- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Материалы для грамматической зарядки на уроках русского языка в 5 классе
Материалы для грамматической зарядки на уроках русского языка в 5 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Антоненко Л.И. |
Дата | 07.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Грамматическая зарядка на уроках русского языка
5 класс
Урок 4
Словарный диктант, с 3-10
Язык, человек, искусство, общение, устное, письменное, разговорный стиль, научный, художественный, всегда, никогда
Урок 7
Объяснительный диктант
Небесный (небо), полевой (поле), кормить (корм), удивлять (диво), заглядеться (взгляд), гимнаст, маршрут, вокзал, минута, малина
Урок 9
Словарный диктант, с 11-21
Транскрипция, орфограмма, ударение, морфема, приставка, суффикс, футбольный матч, молотьба, рюкзак, баскетбол, известный, чудесный
Урок16
Цифровой диктант
-
Три братца пошли купаться. (н.ф.)
-
Все улыбаются. (3-е л.)
-
Мы хотим веселиться! (н.ф.)
-
Тихо плещется вода. (3-е л.)
-
Наша бригада умеет трудиться. (н.ф.)
1
2
3
4
5
-ться
*
*
*
-тся
*
*
Урок 22
Объяснительный диктант
Пошли купаться (что делать?, н.ф.); смелый побеждает ( побеждать, 1 спр.), труда не боится (что делает?, 3-е л.), дочь (3 скл.), меч (не 3 скл.), на зелёной (на какой?) поляне
Урок 26
Словарный диктант, с 22-49
Синтаксис, пунктуация, знак разделения, брошюра, подъём, парашют, вьюга, направо, внизу, втроём
Урок 32
Графический диктант: обозначить ГО, вычертить схемы
-
Наступил тихий вечер. I === ]
-
Ты книгу прочитал? I === ]
-
Какая красота! I _____ ]
Урок 42
Цифровой диктант
Определить тип предложения по наличию второстепенных членов
-
Сумерки.
-
В небе зажигаются первые звёзды.
-
Ярко горят лампы в окнах домов.
-
Дворы затихают.
-
Вот и луна.
1
2
3
4
5
Нераспростр.
*
*
Распростр.
*
*
*
Урок 44
Пунктуационный диктант : объяснить схемой расстановку знаков препинания в предложениях
-
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет
-
Тёплые, тихие сумерки спустились над рекой
Урок 56
Графический диктант: синтаксический разбор предложений
-
На поляне расцвели первые ромашки. (повеств., невоскл., простое, распростр.)
-
Гроза прошла, и снова запели птицы. (повеств., невоскл., сложное, союзное)
Урок 59
Пунктуационный диктант : объяснить схемой расстановку знаков препинания в предложениях
-
Когда, Витя, мы встретимся?
-
Солнечные лучи проникли в окно, осветили комнату
-
Поражают красотой уральские озёра: Увильды, Тургояк, Кисегач
-
Мама попросила: «Не опаздывай»
Урок 64
Словарный диктант, с 80-108
Диалог, прямая речь, пожалуйста, расстроить, опечалить, здравствуйте, спасибо, обращение, компьютер, внимательно
Урок 67
Графический диктант: подчеркнуть буквы, определить звуки, ими обозначенные.
1В.-гласные; 2В. - согласные.
ХОЛОДА ДИВНЫЙ
ФОНЕТИКА МОРОЗ
Урок 80
Объяснительный диктант
Определить грамматическое значение, выписав
1В - существительное; 2В - глагол; 3В - прилагательное
Поднимается (наст время, 3-е л., ед. ч.) яркое (ср.р., ед.ч., И.п.) солнце (2 скл.,ср.р., ед.ч., И.п.)
