Урок по русской литературе для 10 класса Тема любви в прозе И. Бунина

  Тема урока:  «Тема любви в прозе И.А.Бунина» Цели: 1. Образовательная: осмыслить значение слова “любовь”, используя описание этого чувства в рассказе И. Бунина; определить, в какие формы облекает это чувство человек. 2. Развивающая: способствовать развитию ключевых компетенций ИК: уметь работать с текстом, выделять главное, находить необходимую информацию КК: развивать умение мыслить, анализировать; развивать речь учащихся КРП: уметь составить и представить свой проект 3. Воспитательная: воспи...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата: 13.03.14

Предмет: Русская литература

Класс: 10

Учитель: Толыбаева Галия Энверовна

Тема урока: «Тема любви в прозе И.А.Бунина»

Цели:

1. Образовательная: осмыслить значение слова "любовь", используя описание этого чувства в рассказе И. Бунина; определить, в какие формы облекает это чувство человек.

2. Развивающая: способствовать развитию ключевых компетенций

ИК: уметь работать с текстом, выделять главное, находить необходимую информацию

КК: развивать умение мыслить, анализировать; развивать речь учащихся

КРП: уметь составить и представить свой проект

3. Воспитательная: воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, душевную чуткость и внимание.

Тип урока: изучение нового

Форма: урок-исследование, работа в группе

Методы обучения: словесный, проблемный, практический

Оборудование: текст рассказа «Темные аллеи», портрет И.А.Бунина, карта урока, оценочные листы, постеры.

Ход урока

I Орг.момент. Приветствие. Учащимся предложить повернуться друг к другу и сказать комплимент.

Учитель: А я вам желаю успехов на этом уроке.

II Целеполагание. Чтобы определить тему урока, я прочитаю небольшой отрывок из стихотворения Р.Рождественского:

В душе померк бы день,

И тьма настала б вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь,

Лишь тот блаженство знал,

Кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот всё равно, что не жил.

-О чем мы будем говорить на уроке?( Мы посвящаем наш урок любви)

III Изучение нового.

1. Любовь - это самое древнее и самое великое чувство. Люди пытаются объяснить это загадочное состояние человека. Не одно поколение писателей, поэтов, музыкантов выразили это чувство в слове и музыке. Эта тема всегда нова и неповторима для каждого приходящего в этот мир.

^ Работа в группах на листах ответов: учащиеся подбирают к слову ЛЮБОВЬ определения и приложения:

ЛЮБОВЬ - (какая?) и ЛЮБОВЬ - (что?)

(ЛЮБОВЬ - (какая?) добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, трагическая, роковая, мучительная …

ЛЮБОВЬ - (что?) радость, счастье, блаженство, страсть, мучение…)

Задание: проведите черту в конце ряда определений и приложений и в течение урока попробуйте заметить, найти и записать другие определения и приложения, дополнив ряды.

2. Любовь - самое загадочное чувство. Люди до сих пор не могут сформулировать точный ответ на вопрос «Что такое любовь?». Потому что ответа не существует. Вернее, все же существует, но он будет таким же длинным, как ваш список перечислений возможных вариантов проявления любовного чувства. Причем в этом ответе будут содержаться прямо противоположные мысли. Действительно, любовь может быть великим счастьем или великой трагедией, а может сочетать две эти ипостаси одновременно.

-Мы рассмотрим тему любви в прозе И.А.Бунина на примере одного рассказа «Темные аллеи» (Запись темы на доске и в тетрадях)

- Шестьдесят лет назад, в декабре 1946 года, в Париже вышла в свет одна из самых знаменитых книг Ивана Бунина - сборник рассказов «Тёмные аллеи» (первое полное издание). Это произведение, ныне именуемое критиками "энциклопедией любви", Бунин считал "самым лучшим и самым оригинальным" из всего им созданного, а также "самым совершенным по мастерству".

