Рабочая тетрадь по литературе Для всех

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский автотранспортный колледж»











Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме: Год Литературы в России (для всех специальностей)







преподаватель русского языка

и литературы

Коцюбинская Татьяна Николаевна









2015

Пояснительная записка

Россию часто называют страной литературоцентричной, подчеркивая особый интерес россиян к писательскому слову и мысли. Еще одно тому подтверждение - 2015 год, заявленный как Год литературы. Президент России Владимир Путин, в целях привлечения внимания общества к литературе и чтению подписал 13 июня 2014 года указ «О проведении в Российской Федерации в 2015 году Года литературы».

Основная государственная задача сегодня - это переориентировать людей с медиа, с телевизора, с Интернета, с блогов - на тексты - на книги, потому что прочтение книги "Война и мир" или "Анна Каренина", или "Тихий Дон" даст нам больше для понимания того, что с нами происходит, чем сто тысяч часов, проведенных в Facebook».

Чтобы оторвать людей от гаджетов на 2015-й запланирована и ставшая уже традицией «Библионочь», и новый масштабный книжный фестиваль на Красной площади. Вход туда будет бесплатным. Для Литературного музея каждый год - «Год литературы», но проведение его по всей стране, говорит директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак - очень ценно для музея. Один из главных проектов Литмузея на 2015-й - выставка «Россия читающая» - об истории чтения в нашей стране и образе читателя. Ещё одна важная задача «Года литературы», кстати - популяризация чтения.

Большие надежды связывают с проведением «Года Литературы» и у всех представителей книжной отрасли - ведь по данным Федерального Агентства по Печати и Массовым Коммуникациям за последнее время в нашей стране резко сократилось количество издательств и книжных магазинов.

Профили Пушкина, Гоголя, Ахматовой - на официальном логотипе Года Литературы - его инициаторы прекрасно осознают, что путем финансовых мер и государственных программ нельзя заставить всех в одночасье взяться за книги великих писателей. Но именно так можно сфокусировать внимание людей на книгах и заразить их чтением.

Человек, который понимает, какое счастье скрыто между двумя обложками - уже никогда не откажется от книги. И тогда, уверен, Владимир Толстой мы вновь получим читающую страну. 2015-й как Год Литературы - это широкий шаг в этом направлении.

Данная методическая разработка способствует распространению проектов по реализации привлечения подрастающего поколения к чтению книг, связанных с масштабными мероприятиями в нашей стране и является актуальной.

Сценарий классного часа

1. Видеофрагмент : Год литературы в России

2. Вступительное слово:

Мы живем в век знаний. Можно сказать, что нас окружает океан информации. Политика, наука, финансы, бизнес, техника, строительство, сельское хозяйство - ни одна отрасль жизни не может существовать без информации. Информацию ищут, находят, хранят, защищают, передают, копируют, уничтожают. Чтобы не утонуть в этом океане знаний, ученые всего мира ищут универсальную форму для хранения и поиска информации. Компьютерные специалисты постоянно проводят конференции по этой проблеме. На одной из таких конференций выступил знаменитый американский писатель-фантаст Айзек Азимов. Он заявил, что уже нашел самую лучшую, просто идеальную систему информации. Вот как он описал ее свойства:

  • первое: доступность - пользоваться ею может каждый, даже неподготовленный человек;

  • второе: портативность - для ее использования не нужны никакие дополнительные устройства;

  • третье: надежность - информация хранится в ней постоянно и не исчезает из-за всяческих поломок.

Слушатели терялись в догадках: что бы это могло быть? И тут писатель, выдержав эффектную паузу, произнес: "Надеюсь, вы понимаете, что речь идет о...". Как выдумаете, что имел в виду Айзек Азимов?

(высказывают предположения: компьютер, телевизор, радио и т.п.)

Да, речь шла о самой простой книге. На сегодняшний момент это самый доступный, простой и надежный источник информации.

3. Викторина

Книга - это такой предмет, который все знают с детства. Для одних она стала близким другом, а для других до сих пор остается таинственной незнакомкой.

Предлагаю вам небольшую викторину, которая покажет, насколько хорошо вы знакомы с книгой.

Вместо вопросов я буду читать предложения и подсказки. Вы должны угадать, о чем я говорю.