Урок 82
Словарный диктант, с 118-141
Особенный, необычный, однозначные, переносное значение, каллиграфия, алфавит, портфель, лучше, скучный, шоссе, ароматный
Урок 90
Цифровой диктант
Определить лексическую группу:
-
рано - поздно
-
еда - пища
-
говорить - молчать
-
громадный - огромный
-
холодный ключ - ключ от сейфа
1
2
3
4
5
Омонимы
*
Синонимы
*
*
Антонимы
*
*
Урок 101
Графический диктант: морфемный разбор
Звонкий, перезвон, смелые, пишут, входят
Урок 102
Словарный диктант, с 145-172
Громадный, телевизор, огромный, телефон, пасмурный, помещаться, фиолетовый, блистать, сверкать, светиться, новый квартал, диван, лиловый, балкон
Урок 104
Словарный диктант, с 145-172
Кабинет, маршрут, правильный, велосипед, пианино, гитара, конфета, корзина, костюм, грамотный, крошечный, паркет, ремень, чехол
Урок 106
Объяснительный диктант
Разбудить (перед звонк.), расписание ( перед глух.), бесшумный( перед глух.), безвкусный (перед звонк.), бесчувственный( перед глух.), разглядеть(перед звонк.), восход ( перед глух.), изменять(перед звонк.), испортить( перед глух.), бескозырка ( перед глух.)
Урок 108
Цифровой диктант
1. прилагательное, 2. заложить, 3. предполагать, 4. предложение, 5. слагаемое
1
2
3
4
5
-лаг-
*
*
*
-лож-
*
*
Урок 116
Словарный диктант, с 175-185
Расписание, рассчитать, расчёт, здесь, здание, здоровье, сдать, шоколад, богатый, шофёр
Урок 120
Объяснительный диктант
Вырасти, заросли ( не перед ст, щ), росток (искл.), шёлк, шов (искл.), с улицы, цирк, лекция ( на-ция), цыплята (искл.), жёлтый
Урок 124
Цифровой диктант
-
кукла, 2. город, 3. цыган, 4. здание, 5. ученик
1
2
3
4
5
Одушевл.
*
*
Неодушевл.
*
*
*
Урок 120
Словарный диктант, с 186-203
Морфология, самостоятельный части речи, служебные части речи, Отечество, Великая Отечественная война, Отчизна, ворота, чернила, Родина, одушевлённые существительные
Урок 125
Цифровой диктант
-
курица, 2. союз, 3. цыплёнок, 4. здание, 5. язык
1
2
3
4
5
Муж.
*
*
*
Жен
*
Средн.
*
Урок 127
Словарный диктант, с 204-207
Молодёжь, приволье, необъятный, каучук, фарфор, раздолье, свёкла, простор, щавель, хлопок
Урок 131
Объяснительный диктант
Прочитать в книге ( 1-е, П.п), стояли на площади ( 3-е, П.п), встречаются в жизни ( 3-е, П.п), подошёл к избушке ( 1-е, Д.п), вспомню о доме (2-е, П.п), ждём до полуночи (3-е, Р.п)
Урок 137
Цифровой диктант
1. за товарищем, 2. под плащом, 3. в полотенце, 4. под солнцем, 5. стать врачом
1
2
3
4
5
О
*
*
Е
*
*
*
Урок 146
Объяснительный диктант
В глубоком озере ( в озере каком? ср.р., П.п.), холодной ночью ( ночью какой? ж.р., Т.п.), бурного потока ( потока какого? м.р., Р.п.)
Урок 154
Цифровой диктант
1.большого дома, 2. хорошего друга, 3.чужой земли, 4. колючему кустарнику, 5. свежей травой
1
2
3
4
5
О
*
*
Е
*
*
*
Урок 158
Словарный диктант, с 213-240
Республика, о лекции, о юбилее, в армии, инженеры, мандарин, офицеры, апельсин, жёлтый, янтарный
Урок 166
Цифровой диктант
-
ненавидеть, 2. не был, 3. негодовать, 4. не хотел, 5. недоумевали
1
2
3
4
5
Слитно
*
*
*
Раздельно
*
*
Урок 169
Объяснительный диктант
Хотим учиться ( что делать? н.ф.), дети учатся ( что делают? 3-е л.), алмаз искрится( что делает? 3-е л.), надо стараться( что делать? н.ф.), быстро мчатся ( что делают? 3-е л.)
