Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №6

Камышловского городского округа


Утверждена:

Директор _______ Н.Н.Захарова

«____» _____________20__г.









Программа учебного предмета

«ЛИТЕРАТУРА»

5 класс





Разработчик:

Куваева В.М., учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория





Обсуждена и согласована

на методическом объединении

Протокол №_____от «___»_________20__г.


Принята на методическом совете

Протокол №_____от «___»_____20__г.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального Закона «Об образовании» Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных школ2 и в соответствии c программой по литературе к учебникам для 5 - 9 классов (авторы программы Е.А.Самойлова, Ж.Н.Критарова)3

Планирование предназначено для работы по учебнику: Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. / Авт.-сост. :Е.А.Самойлова, Ж.Н.Критарова . - Смоленск.: «Ассоциация 21 век», 2013г.

Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года № 1897, положения которого обеспечивают многогранное и глубокое усвоение курса литературы в 5-9 классах, так как способствуют средствами художественной литературы, литературоведения и литературной критики обеспечивать:

«1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».

В соответствии с требованиями Стандарта, программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений основана на применении «системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; <…>

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».

Общая характеристика учебного предмета

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 5-9 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

Целями и задачами изучения литературы в основной школе являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Результаты изучения предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


5 КЛАСС

ФОЛЬКЛОР И ЛИТЕРАТУРА

Литература как искусство словесного образа. Литература и мифология. Литература и фольклор.

ФОЛЬКЛОР

Начальное понятие о фольклоре. Вымысел в фольклорном произведении. Основные жанры фольклора. Нравственный идеал русского фольклора.

Загадка как метафора ,вид словесной игры. Возникновение и бытование

загадок.

Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Поговорка как образное выражение.

Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, о животных).

«Василиса Прекрасная». Художественные особенности волшебной сказки. Выражение нравственного идеала народа в сказке, представление о положительном герое.

«Ж е н а-д о к а з ч и ц а», «На суде». Особенности бытовой сказки, отражение в ней уклада народной жизни.

«Лиса и козёл». Иносказательный смысл сказки. Животные как герои сказок.

Лаборатория творчества.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

История жанра басни. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Нравственные проблемы и поучительный характер басен. И.А.Крылов «Волк и Ягнёнок» . Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Мораль в басне , формы её воплощения. Своеобразие языка басен Крылова.

Сказки русских и зарубежных писателей.

Литературная сказка как авторское произведение. Литературная сказка и фольклорная. Сказочная традиция в русской литературе.

Х.К.Андерсен «Снежная королева»Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок.

П.П. Бажов «Каменный цветок».Особенности сказовой манеры повествования. Образ повествователя. Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа в сказах русских писателей.

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».Постановка «вечных» вопросов в философской сказке. Образы повествователя и маленького принца. Нравственная проблематика сказки. Роль метафоры и аллегории в произведении. Символическое значение образа маленького принца.

Классическая русская литература

А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…» Образы, мотивы, художественные средства русской народной поэзии в творчестве Пушкина. «Няне», «Зимний вечер», «Осень». Единение красоты природы. красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике.

М.Ю.Лермонтов «Бородино».Историческая основа стихотворения. Изображение исторического события. Образ рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения. «Парус». Чувство трагического одиночества.

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством». Поэтизация картин народной жизни (праздники, обряды, гулянья).Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана. Фольклорные традиции в создании образов. Реальное и фантастическое в произведении. Описания украинского села и Петербурга. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма.

И.С. Тургенев «Муму».Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России. Образ Герасима. Особенности повествования, авторская позиция. Символическое значение образа главного героя. Образ Муму. Смысл финала повести.

Времена года в русской поэзии (обзор)

А.К, Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»,А.А.Фет «Чудная картина», Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Полдень», А.А.Фет «Летний вечер».Природные образы и средства их создания.

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина. Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.

Тема детства в русской и зарубежной литературе

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети».Изображение жизни простого народа. Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика. Роль диалогов в стихотворении.

Марк Твен «Приключения Тома Сойера».Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых.

