Доклад Использование телевидения и видео на уроках развития речи по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

- 4 -

Использование телевидения и видео на уроках развития речи по русскому языку.

1.ВВЕДЕНИЕ. Средства массовой информации (радио, телевидение, газеты, журна­лы) играют в нашей жизни большую роль. Благодаря им читатели, слуша­тели, зрители постоянно знакомятся с происходящими социально-полити­ческими событиями, новостями науки, культуры, искусства.

Телевидение, в частности, предоставляет большие возможности для работы по развитию речи школьников, поскольку уже давно появилась потребность нарушить однообразие типов школьных сочинений. Повествования, описания, рассуждения воспринима­ются учениками как очередное учеб­ное упражнение и не вызывают живого интереса (и вообще желания писать).

Таким образом, телевидение и видео могут помочь школьникам овладеть такими навыками речевого характера, которые не могут дать обычные, «классические» уроки развития речи.

Покажем на конкретных примерах некоторые виды работ, которые можно осуществить при посредничестве телевидения и видео.

2.. РАБОТА С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ЖАНРАМИ.

Каковы особенности информацион­ных жанров, в чем их специфика? В информационных жан­рах преобладает задача сообщения. Поэтому большое значение имеют оперативность, новизна факта, его достоверность. Информационные жанры (хроника, репортаж, фенологическая заметка и другие) различаются соотношением между чистой информацией и выражением личностного авторского начала.

Проиллюстрируем ход работы на примерах обучения информационному репортажу.

Само собой разумеется, что в ходе такой работы привлекаются и другие средства информации: газеты, журналы, видео.

Целями такой работы будет формирование следующих умений:

- отличать информационные жанры от других; - создавать тексты информа­ционных жанров; - различать разновидности ин­формационных жанров;- создавать хронику на само­стоятельно выбранную тему;- создавать элементарный видеоряд.

На начальном этапе работы учитель познакомит школьников со спецификой телевизионных жанров, с их разновидностями.

Во вступительном слове учитель говорит о специфике работы журналиста и формулирует задачи урока:

До эпохи телевидения всё информационное пространство было занято по преимуществу печатными средствами массовой информации (СМИ). Многие писатели начинали свой путь в газете, поскольку работа корреспондента требует умения ясно излагать свои мысли, оперативно, быстро откликаться на событие. Профессия журналиста помогает со­вершенствовать писательское мастер­ство. Но работа корреспондента не так легка и проста, как может показаться на первый взгляд. Жур­налист осознает живую реальность, для него обязательна точность, прав­дивость, достоверность изложения. При этом он обуздывает свое рвущееся на волю воображение. Вот что говорит о трудностях профессии репортера Булат Окуджава: «Я много лет проработал в газете, но ушел из нее, ибо самым трудным было для меня описание того, что вижу в данный момент».

Итак, даже талантливым журналистам совсем не просто быть корреспондентом.

Эра активных визуальных средств информации (кино, телевидение, видео) предъ-явила еще более жесткие требования к информационным жанрам. Для телевидения важна не просто интересная информация, но и соответствующий видеоряд.

Мы познакомимся с некоторыми специфическими жанрами тележурналистики, их особенностями, с теми законами, по которым они создаются.

Далее учитель вместе с ученика­ми размышляет о том, что же представляет собой информационный материал, поступающий на экраны. Учитель предлагает ученикам ответить на вопрос: «Какое значение имеет телевидение в жизни человека?» После беседы, обобщая сказанное, учитель делает вывод:

- Действительно, телевидение играет очень важную роль в нашей жизни. Это не только сериалы и игровые фильмы, но и хроника, новости. Без новостей, без постоянного обога­щения своих знаний и представлений о мире человек, общество не могут развиваться. Ежедневно телевидение несет людям новую информацию о том, что происходит в мире: в обществе, в науке, культуре, искусстве, спорте.

Перед учащимися ставится вопрос: «Какие газетные жанры им известны?»

(Хрони­ка, репортаж, интервью).

Учитель говорит, что все эти жанры нашли свое место и на телевидении.

Далее разговор пойдет об особенности информационных жанров:

- Все газетные жанры можно разде­лить на информационные и неинформационные. В основе информаци­онных жанров лежит опе­ративное сообщение о каком-нибудь событии, факте, другими словами - информация о чем-то. Для неинфор­мационных газетных жанров (например, телеочерка) важен анализ, коммен­тарий, затрагивающие какую-нибудь проблему, оценка, выражение своего отношения к событиям и фактам.

Итак, информационные жанры объединяет их главная цель - оперативно сообщить о том или ином важном факте, событии, явлении. Среди информационных жанров при­нято выделять несколько разновидностей. На схеме представлены некоторые информационные жанры. Заметка - это только газетный жанр, хроника и репортаж используются как в печатных, так и в визуальных СМИ.

