Рабочая программа по русскому языку 6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

Класс: 6







Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (базовый уровень) составлена на основе Государственного стандарта основного общего обра­зования (2004), Примерной программы основного общего образования по русскому языку и про­граммы по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский - М.: Просвещение, 2006). Примерная программа по русскому языку в то же время ориентирована на Фундаментальное ядро содержания общего образования и Требования к результатам основного общего образования, представленные в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Основная особенность курса русского языка - его ориентация на интенсивное речемыслительное развитие ребёнка. Это проявляется в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь, умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме, а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.











Описание места учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего общего образования на ступени 6 класса в объеме 204 часов, 6 часов в неделю. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы, среди которых русский язык занимает ведущее место и является обязательным для аттестации в формате ОГЭ и ЕГЭ.


Технологии, используемые в образовательном процессе

Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно- иллюстративного способа обучения. В основе - информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

Технологии реализации метапредметных связей в образовательном процессе.

Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.

Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала

Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Технология индивидуализации обучения

Информационно-коммуникационные технологии

Здоровьесберегающие технологии

Если обучающиеся отсутствуют в школе в связи с длительной болезнью, они самостоятельно выполняют задания с целью прохождения материала, в том числе с применением дистанционных технологий (интернет, сайт школы, электронные ресурсы и др.).

Обучающиеся предоставляют выполненные во время болезни задания в соответствии с требованиями педагогов.

Самостоятельная деятельность обучающихся во время болезни может быть оценена только в случае достижения положительных результатов.

Согласно расписанию занятий в классном журнале в графе «Что пройдено на уроке» делается запись темы учебного занятия в соответствии с календарно-тематическим планированием при условии, если обучающиеся класса в дистанционном режиме изучили тему с отметкой: «дистанционно, материал изучен самостоятельно» (если отсутствуют все обучающиеся класса).


Виды контроля

индивидуальный

групповой

фронтальный

предварительный

текущий

тематический

итоговый





Основные формы контроля

Виды диктантов: обучающий, словарно-орфографический, распределительный, предупредительный, графический, выборочный.

Основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический

Сочинение разных жанров: рассуждение, описание, по картине.

Изложение: сжатое, подробное, выборочное, с элементами сочинения.

Комплексный анализ текста

Составление сложного плана и простого плана к тексту

Составление текста определенного стиля и типа речи

Тесты: интерактивные, обучающие, в формате ОГЭ, тематические.

Теория: зачеты и письменные опросы.

Контрольные работы: тематические в разных форматах, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения небольшого объёма по началу, по опорным словам.


Виды деятельности по оцениванию обучающихся на уроке и критерии оценки

- Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач

-Самооценивание

-Взаиморецензирование

-Анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления - Разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий)

- Составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися -Работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование


Система оценивания

В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо

руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа,

2) степень осознанности, понимания изученного,

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильное с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась поверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса V - 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса - 15 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. До конца первой четверти (а в V классе - до конца первого полугодия) сохраняется объем текста,

рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) на правила, которые не включены в школьную программу;

2) на еще не изученные правила;

3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий - резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Диктант оценивается одной отметкой

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических ошибок и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено больше половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: вV классе - 70-110слов. При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе - 0,5-1стр. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словарного и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Отметка «5» ставится, если:

1) содержание работы полностью соответствует теме;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.

Отметка «4» ставится, если:

I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);

2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.

Отметка «3» ставится, если:

1) в работе допущены существенные отклонения от темы;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;

4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка «2» ставится, если:

1) работа не соответствует теме;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

5) нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Русский язык - язык русского народа. Он служит ему средством:

  • общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественном словесном творчестве);

  • хранения и передачи информации;

  • связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.

Русский язык - один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

Русский язык в современном мире - один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.

Свободное владение русским языком - обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве

Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

В 6 классе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества и т. д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков, сведения об основных нормах русского литературного языка;

  • сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Содержание курса русского (родного) языка в 6классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся - овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.

Второе направление - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии речи учащихся - формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).

Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

В программе специально выделены часы на развитие связной речи - пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи - речеведческие понятия и виды работы над текстом - пропорционально распределяются среди грамматического материала.

Требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны знать определения основных изученных в 6 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • Производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом.

  • С помощью толкового словаря выяснить нормы употребления слова.

  • Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста ( в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и чётко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать/понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение:

- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Обязательный минимум содержания основной образовательной программы

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Сферы и ситуации речевого общения. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.

Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, ДОКЛАД, СТАТЬЯ, РЕЦЕНЗИЯ), публицистического (выступление, СТАТЬЯ, ИНТЕРВЬЮ, ОЧЕРК), официально-делового (расписка, ДОВЕРЕННОСТЬ, заявление, РЕЗЮМЕ) стилей.

Культура речи. КРИТЕРИИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.

Текст как продукт речевой деятельности. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ ТЕКСТА. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.

Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: ТЕЗИСОВ, конспекта, отзыва, РЕЦЕНЗИИ, аннотации; письма; расписки, ДОВЕРЕННОСТИ, заявления.


Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

Наука о русском языке и ее основные разделы. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ВЫДАЮЩИХСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЛИНГВИСТАХ.

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни человека и общества.

Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Русский язык - язык русской художественной литературы.

Понятие о русском литературном языке и его нормах.

Русский язык как развивающееся явление. ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ.

Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей.

Система языка

Фонетика. Орфоэпия

Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.

Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. ФОНЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ.

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ.

Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

Морфемика (состав слова) и словообразование

Морфема - минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах.

Основные способы образования слов.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексика и фразеология

Слово - основная единица языка.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Стилистически окрашенная лексика русского языка.

Исконно русские и заимствованные слова.

Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

Фразеологизмы; их значение и употребление.

ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИМОЛОГИИ КАК НАУКЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛОВ И ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология

Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МОРФОЛОГИИ.

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Синтаксис

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.

Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Грамматическая (ПРЕДИКАТИВНАЯ) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.

Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.

Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.

Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СИНТАКСИСА.

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография

Правописание гласных и согласных в составе морфем.

Правописание Ъ и Ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Прописная и строчная буквы.

Перенос слов.

Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация

Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Сочетание знаков препинания.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.

Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).

Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.

Количество часов по четвертям


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого

Количество часов

52

46

58

48

204

















































Календарно-тематическое планирование



№ п/п


Наименование разделов, тем

Количество

часов

Дата по плану

Дата по факту

Формы контроля

1.

Русский язык - один из развитых языков мира.

1


Повторение пройденного в 5 классе (12+2РР)

2.

Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Орфография.

1


3.

Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и в корнях слов.

1

.

4.

Части речи. Морфологический разбор слова.

1


5.

Орфограммы в окончаниях слов.

1


6.

Словосочетание.

1


7.

Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения.

1


8.

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.

1


9.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

1


10.

Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1


11.

Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1


12.

РР Текст. Деление текста на части.

1


13.

РР Официально-деловой стиль речи, его языковые особенности. Жанры официально-делового стиля. Заявление.

1


14.

Входная контрольная работа.

1


Контрольная работа

15.

Анализ контрольных работ.

1


Лексика и фразеология. Культура речи (14+2РР)

16.

Повторение изученного в 5 классе по теме «Лексика».

1


17.

РР Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы.

1


18.

Общеупотребительные слова. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор).

1


19.

Профессионализмы.

1


20.

Диалектизмы.

1


21.

Жаргонизмы. Лексические новации последних лет.

1


22.

Эмоционально окрашенные слова.

1


23.

Устаревшие слова.

1


24.

Новые слова (неологизмы). Лексические новации последних лет.

1


25.

Исконно русские и заимствованные слова.

1


26.

Фразеологизмы. Фразеологические новации последних лет

1


27.

Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

1


28.

Повторение по теме «Лексика и фразеология. Культура речи». Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

1


29.

Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология. Культура речи».

1


Контрольная работа

30.

Анализ контрольных работ.



31.

РР Обучение написанию сжатого изложения прочитанного текста.

1


Изложение

Словообразование. Орфография. Культура речи (25+7РР)

32.

Повторение изученного по морфемике в 5 классе.

1


33.

РР Описание помещения.

1


34.

Основные способы образования слов в русском языке.

1


35.

Основные способы образования слов в русском языке

1


36.

Этимология слов. Этимология -наука о происхождении слов и фразеологизмов

1


37.

РР Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

1


38.

РР Сочинение-описание помещения.

1


Сочинение

39.

Буквы о - а в корне

-кос- − -кас-.

1


40.

Буквы о - а в корне

-кос- − -кас-.

1


41.

Буквы о - а в корне

-гор- −-гар-.

1


42.

Буквы о - а в корне

-гор- −-гар-.

1


43.

Буквы и и ы после приставок.

1


44.

Буквы и и ы после приставок.

1


45.

