Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине: Русский язык и культура речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)














Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

по дисциплине: Русский язык и культура речи

для специальностей: 44.02.01 - Дошкольное образование

050146 - Преподавание в начальных классах









Волгодонск, 2015

Одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии естественно-биологического цикла

Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.

Председатель ПЦК __________/__________________/

Составитель:

И.А.Лысечко, преподаватель филологических дисциплин ГБОУ СПО РО «Волгодонский педагогический колледж»

Рекомендовано методическим Советом ГБОУ СПО РО «ВПК»

Протокол №___ от__________20___ г.

Председатель __________ Л.П. Кугукина









Пояснительная записка

«Если речь правильна, ничто не отвлекает слушателя от содержания высказывания, ничто не мешает точному восприятию поступающей информации» (Л.А. Вербицкая)

Родным языком люди начинают овладевать с самого рождения. Ребёнок слушает колыбельные песни, сказки, с ним говорят окружающие, ему начинают читать книги. К трём-пяти годам он уже знает немало слов, интуитивно употребляет нужную грамматическую форму, строит предложение, т.е. умеет выражать мысли, понимать то, что ему говорят.

Слово, речь - показатель общей культуры человека, его развития, его речевой культуры. Вот почему овладение родным языком, культурой речи, постоянное её совершенствование особенно важно для тех, кто стремится занять достойное место в обществе, иметь престижную работу, пользоваться уважением у окружающих.

«Современный человек находится перед Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка», - писал С.И.Вавилов.

Методическая разработка имеет практическую направленность.

Цель данной работы: способствовать формированию у студентов правильной письменной и устной речи, соответствующей нормам современного русского литературного языка.

Задачи работы:

- осмысление основных понятий культуры речи;

- разработка дидактических приёмов обучения культуре речи на занятиях по русскому языку.

Снижение уровня речевой культуры разных слоев русского общества, в том числе и интеллигенции, настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования. В целях осуществления целенаправленной политики поддержки русского языка Правительство Российской Федерации утвердило Закон "О государственном языке РФ" (2005), Федеральную целевую программу "Русский язык" на 2006-2010 годы. Целью Программы является сохранение духовного, художественного, научного и культурного достояния России.

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.

Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый - речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, и второй - речь хорошая, "умелая, искусная" (Г.О.Винокур). Совершенствование речевой культуры - один из путей повышения общей культуры человека.

  1. Коммуникативно-деятельностный подход в обучении русскому языку и культуре речи

Коммуникативная перспектива - область больших возможностей для лингвистического развития студентов.

Коммуникативная компетенция - это способность человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

В процессе обучения, осознавая фонетическую, лексическую, грамматическую структуру языка, усваивая правила построения речи, он овладевает её высшими свойствами, такими, как логичность, точность, выразительность, уместность. Он учится строить своё высказывание соответственно ситуации и условиям общения.

Овладение языком как средством общения не равноценно овладению языковыми средствами: помимо усвоения языковых средств оно включает ещё и способность создавать тексты в процессе общения.

  1. Язык и речь.

«Литературный язык, которым мы пользуемся, - это подлинно драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих поколений, драгоценнейшее, ибо оно даёт нам возможность выражать свои мысли и чувства и понимать их не только у наших современников, но и у великих людей минувших времён », - пишет академик Л.В.Щерба.

Русский национальный язык неоднороден по своему составу. В нём прежде всего выделяется язык литературный - высшая форма национального языка.

Литературный язык - язык государственных и культурных учреждений, школьного обучения, радио и телевидения, науки, публицистики, художественной литературы.

Литературный язык существует в двух формах: устной и письменной.

Основным признаком литературного языка является нормативность. «Умение правильно говорить - ещё не заслуга, а неумение - уже позор, - писал знаменитый Цицерон, - потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждого гражданина ».

Целая система норм (принятые в общественно-языковой практике образованных людей правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств) охватывает все стороны литературного языка: произношение (орфоэпические нормы, акцентологические нормы), лексику (лексические нормы, фразеологические нормы), словообразование (словообразовательные нормы), морфологию (морфологические нормы), синтаксис(синтаксические нормы), правописание(орфографические и пунктуационные нормы).

Национальный язык - более широкое понятие. Кроме литературного языка, национальный язык включает местные говоры (диалекты); городское просторечие; профессиональные, жаргонные и другие элементы, противостоящие литературному языку, как ненормативная речь.

Литературный язык превосходит все остальные разновидности национального языка широтой своего применения (функционирования). Диалекты, городские просторечия обслуживают в основном потребности бытового устного общения, а литературный язык используется и как язык литературы и искусства и в бытовом, и в научном, и в официально-деловом, и в межнациональном общении.

Литературный язык принимается обществом как образцовая форма национального языка, и поэтому используется во всех сферах общения.

3. Язык и культура.

Каждое общество имеет национально-своеобразную культуру. Эта культура получает отражение в языке. Следовательно, овладение языком означает, с одной стороны, овладение теми культурными ценностями, которые накопило данное общество, а с другой стороны, освоение этих ценностей невозможно без знания языка.

Язык - хранитель культуры, с его помощью культура наследуется новыми поколениями людей данного общества. Сам термин «культура» должен пониматься широко. Это не только богатства литературы и искусства, но и традиции человеческого общества, обряды, обычаи.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Раздел 1. Литературный язык и языковая норма

Тема1. Русский национальный язык в историческом развитии.

Требования к знаниям и умениям:

знать основные функции языка, основные единицы языка и принципы их выделения, виды речевой деятельности, структуру языка, уровни языка, нормативный, коммуникативный и этический аспекты речевой культуры.

Требования к умениям:

уметь различать понятия «культура языка» и «культура речи», определять единицы языка и соотносить их с языковым уровнем.

Содержание.

Курс «Русский язык и культура речи»: цели, задачи и структура курса, его связь с другими дисциплинами.

Социальная обусловленность возникновения и развития языка. Основные функции языка. Язык как знаковая система. Структура языка. Основные единицы языковой системы и принципы их выделения. Слово как основная единица языка. Национальный русский язык. Формы национального языка. Литературный язык - высшая форма развития национального языка. Основные признаки литературного языка. Книжная и разговорная разновидности литературного языка; характеристика их особенностей. Устная и письменная формы реализации речи. Нелитературный язык; просторечие, территориальные диалекты, социальные диалекты (жаргоны, арго, сленг) и причины ограниченности их употребления. Взаимосвязь литературных и нелитературных форм существования национального языка.

Разграничение понятий «язык» и «речь». Речевая деятельность, виды речи.

Культура речи как уровень практического владения языком, как учение о коммуникативных качествах литературной речи и как система знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование языка для целей коммуникации. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речевой культуры. Вербальные и невербальные средства общения, их отличия и взаимосвязь.

Явления полисемии, омонимии, паронимии. Выявление текстовых ошибок, связанных с употреблением омонимов, паронимов, многозначных слов. Литературная правка.

Вопросы к теме 1 для самоконтроля:

1. Чем отличаются понятия «язык» и «речь»?

2. Опишите особенности языковой системы.

3. Какие формы русского национального языка существуют в настоящее время?

4. Перечислите коммуникативные качества речи и дайте характеристику каждому качеству.

Раздел 2. Текст как речевое произведение


Тема 2. Коммуникативно-прагматические и этико-речевые нормы.

План темы:
1.Цели и задачи курса «Русский язык и культура речи».

2.Коммуникативно-речевая компетенция личности.

3.Основные положения теории речевой коммуникации.


Основные понятия: культура речи, коммуникативные качества хорошей речи, коммуникативная компетенция, речевая коммуникация, коммуникативный акт, речевой жанр.
Вопросы и задания по теме 2:

  1. Что понимается под понятием «культура речи»?