Рассмотрим схему: заштрихованная часть символизирует сообщение, незаштрихованная - от­ношение автора к событию.

Информационные жанры.

Доклад Использование телевидения и видео на уроках развития речи по русскому языку

Учитель просит учеников рассмот­реть схему и сказать, какие жанры содержат только информацию (сооб­щение) о факте, а в каких опреде­ленную роль играет оценка автором происходящих событий.

Учащиеся отмечают, что в хронике только сообщается о факте, событии; в заметке уже присутствует отноше­ние автора к описываемым событи­ям; в репортаже отношение автора к событию очень важно, занимает значительно больше места.

Чтобы ученики научились анали­зировать информационные жанры, им предлагается выполнить ряд комму­никативных задач.

В этих целях учитель записывает на видеокассету несколько сюжетов, где представлены телевизионные жанры (сюжеты «Новостей», публицистических обзоров, например, «Портрет недели», популярных познавательных программ, например, «Ревю» или «Шоу - бум» и подобные).

Школьники получают задания: познакомиться с видеоматериалом и ответить на вопросы:

В каком из них сообщается о событии, а в каком автор материала размышляет над проблемой? О каких фактах сообща­ется в том или ином видеоматериале?

О чем говорится в этом сообщении? Как подчеркивается конкретность события? Есть ли в этом сообщении оценочная информация?

Каким должен быть видеоряд, то есть зрительная информация? Каково соотношение между зрительной и слуховой информацией? Встретились ли вам слова, выражения, обороты, неуместные для данного телематериала? Какие? Каким образом можно их заменить?

Задание №1.Прочитайте сообщение. Найдите слова, которые неуместны в приведенной информации. Попробуйте отредакти­ровать предыдущее сообщение. Исправь­те стилистические недочеты.

На прошлой неделе у нас в школе была дискотека. Мы пригласили ребят из соседней школы. Девицы наши пришли в таком прикиде, что мы их даже не узнали. Музыка была отпад. Повеселились мы клево. Всегда бы так!

Для подготовки учеников к следующей теме («Разновидности информационных жанров. Хроника») и более эффективного выполнения домашнего задания учитель предлагает выполнить еще одну задачу.

Переделайте текст таким образом, чтобы в нем содержалась краткая информация в четыре строки (не более). Составьте видеоряд. Для этого необходимо разделить информационный текст на части и к каждой из них продумать видеоряд в следующем порядке:

Название материала

Текстовый материал

Видеоряд

Несколько месяцев в школе №…… г. ….. (номер школы и населенный пункт выбира-ется произвольно) у входа стояла копилка для добровольных пожертвований на нужды школы. Естественно, сами школьники почти не скидывались, «спонсорами» были, в основном, гости - вчерашние выпускники, приходившие кто на дискотеку, кто поза-ниматься в спортзале, Каково же было их удивление, когда однажды они обнаружили решетку, перекрывающую вход во двор, построенную, как выяснилось, на их же деньги!

Домашнее задание. Подготовьте информацию для школьного телевидения не более чем на 2 минуты. Тема информации: события, произошедшие на этой неделе в вашем классе (в вашей школе)1.

Напишите о том, что произошло на этой неделе в вашем классе (в вашей школе).

(домашнее задание анализируется на следующем уроке)

Следует обратить особе внимание школьников на то, что они должны придер-живаться указанного объема и не придумывать факты. Учитель подчеркивает, что в основе телевизионных сообщений лежат реальные и достоверные факты действии-тельности.

Затем продолжается работа над другими телевизионными информационными жанрами, в частности, выясняется особенность хроники.

Учащиеся смотрят соответствующий видеоряд и делают выводы. Учащиеся выясняют, в каком тексте содержится только информация, а в каком выражается и отношение авто­ра к сообщению. Информационное сообщение не терпит общих фраз, словосочетаний, ставших штампами. Нельзя перегружать текст непонятными профессионализмами, диалектизмами, сложносокращенными словами.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Телевидение - сильный эмоциональный стимул к высказыванию, позволяющий создать психологические и дидактические предпосылки активной речевой деятельности.

В частности, работа с информационными тележанрами способствует формированию умений свободно пользоваться теми из них, которые требуют тот или иной конкретный случай. Ребятам нравится, что они не просто выполняют очередное учебное зада­ние, а создают произведения опреде­ленных жанров, которые существуют в реальной речевой практике.


1 Разумеется, без соответствующей аппаратуры (видеокамера) такая работа невозможна. В таком случае учитель предлагает выполнять это задание по образцу предыдущего. Объем информации: 5 - 6 строк.

© 2010-2022