Гласные в приставках пре- и при-.

1


46.

Гласные в приставках пре- и при- .

1


47.

Гласные в приставках пре- и при- .

1


48.

Гласные в приставках пре- и при- .

1


49.

РР Выборочное изложение прочитанного текста.

1


Изложение

50.

Соединительные о и е в сложных словах.

1


51.

Соединительные о и е в сложных словах.

1


52.

Сложносокращённые слова.

1


53.

Сложносокращённые слова.

1


54.

Основные выразительные средства словообразования

1


55.

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

1


56.

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

1


57.

РР Контрольное сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро».

1


Сочинение

58.

РР Контрольное сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро».

1


Сочинение

59.

Повторение изученного по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи».

1


60.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.


1


61.

Контрольная работа по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи».

1


Контрольная работа

62.

Анализ письменных работ.

1


63.

РР Сжатое изложение прочитанного текста

1


Изложение

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (20+5РР)

64.

Система частей речи в русском языке. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

1


65.

Имя существительное. Повторение изученного в 5классе.

1


66.

РР Сочинение. Письмо с благодарностью.

1


Сочинение

67.

Разносклоняемые имена существительные .

1


68-69.

Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя.

1


70.

РР Сочинение о происхождении имен.

1


Устное выступление

71-72.

Несклоняемые имена существительные.

2


73-74.

Род несклоняемых имён существительных.

2


75.

РР Текстообразующая роль имен существительных.

1


76.

Сферы употребления устной публичной речи.

1


77.

Имена существительные общего рода.

1


78.

Морфологический разбор имени существительного.

1


79.

РР Сочинение о личном впечатлении.

1


Сочинение

80.

Не с существительными.

1


81.

Буквы ч и щ в суффиксах существительных -чик и -щик.

1


82.

Гласные в суффиксах существительных-ек и -ик.

1


83.

Гласные о - е после шипящих в суффиксах существительных.

1


84.

Повторение изученного об имени существительном .

1


85.

Практикум по теме «Имя существительное». Основные морфологические нормы русского литературного языка.

1


86.

РР Сочинение об имени существительном.

1


Сочинение

87.

Контрольная работа

по теме «Имя существительное».

1


Контрольная работа

88.

Анализ письменных работ.

1


Имя прилагательное(22+7РР)

89.

Система частей речи в русском языке. Имя прилагательное.

Повторение изученного в 5 классе.

1


90.

Имя прилагательное.

Повторение изученного в 5 классе.

1


91.

РР Функционально-смысловые типы текста. Описание, его признаки. Структура текста. Сочинение-описание природы.

1


Сочинение

92.

Степени сравнения прилагательных.

1


93.

Степени сравнения прилагательных.

1


94.

Разряды прилагательных. Качественные прилагательные.

1


95.

Относительные прилагательные.

1


96.

РР Описание природы.

1


Сочинение

97.

Притяжательные прилагательные.

1


98.

Притяжательные прилагательные

1


99.

Морфологический разбор имени прилагательного.

1


100- 101.

РР Контрольное изложение (подробное)

2


Изложение

102.

Анализ письменных работ.

1


103.

Не с именами прилагательными.

1


104.

Не с именами прилагательными

1


105.

Буквы о - ё после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

1


106.

РР Сочинение-описание пейзажа по картине.

1


Сочинение

107.

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

1


108.

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

1


109.

Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.



110.

РР Обучение написанию сжатого изложения прослушанного текста.

1


Изложение

111.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

1


112.

РР Публичное выступление о произведении народного промысла.

1


Устное выступление

113.

Повторение по теме «Имя прилагательное».

1


114.

Практикум по теме «Имя прилагательное». Основные морфологические нормы русского литературного языка.

1


115.

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное».

1


Контрольная работа

116.

Анализ письменных работ.

1


117.

Комплексный анализ текста. Основные выразительные средства морфологии.

1


Имя числительное(14+2РР)

118.

Система частей речи в русском языке. Имя числительное как часть речи.

1


119.

Простые и составные числительные.

1


120.

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

1


121.

Разряды количественных числительных.

1


122.

Числительные, обозначающие целые числа.

1


123.

Числительные, обозначающие целые числа. Жанры официально-делового стиля: доверенность, расписка

1


124.

РР Выборочное изложение прочитанного текста.

1


Изложение

125.

Дробные и собирательные числительные.

1


126.

Порядковые числительные.

1


127.

Порядковые числительные

1


128.

Собирательные числительные.

1


129.

Морфологический разбор числительного.