  2. Назовите три аспекта культуры речи. В чем они состоят?

  3. Каковы коммуникативные качества хорошей речи?

  4. Что такое коммуникативная компетенция личности?

  5. Как вы понимаете понятие «речевая коммуникация»?

  6. Опишите модель речевой коммуникации с опорой на схему коммуникативного акта.

  7. По каким признакам определяются типы речевой коммуникации?

  8. Что такое «речевой жанр». Приведите примеры.

Тема 2. Орфографические и пунктуационные нормы.

Вопросы и задания по теме 2:

  1. Определите понятия «»язык/речь».

  2. Каковы основные функции языка/речи?

  3. В чем состоит различие между устной и письменной формами речи?

  4. Что такое «языковая норма»?

  5. Назовите основные типы норм.

  6. Как различаются нормы по степени обязательности?

  7. Определите понятия «императивная (обязательная)» и «вариантная» нормы. Приведите примеры.

  8. Как различаются между собой речевая ошибка и вариант нормы. Приведите примеры.

  9. Как вы понимаете понятие «речевой этикет»?

Тема 3. Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка и совершенствовании речевой культуры общества и личности.

Требования к знаниям и умениям:

знать основные функции языка, основные единицы языка и принципы их выделения, виды речевой деятельности, структуру языка, уровни языка, нормативный, коммуникативный и этический аспекты речевой культуры.

Требования к умениям:

уметь различать понятия «культура языка» и «культура речи», определять единицы языка и соотносить их с языковым уровнем.

Содержание.

Курс «Русский язык и культура речи»: цели, задачи и структура курса, его связь с другими дисциплинами.

Социальная обусловленность возникновения и развития языка. Основные функции языка. Язык как знаковая система. Структура языка. Основные единицы языковой системы и принципы их выделения. Слово как основная единица языка. Национальный русский язык. Формы национального языка. Литературный язык - высшая форма развития национального языка. Основные признаки литературного языка. Книжная и разговорная разновидности литературного языка; характеристика их особенностей. Устная и письменная формы реализации речи. Нелитературный язык; просторечие, территориальные диалекты, социальные диалекты (жаргоны, арго, сленг) и причины ограниченности их употребления. Взаимосвязь литературных и нелитературных форм существования национального языка.

Разграничение понятий «язык» и «речь». Речевая деятельность, виды речи.

Культура речи как уровень практического владения языком, как учение о коммуникативных качествах литературной речи и как система знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование языка для целей коммуникации. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речевой культуры. Вербальные и невербальные средства общения, их отличия и взаимосвязь.

Явления полисемии, омонимии, паронимии. Выявление текстовых ошибок, связанных с употреблением омонимов, паронимов, многозначных слов. Литературная правка.

Вопросы к теме 3 для самоконтроля:

1. Чем отличаются понятия «язык» и «речь»?

2. Опишите особенности языковой системы.

3. Какие формы русского национального языка существуют в настоящее время?

4. Перечислите коммуникативные качества речи и дайте характеристику каждому качеству.

Тема 3. Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка.

Требования к знаниям:

знать признаки литературного языка, понятие языковой нормы и критерии ее кодификации (система словарных помет); систему норм русского литературного языка; типы речевых ошибок, основные типы словарей.

Требования к умениям:

уметь различать элементы нормированной и ненормированной речи, находить и исправлять речевые ошибки и речевые недочеты в тексте, пользоваться словарями и справочниками.

Содержание.

«Литературный язык, систем норм литературного языка».

Русский национальный язык в историческом развитии.

Понятие литературно-языковой нормы и критерии ее кодификации. Степени нормативности. Система норм русского литературного языка. Стилистические нормы.

Тема «Роль словарей в укреплении языковой нормы. Речевая ошибка как нарушение языковой нормы».

Лексикография. Основные типы словарей. Роль словарей в укреплении норм русского литературного языка, в совершенствовании речевой культуры общества и личности. Культура пользования словарями и справочниками.

Понятие речевой ошибки как неосознанного и немотивированного нарушения языковых и речевых норм. Типы ошибок: структурно-языковые (выделяются в соответствии с уровнями языковой системы); коммуникативно-прагматические ошибки как несоответствие речи коммуникативным качествам; этико-речевые ошибки.

Работа по формированию умений практического использования словарей в процессе анализа и редактирования текста (выявление и исправление речевых ошибок).

Вопросы по теме 3:

1. Дайте определение понятию «языковая норма».

2. Перечислите языковые нормы и кратко их охарактеризуйте.

3. Расскажите о типах словарей, особенностях каждого типа.

4. Дайте определение понятию «речевая ошибка», перечислите типы ошибок.

Тема 4. Особый статус языка художественной литературы.

Требования к знаниям:

знать фонетические, лексические, фразеологические, синтаксические единицы языка; определение понятий фонетики, орфоэпии, грамматики, синтаксиса, словообразования, морфемы, слова, грамматические категории, части речи, синтаксический строй;

орфоэпические, орфографические, пунктуационные, лексические, словообразовательные, синтаксические нормы, нормы формоизменения самостоятельных частей речи;

артикуляционную характеристику звуков речи, классификацию букв, слогов, частей речи, словарного состава языка, закон восходящей звучности, особенности русского ударения, принципы русской орфографии; способы различения полисемии и омонимии, типы лексических значений слов, словосочетание и его виды, типы связей слов в словосочетаниях, особенности связи в грамматической основе предложения, стилистические особенности словообразования, словоупотребления, использования синтаксических конструкций.

Требования к умениям:

Уметь определять лексическое значение слова, находить изобразительные средства языка в тексте, распознавать и исправлять различные типы ошибок, правильно ставить ударение в словах и словоформах, определять способы словообразования, использовать лексические, словообразовательные, фонетические, фразеологические, синтаксические средства выразительности, пользоваться разными типами словарей.

Содержание.

Тема «Орфоэпия».

Орфоэпия как учение о правилах (нормах) произношения. Нормы литературного произношения (правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, правила произношения отдельных грамматических форм; особенности произношения слов иноязычного происхождения). Динамичность орфоэпических норм. Орфоэпические словари. Типичные орфоэпические ошибки.

Акцентология как наука о словесном ударении. Особенности русского словесного ударения. Функции словесного ударения. Неблагозвучие как стилистический недостаток речи. Фонетические средства языковой выразительности. Интонация как выразительное средство языка.

Вопросы к теме 4:

1. Дайте определение понятиям «орфоэпия» и «акцентология».

2. Охарактеризуйте особенности русского ударения.

3. Перечислите типы интонаций.

4. Охарактеризуйте основные элементы интонации.

Практические задания.

I. Ознакомьтесь с правилами слогораздела.

Правила слогораздела:

1) Сочетание сонорного согласного с шумным между гласными имеет слогораздел внутри: стен-ка, тор-чит, мол-ва;

2) Сочетание шумного согласного с сонорным между гласными переходит к следующему слогу: ве-сна, те-сьма, гу-сли;

3) Сочетание шумных согласных переходит к следующему слогу: ча-шка, ло-жка, бле-стит, кре-пкий.

4) Сочетание сонорных согласных переходит к следующему слогу: ко-рма, о-фо-рми-тель, но-рма-льно;

5) Буква й всегда остается с предшествующим гласным: пой-мал, чай-ка, май-ский.

II. Выполните задания.

1. Разделите слова на слоги: коробка, подушка, убегать, отстаивать, выдвигаться, обоняние, приятный, сладкозвучная, амбразура, терраса, аккордеон.