О. Генри «Вождь краснокожих».Смешное и серьёзное в окружающем мире и в детском восприятии.

А.И,Куприн «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Смысл названия. Тема служения людям и добру. Образ доктора в русской литературе.

М.М.Зощенко «Калоши и мороженое».История жанра рассказа. Жанровые признаки. Особая роль события рассказывания.

В.П. Астафьев «Васюткино озеро».Изображение становления характера главного героя. Самообладание маленького охотника. Мальчик в борьбе за спасение. Картины родной природы.

Тема родины и природы в русской поэзии 20 века (обзор)

И.А.Бунин «Детство». «Густой зелёный…»Особенности изображения природы. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта.

А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». Основные темы и образы поэзии Ахматовой. Роль предметной детали, её многозначность.

С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»Лирический герой и мир природы. Олицетворение как основной художественный приём.

Н.М. Рубцов «В осеннем лесу». «Звезда полей».Темы, образы и настроения. Лирический герой и его мировосприятие.

Русские и зарубежные писатели о животных

Ю.П.Казаков Арктур- гончий пёс». Образы животных в произведениях художественной литературы. Нравственные проблемы в произведениях о животных.

В.П.Астафьев «Жизнь Трезора».Нравственные проблемы в произведениях о животных.

Э.Сетон - Томпсон «Королевская Аналостанка».Нравственные проблемы в произведениях о животных.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Лаборатория творчества

Читательская конференция

1.

Фольклор и литература

1

-

-

2.

Фольклор

9

-

-

3.

Литературное творчество

18

-

-

4.

Классическая русская литература

31

1

-

5.

Тема детства в русской и зарубежной литературе

24

1

-

6.

Тема Родины и природы в русской поэзии 20 века

7

1

-

7.

Русские и зарубежные писатели о животных

15

1

2

Итого:

105

4

2

Календарно-тематический план

п/п

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

1

Тема 1: «Фольклор и литература» Всего часов: 1


Дата

Тема урока, тип урока

Кол-во часов

Элемент содержания


Требования к результатам (предметным и метапредметным*)

Контрольно-оценочная деятельность

Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы**

Д.З.*

Предметные знания и умения

Универсальные учебные действия

Вид

Форма

1.


Литература как искусство словесного образа. Литература и мифология. Литература и фольклор.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Литература как искусство словесного образа.

Формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы.

Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства.

Личностные УУД: формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Регулятивные УУД: обучение целеполаганию.

Познавательные УУД: давать определения понятиям.

Текущий.

УО


Учебник (стр.3-7).

2

Тема 2: «Фольклор» Всего часов: 9

2.


Начальное понятие о фольклоре. Вымысел в фольклорном произведении .Основные жанры фольклора. Нравственный идеал русского фольклора.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Начальное понятие о фольклоре. Вымысел в фольклорном произведении .Основные жанры фольклора. Нравственный идеал русского фольклора.


Знать понятие фольклора. Узнавать фольклорные произведения по его признакам.

Познавательные УУД: пользоваться изучающим видом чтения; устанавливать причинно-следственные связи.

Текущий.

УО


Учебник (стр.13-21).

3.


Загадка как метафора, вид словесной игры. Возникновение и бытование загадок.

Урок закрепления знаний.

1

Загадка как метафора, вид словесной игры. Возникновение и бытование загадок.


Уметь определять роль загадки.

Регулятивные УУД: принимать решения в проблемной ситуации.

Коммуникативные УУД: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

Текущий

УО


Учебник (стр.21-28).

4.


Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Поговорка как образное выражение.

Урок комплексного применения ЗУН.

1

Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Поговорка как образное выражение.


Уметь выявлять заложенные в произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Текущий

УО


Учебник (стр.29-37).

5.


Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, о животных).

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

1

Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, о животных).


Уметь различать виды сказок.

Личностные УУД: формировать уважение к личности и её достоинству.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты определённого жанра.


Текущий

УО


Написать эссе.


6.