Урок 177
Цифровой диктант
1. разбирал, 2. замерли, 3. блистать, 4. блестеть, 5. вытирать
1
2
3
4
5
И
*
*
*
Е
*
*
Урок 186
Цифровой диктант
1. уходим, 2.читает, 3. видит, 4. рисуем, 5. держит
1
2
3
4
5
I спр. /Е
*
*
II спр. /И
*
*
*
Урок 191
Объяснительный диктант
Пишешь ( 2-е л., ед.ч.), читаешь ( 2-е л., ед.ч.), улыбаешься ( 2-е л., ед.ч.), строишь( 2-е л., ед.ч.), веселишься ( 2-е л., ед.ч.)
Урок 194
Словарный диктант, с 242-282
Негодовать, баскетбол, не жил, тренер, таять, тренироваться, стеречь, гимнастика, стадион, облегчит, вагон, фотоаппарат, бинокль, канал, мечта
Урок 202
Пунктуационный диктант : объяснить схемой расстановку знаков препинания в предложениях
-
На поляне растут ромашки, васильки, колокольчики
-
Лена, прибери в комнате
-
Гроза прошла, выглянуло солнце
-
«Где ты был?»- спросила сестра
ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 5 КЛАСС (к урокам повторения)
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
§24-29 к уроку 33
№
Ответ
Вопрос
1
Синтаксис
1. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения.
2
Пунктуация
2. Раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.
3
Словосочетание
3. Синтаксическая конструкция, которая состоит из 2-х частей: главной и зависимой, связанных по смыслу и грамматически.
4
Предложение
4. Синтаксическая конструкция, все слова которой связаны грамматически, имеющая грамматическую основу и интонацию завершённости.
5
Цель высказывания
5. Повествовательными, вопросительными, побудительными предложения бывают по…
§29-33 к уроку 37
№
Ответ
Вопрос
1
Предложение
1.В конце какой синтаксической конструкции ставится точка, ? или !
2
Вопросительное
2. Предложение, которое содержит вопрос.
3
Восклицательными
3. Какими по интонации могут быть повествовательные, вопросительные, побудительные предложения?
4
Подлежащее и сказуемое
4. Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?
5
Подлежащее
5. Член предложения, отвечающий на вопросы И.п.
§33-35 к уроку 39
№
Ответ
Вопрос
1
Сказуемое
1. Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.
2
Существительными в И.п
2. Чем выражены главные члены предложения, если между ними стоит тире?
3
Нераспространённые
3. Предложения, состоящие только из грамматической основы?
4
Хотя бы один
второстепенный член
4.Что делает предложение распространённым?
5
Подлежащее
5.Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает определённым признаком?
§36-41(1) к уроку 45
№
Ответ
Вопрос
1
Обстоятельство
1. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где?, когда?, куда? и обозначает время, место, способ действия.
2
Обстоятельство
2. Какой второстепенный член предложения обычно выражается наречиями или существительными в косвенном падеже?
3
Обстоятельство
3. Второстепенный член предложения, который подчёркивается «чёрточка-точка» и зависит от сказуемого.
4
Определение
4. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой?, чей? и обозначает признак предмета.
5
Однородные члены
5. Члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящийся к одному и тому же члену предложения.
§36-41 (2) к уроку 47
№
Ответ
Вопрос
1
. Второстепенные
1 Члены предложения, делающие его распространённым.
2
Определение
2. . Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой?, чей? и обозначает признак предмета.
3
Однородные
3. Члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящийся к одному и тому же члену предложения.
4
Запятая
4. Какой знак препинания ставится, если однородные члены не соединены союзом?
5
Дополнение
5. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет.
§40-46 к уроку 51
№
Ответ
Вопрос
1
Обращение
1Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
2
И
2. Каким союзом должны быть связаны два однородных члена, чтобы между ними не ставилась запятая?
3
Дополнение
3. Второстепенный член предложения, выраженный местоимением или существительным в косвенном падеже?
4
Грамматическая основа
4. Как иначе называются главные члены предложения - подлежащее и сказуемое?
5
Грамматическая основа, одно-родные члены, существитель-ное с предлогом
5. Какие синтаксические конструкции не являются словосочетанием?
ФОНЕТИКА
§ 49-52 к уроку 67
№
Ответ
Вопрос
1
Диалог
1. Разговор двух или нескольких лиц .