- История создания (можно спросить, кто знает историю создания рассказа).

Название и сюжет возникли под влиянием стихотворения Н.Огарева "Обыкновенная повесть":

Была чудесная весна!

Они на берегу сидели -

Река была тиха, ясна,

Вставало солнце, птички пели

Тянулся за рекою дол,

Спокойно, пышно зеленея,

Вблизи шиповник алый цвел,

Стояла темных лип аллея.

- Бунин писал о создании рассказа : «Потом почему-то представилось то, чем начинается рассказ, - осень, ненастье, большая дорога, тарантас, в нем старый военный… остальное сложилось как-то само собой.

Строки стихотворения Н.Огарёва «Обыкновенная повесть» цитирует в финале новеллы главный герой, найдите фрагмент (текст читают учащиеся)

3.Работа в группе. Задание: используя текст рассказа, подготовить сообщение о концепции любви в рассказе И.Бунина по плану:

1. Краткая характеристика влюбленных.

2. Зарождение любовного чувства.

3. Развитие отношений.

4. К чему приводит любовь.

5. Концепция любви (в виде ключевой цитаты из текста записать на листе ответа)

6. Любовь - это … (продолжить одним словом, записать на листе ответа)

7.Почему рассказ назван «Темные аллеи»?

(На первые 4 вопроса и 7 вопрос отвечают спикеры групп, номер ответа достают из конверта , 5 и 6 вопросы озвучивают все группы. Группы могут дополнять ответы)

4.Завершение кластера «Любовь» (дополнить определениями и приложениями)

IV Рефлексия.

1.Литературоведы в концепции любви в рассказе Бунина называют её трагедийность.

Напишите небольшое эссе (темы на выбор):

«Любовь как трагедия, как вечное несбывшееся», «Любовь -это …»

Каждая группа готовит одно эссе для ответа.

V Оценочные листы заполняют сами члены группы.

Анкета для учащихся. Учащиеся напротив вопроса крепят магнитик.

Утверждения на доске:

Вам понравилась работа в группе

Вам понравились постеры

Мне не понравилось…Что?

Домашнее задание: Чтение и анализ рассказа И.Бунина «Господин из Сан-Франциско»




Карта урока

Тема: Тема любви в прозе И.А.Бунина

1.Кластер «Любовь». Не забывайте заполнять оценочный лист!

2. Работа в группе. Задание: используя текст рассказа, подготовить сообщение о концепции любви в рассказе И.Бунина «Темные аллеи» по плану (таблицу заполнять в тетради)

Вопросы Ответы

1. Краткая характеристика влюбленных.

2. Зарождение любовного чувства.

3. Развитие отношений.

4. К чему приводит любовь.

5. Концепция любви (в виде ключевой цитаты из текста записать на листе ответа)

6. Любовь - это … (продолжить одним словом, записать на листе ответа)

7.Почему рассказ назван «Темные аллеи»?

(На первые 4 вопроса и 7 вопрос отвечают спикеры групп, номер ответа достают из конверта , 5 и 6 вопросы озвучивают все группы. Группы могут дополнять ответы)

3.Закончите кластер «Любовь», добавьте определения (какая?) и приложения(что?)

4.Эссе (мини-сочинение) в тетради. Темы на выбор:

-«Любовь как трагедия, как вечное несбывшееся»

-«Любовь - это …»(продолжите мысль )

Каждая группа готовит одно эссе для ответа.

5.Заполните оценочный лист.

№ группы___

Имя участника группы

Задания

Активность

от 1 до 4 баллов

Содержание

от 1 до 4 баллов

Оформление постеров

от 1 до 4 баллов

Защита проектов

от 1 до 4 баллов

Итого

1.Кластер «Любовь»


2.Концепция любви в рассказе


3.Эссе


Итого:

Оценка «5» - 14-16 баллов

Оценка «4» - 9-13 баллов

Оценка «3» - 6-8 баллов

Оценка «2» - 1-5 баллов

6. Анкета для учащихся: прикрепите магнитик -лайк или стикер напротив выбранного вами утверждения.