2. Проверьте акцентологическую грамотность (расставьте ударение):

Процент, склады, эпилог, свекла, принять, языковые, понял, туфля, премировать, бармен, газопровод, хвоя, жалюзи, кухонный, углубить, алфавит, алкоголь, агрономия, баловать, воспринять, верование, гербовый, диспансер, добыча, договор, заиндеветь, зубчатый, издавна, инструмент, искра, исподволь, каталог, квартал, колледж, километр, красивее, медикамент, мизерный, мышление, намерение, обеспечение, облегчить, одновременно, призыв, принудить, предвосхитить, ремень, симметрия, средства, статуя, столяр, тотчас, украинец, усугубить, упомянуть, ходатайствовать, щавель, эксперт.

3. Определите значение омографов: хло'пок, хлопо'к, му'ка, мука', о'рган, орга'н, а'тлас, атла'с, бе'лок, бело'к, кро'ю, крою', мо'ю, мою'.

4. Составьте словосочетания с омографами проя'сниться - проясни'ться, хара'ктерный - характе'рный, вре'менный - временно'й, чу'дный - чудно'й, запа'сный - запасно'й.

5. Проверьте орфоэпическую грамотность (норму произношения). Напишите, что вы произносите на месте букв ЧН [ чн ] или [ шн ].

Например: подсвечник [ шн ].

Булочная, бутылочный, горчичник, кирпичный, гоночный, сливочный, игрушечный, прачечная, сердечный друг, нарочно, Кузьминична, вербовочный, сердечные капли, елочный, горничная, тренировочный, молочный, мелочный, яблочный, троечный, порядочный. яичница, скучно.

6. Проверьте орфоэпическую грамотность (норму произношения). Напишите, что вы произносите на месте буквы Е [ е ] или [ э ].

Например: музей [ е ].

Агрегат, анемия, амбре, антенна, берет, агрессия, адекватный, атеист, бизнес, гипотеза, дебют, декларация, демарш, гантели, генетика, декрет, консервация, индекс, корректировать, конверсия, паштет, интеллект, интервью, интернат, пресса, резерв, эстет, шинель, компьютер, протеже, термин, фанера.

Тема «Графика и орфография. Принципы графики и орфографии».

Графика. Виды письма. Значение письменности. Фонетический характер русского письма. Алфавит. Классификация букв. Обозначение звуков на письме. Соотношение букв и звуков. Учение о слоге и слогоделении, его роль в правописании. Принципы русской орфографии. Русская орфография в аспекте нормы и речевой выразительности.

Вопросы к теме:

1. Дайте характеристику слоговому принципу русской графики.

2. Перечислите принципы русской орфографии, охарактеризуйте их.

Практические задания.

Ознакомьтесь с информацией и выполните задания согласно инструкции.

1: Основным принципом русской орфографии является морфологический. Он дает однообразное написание общих для родственных слов значимых частей (морфем). Позволяет выработать единое написание одинаковых грамматических форм, которые в устной речи нередко имеют незначительные различия.

Перепишите, вставьте безударные гласные в корни слов, подберите проверочное слово. Пример: показать - показ

В…лна, дог…даться, пом…гать, призн…вать, запр…щать, стр…ла, з…рк…ла, х…л…да, препод…ватель, пол…тический, погл…деть, обл…гчать, пок…рять, прибл…жаться, разъед…нять, заш…гать, д…лекие, п…спорта, под…рить, нар…диться, озн…меновать, запл…тить.

2. Дифференцирующими написаниями называются написания таких слов или форм, которые совпадают в произношении, но имеют разное значение (написание омофонов). Примеры: ожёг - глагол, ожог - существительное; туш - м. р., тушь - ж. р. ; посидеть - поседеть и т. п.

Вставьте пропущенные буквы. Подтвердите свой ответ проверочным словом (в скобках):

1.Моя бабушка рано пос…дела. Старушка пос…дела на скамейке и пошла дальше. 2. Над входом разв…вается флаг. Ребенок очень быстро растет и разв…вается. 3. Ч…стота в доме радует глаз. Ч…стота употребления слов в речи не одинакова. 4. Мой друг умел прим…рять товарищей, если они ссорились. Покупая одежду, не забывайте ее прим…рять.5. Зачем вы ум…ляете его признать ошибку. Напрасно вы ум…ляете его заслуги. 6. Спортсмен пять раз об…жал стадион. Мой брат никогда меня не об…жал. 7. Фары автомобиля осв…тили часть улицы. Он посв…тил свою жизнь творчеству.

3. Фонетический принцип реализуется в словах, написание которых зависит от произношения.

А) Перепишите данные словосочетания, вставляя пропущенные буквы з-с или приставку с-.

Бе…вредное средство, бе…связный рассказ, бе…доказательное утверждение, бе…численное множество, бе…страшный воин, ра…считаться с хозяином, чере...чур горячая вода, и…кусственный шелк, бе…вкусная пища.

Б) Вставьте пропущенные буквы, устно объясните различия в правописании каждой пары слов.

Сл…жение - сл…гаемое, прил…жение - прил…гательное, водор…сль - отр…сль, возр…ст - р…ст, ур…вень - ур…внение, к…снуться - к…саться, прик…сновение - к…сание, з…рница - з…ри, кл…няться - скл…ниться.

4. Традиционные написания, иначе исторические, являются пережитками прошлого, необъяснимы с точки зрения современных правил орфографии. В прошлом такие написания в основном имели фонетический характер.

А) Перепишите, объясните, почему пишется или не пишется мягкий знак в словах:

Тишь, глушь, купаешь, обливаешься, жилищ, лыж, жечь, ешь, развлечься, товарищ, плач, могуч, ваш, невтерпеж, меж, навзничь, ешьте.

Б) Запишите в две колонки слова с приставками при - и пре - (устно объясните их значение).

Пр…образователь, пр…школьный, пр…успевать, пр…луниться, пр…красный, пр…рвать, пр…остановить, пр…прятать, пр...касаться, пр…мерять, пр…бытие, пр…ображать, пр…взойти, пр…тяжение, пр…возносить, пр…сечь, пр…служиваться, пр…низить, пр…забавный, пр…образованный, пр…дисловие, пр…гнуть.

В) Раскройте скобки, напишите слова слитно или через дефис.

(Пол) комнаты, (пол) лимона, (пол) метра, (пол) города, (пол) листа, (пол) апельсина, (пол) Москвы, (пол) яблока, (пол) килограмма, (пол) огурца, (пол) ложки.

Г) Слова распределены в три группы по следующим параметрам:

1 группа - количество букв и звуков совпадают;

2 группа - букв больше, чем звуков;

3 группа - звуков больше, чем букв.

Выясните, все ли слова верно отнесены в нужную группу?

Буквы = звуки

Буквы > звуки

Буквы < звуки

ветер

письмо

заявка

мышь

земля

пьеса

учителя

речь

история

книга

группа

яблоко

Тема «Лексика и фразеология».

Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Лексическое значение слова и его компоненты. Типы лексических значений слов. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, их типы и функции. Паронимы, их функции. Классификация словарного состава языка.

Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов. Фразеологизмы и их разновидности. Стилистические функции фразеологизмов.

Толковые и фразеологические словари. Словари омонимов, синонимов, антонимов, паронимов.

Лексические и фразеологические нормы. Основные виды лексических ошибок. Фразеологические ошибки.

Анализ текста с целью нахождения и интерпретации стилистически мотивированного употребления многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, фразеологизмов. Выявление и исправление в текстах разных видов лексических и фразеологических ошибок.

Вопросы к теме:

1. Перечислите типы лексических значений.

2. Что такое «лексическая сочетаемость слова»?

3. Перечислите типы стилистической окраски слов.

Практические задания.