«Василиса Прекрасная». Художественные особенности волшебной сказки.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Василиса Прекрасная». Художественные особенности волшебной сказки.


Знать художественные особенности волшебной сказки..

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Текущий.

УО

wikipedia.ru

Знать биографию писателя.

7.


Выражение нравственного идеала народа в сказке, представление о положительном герое.

Комбинированный урок.

1

Выражение нравственного идеала народа в сказке, представление о положительном герое.


Знать понятие нравственного идеала в сказке.

Уметь анализировать сказку.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Познавательные УУД: осуществлять анализ.



Тематический.

ТР


Чтение глав романа.


8.


Выражение нравственного идеала народа в сказке, представление о положительном герое.

Комбинированный урок.

1

Выражение нравственного идеала народа в сказке, представление о положительном герое.


Уметь определять роль портретной характеристики героя.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Познавательные УУД: осуществлять анализ.



Тематический.

ТР


Чтение глав романа. Подготовка сообщений.


9.


«Жена - доказчица», «На суде». Особенности бытовой сказки, отражение в ней уклада народной жизни.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Особенности бытовой сказки, отражение в ней уклада народной жизни.


Уметь определять вид сказки ; уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием цитат из текста; создавать устное монологическое высказывание.

Коммуникативные УУД: выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Текущий.

ТР

krugosvet.ru

Подготовка к написанию сочинения.


10.


«Лиса и козёл». Иносказательный смысл сказки. Животные как герои сказок. Лаборатория творчества.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

1

Иносказательный смысл сказки. Животные как герои сказок. Лаборатория творчества.


Уметь создавать авторскую сказку.

Личностные УУД: формировать уважение к личности и её достоинству.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров.

Тематический.

ТР


Дописать сказку.


3

Тема 3: «Литературное творчество» Всего часов: 18

11.


История жанра басни. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Нравственные проблемы и поучительный характер басен.

Урок комплексного применения ЗУН.

1

История жанра басни. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Нравственные проблемы и поучительный характер басен.

.

Узнавать нравственные проблемы и поучительный характер басен.

Коммуникативные УУД: работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Тематический.

Творческая мастерская.

slovari.ru

Учебник (стр.59-63).


12.


И.А.Крылов «Волк и Ягнёнок».Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Мораль в басне, формы её воплощения. Своеобразие языка басен Крылова.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Мораль в басне, формы её воплощения. Своеобразие языка басен Крылова.


Знать: что такое мораль басни.

Уметь различать формы воплощения морали в басне.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Познавательные УУД: строить рассуждения.

Текущий.

УО


Учебник (стр.64-82).

13.


Литературная сказка как авторское произведение. Литературная сказка и фольклорная. Сказочная традиция в русской литературе.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Литературная сказка как авторское произведение. Литературная сказка и фольклорная. Сказочная традиция в русской литературе

Знать отличия литературной сказки от фольклорной.

.

Познавательные УУД: осуществлять анализ.

Текущий.

УО


Учебник (стр.84-85).

14-20


Х.К.Андерсен «Снежная королева». Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

7

Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок.


Знать биографические сведения о писателе Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок.


Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Текущий.

УО

wikipedia.ru

Учебник (стр.85-89).

21.


П.П.Бажов «Каменный цветок». Особенности сказовой манеры повествования.

Урок закрепления знаний.

1

Особенности сказовой манеры повествования

Уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием образных средств русского языка; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; уметь сопоставлять героев.

Познавательные УУД: осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно.

Текущий.

УО


Учебник (стр.89-98).

22.


Образ повествователя

Урок закрепления знаний.

1

Образ повествователя

Уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием образных средств русского языка; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; уметь сопоставлять героев.

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

Текущий.

УО


Учебник (стр.99).


23.


Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа в сказах

Комбинированный урок.

1

Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа в сказах

.

Уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием образных средств русского языка; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; уметь сопоставлять героев.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Познавательные УУД: строить рассуждения.

Текущий.

УО


Учебник (стр.100-107).


24


Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа в сказах

Урок обобщения и систематизации знаний.

