Качество знаний учащихся - главная задача учителя (выступление на педсовете)

  «Качество знаний учащихся – главная задача      учителя».                                                                                         Каковы результаты работы  по итогам 3 четверти в 5,6,9 классах? Всего в этих классах 7 учащихся, из них только 1 девочка. На «4» и «5» учится Кулагин Василий  (5класс). У остальных ребят результаты на том же уровне, что и в 1 и 2 четверти. Почему?  Я долго думала над этим вопросом и пришла к некоторым выводам. Во-первых, считаю, что учащиеся обладают ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сообщение к педсовету

«Качество знаний учащихся - главная задача учителя». ( Ломакина Н.С.)

Каковы результаты работы по итогам 3 четверти в 5,6,9 классах?

Всего в этих классах 7 учащихся, из них только 1 девочка. На «4» и «5» учится Кулагин Василий (5класс). У остальных ребят результаты на том же уровне, что и в 1 и 2 четверти. Почему?

Я долго думала над этим вопросом и пришла к некоторым выводам. Во-первых, считаю, что учащиеся обладают разной степенью познавательной активности. Это стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и т.д. Все это дает возможность выделить следующие уровни проявления активности: нулевой, относительно-активный, исполнительно-активный и творческий.

Из всех моих учеников к нулевому уровню я отнесла бы Шмелькова В., Архипова А. Им не свойственна агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя.

К относительно-активному уровню можно отнести Горностаева Д., Соколова В., Царева А. Для них характерна заинтересованность только в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой урока или необычными приемами преподавания. То есть, включение в деятельность у них связана с эмоциональной привлекательностью, но не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.

Кулагина В., Лаврентьеву А. я отнесла бы к исполнительно-активному уровню познания. Они систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые я предлагаю, работают преимущественно самостоятельно.

Понятно, что моя задача - перевести этих детей на более высокий уровень, тогда и качество знаний повысится. Я стараюсь добиваться этого, но, к сожалению, сделать это непросто.

Из всего выше сказанного получается - Шмельков В., Архипов А. - Учиться? Хочу, но…не могу.

Царев А., Соколов В., Горностаев Д. - Учиться? Могу, но…не хочу. Кулагин В. - Учиться? И могу, и пока хочу! Но в последнее время я стала замечать, что он очень быстро начал взрослеть, порой не прислушивается к замечанию учителя, упрямится. При выполнении тестовых заданий по уровням старательно выполняет задания части А,В, а вот к части С порой и не приступает, хотя, например, еще позволяет время. Объясняет тем, что оно трудное, а если все правильно, то и так баллов хватит. То есть, когда труднее, он пасует, и поэтому у меня нет уверенности в том, что он однажды не съедет на «3». Отдельно надо сказать о Лаврентьевой А. Она учится в нашей школе только с 3 четверти, материал очень запущен, но у нее есть большое стремление к учебе, хотя способности очень низкие. Алена очень старательна, аккуратна, в тетрадях у нее порядок. Девочке я уделяю много внимания, по важным темам и разделам мы составили много различных памяток, которыми я ей разрешаю пользоваться даже при выполнении самостоятельных работ. Тесты порой она может сделать и на «4», но вот диктанты и изложения не поддаются.

В 5-6 классах в 3 четверти практически каждый урок я теперь начинаю или с орфографической разминки, или синтаксической пятиминутки, или с морфемного и морфологического разбора для всех учеников сразу. Повторяя материал с 5 классом, подтягиваем заодно и Аленку Лаврентьеву. Повторяя склонение, падежи она также присоединяется к игре, которую мы с ребятами назвали «Ты мне, я тебе».

Порой трудно добиться сдвигов, потому что у ребят плохо сформированы навыки самоконтроля, умение выделять главное, сравнивать, уровень развития произвольного и непроизвольного внимания, плохая память, плохая речь. Особенно это заметно на уроках по развитию речи, когда мы пишем изложения и сочинения. Так сейчас, при подготовке к ГИА мыслей в головах у ребят порой много. Но излагаются они на уровне 5-6 класса. И как бы я не старалась, каких образцов не давала - безрезультатно. Наверное, самый влиятельный фактор формирования речи ребенка - речевая атмосфера семьи. В семьях большинства учеников уровень речевого общения весьма далек от совершенства. В первую очередь это связано с образовательным уровнем родителей. В моих классах только у одного ученика мама имеет высшее образование, у остальных родителей - в основном среднее общее, а у некоторых основное общее. Сказывается и низкий уровень общей культуры родителей. Разумеется, качество речи в таких семьях значительно ниже общепринятого уровня: она изобилует диалектизмами, речевыми ошибками разных типов, отличается бедным словарным запасом, к тому же во многих семьях привычным является употребление нецензурных выражений. Воспитываясь в такой семье, ребенок соответственно усваивает и ее речевые нормы. К тому же, ребята сейчас практически ничего не читают и не видят вокруг себя образцов правильной речи, за исключением, может быть, речи учителя.

Поэтому при опросе, при приведении аргументов во время написания сочинения-рассуждения применяю разные виды ответов, аргументаций, показываю образцы, при устных ответах всегда обращаю внимание на засоренность речи словами-паразитами, исправляю ребят.

Дети не любят читать, потому что получать информацию через слух и зрение проще. То есть усвоение происходит на уровне образов, а не понятий. Поэтому, излагая ту же информацию, ученик испытывает затруднения в оформлении высказываний, прибегая к средствам разговорного стиля, характерным для той речевой среды, в которой он воспитывается. Но если во время устного высказывания учитель имеет возможность сразу же поправить ученика, то при создании письменного высказывания это далеко не всегда возможно (например, если сочинение пишется дома). Учитель исправляет ошибки, возвращая ученику работу, всю исписанную красной ручкой. Видя это, ученик теряет уверенность в своих силах, ощущает себя неспособным и предпочитает получить отрицательную оценку, чем переписывать заново. Повторяясь раз за разом, такая ситуация формирует стойкое отвращение к написанию сочинений.

На уроках литературы предлагается анализировать произведения писателей. Увы, в последнее время это отодвигается назад, так как текст приходится читать прямо на уроке. В этом случае я прибегаю к комментированному чтению, направленному на то, чтобы ученики поняли и осмыслили реалии, составляющие фон сюжета, прониклись духом времени повествования. Затем приходит черед аналитического чтения. На таких уроках обращаю внимание на слова и выражения, свойственные литературной речи, высокую лексику, выразительные средства языка. Учу пересказывать текст, эпизоды, находить элементы портрета, пейзажа и т.д.

Конечно, я не снимаю с себя ответственности, в чем-то виновата и я, что у ребят «3» по моим предметам. Но ведь что такое обучение? Это процесс познания окружающего мира, это направляемый педагогом и самим учеником путь преодоления незнания. А преодоление требует определенных усилий. Без усилий невозможны ни активная познавательная деятельность, ни сознательное участие в учебном процессе, ни субъект-субъектное взаимодействие учителя и ученика. Да, и ученик, и учитель должны прикладывать определенные усилия в процессе образования, делая шаг навстречу, подниматься на новую ступеньку. В этом наша задача.









© 2010-2022