1. Перечисленные словосочетания поделите на 2 колонки. В первую отнесите те, в которых прилагательные употребляются в прямом значении, во вторую - в переносном.

Золотая медаль, золотая осень, тяжелая ноша, человек легкой руки, тяжелое время, мокрая одежда, подмоченная репутация, золотые слова, медный грош, медные волосы, широкая душа, широкая дверь, сухой хлеб, сухой разговор, острое словцо, острое лезвие.

С одним из словосочетаний, в котором прилагательное употребляется в переносном значении, составьте предложение.

2. Определите, каким значением (предметным или абстрактным) обладают существительные:

Учебник, ученье, люстра, верность, жизнь, свет, рама, стул, вечность, картина, чистота, чувство, рука, вывеска, человек.

3. Определите, одушевленными или неодушевленными являются следующие существительные.

Животное, автомобиль, груша, кошка, дитя, дом, книга, нерв, насекомое.

4. Ознакомьтесь с новым материалом «Типы стилистической окраски».

Поскольку современный русский язык обладает развитой системой функциональных стилей, можно утверждать, что особенность каждого стиля, прежде всего, основывается на отборе словаря. В зависимости от сферы употребления слова подразделяются на 2 группы:

Стилистически нейтральная, межстилевая, общеупотребительная лексика (не обладает окраской); Стилистически окрашенная лексика:

а) книжная, с высокой окраской;

б) разговорная, со сниженной окраской.

Сфера употребления стилистически окрашенной лексики ограничена. Ограничения, прежде всего, даются в словаре соответствующей стилистической пометой: блеф - (книжн.), бобыль - (разг.).

СЛОВАРНЫЕ ПОМЕТЫ

Стилистические пометы (употребление в определенном стиле речи):

(книжн.) - книжное, слово характерно для письменного, книжного изложения

(высок.) - высокое, слово придает речи оттенок торжественности

(офиц.) - официальное, слово свойственно речи официальных отношений

(разг.) - разговорное, слово свойственно обиходной, разговорной речи

(прост.) - просторечное, слово свойственно нелитературной городской речи

(обл.) - областное, слова диалектные, местные

Помета (спец.), специальное - слово принадлежит к определенному кругу профессионального, научного, технического употребления.

Эмоциональные пометы (оттенки эмоций, чувств):

(презр.) - презрительное

(неодобр.) - неодобрительное

(пренебр.) - пренебрежительное

(шутл.) - шутливое

(ирон.) - ироническое

(бран.) - бранное

(груб.) - грубое

Исторические пометы:

(стар.) - старое, слово принадлежит языку русской старины

(устар.) - устарелое, слово вышло или выходит из живого, активного употребления

Определите стилистическую окраску синонимов.

Выбор - дилемма; абсурд - вздор; аномалия - отклонение; беда - злоключение; лентяйничать - бездельничать; хранить - щадить; основной - первостепенный; домысел - гипотеза - предположение; очи - глаза; поголовный - всеобщий; девушка - барышня - деваха; будущее - грядущее; шествовать - идти - плестись; демонстрация - показ; вымысел - вранье; щеки - ланиты.

5. Ознакомьтесь с новым материалом «Лексическая избыточность».

Тавтология - это лексическая избыточность, при которой в пределах словосочетания или предложения повторяются однокоренные слова. Пример: Скоро сказка сказывается…

Плеоназм - это лексическая избыточность, возникающая из-за дублирования лексического значения одного слова другим целым либо какой-то его частью. Пример:внутренний интерьер (слово интерьер уже имеет значение внутренний)

Выполните следующее задание: распределите фразы и предложения в две колонки: в первую отнесите ошибки с плеоназмом, во вторую - с тавтологией.

У нас работники были все работящие. Забастовка была ранее запланирована на март. Писатель пишет, читатель читает. Возможно появление дополнительной подработки. Планируется увеличить поставку овощей и картофеля. Они сохранились в целости и сохранности. Прозвучали популярные хиты. Суп дня каждый день разный. В феврале месяце будет премия.

Выполните следующие задания.

А) Соотнесите фразеологизм в первом столбце с его значением во втором.

Фразеологизмы

Значения фразеологизмов

1.На мякине не проведешь

2.Локти кусать

3.Проглотить пилюлю

4.Каша в голове

5.Не в своей тарелке

6.Лаптем щи хлебать

7.Уписывать за обе щеки

А. Терпеливо снести обиду

Б. Беспорядок в мыслях

В. Не одурачишь

Г. Сожалеть о непоправимом

Д. Есть с большим аппетитом

Е. Испытывать неудобства

Ж. Прозябать в невежестве

Б) Допишите фразеологизмы.

Зарубить… - твердо запомнить.

Прикусить… - замолчать.

Как снег … - неожиданно.

В час по … - медленно.

Ни в зуб… - ничего не понимать.

Без сучка… - без помех, без затруднений.

Молотить… - говорить глупости.

В) Ответьте на вопрос, какие фразеологизмы обыгрываются в стилистических фигурах?

1. Без рубахи ближе к телу. 2. Пожарный всегда работает с огоньком. 3. Лучше смотреть на все сквозь пальцы, чем сквозь решетку. 4. Стоит ли принимать чужие пули близко к сердцу? 5. Студент ради зачета идет на все, даже на занятие.

Тема «Морфемика и словообразовательные средства языка. Стилистические возможности словообразования».

Словообразование как учение о структуре слов и их образовании. Морфемика как учение о морфемах и морфемном составе слова. Понятие морфемы. Типы морфем. Способы словообразования. Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка. Влияние словообразования на стилистическую окраску слов.

Вопросы к теме:

1. Раскройте соотношение понятий «морфемика» и «словообразование».

2. Перечислите типы морфем, раскройте их особенности.

3. Дайте характеристику способам словообразования.

4. Что такое «окказионализмы»?

Практические задания.

1. Перепишите предложения, выделите слова с субъективной оценкой, определите тип оценки и обозначьте морфему, ее привносящую.

1. Приехал этот мальчишечка…Парнишечку того звали Ванькой. (Шукш.) 2. Сашенька такой бледненький, такой слабенький, такой нежненький. (Сол.) 3. Прочитав в глазах Смурого мелкий собачий страшок, она ответила (Триф.) 4. Там дома коровушка да заботушка (Лих.) 5. Значит, клубишко имеется? (Шукш.) 6. В кинцо проветрился (Лихон.) 7. Ну и бородищу ты отрастил, жуть! 8. Я двум фирмашкам документацию готовлю.

Какой способ словообразования используется в словах с субъективной окраской?

2. С помощью приставок ВОЗ - (ВОС-), ПРЕ-, ПРЕД-, СО- образуйте от приведенных глаголов синонимы, относящиеся к высокому (книжному) стилю.

Образец: оглашать - возглашать.

Гореть, жечь, известить, исполнить, любить, начертать, переживать, пылать, сиять, скрыть, соединить, терпеть, уведомить.

3. С помощью различных аффиксов образуйте формы экспрессивных глаголов, относящихся к разговорному стилю.

Образец: бегать - добегаться, избегаться, убегаться.

Болтать, верить, говорить, ездить, звать, искать, курить, лежать, работать, смеяться, стоять, хохотать, шутить.

4. Определите последовательность слов в словообразовательном гнезде, начиная с ключевого слова, выделить морфемы, при помощи которых образованы слова. Определить способ словообразования.

Ферма - фермерский - фермер; фартить - фарт - подфартить; финалистка - финалист - финал; камыш - камышевка - камышовый; идущий - идти - предыдущий; разжаловать - жаловать - разжалование; съехидничать - ехидна - ехидный; еж - ежить - съежиться - съежить; годовой - год - полугодовой; ветреный - ветер - безветрено; июнь - июньский - предыюньский.

