Программа внеурочной деятельности Литературное краеведение для учащихся 6 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» с. Большая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области

Рассмотрено Согласовано Утверждено

На заседании м/о Заместитель директора Директор

русского языка и литературы школы по УВР ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» Рук. м/о _____ Колесова Е.Г. _______ Копко Н.М. _______ Фёдоров Е.Ю. «___»________2015 г «___» ______ 2015 г Приказ № от ____2015 г

Программа внеурочной деятельности

«Литературное краеведение»

(Самарский край)

для 6 класса

духовно-нравственное направление

Автор:

учитель русского языка

и литературы

ГБОУ СОШ №2 «ОЦ»

Л.А. Резникова




С. Большая Глушица

2015г.

Пояснительная записка

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

Академик Д.С. Лихачев пишет: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Где мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия - наша общая, большая единственная Отчизна». У каждого из нас есть еще «свой, милый сердцу уголок» земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место - город, село, в котором мы родились - и это место несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая Родина. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, оформление патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край, в свою очередь,- познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил и творил писатель в первую очередь отлагаются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон биографии, его творчества. Но порой приходится сталкиваться с односторонним толкованием понятия «русская провинция». С ним соотносят представление об ограниченности, отсталости провинциальной жизни, о вторичности (по сравнению со столичной деятельностью) ее культурного существования. «Представление о провинции только как о темном захолустье, лишенном общественно - гражданских, нравственных и культурных исканий, было несостоятельным в самом корне. Провинциальная жизнь являлась неиссякаемым источником изображения русской деятельности, что видно из произведений русских писателей провинции,» - пишет П. В. Куприяновский (Куприяновский П. В. Соприкосновения: литература краеведения, очерки и разыскания. Ярославль. Верхне-Волжское государство, 1988, с.208.)

И сегодня становится все более ясным, что общероссийская культура всегда так или иначе связана с культурой провинции и в известной степени зависит от нее. Именно провинция представляла и представляет в России ту почву, писательскую среду, без которой было бы невозможно возникновение вершинных явлений отечественной культуры.

Литературное краеведение за время своего развития накопило богатейший опыт. Это относится и к школьному литературному краеведению, значение которого особенно возрастает. Курс «Литературное краеведение» стал повсеместно вводиться в школах, а также в средних специальных учебных заведениях.

Я считаю необходимым взять за основу изучения в курсе литературного краеведения литературу местную. Этот курс призван дать достаточно полное, целостное представление о литературном процессе Самарского края, выявить связь известных русских писателей с Самарским краем, привить учащимся чувство гордости за свою малую родину.

В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.

Данный курс литературного краеведения рассчитан на 34 часа Практическая часть программы возможна на факультативных и других внеурочных занятиях. Также материал, связанный с Самарским краем, можно включать в уроки литературы при изучении творчества Г.Р. Державина, И.И. Дмитриева, А.С. Пушкина.

Программа курса «Литературное краеведение» включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов; способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения; формирует у учащихся высокую гражданскую позицию; способствует воспитанию речевой культуры школьников.

Актуальность программы.

Программа эта актуальна, потому что в настоящее время вопросы духовного оздоровления народа и формирование в России единого гражданского общества очень важны. Изучая литературу родного края, убеждаешься, как неисчерпаемы источники народных талантов. В произведениях местных поэтов и писателей раскрываются истинные черты гражданина своей Родины. Актуальность программы определяется и тем, что она способствует решению задач социальной адаптации учащихся. Развитие литературного краеведения стимулирует интерес к изучению своей истории. Возрастает роль регионов, пробуждается интерес молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям.

Новизна программы определяется переходом от информационного к деятельностному подходу, у учащихся формируются предметные, коммуникативные и социальные компетентности

Цель программы «Литературное краеведение»:

Ознакомить со спецификой литературного процесса в Самарском крае, с богатством его художественных традиций.

Задачи данной программы:

  • активизация познавательной деятельности учащихся;

  • повышение качества и доступности дополнительного образования детей;

  • формирование навыков коммуникативного общения;

  • формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности;

  • повышение роли педагогов в становлении личности ребенка;

  • развитие творческого потенциала учащихся;

  • обеспечивать преимущественное внимание к изучению культуры своего края, способствовать воспитанию любви к Родине.

Отличительная особенность данной программы:

Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности. Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания патриотизма.

Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.

Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные: кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, чтение наизусть и другие.

Формы занятия данного курса как традиционные - это практические занятия, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: устный журнал, литературная гостиная, презентация, защита творческого проекта и другие.

Одно из условий школьного краеведения - руководящее участие в нем учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного литературного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Учитель должен хорошо знать край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Самому учителю краеведение также приносит большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство; он знакомится ближе с населением, с родителями своих учеников. Краеведение для учителя - верный путь к научной исследовательской деятельности.

Программа внеурочной деятельности по литературному краеведению рассчитана на 1год - 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа «Литературное краеведение» разработана для учащихся 6-ых классов.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение.

1

1


2.

Земля Самарская и устное народное творчество

1

0

1

3.

Роль и место литературы в жизни народа родного края.