1


130.

Контрольная работа по теме «Имя числительное».

1


Контрольная работа

131.

Анализ письменных работ.

1


132.

РР Публичное выступление-призыв на тему «Бе­регите природу!»

1


Устное выступление

133.

Комплексный анализ текста. Основные морфологические нормы русского литературного языка.

1


Местоимение (23+7РР)

134.

Система частей речи в русском языке. Местоимение как часть речи.

1


135.

Разряды местоимений. Личные местоимения.

1


136.

Разряды местоимений. Личные местоимения.

1


137.

Возвратное местоимение себя.

1


138.

РР Рассказ по сюжетным рисункам.

1


Сочинение

139.

Вопросительные местоимения.

1


140- 141.

РР Контрольное сочинение.

2


Сочинение

142.

Анализ письменных работ.

1


143.

Анализ письменных работ.

1


144.

Неопределённые местоимения.

1


145.

Неопределённые местоимения

1


146.

РР Обучение написанию сочинения-рассуждения.

1


Сочинение

147.

Отрицательные местоимения.

1


148.

Отрицательные местоимения

1


149.

Отрицательные местоимения

1


150.

Притяжательные местоимения.

1


151.

Притяжательные местоимения

1


152.

РР Функционально-смысловые типы текста. Рассуждение; его признаки. Структура текста.



153.

РР Сочинение-рассуждение.

1


Сочинение

154.

Указательные местоимения.

1


155.

Определительные местоимения.

1


156.

Определительные местоимения

1


157.

Морфологический разбор местоимения.

1


158.

РР Обучение написанию сжатого изложения прослушанного текста.

1


Изложение

159.

Практикум по теме «Местоимение» Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

1


160.

Контрольная работа по теме «Местоимение».

1


Контрольная работа

161.

Анализ письменных работ.

1


162.

Текстообразующая роль местоимений

1


163.

Комплексный анализ текста. Основные морфологические нормы русского литературного языка.

1


Глагол (28+6РР)

164.

Система частей речи в русском языке. Глагол.Повторение изученного в 5 классе.

1



165.

Глагол.Повторение изученного в 5 классе .

1



166.

Глагол.Повторение изученного в 5 классе.

1



167.

Глагол.Повторение изученного в 5 классе.

1



168.

РР Функционально-смысловые типы текста. Повествование, его признаки. Структура текста. Сочинение-рассказ.

1



Сочинение

169.

Разноспрягаемые глаголы.

1



170.

Глаголы переходные и непереходные.

1



171.

Глаголы переходные и непереходные.

1


172.

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

1


173.

Изъявительное наклонение.

1


174.

РР Изложение (подробное) прочитанного текста

1


Изложение

175.

Условное наклонение.

1


176.

Повелительное наклонение.

1


177.

Повелительное наклонение

1


178.

Различение повелительного наклонения и формы будущего времени.

1


179.

РР Функционально-смысловые типы текста. Повествование, его признаки. Структура текста.Рассказ по рисункам.

1


Сочинение

180.

Различение повелительного наклонения и формы будущего времени

1


181.

РР Функционально-смысловые типы текста. Рассуждение; его признаки. Структура текста. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

1


Сочинение

182.

Употребление наклонений

1


183.

Безличные глаголы.

1


184.

Безличные глаголы.

1


185.

Морфологический разбор глагола.

1


186.

РР Функционально-смысловые типы текста.Повествование; его признаки. Структура текста.Рассказ на основе услышанного.

1


Сочинение

187.

Словообразование глаголов

1


188.

Правописание гласных в суффиксах глаголов

1


189.

Правописание гласных в суффиксах глаголов

1


190.

РР Обучение написанию сжатого изложения прочитанного текста.

1


Изложение

191.

Систематизация и обобщение изученного о глаголе.

1


192.

Применение знаний и умений по

морфологии в практике правописания.

1


193.

Практикум по теме «Глагол». Основные морфологические нормы русского литературного языка.

1


194.

Контрольная работа по теме «Глагол».

1


Контрольная работа

195.

Анализ письменных работ.

1


196.

Текстообразующая роль глаголов

1


Повторение и систематизация изученного в 6 классе (6+1РР)

197.

Комплексный анализ текста. Основные выразительные средства морфологии.

1


198.

РР Сочинение на выбранную тему

1


Сочинение

199.

Повторение и систематизация материала, изученного в 6 классе

Критерии культуры речи.

1


200.

Итоговая контрольная работа за курс 6 класса в формате ОГЭ

1


Контрольная работа

201.