5. Перепишите, укажите окказионализмы, подчеркнув слова в предложениях.

1. Глаза у него были светлые…с прищуринкой (Кон.). 2. Старик невыезжабельный, круглый год живет на даче. 3. Небо вдруг раздвинулось…и проливалось… голубым светопадом. (Нос.) 4. Едва раздался слабый треньк, дверь распахнулась (Наг.) 5. Рассветно и холодно клубилась туманом Десна (Нос.) 6. Весь каменный громозд…был непрочным, зыбким… (Наг.) 7. «Мое! Мое! Мое!» И так все замоекали - хоть караул кричи (Перм.) 8. Есть у вас такое лекарство - антивлюблин? 9. Мать не то чтобы обиделась, а посушела во взгляде (Хар.)

Тема «Морфология. Грамматические категории и способы их выражения Морфология существительного, прилагательного, местоимения, числительного глагола. Особенности склонения имен собственных».

Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях. Понятие грамматической категории. Части речи (самостоятельные и служебные). Формоизменение самостоятельных частей речи. Переходные явления в частях речи.

Морфологические нормы. Выразительные возможности знаменательных и служебных частей речи.

Основные виды ошибок в формообразовании, написании и употреблении частей речи.

Вопросы к теме:

1. Перечислите части речи и дайте им кратко характеристику.

2. Назовите основные виды ошибок в формообразовании, написании и употреблении частей речи.

Практические задания.

1. Прочтите.

Грамматическая правильность речи состоит в верном употреблении окончаний и суффиксов, у которых есть варианты. Стилистические варианты проявляются в формах рода некоторых существительных, например: рельс - рельса (прост.), туфля - туфель(прост.). особые трудности вызывает определение рода несклоняемых имен существительных иноязычного происхождения.

1. К мужскому роду следует относить все несклоняемые одушевленные существительные: кенгуру, какаду, шимпанзе. Однако, если контекст указывает на самку животного, они могут употребляться в форме женского рода. Кенгуру несла в сумке детеныша.

2. Неодушевленные несклоняемые существительные должны быть отнесены к среднему роду: депо, кино.

3. При употреблении несклоняемых иноязычных существительных, обозначающих лиц, форма рода должна строго соответствовать полу: леди - ж. р., кабальеро - м. р.

4. Следует отметить, что предыдущее деление не охватывает всех случаев употребления иноязычных существительных. Благодаря семантической близости к существительным русского языка следует различать;

а) существительные женского рода: авеню (улица), салями (колбаса), кольраби (капуста), цеце (муха).

б) существительные мужского рода: арго (жаргон), антраша (прыжок), банджо (инструмент), бенгали (язык), пенальти (удар), эмбарго (запрет).

2. Определите род существительных.

Рояль, фамилия, бра, картофель, кофе, тюль, толь, молодежь, кафе, рельс, туфля, какаду, шимпанзе, пальто, шоссе, метро, мозоль, табель, депо, купе, какао, пианино, меню, такси, фойе, бюро, пари, жюри, Сочи, Тбилиси, леди.

3. Прочтите.

Чтобы правильно определить род аббревиатуры, необходимо ее расшифровать и выделить ключевое существительное. Форма рода существительного является показателем рода аббревиатуры: ЖКХ - жилищно-коммунальное хозяйство (ср. р.).

Определите род аббревиатур.

МИД, ГАИ, ОмКПТ, СибГУФК, СибАДИ, ЦУМ, вуз.

4. Прочтите.

Варианты падежных окончаний существительных вызывают особые трудности при выборе правильной формы.

1. Именительный падеж имен существительных имеет два типа окончания: традиционное -и (-ы) и новое -а(-я), которым богаты просторечие и профессиональная речь (профессора, директора, тополя).

2. Родительный падеж множественного числа дает простор разговорным формам, поскольку здесь конкурируют три окончания: - ов, - ей, нулевое (килограмм (разг.) - килограммов).

Выполните упражнение.

Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа (используйте вопрос КОГО? ЧЕГО?).

Апельсины, армяне, ботинки, гектары, граммы, комментаторы, мандарины, носки, осетины, партизаны, плечи, помидоры, рельсы, сапоги, свадьбы, солдаты, туфли, чулки, яблоки, яблони.

5. Прочтите.

Комментария требует склонение имен собственных.

Не склоняются

1. Нерусские имена, заканчивающиеся на гласный, кроме заканчивающихся на безударный - а: Анри, Мери. Исключение:Эльза -Эльзе.

2. Иноязычные фамилии, заканчивающиеся на гласный: Гете, Данте, Гюго, Золя. Исключение составляют фамилии, заканчивающиеся на безударный -а: Окуджава - Окуджавы.

3. Украинские фамилии на -ко, - их (-ых), - аго (-яго): Короленко, Добраго, Верхих.

4. Нерусские фамилии, заканчивающиеся на согласный, если они принадлежат женщинам: Жорж Санд (писательница), Светлана Маринич. Мужские фамилии на согласный склоняются. Маркс - Маркса.

5. Фамилии, по звучанию полностью совпадающие с именами нарицательными: Печень, Степень, Гриб.

6. Иноязычные фамилии, употребляющиеся одновременно при мужском и женском имени, со словами супруги, муж и жена, брат и сестра: Супруги Кент.

7. Географические наименования, заканчивающиеся на -о: Одинцово, Пушкино.

8. Аббревиатуры с гласным на конце и произносящиеся по названиям букв: ГАИ, ЖКХ [жэ кэ ха]. В официальной речи аббревиатуры с согласным на конце также чаще не склоняются: по заявлению ИТАР ТАСС.

Выполните упражнение.

Объясните особенности склонения фамилий Волоха Дмитрий, Хохленко Владимир, Чапурных Евгений, Щербак Денис.

6. Прочтите: необходимо помнить об условиях образования простых и сложных форм степеней сравнения прилагательных.

Формы степеней сравнения

Простая

Сложная

Сравнительная

Труднее, легче

Более (менее) + нач. форма прилагательного (более трудный, более легкий, менее трудный, менее легкий)

Превосходная

Труднейший,наитруднейший

Легчайший,наилегчайший

Наитрудный, наилегкий.

Наиболее (наименее, самый) + нач. форма прилагательного (наиболеетрудный, наименее трудный, самый трудный)

Простая сравнительная степень + всех (труднее всех)

7. Поставьте прилагательные в форму простой сравнительной степени.

1. Этот огурец на вкус (горький), чем все остальные. 2. Голос его от волнения становился все (звонкий). 3. Слезы градом катились по щекам, и ей казалось, что они становились все (соленый). 4. Он любил, чтобы чай был (сладкий). 5. Неужели нет поезда (поздний)? 6. Петя был тихий, очень скромный мальчик, и совершенно нетрудно было быть (бойкий) и (ловкий) его. 7. Нет опыта (горький), чем опыт неразделенной первой любви.

8. Образуйте от прилагательных все возможные формы степеней сравнения: бедный, видный, глухой, живой, косой, кривой, правый, густой, худой.

9. Прочтите. Склонение имен числительных

Часто неправильно склоняются сложные количественные числительные. Они требуют склонения каждого слова: 1974 (тысячей девятьюстами семьюдесятью четырьмя, о тысяче девятистах семидесяти четырех и т. д.)

В числительных ОБА - ОБЕ часто смешиваются мужская и женская основы при склонении. Обратите внимание на образец склонения:

И. п. - оба - обе Д. п. - обоим - обеим Т. п. - обоими - обеими

Р. п. - обоих - обеих В. п. - обоих - обеих П. п. - об обоих - об обеих

В порядковых числительных, обозначающих дату, склоняется только последнее число: Я родился в тысяча девятьсот семьдесят четвертом году.