3

1

2

4.

Великие русские писатели-классики и край Самарский

16

10

6

5.

Писатели Самарской области в суровые годы войны

9

3

6

6.

Поэзия послевоенных лет

3

0

3

7.

Заключительное занятие.

1

1

0

Итого:

34

16

18

Содержание программы 6 класса

Раздел 1. Введение. (1час)

Цели и задачи внеурочной деятельности по литературному краеведению. Роль литературы в духовной жизни человека. Связь литературного краеведения с русской литературой.

Раздел 2. Земля Самарская и устное народное творчество. (1 час)

Знакомство с жанрами местного фольклора: разнообразие пословиц и поговорок, фразеологизмов, диалектных слов. Роль фольклора в формировании выразительности речи, в развитии личности. Связь местного фольклора с традициями УНТ России.

Раздел 3. Роль и место литературы в жизни народа родного края. (3 часа)

Культурная жизнь русской провинции. Значение меценатства для развития «местной культуры». Составление карты «По литературным местам Самарского края».

Раздел 4. Великие русские писатели-классики и край Самарский. (16 часов)

Творчество писателей-классиков, связанных с Самарским краем.

Творчество Г.Р. Державина в Самарском крае. Его "Оды, переведенные и сочиненные при горе Читагалае".

Стихи И.И. Дмитриева "К Волге", "Послание Державину".

Детство, отрочество и юность Сергея Тимофеевича Аксакова (1791-1859) в имении Знаменское (Ново-Аксаково), входившем во второй половине XIX века в Бугурусланский уезд Самарской губернии. Его сказка «Аленький цветочек» (сказка ключницы Пелагеи).

Путешествие А.С.Пушкина по территории Самарского края в 1833 г. Проездом был в Красном Яру и Смышляевке. Сбор материалов поэтом о пугачевском восстании для книги "История Пугачева" и повести "Капитанская дочка".

Жизнь Дениса Васильевича Давыдова - генерал-лейтенанта, легендарного героя войны с наполеоновским нашествием - в Самарском крае (В тридцати верстах юго-восточнее Сызрани в деревеньке Верхняя Маза с 1832 и до конца своих дней). Стихотворение «Бородинское поле».

Писатель Глеб Иванович Успенский в Самарском крае. Очерк "Из деревенского дневника".

Жизнь Н.Г. Гарина-Михайловского в Сергиевском районе около деревни Гундоровки. Финансирование им газеты «Самарский вестник». « Детство Тёмы».

Творчество А.В. Ширяевца (Абрамова) - поэта, друга С. А. Есенина. Все его литературное наследие связано с Волгой и Жигулями. Сходство творчества данных поэтов.

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого в Самарской губернии Алексеевского района.

Самара - начало литературной деятельности А.М. Горького. «Песня о соколе»

Творчество А.Н. Толстого. Детские годы А.Н. Толстого на самарской земле в селе Павловка Красноармейского района. Тесная связь писателя с Самарской губернией. Книги, написанные по самарским впечатлениям: «Детство Никиты» и «Золотой ключик или приключения Буратино».

Раздел 5. Писатели Самарской области в суровые годы войны. (9 часов)

Жизненный и творческий путь И.С. Павлова.

Захар Матвеевич Городисский. Его поэзия.

Творчество Юрия Кузнецова и Владимира Клименко.

Сергеев Николай Филимонович. Стихи о войне.

В. Катаев («Сын полка»)

Раздел 6. Поэзия послевоенных лет. (3 часа)

Творчество Владилена Кожемякина и Ивана Акулиничева

Творческий путь Бориса Сиротина и Виталия Сивякова

Творчество Юрия Кузнецова и Владимира Клименко

Раздел 7. Заключительное занятие. (1 час)





Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема занятия

Сквозные проблемы

Формы организации учебного занятия

Количество часов

Творческие работы

Введение

1.

Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина.

Роль литературы в духовной жизни человека. Связь литературного краеведения с русской литературой.

Учебная лекция.

1

Тезисы

Земля Самарская и устное народное творчество

2

«Один день в деревне» Земля Самарская и русский фольклор.

Связь местного фольклора с традициями УНТ России.

Практическое занятие.

1

Составление словаря диалектных слов, пословиц и поговорок.

Роль и место литературы в жизни народа родного края.

3

Истоки литературы самарского края

Значение меценатства для развития «местной культуры»

Экскурсия в краеведческий музей им. Алабина

1

Заметки в стенгазету

4-5

«Вот Самара! Здесь родина моя!»

Культурная жизнь русской провинции.

Заочная экскурсия по литературной карте Самарского края.

2

Составление карты «По литературным местам Самарского края»

Великие русские писатели-классики и край Самарский

6

«Я жил, сколь мог, для общего добра…» Творчество Г.Р. Державина в Самарском крае.

«Историческая память»

Заочная экскурсия с представлением учебной презентации

1

Заметки в отрядную пионерскую газету

7

И.И. Дмитриев и Сызрань.