Оценочный лист группы №___

Имя участника группы___________________

Задания

Активность

от 1 до 4 баллов

Содержание

от 1 до 4 баллов

Оформление постеров

от 1 до 4 баллов

Защита проектов

от 1 до 4 баллов

Итого

1.


2.


3.


Имя участника группы___________________

Задания

Активность

от 1 до 4 баллов

Содержание

от 1 до 4 баллов

Оформление постеров

от 1 до 4 баллов

Защита проектов

от 1 до 4 баллов

Итого

1.


2.


3.


Имя участника группы___________________

Задания

Активность

от 1 до 4 баллов

Содержание

от 1 до 4 баллов

Оформление постеров

от 1 до 4 баллов

Защита проектов

от 1 до 4 баллов

Итого

1.


2.


3.


Имя участника группы___________________

Задания

Активность

от 1 до 4 баллов

Содержание

от 1 до 4 баллов

Оформление постеров

от 1 до 4 баллов

Защита проектов

от 1 до 4 баллов

Итого

1.


2.


3.


Имя участника группы___________________

Задания

Активность

от 1 до 4 баллов

Содержание

от 1 до 4 баллов

Оформление постеров

от 1 до 4 баллов

Защита проектов

от 1 до 4 баллов

Итого

1.


2.


3.


Итого:

Оценка «5» - 14-16 баллов

Оценка «4» - 9-13 баллов

Оценка «3» - 6-8 баллов

Оценка «2» - 1-5 баллов










Дополнительный материал к уроку

Само содержание символа "тёмные аллеи" тоже реализуется через мотив памяти. Мы уже говорили о том, как по-разному и в разном контексте вспоминают и упоминают герои о "тёмных аллеях", какие ассоциации вызывают у каждого из них огарёвские строки. Аллеи памяти персонажей новеллы в этом смысле не имеют точек соприкосновения в настоящем. А слова Николая Алексеевича: "Всё проходит..."; "Как о воде протекшей будешь вспоминать..." - героиня воспринимает как "формулу забвения", оправдывающую реальную чёрствость и предательскую безответственность. Спеша уличить гостя в эгоистичной "забывчивости", Надежда "выставляет", как ей кажется, неоспоримый женский "козырь" - пронесённое сквозь время на знаменах памяти постоянство: "Всё проходит, да не всё забывается". На самом деле в словах Николая Алексеевича (цитата из Книги Иова) заключена подлинная мудрость: нельзя жить, нагнетая страсти и страдания, памятуя лишь о бедах и обидах, - эта дорога никогда не приведёт к Храму. Но, к сожалению, именно так прожила свою жизнь Надежда. Многозначительна в финале рассказа деталь, касающаяся главной героини: "Она... всё глядела в окно, как мы уезжали" (реплика возницы). На крыльцо проводить не вышла, горницу свою не покинула. Вот она - красота, запертая в тёмном тереме старых обид и ошибок. Отгородившись от мира, лишив себя реальных радостей настоящего дня, героиня оказалась "выключенной" из жизненного потока. "Тёмные аллеи", применительно к героине бунинской новеллы, становятся символом бесполезного, бессмысленного блуждания в лабиринтах недоброй памяти о прошлом и в конечном счёте - отрешения от того, что должно составлять подлинную основу человеческого существования. Путь опасный и разрушительный для личности.

"В холодное осеннее ненастье (здесь и далее выделено нами. - О.Х.), на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими чёрными колеями, к длинной избе... подкатил закиданный грязью тарантас... тройка простых лошадей с подвязанными от слякоти хвостами".

Беседа с классом начинается с вопроса.

- ^ Какова, по-вашему, роль контрастной соотнесённости весна-осень?