Выполните задания.

А) Просклоняйте количественное числительное 1234.

Б) Раскройте скобки, поставьте числительное и существительное в нужный падеж.

1. Он чувствовал себя уверенно с (400 рублей) в кармане. 2. Словарь представлял собой толстый том в (1800 страниц). 3. Лермонтов родился в (1814 год). 4. Ребенок начинает сознательно постигать мир уже к (5 лет). 5. Линия дорожной разметки желтого цвета длиной от (2 метра) до (2,5 метра). 6. Нашему корреспонденту удалось встретиться с (обоими, обеими) братьями-близнецами. 7. Высота Останкинской башни со стальной антенной равна (540 метров 74 сантиметров). 8. Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более (580 тысяч) тонн зерна. 9. Сметная стоимость второй очереди канала составляет белее (455 миллионов). 10. Прибыл поезд с (287 экскурсантов).

10. Прочтите «Сочетание собирательных имен числительных».

Собирательные числительные употребляются с существительными мужского рода, называющими лиц: трое парней, четверо мужчин. Употребление их с существительными женского рода считается грубой ошибкой. В некоторых случаях при сочетании с существительными мужского рода не используются собирательные числительные, так как они вносят сниженный оттенок (два профессора, не двое профессоров; три генерала, не трое генералов).

Выполните задание.

А) Раскройте скобки, выберите собирательное или количественное числительно.

1. На кафедре работают (три профессора - трое профессоров). 2. У нашей кошки родилось (пять - пятеро) котят. 3. Тех, кого отобрали на соревнование, было (четыре - четверо).4. Все (три брата - трое братьев) стали офицерами и уехали из нашего городка, а (две сестры - двое сестер) остались жить поблизости от родителей.

Б) Исправьте ошибки.

1. Фирме требуется двое секретарш. 2. Машину вытаскивали из болота с помощью двоих тракторов. 3. Он подавал свои реплики сразу в двоих чатах. 4. Я родился в тысячу девятьсот восьмидесятом году. 5. У обоих ворот никого из игроков не было, потому что игра шла в центре поля.

11. Прочтите «Правила постановка Н перед местоимениями (их - них).

Н добавляется:

1) после всех простых предлогов (без, в, для, через, с, у, под и т. д.);

2) после наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, напротив, сзади и т. д.).

Н не добавляется:

1) после предлогов благодаря, согласно, вопреки, наперекор, вслед, навстречу, которые требуют Дательного падежа: навстречу ему, благодаря им.

2) после сравнительной степени прилагательных и наречий: выше их, лучше его.

Выполните задание.

А) Раскройте скобки, выберите форму местоимения.

1. (Их, ихнее) новое издание - приложение к основной газете. 2. У (её, неё) сегодня день рождения. 3. За всеми (ими, ними) была установлена слежка. 4. (Его, евоная) машина оказалась самой быстрой на соревнованиях. 5. Брат был старше (её, неё), но она была выше (его, него). 6. Девушка попросила сдать в гардероб (её, еёное) пальто. 7. Разве не заметна разница между мной и (ими, ними)? 8. Среди (их, них) работали внедренные сотрудники милиции. 9. (Их, ихний) ребенок был признанным гением.

Тема «Синтаксис. Синтаксические конструкции. Типичные ошибки в построении синтаксических конструкций, способы их устранения».

Синтаксис как учение о словосочетании, предложении и сложном синтаксическом целом. Синтаксические нормы. Словосочетание и его виды. Типы связей слов в словосочетании. Синонимика словосочетаний. Ошибки в согласовании и управлении.

Предложение и высказывание: соотношение понятий.

Предложение. Виды предложений по составу, цели, по эмоциональной окраске. Актуальное членение предложений. Стилистической использование разных типов предложений. Основные ошибки в построении и употреблении простых и сложных предложений.

Выявление, объяснение и исправление разного рода синтаксических ошибок.

Вопросы к теме:

1. Перечислите отличия основных единиц синтаксиса - словосочетания и предложения.

2. Охарактеризуйте типы связей слов в словосочетании.

3. Предложение и высказывание: соотношение понятий.

4. Перечислите виды предложений по составу, цели, по эмоциональной окраске.

5. Назовите основные ошибки в построении и употреблении простых и сложных предложений.

Практические задания.

1. Ознакомьтесь с правилами координации подлежащего и сказуемого

Сказуемое употребляется во множественном числе

Сказуемое употребляется в единственном числе

1. С существительными-подлежащими, выраженными словамибольшинство, меньшинство, множество (и подобными):

· при выражении активного характера действия;

· если подлежащее обозначает одушевленные предметы;

· если есть однородные члены в составе сказуемого или подлежащего, причастные или деепричастные оборотыразделяют грамматическую основу.

2. При перечислении однородных подлежащих, если сказуемое стоит сразу за ними.

3. Глагол-сказуемое, выражающий активное действие.

1. Глагол-сказуемое, означающий бытие, наличие, присутствие.

2. При обозначении меры, веса, пространства, времени.

3. Если количество в предложении обозначается приблизительно или уточняется словами только, лишь, всего.

4. Если при подлежащем есть слова каждый, всякий, любой.

5. Если однородные подлежащие связаны разделительными союзами то-то, не то - не то.

6. При местоимениях никто, некто, кто-то

Выполните задание: объясните, почему сказуемое в предложениях употребляется в форме множественного или единственного числа:

- Прошло сто лет.

- Каждый альпинист и спортсмен знает, как опасны горы.

- На столе зазвонили сразу три телефона.

- Сидит нас всего человек двадцать.

- Большинство писателей решительно отвергали исправления редактора.

2. Определите структуру текста (выявите количество предложений)

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли - эти слезы,

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта дрожь и эти трели,

Это все - весна.

(А. Фет)

3. Ознакомьтесь с типами синтаксических ошибок

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1. Ошибки на разные случаи согласования (нет единства в форме рода, числа или падежа)

Пример: Все его считали несчастным жертвой обстоятельств (несчастной жертвой).

2. Ошибки на разные случаи управления (если глагол требует управления в другом падеже)

Пример: Иной бы примирился и к такой жизни (с такой жизнью)

3. Смешение краткой и полной форм прилагательного в роли сказуемого.

Пример: Все были готовые (готовы) к походу.

4. Нарушение видовой и временной соотнесенности глаголов в одном контексте.

Пример: Когда мать узнает (узнала), что сын печатает листовки, у нее появился страх за него

5. Ошибки при однородных членах предложения:

- объединение на правах однородных членов слов, которые обозначают видовое и родовое понятия

Пример: Мне нравятся стихи и произведение Пушкина.

- объединение на правах однородных членов слов, принадлежащих к разным частям речи.

Пример: Книги помогают нам в учебе и выбирать профессию.

6.Нарушение порядка слов в причастном обороте.

Пример: Приехавший Онегин в деревню, поселился в доме дяди (Онегин, приехавший в деревню …).

7.Неправильное употребление деепричастного оборота (деепричастие и глагол - сказуемое должны обозначать действие одного лица).

Пример: Подъезжая к Петербургу, с меня слетела шляпа (Когда я подъехал к Петербургу, с меня слетела шляпа).

8.Нарушение правил размещения слов в предложении.

Пример: В основе драмы Островского лежит с окружающим темным царством конфликт Катерины.(…лежит конфликт Катерины с окружающим…)

9.Дублирование подлежащего.

Пример: Пелагея Ниловна она прошла долгий жизненный путь.

10. Удаление придаточного от определяемого слова, создающее неясность высказывания.

