Урок литературы в 9 классе

В преддверии праздника семидесятилетия Великой Победы нашего народа над германским фашизмом в 9 классе я дала уроки внеклассного чтения по произведениям Василя Быкова, Евгения Носова, Владимира Богомолова, Вячеслава Кондратьева, Бориса Полевого, Бориса Васильева, Григория Бакланова. Это были уроки патриотизма. Подростки прочитали произведения этих писателей и с удовольствием обсуждали, анализировали, искренне восхищались героями. Затем было дано ззадание прочитать рассказ М. Шолохова "Судьба чел...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 9 классе по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».

Эпиграф к уроку: «Во имя жизни на земле»

Тема урока. Гуманизм рассказа «Судьба человека».

Цели урока.

  1. Развивать умение анализировать эпизоды произведения, делать выводы, характеризовать героя, определять позицию автора; сформулировать идею рассказа, своё отношение к прочитанному; объяснить смысл заглавия рассказа.

  2. Развивать монологическую речь, пополнять словарный запас учащихся, правильно строить устное высказывание.

  3. Воспитывать в подростках понятия: долг, чувство Родины, достоинство, милосердие, мужество…

Оборудование к уроку.

Презентация, ноутбук, экран, проектор, текст рассказа, портрет писателя.

Ход урока. 1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Судьба Андрея Соколова.

1) Как описал свою довоенную жизнь герой?

2) Какие испытания пришлось ему пережить

в годы войны?

3)Как вы считаете, какое из них было самое

тяжёлое? Почему?

4) На какие части условно можно разделить

рассказ? (Довоенная жизнь, война, первые

послевоенные годы) Презентация, слайд 2.

3.Новый материал. Гуманизм рассказа М. Шолохова (слайд 3,)

Учитель. Чтобы сформулировать тему сегодняшней беседы на уроке,

Послушаем стихотворение талантливого поэта Татарии -

Мусы Джалиля «Волки».

Ученик. Этот поэт сражался на фронте с фашистскими захватчиками, попал в плен и погиб, был казнён в тюрьме Маобит. Враги не смогли никакими пытками сломить его силу духа.

Ученик читает стихотворение Мусы Джалиля «Волки».

Вопросы к классу (тексты стихотворения лежат на каждой парте). Слайд 4.

  1. Какова тема этого произведения? 2) Какова позиция автора?

(Автор пишет о жестокости людей на войне, они убивают друг друга безжалостно. Поэт ненавидит войну и учит гуманности.)

УЧИТЕЛЬ. А в рассказе Шолохова есть такая мысль? (Шолохов рассказал о пережитых страдания, о тяжёлых потерях Андрея Соколова, о страшной судьбе Ванюшки, значит - есть)

Как вы сформулируете тему урока? ( ГУМАНИЗМ В РАССКАЗЕ «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА») СЛАЙД 5.

Запишите в тетрадях тему урока.

АНАЛИЗ ЭПИЗОДОВ РАССКАЗА. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Прощание с женой (иллюстрация; слайд 6)

Что мучает Андрея, когда он вспоминает жену? Зачитайте отрывок «Портрет Андрея Соколова». Что испытывает к нему автор? (Сострадание)

Андрей Соколов в плену. (Иллюстрации и цитаты из текста рассказа) СЛАЙД 7.

В каких условиях живут узники концлагеря, как к ним относятся фашисты? Как ведет себя Андрей со своими товарищами по несчастью? (Он сострадательный человек, рискуя жизнью, придет на помощь обессилевшему.)

(У него есть чувство долга, чести, товарищества.)

УЧИТЕЛЬ. 1) Что такое фашизм? (Унижение, пытки, страдания, смерть ни в чем не повинных людей)

2)Какой смысл заложен в эпизодах «В плену»? Свяжите это с темой нашего урока. (Автор показывает страшные преступления фашистов против человечества и таким образом клеймит фашизм, проклинает войну, защищает мир).

Ванюшка в судьбе Андрея Соколова. СЛАЙД 8.

УЧИТЕЛЬ. 1) С какой целью автор ввел в повествование еще одного героя

-- Ванюшку? (Андрей Соколов и Ванюшка - это две судьбы,

искалеченные войной. Война не щадит детей, женщин, стариков. Образом мальчика-сироты автор клеймит войну и агрессоров.)

2) Почему Андрей решил назваться отцом мальчика? ( Андрей

не может оставаться равнодушным к беспомощному человеку.)

3)Как здесь видим гуманизм автора? (Андрей сможет дать мальчику то,

что отняла война: семью, заботу, любовь.)

Зачитайте эпизод, где Андрей называет себя отцом мальчика. Что переживает Ваня в этот момент, как выражает свои чувства?

Что переживаете вы, читатели? Передайте ваши чувства.

(Этот момент переворачивает мою душу: испытываю настоящую радость за сироту, который обрёл отца, семью; боль за тех детей, кто потерял родных, детство, родной дом, вынуждены жить в детских домах или скитаться по вокзалам, подвалам, расти на улице. Сколько горя принесла эта война советским детям!)

СМЫСЛ ЗАГЛАВИЯ РАССКАЗА.

Учитель. 1) Как вы понимаете смысл заглавия рассказа М. Шолохова?

На каком из двух слов вы ставите логическое ударение? (Человек)

  1. Почему Андрея Соколова автор называет человеком?

ИТОГ УРОКА. 1. О чем мы говорили на уроке?

2. Тронула ли ваши сердца эта тема, тема гуманизма?

3. Актуальна тема войны и гуманизма в наши дни?

Предлагаю вам составить синквейн, дано слово ВОЙНА.

ВОЙНА

Жестокая, бесчеловечная.

Убивает, разрушает, уничтожает.

Она несёт людям страдания и смерть.

ЗЛО

Оценки за урок.

Домашнее задание. Мысли вслух (устное сочинение):

  1. «Солдатами не рождаются».

  2. «Почему Андрея Соколова мы называем Человеком».



© 2010-2022