- Весна, счастье, первые порывы чувств - всё осталось в прошлом. Молодость отцвела, миновала "пора любви", у каждого из героев за плечами немало прожитых безрадостных лет, неудавшаяся "личная жизнь". Что и говорить, осень жизни...

Задание классу.

- Проследите, как ведут себя персонажи произведения на протяжении этого трудного, но столь необходимого для обоих разговора. Какова роль авторских ремарок в изображении переживаний героев? О чём свидетельствует синтаксический строй речи каждого из них?

- В поведении Николая Алексеевича всё изобличает сильное волнение. Обратимся к авторским "ремаркам", "комментирующим" психологическое состояние героя: "быстро выпрямился, раскрыл глаза"; "сказал, садясь на лавку и в упор глядя на неё"; "усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице"; "сказал он торопливо"; "нахмурясь, опять зашагал"; "забормотал"; "поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся"; "сказал он, качая головой"; "сказал он, отворачиваясь и подходя к окну"; "ответил он, отходя от окна уже со строгим лицом".

- ^ Как видим, герой за какие-нибудь четверть часа немало пережил и перечувствовал - об этом говорит изменение состояния: от смятенно-изумлённого "узнавания" до горького сожаления при виде душевного ожесточения собеседницы.

Первая реакция? (Покраснел.)

- Почему? (Стало стыдно.)

- За что? Как заговорил? (Глядя в пол, чувствует вину.)

- Наш герой заволновался во время разговора? Как ведет? (Покраснел до слез, нахмурился, зашагал.)

Как начал говорить? (Забормотал, все проходит, любовь, молодость.)

Возражает ему Надежда? (Любовь не проходит, не забывается.)

Как вы думаете, он ее любил? (Да, это были волшебные минуты, самое дорогое, что имел.)

- Чувство вины и стыда в душе героя даёт о себе знать практически с первых мгновений встречи и всё более возрастает по ходу "выяснения отношений", о чём тоже "сообщают" авторские "ремарки": "раскрыл глаза и покраснел", "покраснел до слёз". А вскоре и в самом деле заплакал, отвернувшись к окну, пытаясь скрыть "слабость", а потом, уже не стесняясь: "И, вынув платок и прижав его к глазам, скороговоркой прибавил: «Лишь бы меня Бог простил. А ты, видно, простила»".

- Но, как выяснилось, она его не простила. Не тронули сердце даже эти запоздалые слёзы. "Приговор", вынесенный ею, окончателен и, выражаясь языком документов, "обжалованию не подлежит": "Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла... простить мне вас нельзя". Троекратно повторенная фраза о невозможности прощения служит в данном контексте своего рода "мерой", исчисляющей, насколько пропитана горечью, истерзана обидой страдающая женская душа.

Прочитаем на уроке ту часть диалога, где Николай выражает недоумение, узнав, что Надежда осталась одинокой.

"- Замужем, говоришь, не была?

- Нет, не была.

- Почему? При такой красоте, которую ты имела?

- Не могла я этого сделать.

- Отчего не могла? Что ты хочешь сказать? <...> Помнишь, как на тебя все заглядывались?"

"Сколько ни проходило времени, всё одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот..." - признаётся Надежда. Такая самозабвенная преданность кажется Николаю Алексеевичу почти неправдоподобной, даже в чём-то неестественной.

"- Ведь не могла же ты любить меня весь век!

- Значит, могла".

"- Что кому Бог даёт, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело".

Слово учителя.

- На первый взгляд такое самоотречение со стороны героини достойно восхищения. Однако стоит задуматься: любовь ли вела её по жизни? О былом увлечении она вспоминает почти с озлоблением. А какие слова находит для своего единственного мужчины после стольких лет разлуки? Только упрёки: "Поздно теперь укорять, а ведь, правда, очень бессердечно вы меня бросили..."

Обратим внимание ещё на один момент.