Патриотическая и гражданская тема

Устный журнал

1

Составить вопросы викторины

8-9

С.Т. Аксаков - знаменитый прозаик - сказочник. (сказка «Аленький цветочек»)

Добрый след семьи Аксаковых в истории Самары

Презентация-представление.

Практическое занятие

2

Пересказ эпизодов

10

А.С. Пушкин в Самарской губернии

По следам пугачёвского бунта

Представление-презентация

1

Заметки в школьную газету

11-12

И даже Денис Давыдов! ("Бородинское поле")

Легендарный герой войны с наполеоновским нашествием (1812г)

Презентация-представление.

Практическое занятие

2

Сочинение-миниатюра

13

Писатель Глеб Иванович Успенский в Самарском крае (очерк "Из деревенского дневника"

Темы родного края, природы, России.

Презентация-представление

1

Отзывы учащихся

14-15

Деревня Гундоровка Сергиевского района - родовое имение Гарина-Михайловского («Детство Тёмы»)

Меценатство Н.Г. Гарина-Михайловского

в издании газеты "Самарский вестник".

Презентация-представление.

Практическое занятие

2

Пересказ понравившихся эпизодов

16

А.В. Ширяевец (Абрамов) - друг поэта Сергея Есенина

Дружба, общие темы, близость по духу

Презентация-представление

1

Подборка стихов А.В. Ширяевца и С.А. Есенина

17

Анализ стихов поэтов-побратимов (А.В. Ширяевца и С.А. Есенина)

Тема Родины, родного края

Практическое занятие)

1

Чтение стихов

18

Л.Н. Толстой в Самарской губернии

Тема Родины, родного края

Игра-путешествие «Толстой и степь неразделимы»

1

Отзыв - заметка в школьную газету

19

М. Горький и Самара («Песня о соколе»)

Тема свободы, самопожертвования

Презентация, практическое занятие

1

Сочинение-миниатюра

20-21

Село Павловка Красноармейского района - родина А.Н. Толстого. («Детство Никиты» - отрывки)

Детство, родина, родные края.

Презентация-представление.

Практическое занятие

2

Пересказ понравившихся эпизодов

Писатели Самарской области в суровые годы войны

22-23

Жизненный и творческий путь И.С. Павлова

Защита Родины, свобода

Презентация-представление, практическое занятие

2

Чтение стихов

24-25

Захар Матвеевич Городисский. Его поэзия

Родина, свобода, мир

Презентация-представление, практическое занятие

2

Чтение стихов

26-27

Сергеев Николай Филимонович. Стихи о войне

Защита Родины, свобода

Презентация-представление, практическое занятие

2

Чтение стихов наизусть

28-30

В. Катаев («Сын полка»)

Защита Родины, патриотизм

Практическое занятие

3

Пересказ интересных эпизодов

Поэзия послевоенных лет

31

Творчество Владилена Кожемякина и Ивана Акулиничева

Любовь к родине, к природе, к родным местам

Практическое занятие

1

Чтение и анализ стихов

32

Творческий путь Бориса Сиротина и Виталия Сивякова

Любовь к Родине

Практическое занятие

1

Чтение и анализ стихов

33

Творчество Юрия Кузнецова и Владимира Клименко

Любовь к родному краю

Практическое занятие

1

Чтение и анализ стихов

34

Заключительное занятие. Подведение итогов.

Обмен мнениями

1

Творческие работы учащихся

Список литературы

-Володин: В.И. Из истории художественной жизни г.Куйбышева. Конец ХIX - нач. ХХ вв. M.,1979.

-Наследие. Самарский художественный музей. 100 лет коллекции. Колл. авторов. Составитель и редактор А.Я.Басс. Самара. 1997.

- История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. ХVI - первая половина XIX века. - М., 2000.

- Имена. Штрихи к портретам. Автор проекта - Владимир Молько.- Самара, 2000.

- Историко-культурная энциклопедия Самарского края. Персонами. В 4-х кн. - Самара, 1993, 1994, 1995.

- Годы и события. Хроника (к 150-летию Самарской губернии). Том I. 1851-1920. Самара, 2000.

- Носков А.И. Минувшее проходит предо мною.... О славных самарцах и самарских днях знаменитых россиян. - Самара, 1998.

- Самара. Культура провинции. Под ред. проф. В.П.Скобелева.- Самара, 1995.

- Самарская летопись... Том первый. - Самара, 1993. Самарское Поволжье в древности до конца XIX в. Сборник документов и материалов. Колл. авторов. Ред.: Дубман Э.Л., Смирнов Ю.Н. Самара. 2000.

- Есть на Волге... Самарская область. - Самара, 1996.

- Наследие - современность. К 150-летию Самарской губернии. -Самара, 2000.

- Памятники истории и культуры Самарской области. - Куйбышев,1979.

- Самарское Поволжье в XX веке. Сборник материалов и документов. Самара. 2000.

- Самара. Альбом. -Самара, 1995.

- Самарский художественный музей. Русская живопись ХVIII -начала XX века. -Самара, 1999.

- Соловьева Л.А. Литературное краеведение. Пособие для учителя. -Самара. 1994.

- Самарский край в контексте мировой истории. Сборник статей. Самара. 2000.



© 2010-2022