё совсем ярко, а другой, желтенький, уже мигал.

Карточка 12

Найдите в предложении слово (а) с суффиксом субъективной оценки. Сделайте его словообразовательный анализ.

Его обнаженные худые ручонки жемчужным ожерельем легли вокруг красной и полной шеи Настасьи Филипповны, пряча головку на ее груди он шептал: «Боюсь, мамочка, боюсь! Не уходи!»



Карточка 1

Образуйте от данных слов с помощью суффиксов - к -, - еньк -, - ечк -, - ик - новые слова.

Огонь, малый, сад, дорога, фонарь, комната, яйцо, черта.


Карточка 2

Образуйте от данных слов с помощью суффиксов- к-, - ик -, - ок-, - енк - новые слова

Железо, тетрадь, фонарь, узел, глаза.


Карточка 3

Образуйте от данных слов с помощью суффиксов - енк -, - ик -, - очк -, - чик - новые слова

Губы, конец, куст, стакан.


Карточка 4

Образуйте от данных слов с помощью суффиксов - оньк -, - еньк -, - очк -, - к - новые слова

Тихий, хороший, милый, ангел, мама, неделя, Кусака.


Карточка 5

Образуйте от данных слов с помощью суффиксов - к -, - очк -, - ц -, - иц - новые слова

Лысина, борода, лента, тело, сестра, губы, кофта.


Карточка 6

Образуйте от данных слов с помощью суффиксов - еньк -, - инк -, - ок -, - к - новые слова

Молодой, дети, старик, русалка, князь, короткий.


Карточка 1


Объясните, какую роль играют слова с суффиксами субъективной оценки в данном предложении.

Петька видел его с своей стороны, а когда оборачивался к матери, это же небо голубело в противоположном окне, и по нем плыли, как ангелочки, беленькие радостные облачка.


Карточка 2


Объясните, какую роль играют слова с суффиксами субъективной оценки в данном предложении.

Направо от пути раскинулась кочковатая равнина, темно-зеленая от постоянной сырости, и на краю её были брошены серенькие домики, похоже на игрушечные, а на высокой зеленой горе, внизу которой блистала серебристая полоска, стояла такая же игрушечная белая церковь.


Карточка 3


Объясните, какую роль играют слова с суффиксами субъективной оценки в данном предложении.

Худая ручонка его сжималась в кулак и била по руке матери, по земле, по чему попало, чувствуя боль от острых камешков и песчинок, но как будто стараясь усилить её.


Карточка 4


Объясните, какую роль играют слова с суффиксами субъективной оценки в данном предложении.

Первая, с кем познакомилась собака, была хорошенькая, миленькая девушка в коричневом форменном платье, выбежавшая в сад.


Карточка 5


Объясните, какую роль играют слова с суффиксами субъективной оценки в данном предложении.

- Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю. У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки.


Карточка 6


Объясните, какую роль играют слова с суффиксами субъективной оценки в данном предложении.

Брови Лёли поднялись, и у самой нее был такой хорошенький носик и такие выразительные глаза, что солнце поступило умно, расцеловало горячо, до красноты щек, все в её молоденькое, наивно - прелестное личико.


Карточка 7


Объясните, какую роль играют слова с суффиксами субъективной оценки в данном предложении.

Уже темнело, и с поля надвигалась серая снежная мгла; в низеньком черном строении, стоявшем поперек улицы, на выезде, зажегся красноватый, немигающий огонек.


Карточка 8


Объясните, какую роль играют слова с суффиксами субъективной оценки в данном предложении.

Одна из девочек не в силах была овладеть охватившим её восторгом и упорно и молча прыгала на одном месте; маленькая косичка со вплетенной голубой ленточкой хлопала по её плечам.


Карточка 9


Объясните, какую роль играют слова с суффиксами субъективной оценки в данных предложениях.

То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху. Его прозрачные стрекозиные крылышки трепетали от падавшего на них света, и весь он казался живым и готовым улететь.



Карточка 10


Объясните, какую роль играют слова с суффиксами субъективной оценки в данном предложении.

Разбудят и принесут Ванюшку, который первым делом потребует крашеного яичка, о котором целую неделю вел обстоятельные беседы с более опытной сестренкой.

Карточка 11

Объясните, какую роль играют слова с суффиксами субъективной оценки в данном предложении.


Он намекал на беленького котенка, которого ему недавно подарили и который был так мал, что всеми четырьмя лапками помещался на блюдце.

Карточка 12

Объясните, какую роль играют слова с суффиксами субъективной оценки в данном предложении.

Дядя-папа ворчал, гладил свою лысину, отчего беленькие волосики на ней поднимались торчком, и расспрашивал Валю, не хочет ли он к той женщине.


© 2010-2022