1

Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа в сказах

.

Уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием образных средств русского языка; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; уметь сопоставлять героев.

Коммуникативные УУД: работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Тематический.

ТР

slovari.ru


25.


Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Постановка «вечных» вопросов в философской сказке.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

1

Постановка «вечных» вопросов в философской сказке.



Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров.

Тематический.

ТР


Дописать сочинение.


26.


Образы повествователя и маленького принца.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Образы повествователя и маленького принца.

.

Знать биографические сведения о писателе.

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Текущий.

УО

wikipedia.ru

Знать биографию писателя.


27.


Нравственная проблематика сказки.

Урок комплексного применения ЗУН.

1

Нравственная проблематика сказки.


Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев.

Познавательные УУД: осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи.

Тематический.

КАТ


Учебник (стр.110-118).


28.


Роль метафоры и аллегории в произведении. Символическое значение образа маленького принца.

Урок комплексного применения ЗУН.

1

Роль метафоры и аллегории в произведении. Символическое значение образа маленького принца.


Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев.

Личностные УУД: формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других.

Познавательные УУД: осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи.

Тематический.

КАТ


Учебник (стр.119-135).



4

Тема 4: «Классическая русская литература» Всего часов: 31

29.


А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…». Образы, мотивы, художественные средства русской народной поэзии в творчестве Пушкина.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Образы, мотивы, художественные средства русской народной поэзии в творчестве Пушкина.

Знать биографические сведения о писателе. Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев.

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Текущий.

УО

wikipedia.ru

Знать биографию писателя. Учебник (стр.139-143).


30.


«Няне», «Зимний вечер». Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике.

Комбинированный урок.

1

Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике.


Уметь анализировать произведение с использованием образных средств русского языка; отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные УУД: излагать содержание прочитанного текста выборочно; строить рассуждения.

Текущий.

УО


Учебник (стр.143-147).


31.


«Осень». Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике.

Комбинированный урок.

1

Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике.


Уметь анализировать произведение с использованием образных средств русского языка; отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные УУД: излагать содержание прочитанного текста выборочно; строить рассуждения.

Текущий.

УО


Учебник (стр.147-159).


32.


М.Ю.Лермонтов «Бородино».Историческая основа стихотворения. Изображение исторического события.

Комбинированный урок.

1

Историческая основа стихотворения. Изображение исторического события.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные УУД: излагать содержание прочитанного текста выборочно; строить рассуждения.

Текущий.

УО


Учебник (стр.160-164, 170-171).



33.


Образ рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.Урок комплексного применения ЗУН.

1

Образ рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Уметь сопоставлять героев одного произведения.

Познавательные УУД: пользоваться изучающим видом чтения; осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно.

Текущий.

УО


Учебник (стр.164-181).


34.


«Парус». Чувство трагического одиночества.

Урок комплексного применения ЗУН.

1

Парус». Чувство трагического одиночества.


Уметь сопоставлять героев одного произведения.

Познавательные УУД: пользоваться изучающим видом чтения; осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно.

Текущий.

УО


Учебник (стр.181-185).


35.


Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством». Поэтизация картин народной жизни(праздники, обряды, гуляния).

Урок комплексного применения ЗУН.

1

Поэтизация картин народной жизни(праздники, обряды, гуляния).


Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Уметь сопоставлять героев одного произведения.

Познавательные УУД: пользоваться изучающим видом чтения; осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно.

Текущий.

УО


Учебник (стр.187).



36.


Герои повести.

Урок обобщения и систематизации знаний.


Герои повести Гоголя.

Уметь сопоставлять произведения.

Познавательные УУД: осуществлять сравнение.

Текущий

Ч


Подготовка к сочинению.


37.


Кузнец Вакула и его невеста Оксана.

Урок обобщения и систематизации знаний.

1

Кузнец Вакула и его невеста Оксана.


Уметь сопоставлять литературных героев.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров.

Тематический.

ТР


Дописать сочинение.


38.


Фольклорные традиции в создании образов.