Пример: Несколько птиц Вера подарила зимовщикам острова Диксон, которые там хорошо акклиматизировались. (Зимовщикам острова Диксон Вера подарила несколько птиц, которые…)

11. Установление отношений однородности между членом простого предложения и частью сложного.

Пример: Шабалкин увидел в Дубровском человека горячего и что он мало знает толк в делах. (Шабалкин увидел в Дубровском человека горячего, незнающеготолк в делах).

12. Отсутствие логической связи между частями сложного предложения.

Пример: Татьяна не хочет повторять печальный опыт своей матери, которая в молодости вышла замуж за нелюбимого человека, но затем ей понравилось быть полноправной хозяйкой усадьбы.

13. Загромождение сложного предложения придаточными.

Пример: Павел стал уходить в город, где были революционеры - подпольщики, которые давали ему политическую литературу, распространявшуюся нелегально, с тем, чтобы помочь Павлу разобраться в тех вопросах, которые его особенно интересовали.

14. Смешение прямой и косвенной речи.

Пример: Володя ответил, что не я это сделал (Володя ответил, что не он это сделал.)

15. Нарушении координации подлежащего и сказуемого.

Пример: К остановке подъехало(ли) три грузовика.

Выполните задание. Определите ошибки в построении предложений. Исправьте.

1. Горький родился в Нижнем Новгороде и проводит детство на берегах великой реки.

2. Как писала мать, что Дуня готова на все, чтобы помочь брату.

3. В сочинении было хорошо описано про окрестность школы.

4. Трудно иметь дело с человеком, если ты знаешь, что он настоящая ханжа.

5. В области разработки компьютерных программ долгие годы первой была США.

6. Гуляя по лесу, так хорошо дышится.

7. Не по себе становилось, читая эту книгу.

Тема «Пунктуация. Правила употребления знаков препинания».

Пунктуация в простых предложениях: тире между подлежащим и сказуемым; тире в эллиптических и неполных предложениях; знаки препинания при однородных членах предложения, при обособленных членах предложения, при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения, при вводных и вставных конструкциях; при обращениях, междометиях, частицах.

Пунктуация в сложных предложениях: знаки препинания в сложносочиненном, сложноподчиненном и бессоюзном предложениях; пунктуация при прямой, косвенной и несобственно-прямой речи. Принципы пунктуации.

Грамматический анализ предложений, связанный с расстановкой знаков препинания.

Контрольный диктант с последующим анализом.

Практические задания.

1. Перепишите, расставляя знаки препинания. Для справки: слово БЛАГОДАРЯ может выступать в качестве деепричастия и предлога. Знаки препинания выставляются в случае употребления деепричастия (оно отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЯ?). Предлог не требует знаков препинания (он отвечает на вопрос БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ, КОМУ?).

1. Больной быстро выздоровел благодаря заботе врачей. 2. В день выписки из больницы пациент крепко пожал врачу руку благодаря за лечение. 3. Благодаря радушную хозяйку за гостеприимство туристы стали собираться в дорогу. 4. Благодаря радушному приему уставшие туристы быстро отдохнули. 5. Благодаря вводу в эксплуатацию мощной антенны жители отдаленных районов могут принимать телепередачи. 6. Благодаря реконструкции домостроительного комбината его мощность увеличилась почти вдвое.

2. Расставьте знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

1. Коновалов выразил свою радость таким образом что я вздрогнул. 2. Сидя против меня и обняв колени руками он положил на них свой подбородок так что борода закрыла ему ноги. 3. Он очевидно не ожидал что разговор с этим усатым оборванцем кончится так быстро и обидно. 4. Было видно что Челкаш только что проснулся. 5. Изергиль глядела на силуэты тех людей что пошли к морю. 6. О том как и когда люди научились плавать на плотах и лодках можно только догадываться. 7. Он думал что труд его кажется не пропал даром. 8. Когда мы пришли отец показал мне несколько крупных окуней и плотиц которых он выудил без меня. 9. Я понял что машина остановилась когда начало мелькать белое пятно от электрического фонарика.

Тема 5. Особый статус языка художественной литературы.

Функциональные стили русского литературного языка: официально-деловой, научный, публицистический, обиходно-разговорный (функции, стилевые черты, языковые особенности). Особый статус языка художественной литературы.

Вопросы к теме:

1. Охарактеризуйте книжные стили, какими общими чертами они обладают?

2. Раскройте особенности разговорного стиля, каким образом он связан с ненормативными формами национального языка?

Практические задания.

Задания по теме «Функциональные стили русского языка» представлены в итоговой контрольной работе, которую студенты выполняют самостоятельно.

Тема 6. Нормы русского речевого этикета в деловом общении.

Требования к знаниям:

знать формулы речевого этикета, типы обращения в русском этикете; этикет, связанный с местоимениями.

Требования к умениям:

уметь применять формулы этикета и типы обращений в речи.

Содержание.

«Особенности речевого этикета».

Понятие «речевой этикет», его назначение. Особенности русского речевого этикета (этикет, связанный с местоимениями).

Формулы речевого этикета (знакомство, приветствие, расставание, приглашение, поздравление, сочувствие, соболезнование, совет, просьба и др.). Обращение в русском речевом этикете.

Вопросы к теме:

1. Охарактеризуйте понятие «речевой этикет».

2. Раскройте особенности русского речевого этикета.

Практическое задание.

1. Ознакомьтесь с материалом из учебного пособия Введенская Л. А. Культура речи. Учеб. пособ. - Ростов н\Д., 2001, с. 276-313

Выполните задание: разработайте две формулы из предложенного перечня:

- формула благодарности за выполненный фирмой заказ;

- формула приглашения коллег на юбилей;

- формула поздравления лучшего друга с днем рождения;

- формула сопереживания другу по поводу неудачно сданного экзамена;

- формула совета в категоричной форме по поводу выполнения должностных обязанностей;

- формула просьбы о помощи в создании рабочего документа;

- формула отказа в вежливой форме в просьбе присмотреть за ребенком;

- формула прощания, употребляемого после закрытия официального совещания;

- формула поздравления коллеги с днем рождения.





Рекомендуемая литература.

1.Ващенко Е. Д. Русский язык и культура речи. - Ростов н/Д, 2006

2.Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов н/Д., 2005

3.Введенская Л. А. Культура речи. Учеб. пособ. - Ростов н/Д., 2001

4.Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002

5. Контрольные задания по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов.

Примечание к выполнению контрольной работы по дисциплине «Русский язык и культура речи»:

Задание №1 выполняется всеми студентами в качестве самостоятельной работы с указанной учебной литературой.

Задание №2 выполняется студентами по вариантам. Выбор варианта соответствует последней цифре в номере зачетной книжки студента согласно следующей таблице:

варианта

Последняя цифра в номере зачетной книжки

Последняя цифра в номере зачетной книжки

1

1

7

2

2

8

3

3

9

4

4

0

5

5

-

6

6

-

Задание №1

Стилистика русского языка.

Письменно ответьте на следующие вопросы:

1. Что понимается под термином «функциональный стиль»? На основе какой функции выделяется каждый стиль речи?

2. Каковы функциональные черты научного стиля, его специфика, жанры?

3. Каковы функциональные черты официально-делового стиля, его специфика, жанры?

4. Каковы функциональные черты публицистического стиля, его специфика, жанры?

5. Каковы функциональные черты разговорного стиля, его специфика, жанры?

Литература:

(2-5 вопрос) Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи [текст] - М., 2002. - с. 17-18, 26-75

(1 вопрос) Введенская, Л. А., Павлова, Л. Г., Кашаева, Е. Ю. Русский язык и культура речи [текст] - Ростов н\Д, 2001. - с.59-69

Задание №2 (практическое)

Вариант I

1. Расставьте правильно ударение в словах жалюзи, начать, поняла, дебет, христианин, тошнота, теплопровод.