2
Фонетика
2. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи.
3
Гласные
3. Звуки речи, состоящие только из голоса.
4
Согласных
4. При образовании каких звуков выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия, образуя шум?
5
Гласные: !а,о,у,ы,э!
5. Каких звуков речи в русском языке шесть? Перечислите их.
6
Не имеют парных звуков
6. Чем выделяются среди согласных звуки !ж,ш,ц,ч,щ,й!?
7
Апостроф
7. Значок мягкости согласного.
§50 - 58 к уроку 71
№
Ответ
Вопрос
1
Сильная
1. Какова позиция гласного звука под ударением?
2
На конце слова
2. Слабая позиция для согласных звуков?
3
По глухости / Всегда звонкие
3. По какому признаку не имеют пары сонорные согласные?
4
Каллиграфия
4. Соблюдать принятые начертания букв учит…
5
Алфавит
5. Буквы, расположенные в определённом, обязательном для всех порядке.
§58 - 62 к уроку 75
№
Ответ
Вопрос
1
Гласных
1. Каких букв в русском алфавите десять?
2
Ъ и Ь
2. Какие буквы русского алфавита не обозначают звуков?
3
/щ/, /ч/
3. Мягкость каких согласных звуков не требует обозначения с помощью Ь?
4
Е,Ё,Ю,Я
4. Какие гласные буквы могут обозначать два звука - ! й ! и гласный?
5
Орфоэпия
5. Раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах.
ЛЕКСИКА
§ 64 - 67 к уроку 86
№
Ответ
Вопрос
1
Лексика
1. Слова языка образуют его словарный состав, или…
2
Однозначные
2. Слова, имеющие одно лексическое значение.
3
Многозначные
3. Слова, имеющие несколько лексических значений.
4
Омонимы
4. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
5
В переносном
5. В каком значении используются слова как выразительное средство в художественном произведении?
§ 67 - 69 к уроку 92
№
Ответ
Вопрос
1
Синонимы
1. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения.
2
Антонимы
2. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
3
Омонимы
3. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
4
Антонимы
4. К какой группе лексики относятся слова широкий - узкий, далеко - близко?
5
Ключ
5. Назовите слово-омоним, который может быть «холодным родником; дверным, скрипичным или басовым, ответом к шифру или тесту»?
МОРФЕМИКА
§ 70 - 75 к уроку 96
№
Ответ
Вопрос
1
Морфемы
1. Как одним словом называются части слова?
2
Окончание
2. Значимая часть слова, которая образует формы слова.
3
Нулевое окончание
3. Как называется окончание, которое звуками не выражено?
4
Основа
4. Часть изменяемого слова без окончания, в которой заключено лексическое значение слова.
5
Корень
5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ
Имя существительное
§ 89-101 к уроку 139
№
Вопрос
Ответ
1
Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? и что?
1. Имя существительное
2
Какие существительные являются названиями единичных предметов?
2. Собственные
3
Какие существительные отвечают на вопрос что?
3. Неодушевлённые
4
Какую особенность имеют неодуш. сущ. ворота, очки, жмурки, чернила, хлопоты?
4. Имеют только форму мн.ч.
5
Начальная форма имени сущ.?
5. И.п., ед.ч.
Имя прилагательное
§ 102-106 к уроку 152
№
Вопрос
Ответ
1
Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
1. Имя прилагательное
2
Какие прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в ед.ч. по родам; в предложении являются сказуемыми?
2. Краткие имена прилагательные
3
У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак на конце
3. Не пишется
4
На какой вопрос отвечает краткое прилагательное?
4. Каков?
5
Начальная форма имени прилагательного?
5. И.п. ед.ч. м.р.
Глагол
§ 107-123 к уроку 196
№
Вопрос
Ответ
1
Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что (с)делать?
1. Глагол
2
Глаголы изменяются по временам. Назовите времена
2. Прошедшее, настоящее, будущее
3
НЕ с глаголами пишется…?
3. Раздельно
4
В какой форме стоит глагол, если отвечает на вопрос что (с)делает? что (с)делают?