Комбинированный урок.

1

Фольклорные традиции в создании образов.


Понимать ключевые проблемы произведения.

Личностные УУД: формировать уважение к истории.

Регулятивные УУД: анализировать условия достижения цели; устанавливать целевые приоритеты.

Текущий.

УО

wikipedia.ru

Учебник (стр.196-211).


39.


Реальное и фантастическое в произведении.

Комбинированный урок.

1

Реальное и фантастическое в произведении.


Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Понимать ключевые проблемы произведения.

Личностные УУД: формировать уважение к истории.

Регулятивные УУД: анализировать условия достижения цели; устанавливать целевые приоритеты.

Текущий.

УО


Прочитать «Песнь о вещем Олеге».


40.


Описание украинского села и Петербурга.

Комбинированный урок.

1

Описание украинского села и Петербурга.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.


Личностные УУД: формировать уважение к истории.

Познавательные УУД: осуществлять сравнение.

Текущий.

УО


Учебник (стр.212-214), учить наизусть.

41.


Характер повествования.

Урок комплексного применения ЗУН.

1

Характер повествования.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Понимать ключевые проблемы произведения

Личностные УУД: формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.

Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.

Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения.

Познавательные УУД: учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Тематический.

Защита творческих проектов.

Ч

museum.ru./1812/ (сайт об Отечественной войне 1812 года), tellur.ru

Подготовка к сочинению

42.


Сочетание юмора и лиризма.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

1

Сочетание юмора и лиризма.

Уметь писать сочинение-размышление о книге, литературных героях.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров.

Тематический.

ТР


Дописать сочинение.


43.


И.С.Тургенев «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России.

Урок обобщения и систематизации знаний.

1

.Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России.


Знать биографические сведения о писателе; содержание прочитанных литературных произведений; изученные теоретико-литературные понятия.

Познавательные УУД: уметь обобщать понятия; осуществлять классификацию.

Текущий.

ТР



44.


Образ Герасима.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

1

Образ Герасима.

Знать биографические сведения о писателях; содержание прочитанных литературных произведений; изученные теоретико-литературные понятия.

Познавательные УУД: давать определения понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать понятия.

Итоговый.

Т


Учить наизусть стихотворения.

45.


Особенности повествования, авторская позиция

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

1

Особенности повествования, авторская позиция

Знать содержание прочитанных литературных произведений; изученные теоретико-литературные понятия.

Познавательные УУД: давать определения понятиям.

Текущий.

Ч


Подготовка групповых творческих проектов по визуальному видению текста.

46-


Символическое значение образа главного героя.

Урок комплексного применения ЗУН.

1

Символическое значение образа главного героя.


Воспринимать текст литературного произведения.

Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.

Коммуникативные УУД: работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные УУД: учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Символическое значение образа главного героя.

Интернета.

Тематический.

Защита творческих проектов.




47.


Образ Муму. Смысл финала повести.

Урок обобщения и систематизации знаний.

1

Образ Муму. Смысл финала повести.


Создавать текст сочинения - размышления.

Личностные УУД: способствовать развитию культурной и этнической толерантности.

Коммуникативные УУД: работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.


Тематический.

ТР


Биография Артура Конан Дойла.

48.


Времена года в русской поэзии(обзор).

А.К.Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»,А.А.Фет «Чудная картина».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Времена года в русской поэзии(обзор).

А.К.Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»,А.А.Фет «Чудная картина».

Знать биографические сведения о писателе.

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определения понятиям.

Текущий.

УО

wikipedia.ru

Учебник (стр.7-15).

49.


Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Полдень». Природные образы и средства их создания.

  • Урок закрепления знаний.

1

. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Полдень». Природные образы и средства их создания.

Уметь узнавать лирическое произведение по его признакам.

Познавательные УУД: давать определения понятиям; устанавливать причинно-следственные связи.

Текущий.

УО


Биография Александра Беляева

50.


А.А.Фет «Летний вечер». Природные образы и средства их создания.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

А.А.Фет «Летний вечер». Природные образы и средства их создания.