2. (чн) или (шн) произносится в словах горчичник, Никитична, яблочный.

3. Определите род следующих аббревиатур: МГИМО, ГАИ, ОмГКПТ, СибГУФК.

4. Из приведенных пар слов выпишите те слова, форма которых верна (соответствует литературной норме): лягу - ляжу, кладу - ложу, награжу - наградю, мурлычь - мурлыкай

5. Расставьте знаки препинания: Скучали там две-три плакучих ивы и дряхлая рыбацкая ладья в песке пустынном тихо догнивала.

6. Спишите предложение, заменяя числа словами (проверьте падеж числительных):

Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более 580 тонн зерна.

7. Раскройте скобки, выбирая подходящий пароним. За справками обращайтесь к словарям.

1) (Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу.

2) Качество холодильника улучшено за счёт некоторых (конструкторских, конструктивных) решений.

Вариант II

1. Расставьте правильно ударение в словах агрономия, склады (помещение для хранения), блокировать, визирь, гофрировать, забеленный, квашение.

2. (чн) или (шн) произносится в словах подсвечник, конечно, конечная (остановка).

3. Определите род следующих существительных: боа, кенгуру, пальто, фойе, пари, туфля, мозоль, толь.

4. Из приведенных пар слов выпишите те слова, форма которых верна (соответствует литературной норме): дуршлаг - друшлаг, противень - протвень, задолжность - задолженность, междугородный - междугородний.

5. Расставьте знаки препинания: Алмазными казались солнца блики волшебный ветерок перелетал и то лесною веял земляникой то соснами столетними дышал.

6. Спишите предложение, заменяя число словами (проверьте падеж числительного):

Более 2500 человек обратились с просьбой улучшить жилищные условия.

7. Раскройте скобки, выбирая подходящий пароним. За справками обращайтесь к словарям.

1) От разгоревшегося (пожарища, пожара), посветлело на улице.

2) (Решимость, решительность) его поступка удивила всех.

Вариант III

1. Расставьте правильно ударение в словах апостроф, буржуазия, ворота, гербовый, добыча, заиндеветь, издавна.

2. (чн) или (шн) произносится в словах нарочно, прачечная, пустячный.

3. Из приведенных фамилий выпишите склоняемые: Чаплин (Чарли), Ремчук (Софья), Гашек (Ярослав), Кох (Александр), Маркс (Эльза), Черных (Петр), Короленко (Антон) .

4. Из приведенных пар слов выпишите те слова, форма которых верна (соответствует литературной норме): брею - брою, махаю - машу, мягонький - мяконький, напои - напой.

5. Расставьте знаки препинания: Под ярко-голубыми небесами огромный парк был полон голосами и даже эхо стало молодым.

6. Спишите предложение, заменяя число словами (проверьте падеж числительного):

Прибыл поезд с 287 экскурсантами.

7. Раскройте скобки, выбирая подходящий пароним. За справками обращайтесь к словарям.

1) На (сборочном, сборном) пункте было много народу, но работы ещё не начинались.

2) Он (сыскал, снискал) к себе уважение как человек творческой мысли.

Вариант IV

1. Расставьте правильно ударение в словах каучук, квартал, инструмент, искра, боязнь, водопровод, цемент.

2. (чн) или (шн) произносится в словах скучно, яичница, сердечный (друг)

3. Определите род следующих существительных: бра, кофе, какао, тюль, Кутаиси, кино, такси.

4. Из приведенных пар слов выпишите те слова, форма которых верна (соответствует литературной норме): плескаю - плещу, его - огоная, взявши - взяв, четырьмя - четырьмями.

5. Расставьте знаки препинания: Истлевают звуки в эфире и заря притворилась тьмой.

6. Спишите предложение, заменяя число словами (проверьте падеж числительного): Из 456 вычесть 253.

7. Раскройте скобки, выбирая подходящий пароним. За справками обращайтесь к словарям.

1) С (большой раздражительностью, большим раздражением) встретил критику в свой адрес этот человек.

2) В конце книги был приведён список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.

Вариант V

1. Расставьте правильно ударение в словах проясниться (о небе), умерший, угольный (подвал), танцовщица, просека, ржаветь, страстная (неделя).

2. (чн) или (шн) произносится в словах Ильинична, сливочный, яблочный.

3. Из приведенных аббревиатур выпишите склоняемые: ГИБДД, вуз, ВГИК, СНГ, МИД, ТАСС, ГАИ.

4. Из приведенных пар слов выпишите те слова, форма которых верна (соответствует литературной норме): рыщу - рыскаю, тыча - тыкая, свистел - свистал, ихний - их.

5. Расставьте знаки препинания: Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой.

6. Спишите предложение, заменяя число словами (проверьте падеж числительного): К 1256 прибавить 258.

7. Раскройте скобки, выбирая подходящий пароним. За справками обращайтесь к словарям.

1) Многие наши фильмы получили (большую признательность, большое признание) за рубежом.

2) Платье на ней смотрелось (эффективно, эффектно).

Вариант VI

1. Поставьте правильно ударение в словах трубопровод, развитый (в умственном отношении), созыв, процент, подростковый, кружащий.

2. (чн) или (шн) произносится в словах будничный, закусочная, порядочно.

3. Определите род следующих существительных: депо, иваси, какаду, шампунь, банджо, инкогнито, авеню.

4. Из приведенных пар слов выпишите те слова, форма которых верна (соответствует литературной норме): видел - видал, обеими - обоями (числит.), лаборатория - лаболатория, акцентрировать - акцентировать.

5. Расставьте знаки препинания: Усиливался дождь и море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев-цыган.

6. Спишите предложение, заменяя число словами (проверьте падеж числительного): Из 1109 важных объектов было достроено 749.

7. Раскройте скобки, выбирая подходящий пароним. За справками обращайтесь к словарям.

1) На выставке были представлены (глиняные, глинистые) горшки работы известного мастера.

2) А я в детстве мечтала работать (мороженицей, мороженщицей).

Литература:

1. Ващенко Е. Д. Русский язык и культура речи. - Ростов н/Д, 2006

2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов н/Д., 2005

3. Введенская Л. А. Культура речи. Учеб. пособ. - Ростов н/Д., 2001

4. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002

5. Голуб И. Б. Упражнения по стилистике русского языка. - М., 2001

6. Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка. - М.: Флинта, Наука, 2010

7. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика. Справочник по русскому языку.- М., 2001

8. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. - М., 2001

9. Русский язык и культура речи. \ Под ред. проф. О. Я.Гойхмана. - М., 2003

10. Русский язык и культура речи: Учебник. \ Под ред. проф. В. И. Максимова. - М., 2000

11. Русский язык и культура речи: Практикум. \ Под ред. проф. В. И. Максимова. - М., 2000

12. Современный русский литературный язык/ Под. ред. Н. С.Валгиной. - М., 2002

13. Современный русский литературный язык/ Под. ред. П. А. Леканта. - М., 1988

14. Барандеев А. В., Ворожбицкая И. И., Лазуренко Р. А. Русский язык. - М., 2001

15. Воробьева К. В., Сергеева Е. В. Практикум по русскому языку. Культура речи. - С/Пб., 2001

16. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация. - М., 2001

17. Космарская И. В., Руденко А. К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. - М., 2001

18. Козловская Н. В., Сергеева Е. В. Тестовые задания по русскому языку. - С/Пб., 2000

19. Рождественский Ю. В. Техника, культура, язык. - М., 1993

20. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Прописная или строчная? - М., 2002


27

© 2010-2022