Николай Алексеевич задаёт Надежде множество вопросов: "Почему не осталась при господах?"; "Как ты сюда попала?"; "А где жила потом?"; "Замужем, говоришь, не была? Почему?" Значит, небезразлична ему судьба некогда любимой женщины. А вот Надежда желания спросить о чём-либо своего бывшего возлюбленного не испытывает. И факт этот - красноречивое свидетельство сосредоточенности исключительно на собственных переживаниях.

- ^ А в каком контексте упоминает героиня о "тёмных аллеях"?

"И всё стихи мне изволили читать про всякие «тёмные аллеи», - прибавила она с недоброй улыбкой". Собственно поэтических строк Надежда, вероятно, не помнит. Да и хотела ли она их помнить? Всякие "тёмные аллеи"... Понятно, что свет высокой любви давно померк в душе женщины. Романтические строки про "тёмные аллеи" ныне связаны в сознании героини лишь с вероломством избранника, став "знаком" рухнувших надежд и жизненного тупика. "Чудесная весна" обернулась хмурой осенью. Распахнутые навстречу будущему горизонты ("Они на берегу сидели..."), замкнувшись, сузились до величины тесной горенки в придорожной избе. Аромат весеннего цветения заменил запах "разварившейся капусты, говядины и лаврового листа". И внешне Надежда стала иной.

Беспросветна жизнь без любимого (ведь даже неразделённая любовь, любовь "на расстоянии", любовь, обречённая на вечную разлуку, способна озарить человеческое бытие немеркнущим светом), а потому, что обида в буквальном смысле слова "застит" белый свет. Правда, нельзя не отметить, что эта самая обида, нанесённая много лет назад, стала для Надежды неким "стартовым капиталом", который во многом предопределил её "карьерный рост": надо полагать, что именно самолюбие отвергнутой господской служанки (а героиня, безусловно, не может не понимать, что причина расставания с любимым кроется в социальном неравенстве) заставило её с удивительным упорством стремиться "вверх", именно оно превратило её в самостоятельную деловую женщину, именно оно и ныне держит "на плаву" новоявленную "железную леди" ("Баба - ума палата. И всё, говорят, богатеет. Деньги в рост даёт <...> Но крута! Не отдал вовремя - пеняй на себя" - это отзыв возницы). Однако, констатируя материальное благополучие героини, писатель акцентирует внимание на её душевной опустошённости. А почему не сложилась любовь? (Разные сословия, любили по-разному, почти как в жизни бывает.)

И настрой рассказа грустный, задумчивый. Это подтверждает природа. (Осень, грусть, ненастье, тоска.)

Любовь без продолжения. Что же наши герои? Николай? (Несчастлив, жена изменила, сын - негодяй, мот, без совести.)

Надежда? (Все хорошо, работа, дома уют, хранит память, но незамужем.)

Какова манера повествования рассказа? (Мягкая, спокойная, задумчивая.)

Чем заканчивается рассказ? (Раздумьем о жизни.)

Что сказал нам Бунин о любви? (Храните, цените, разглядите.)



И.А.Бунин «Темные аллеи»

В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом, тройка довольно простых лошадей с подвязанными от слякоти хвостами. На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, серьезный и темноликий, с редкой смоляной бородой, похожий на старинного разбойника, а в тарантасе стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробрит и вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования; взгляд был тоже вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый.

Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.

- Налево, ваше превосходительство, - грубо крикнул с козел кучер, и он, слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, вошел в сенцы, потом в горницу налево.

В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом; ближе стояло нечто вроде тахты, покрытой пегими попонами, упиравшейся отвалом в бок печи; из-за печной заслонки сладко пахло щами - разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом.

Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел бледной худой рукой по голове - седые волосы его с начесами на висках к углам глаз слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы. В горнице никого не было, и он неприязненно крикнул, приотворив дверь в сенцы:

- Эй, кто там!

Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой.