Уметь узнавать лирическое произведение по его признакам.

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определения понятиям.

Текущий.

УО

wikipedia.ru

Учебник (стр.18-26).

51.


Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа.

Комбинированный урок.

1

Историческая основа и сюжет рассказа.


Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Понимать ключевые проблемы произведения; отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Личностные УУД: ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации.

Познавательные УУД: пользоваться изучающим видом чтения; осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно.

Текущий.

УО


Биография Р.Брэдбери.

52.


Основные эпизоды.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Основные эпизоды.


Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Понимать ключевые проблемы произведения; отвечать на вопросы по прочитанному тексту

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определения понятиям.

Текущий.

УО

wikipedia.ru

Учебник (стр.28-36).

53.


Жилин и Костылин как два разных характера.

Комбинированный урок.

1


Жилин и Костылин как два разных характера.


Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Понимать ключевые проблемы произведения; отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Познавательные УУД: осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи.

Тематический.

КАТ


Биография Н.В.Гоголя.

54.


Судьбы Жилина и Костылина

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Судьбы Жилина и Костылина

.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Понимать ключевые проблемы произведения; отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определения понятиям.

Текущий.

УО

wikipedia.ru

Учебник (стр.38-51).

55


Поэтичный образ Дины.

Комбинированный урок.

1

Поэтичный образ Дины.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев.

Познавательные УУД: осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи.

Тематический.

КАТ


Учебник (стр.54-60).

56.


Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание.

Урок комплексного применения ЗУН.

1

.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Уметь отличать сказку от произведения фантастической литературы.

Познавательные УУД: осуществлять анализ; сравнение; устанавливать причинно-следственные связи.

Текущий.

ПР


Сочинить сказку.

57.


Смысл названия.

Урок обобщения и систематизации знаний.

1

Смысл названия.

Уметь писать сочинение- рассуждение.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров.

Тематический.

ТР


Прочитать поэму «Руслан и Людмила». Учить наизусть вступление.

58.


Поучительный характер рассказа.

Урок комплексного применения ЗУН.

1

Поучительный характер рассказа.


Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Воспринимать текст литературного произведения.

Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.

Коммуникативные УУД: работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные УУД: учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Тематический.

Защита творческих проектов.




59.


Лаборатория творчества

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

1


Уметь писать сочинение-размышление о книге, литературных героях.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров.

Тематический.

ТР


Написать сочинение.


5

Тема 5: «Тема детства в русской и зарубежной литературе» Всего часов: 24

60.


Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Изображение жизни простого народа.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Изображение жизни простого народа.

.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Воспринимать текст литературного произведения.

Личностные УУД: формировать выраженную устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению.

Регулятивные УУД: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Текущий.

УО


Учебник (стр.72-88).

61


Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Изображение жизни простого народа.

применения ЗУН.

1

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Изображение жизни простого народа.


Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Воспринимать текст литературного произведения..

Познавательные УУД: осуществлять анализ.

Текущий.

УО


Учебник (стр.90-102).


62.


Образы крестьянских детей и средства их создания.

Урок комплексного применения ЗУН.

1

Образы крестьянских детей и средства их создания.


Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Воспринимать текст литературного произведения.

Познавательные УУД: осуществлять анализ.

Текущий.

УО


Подготовка к написанию собственного детектива.

63.


Речевая характеристика. Роль диалогов в стихотворении.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

1

Речевая характеристика. Роль диалогов в стихотворении.

Уметь выразительно читать стихотворение, понимать стихотворный текст.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров.

Тематический.

ТР


Дописать сочинение.

Учебник (стр.107-126).


64-67


Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

4

Мир детства в литературе. Гуманистический характер произведений о детях. Нравственные уроки литературы.

Знать биографию писателя; содержание прочитанного литературного произведения.

Уметь анализировать литературное произведение.

Видеть в тексте средства создания характера героя.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Познавательные УУД: осуществлять анализ.

Текущий.

УО


Ответы на вопросы.