4. 3 лицо
5
Глаголы какого вида отвечают на вопросы что сделает?/ что сделают?
5. Совершенного
ВЕСЁЛАЯ МИНУТКА
( для грамматической зарядки)
№
урок
«Четвёртый лишний»
1
7
Сосна, ходить, хризантема, цветной (непроверяемая)
2
9
Чес(?)ный, вкус(?) ный, счас(?)ливый, прелес(?)ный (нет Т)
3
10
Ж(?)ри, брош(?)ра, ч(?)до, параш(?)т (У)
4
11
Под(?)езд, сер(?)ёзный, вороб(?)и, в(?)юга (Ъ)
5
19
Слышит, видят, читаю, книга (сущ.)
6
27
Стремиться к цели, тихая беседа, идти издалека, у доски (не сл/соч.)
7
43
Подлежащее, определение, дополнение, обстоятельство (ГО)
8
65
Летели, знать, пять, темя (не все согласные мягкие)
9
69
Дом, злой, дар, шесть ( все согласные глухие)
10
75
Реч(?)ка, хищ(?)ник, мел(?)че, скуч(?)ный (есть Ь)
11
76
Юля, лес, маяк, подъём (один звук)
12
90
Еда - пища, вверх - вниз, утро - ночь, бледный - румяный (синонимы)
13
92
Балкон, синий, знаешь, загадка (нулевое окончание)
14
100
Привезут, безграмотный, книга, переход (нет приставки)
15
105
Зеленоватый, кино, перевозчик, лунный (нет суффикса)
Игра «Кто быстрее?»
к уроку 30
На доске - карточки с предложением:
Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.
Задание: слова перепутаны, найти каждому слову его место, чтобы получилось предложение.
____________________________________________________________________________
к уроку 33
На доске - карточки с графическим обозначением членов предложения.
Задание: придумать и записать предложение по схеме, правильно его произнести.
_____________________________________________________________________________
к уроку 50
На доске записано предложение:
Солнце стояло низко на бледно-ясном небе. (повеств., невоскл., простое, распростр.)
Задание: произвести синтаксический разбор предложения.
____________________________________________________________________________
к уроку 99 (по ЕГЭ)
Найдите слово, в морфемном составе которого одна приставка, один корень и окончание:
а) отъезд, б) перелесок, в) обидный, г) лететь.
_________________________________________________________________________
к уроку 102 (по ЕГЭ)
Найдите слово, в морфемном составе которого одна приставка, один корень, один суффикс и окончание:
а) ответ, б) отвар, в) увижу, г)перелётные.
«Турнир смекалистых»
к уроку 35
Задание: вычертить схемы прослушанных предложений, учитывая цель высказывания и интонацию.
№
Предложение
Схема
1
Как хорош лес в багряном уборе осени!
1.
2
После воздуха и воды лес - третий дар природы человеку.
2.
3
Ребята, а сколько деревьев вы посадили в этом году?
3.
4
Что т ы сделал для охраны зелёных насаждений?
4.
* * *
к уроку 58
Задание: объяснить схемой пунктуацию в предложениях.
№
Предложение
Схема
1
А.Н.Толстой предупреждал: «Обраться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».
2
«Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше, читайте таких мастеров словесного искусства, каковы Пушкин, Гоголь, Лев Толстой, Лесков, Чехов», - настоятельно советовал М.Горький.
* * *
к урок 74 (по ЕГЭ)
Определить, 1) в каких словах букв больше, чем звуков:
А) размять, Б) друзья, В) грустный, Г) луч
2) в каких словах звуков больше, чем букв:
А)клочья, Б) прелестный, В) академия, Г) маяк, Д) вьюнок
3) в каком слове три слога:
А) тайный, Б) ураган, В) большой, Г) подпись, Д) землёй
* * *
к уроку 86 (по ЕГЭ)
Определить, чем являются пары слов: антонимами (1); синонимами (2); омонимами (3). Соответствующую цифру поставьте в круглые скобки:
А) честный - правдивый ( );
Б) победа - поражение ( );
В) аккуратный - опрятный ( );
Г) скат горы - поймать ската ( ). Ответ: 2, 1, 2, 3.