- Добро пожаловать, ваше превосходительство, - сказала она. - Покушать изволите или самовар прикажете?

Приезжий мельком глянул на ее округлые плечи и на легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:

- Самовар. Хозяйка тут или служишь?

- Хозяйка, ваше превосходительство.

- Сама, значит, держишь?

- Так точно. Сама.

- Что ж так? Вдова, что ли, что сама ведешь дело?

- Не вдова, ваше превосходительство, а надо же чем-нибудь жить. И хозяйствовать я люблю.

- Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.

Женщина все время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.

- И чистоту люблю, - ответила она. - Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.

Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел.

- Надежда! Ты? - сказал он торопливо.

- Я, Николай Алексеевич, - ответила она.

- Боже мой, боже мой! - сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на нее. - Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?

- Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?

- Вроде этого... Боже мой, как странно!

- Что странно, сударь?

- Но все, все... Как ты не понимаешь!

Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:

- Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?

- Мне господа вскоре после вас вольную дали.

- А где жила потом?

- Долго рассказывать, сударь.

- Замужем, говоришь, не была?

- Нет, не была.

- Почему? При такой красоте, которую ты имела?

- Не могла я этого сделать.

- Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?

- Что ж тут объяснять. Небось помните, как я вас любила.

Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал.

- Все проходит, мой друг, - забормотал он. - Любовь, молодость - все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать».

- Что кому бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело.

Он поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся:

- Ведь не могла же ты любить меня весь век!

- Значит, могла. Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот... Поздно теперь укорять, а ведь, правда, очень бессердечно вы меня бросили, - сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всем прочем. Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня - помните как? И все стихи мне изволили читать про всякие «темные аллеи», - прибавила она с недоброй улыбкой.

- Ах, как хороша ты была! - сказал он, качая головой. - Как горяча, как прекрасна! Какой стан, какие глаза! Помнишь, как на тебя все заглядывались?

- Помню, сударь. Были и вы отменно хороши. И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть.

- А! Все проходит. Все забывается.

- Все проходит, да не все забывается.

- Уходи, - сказал он, отворачиваясь и подходя к окну. - Уходи, пожалуйста.

И, вынув платок и прижав его к глазам, скороговоркой прибавил:

- Лишь бы бог меня простил. А ты, видно, простила.

Она подошла к двери и приостановилась:

- Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя. Ну да что вспоминать, мертвых с погоста не носят.

- Да, да, не к чему, прикажи подавать лошадей, - ответил он, отходя от окна уже со строгим лицом. - Одно тебе скажу: никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу откровенно, - жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал, - пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести... Впрочем, все это тоже самая обыкновенная, пошлая история. Будь здорова, милый друг. Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни.

Она подошла и поцеловала у него руку, он поцеловал у нее.

- Прикажи подавать...

Когда поехали дальше, он хмуро думал: «Да, как прелестна была! Волшебно прекрасна!» Со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда. «Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни?»

К закату проглянуло бледное солнце. Кучер гнал рысцой, все меняя черные колеи, выбирая менее грязные, и тоже что-то думал. Наконец сказал с серьезной грубостью:

- А она, ваше превосходительство, все глядела в окно, как мы уезжали. Верно, давно изволите знать ее?

- Давно, Клим.

- Баба - ума палата. И все, говорят, богатеет. Деньги в рост дает.

- Это ничего не значит.

- Как не значит! Кому ж не хочется получше пожить! Если с совестью давать, худого мало. И она, говорят, справедлива на это. Но крута! Не отдал вовремя - пеняй на себя.

- Да, да, пеняй на себя... Погоняй, пожалуйста, как бы не опоздать нам к поезду...

Низкое солнце желто светило на пустые поля, лошади ровно шлепали по лужам. Он глядел на мелькавшие подковы, сдвинув черные брови, и думал:

«Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные! "Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи..." Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» И, закрывая глаза, качал головой.

20 октября 1938


© 2010-2022