68-70


О.Генри «Вождь краснокожих» Смешное и серьёзное в окружающем мире и в детском восприятии.

Комбинированный урок.

3

О.Генри «Вождь краснокожих» Смешное и серьёзное в окружающем мире и в детском восприятии.


Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Уметь выявлять заложенные в произведение вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание.

Личностные УУД: ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.; формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других.

Регулятивные УУД:

адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.


Текущий.

УО


Знать определение повести.

71.


А.И.Куприн «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа.

Комбинированный урок.

1

А.И.Куприн «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа.

.

Уметь различать повесть и рассказ по их признакам.

Познавательные УУД: осуществлять сравнение.

Текущий.

ПР


Знать биографию автора. Учебник (стр.127-146).

72.


Образ главного героя. Смысл названия. Тема служения людям и добру.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1

Образ главного героя. Смысл названия. Тема служения людям и добру.


Знать биографию писателя; содержание прочитанного литературного произведения.

Уметь различать в произведении автора и рассказчика.

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определения понятиям.

Текущий.

УО

wikipedia.ru

Ответы на вопросы.

73


Образ доктора в русской литературе.

Комбинированный урок.

1

Образ доктора в русской литературе.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Уметь выявлять заложенные в произведение вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Личностные УУД: ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.; формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других.

Регулятивные УУД: принимать решение в проблемной ситуации.

Текущий.

УО


Ответы на вопросы.

74.


М.М.Зощенко «Калоши и мороженое». История жанра рассказа. Жанровые признаки.

Комбинированный урок.

1

М.М.Пришвин «Кладовая солнца.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Уметь выявлять заложенные в произведение вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Личностные УУД: ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.; формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других.

Регулятивные УУД: принимать решение в проблемной ситуации.

Текущий.

УО


Ответы на вопросы.

75.


Особая роль события рассказывания. Комбинированный урок.

1

Особая роль события рассказывания.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Воспринимать текст литературного произведения.

Познавательные УУД: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Текущий.

УО


Биография Кассиля.

76-77


В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Изображение становления характера главного героя.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

2

В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Изображение становления характера главного героя.


Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Воспринимать текст литературного произведения.

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определения понятиям.

Текущий.

УО

wikipedia.ru

Учебник (стр.147-155)

78-79.


Самообладание маленького охотника.

Урок комплексногопримменения ЗУН.

2

Самообладание маленького охотника.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Воспринимать текст литературного произведения.

Коммуникативные УУД: работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные УУД: учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Тематический.

Защита творческих проектов.



Учебник (стр.156-167).

80-81.


Мальчик в борьбе за спасение.

Комбинированный урок.

2

Мальчик в борьбе за спасение.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Уметь анализировать литературное произведение; формулировать собственное отношение к нему; характеризовать его героев; отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Познавательные УУД: осуществлять анализ.

Текущий.

УО


Учебник (стр.167-170).

82-83.


Картины родной природы.

Комбинированный урок.

2

Картины родной природы.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев.

Личностные УУД: формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других.

Познавательные УУД: осуществлять анализ.

Тематический.

КАТ


Учить наизусть одно из стихотворений.

84.


Лаборатория творчества.

Комбинированный урок.

1


Уметь писать сочинение - рассуждение.

Познавательные УУД: давать определения понятиям; осуществлять анализ.

Текущий.

КАТ

Ч


Подготовка к сочинению.

6

Тема 6: «Тема родины и природы в русской поэзии 20 века (обзор)» Всего часов: 7

85.


И.А.Бунин «Детство». Особенности изображения природы. Тема красоты природы.

Комбинированный урок.

1

Особенности изображения природы. Тема красоты природы.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Уметь анализировать литературное произведение; формулировать собственное отношение к нему; характеризовать его героев; отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Познавательные УУД: осуществлять анализ.

Текущий.

УО


Учебник (стр.191-197, 209).

86


«Густой зелёный…» Символическое значение природных образов. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта.

Комбинированный урок.