Анализ письменных работ

1


202.

Комплексный анализ текста

1


203-204.

Резервные уроки

2


Количество часов по четвертям


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого

Количество часов

52

46

58

48

204



Практическая часть программы

Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

За год

Диктанты / Контрольные работы/ Тесты



2



2



2



3



9

Изложения

2

1

3

3

9

Сочинения

2

6

5

5

18

Методическое обеспечение образовательного процесса

Учебник: Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2007.


Методическая литература

Газова Е.Ю. и др. Материалы к урокам русского языка и конспекты отдельных занятий в 5-9 классах (основы культуры речи, развитие связной речи). -Волгоград: Учитель,2002.

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс/ Составитель Н.В.Егорова. - М.:ВАКО,2010.

Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для VI класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. - М.:Просвещение, 2008.

Обучение русскому языку в VI классе. Методические рекомендации к учебнику для VI класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. - М.: Просвещение, 2000.

Мультимедийные пособия

Компьютерный тренажёр по русскому языку.

Интерактивное учебное пособие. Как правильно сказать по-русски?

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ.

Репетитор. Тесты по пунктуации.

Репетитор. Тесты по орфографии.

Справочник школьника. Русский язык. 5-11 классы.

Сборник лучших словарей русского языка.

Электронный репетитор-тренажёр. Курс русского языка (базовый).


Литература для учащихся

1.Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. - М., 1998.

2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М., 1998.

3. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. - М., 1997.

4. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. - М., 1990.

5. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический

словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. - М., 1997.

Образовательные электронные ресурсы

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

  2. repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

  3. gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

  4. gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

  5. school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  6. 1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  7. all.edu.ru/ - Все образование Интернета

  8. Культура письменной речи gramma.ru

  9. Имена.org - популярно об именах и фамилиях imena.org

  10. Крылатые слова и выражения slova.ndo.ru

  11. Мир слова русского rusword.org

  12. Рукописные памятники Древней Руси lrc-lib.ru

  13. Русская фонетика: мультимедийный Интернет - учебник philol.msu.ru/rus/galva-1/

  14. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты character.webzone.ru

  15. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку svetozar.ru

  16. Электронные пособия по русскому языку для школьников learning-russian.gramota.ru

  17. rusolimp.kopeisk.ru/

  18. ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

  19. 9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

  20. repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

  21. som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

  22. ug.ru/ -«Учительская газета»

  23. school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  24. schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

  25. 1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  26. all.edu.ru/ - Все образование Интернета

  27. mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

  28. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы mapryal.org/

  29. Навигатор. Грамота.ру navigator.gramota.ru/

  30. Новый словарь русского язык rubricon.ru/nsr_1.asp

  31. Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) yamal.org/ook/

  32. Русский филологический портал philology.ru/default.htm

  33. Русский язык и культура речи sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4

  34. Самый полный словарь сокращений русского языка sokr.ru/

  35. Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html

  36. Словарь русских фамилий rusfam.ru/

  37. Толковый словарь русского языка megakm.ru/ojigov/

  38. Уроки русского языка в школе Бабы-Яги sertolovo.narod.ru/1.htm

  39. Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm

  40. Основные правила грамматики русского языка ipmce.su/~lib/osn_prav.html

  41. Урок. Русский язык для школьников и преподавателей urok.hut.ru/

  42. Толковый словарь В.И. Даля slova.ru/

  43. Русские словари. Служба русского языка slovari.ru/lang/ru/

  44. Словарь-справочник русского языкаslovar.boom.ru/

  45. Репетитор repetitor.h1.ru/programms.html

  46. Знаете слово? mech.math.msu.su/~apentus/znaete/

  47. Тесты по русскому языку likbez.spb.ru/tests/

  48. Дистанционная поддержка учителей-словесников ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm

  49. Культура письменной речи likbez.h1.ru/

  50. Русское слово rusword.com.ua

  51. Проверь себя! cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm

  52. Правила русской орфографии и пунктуации anriintern.com/rus/orfpun/main.htm

  53. Тесты по пунктуации repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2

  54. claw.ru›1news/izlozheniya/izlozheniya…dlya-5… Изложения для 5-11 классов lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 кл.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Комплект ученической мебели, школьная доска, шкафы (3 шт.)

Стенды для экспозиций: «Готовимся к итоговой аттестации», «К уроку».

Стол для учителя

Компьютер

Проектор

Экран

Принтер







22


© 2010-2022