1

«Густой зелёный…» Символическое значение природных образов. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Уметь анализировать литературное произведение; формулировать собственное отношение к нему; характеризовать его героев; отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Познавательные УУД: осуществлять анализ, сравнение.

Текущий.

УО


Биографии писателей-анималистов.

87.


А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» Основные темы и образы поэзии Ахматовой. Роль предметной детали, её многозначность.

Урок комплексногопримменения ЗУН.

1

А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» Основные темы и образы поэзии Ахматовой. Роль предметной детали, её многозначность.


Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Воспринимать текст литературного произведения.

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определения понятиям.

Текущий.

УО

wikipedia.ru

Учить наизусть одно из стихотворений о животных.

88.


С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…» Лирический герой и мир природы. Олицетворение как основной художественный приём.

Урок закрепления знаний.

1

С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…» Лирический герой и мир природы. Олицетворение как основной художественный приём.

Знать отличительные признаки стихотворной речи.

Читать выразительно наизусть стихотворение.

Уметь определять стихотворный размер.

Познавательные УУД: давать определения понятиям.

Текущий.

Ч


Подготовка групповых творческих проектов по визуальному видению текста.

89-90.


Н.М.Рубцов «В осеннем лесу». «Звезда полей». Темы, образы и настроения. Лирический герой и его мировосприятие.

Урок комплексного применения ЗУН.

2

Н.М.Рубцов «В осеннем лесу». «Звезда полей». Темы, образы и настроения. Лирический герой и его мировосприятие.

Воспринимать текст литературного произведения.

Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.

Коммуникативные УУД: работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные УУД: учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Тематический.

Защита творческих проектов.




91.


Лаборатория творчества.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

1


Уметь писать сочинение-размышление.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров.

Познавательные УУД: давать определения понятиям; осуществлять сравнение.

Тематический.

ТР


Написать сочинение.

7

Тема 7: «Русские и зарубежные писатели о животных» Всего часов: 14

92-93.


Ю.П,казаков «Арктур - гончий пёс». Образы животных в произведениях художественной литературы.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

2

Ю.П,казаков «Арктур - гончий пёс». Образы животных в произведениях художественной литературы.

Знать биографические сведения о писателях; содержание прочитанных литературных произведений; изученные теоретико-литературные понятия.

Познавательные УУД: давать определения понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать понятия.

Итоговый.

КР



94-95.


Нравственные проблемы в произведениях о животных.

Урок обобщения и систематизации знаний.

2

Нравственные проблемы в произведениях о животных.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Воспринимать текст литературного произведения.

Личностные УУД: осуществлять рефлексию.

Итоговый.

ТР



96-99.


В.П.Астафьев «Жизнь Трезора». Нравственные проблемы в произведениях о животных.

Урок обобщения и систематизации знаний.

4

В.П.Астафьев «Жизнь Трезора». Нравственные проблемы в произведениях о животных.


Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Воспринимать текст литературного произведения.

Личностные УУД: осуществлять рефлексию.

Итоговый.

ТР



100-103.


Э.Сетон - Томпсон «Королевская Аналостанка». Нравственные проблемы в произведениях о животных.

Урок обобщения и систематизации знаний.

4

Нравственные проблемы в произведениях о животных.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Воспринимать текст литературного произведения.

Личностные УУД: осуществлять рефлексию.

Итоговый.

ТР



104.


Лаборатория творчества.

Урок обобщения и систематизации знаний.

1


Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Воспринимать текст литературного произведения..

Личностные УУД: осуществлять рефлексию.

Итоговый.

ТР



105


Читательская конференция.

Урок обобщения и систематизации знаний.

1


Понимать русское слово в его эстетической функции.

Личностные УУД: осуществлять рефлексию.

Итоговый.

ТР



1 ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2010. URL:standart.edu.ru

2Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5 -9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011. -(Стандарты второго поколения)

3Программа по литературе для 5 - 9 классов общеобразовательной школы/авт.-сост. Е.А.Самойлова, Ж.Н.Критарова

© 2010-2022