  1. Так называют заглавие книги, а также страница, на которой напечатано заглавие, имя автора, год и место издания. (Титул, титульный лист)

  2. Количество экземпляров книги, выпущенное издательством. (Тираж)

  3. Двойные листы плотной бумаги, расположенные между обложкой и титульной страницей. (Форзац)

  4. Материал, который придумали для книжек арабы. Без этого материала книги бы и дальше печатали на папирусе и пергаменте. (Бумага)

  5. Край книжного блока, место, где скреплены все элементы книги: листы, марля и др. (Корешок)

  6. Сотрудник, который исправляет ошибки и опечатки в книге. (Корректор)

  7. Бумажная дополнительная обертка поверх переплета, которая украшает книгу и защищает ее от загрязнения. (Суперобложка)

  8. Картонная коробка, предназначенная для защиты ценных изданий. (Футляр)

  9. Человек, который коллекционирует старые книги. (Букинист)

  10. Первые печатные книги стоили дорого, тиражи были небольшими - 2-5 тыс. экземпляров. Но техника развивалась, и тиражи возрастали. И вдруг в 1814 г. за один день продали 10 тыс. экземпляров одной книги - это была поэма Байрона "Корсар"! Как сейчас называют книги, которые продаются лучше других? (Бестеллер)

Что ж, приятно было убедиться, что большинство из вас знакомо с книгой, знает ее биографию и строение.

У многих читателей есть какие-то стойкие интересы: одни любят фантастику, другие увлекаются детективами, третьи предпочитают любовные романы, а четвертым подавай классику. Есть еще любители поэзии, сатиры, философской литературы. Но О. Уайльд считает, что показателем культуры являются именно те книги, которые мы не читаем. Как вы это понимаете?

Примерные ответы :

  • У людей, которые читают только фантастику или детективы, низкая культура, потому что они не читают классику, серьезную литературу.

  • Те, кто любит классику, философию, -люди высокой культуры, они не станут тратить время на детективы и дамские романы.

  • В общем, те, кто не читает анекдоты и всякие приколы, - культурные люди, а те, кто не читает классику и философию, некультурные.

Преподаватель: А как вы формируете круг своего чтения? Как вы решаете, что нужно читать, а чего читать не стоит?

Примерные ответы :

  • На уроках литературы дают список книг - еле-еле успеваю его читать.

  • Книги по программе вообще не читаю. Если о какой-то книге говорят, прочту, чтобы не считали отсталым.

  • Прихожу в библиотеку, говорю: "Дайте что-нибудь почитать" И мне дают.

  • Читаю то, что приносит с работы мама, - она называет это жвачкой и читает, чтобы отвлечься от работы.

  • Пролистала Детскую энциклопедию, выписала названия книжек и, когда прихожу в библиотеку, прошу дать мне именно эти конкретные книги, а не что попало.

Преподаватель. Круг чтения действительно имеет очень большое значение для человека. А цитату Оскара Уайльда можно заменить другой фразой: "Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты".

Рассказы детей по теме "Мои любимые книги"

Преподаватель: Литература может сыграть ключевую роль в жизни человека, поэтому иногда говорят: "Эта книга перевернула всю мою жизнь". Очень много людей изменили свой характер под влиянием литреатуры. Вот, например, что рассказывает великий советский физик Лев Ландау. Он рано научился читать, был очень способным ребенком, но страдал от насмешек сверстников, потому что был хилым и слабым. Ему было всего лишь 13 лет, когда он решил, что жизнь не удалась и нужно с ней покончить. Но вдруг ему в руки попался роман А. Стендаля "Красное и черное". Эта книга буквально перевернула его жизнь. Он понял, что человек может стать хозяином своей судьбы.

- Я ликовал, - вспоминал ученый, - мне хотелось во весь голос кричать об этом открытии. Но предстояла большая работа, и он начал трудиться над собой. Тринадцатилетний подросток стал вырабатывать в себе волю, развивать память, воспитывать характер. Этот изматывающий труд - искоренение собственных недостатков и воспитание воли - вошел у него в привычку и продолжался всю жизнь. Один из ученых так скажет потом о Льве Ландау: "Да, он умел держать себя в узде. Ни в чем не давал спуску. И он сумел сделать себя счастливым, это несомненно" Попадалась ли вам такая книга, после которой вы захотели что-то сделать, изменить себя?

(Студенты рассказывают о книгах)

Хотелось бы дать вам мудрый совет одного знакомого библиотекаря: "Жизнь слишком коротка для того, чтобы успеть прочитать всю хорошую литературу. Вот почему из хороших книг надо выбирать и читать только лучшие и, конечно, ни в коем случае не тратить свое драгоценное время на всякую ерунду".

Одна американская компания недавно провела исследование, чтобы выяснить, какая страна самая читающая в мире. И оказалось, что самый читающий народ - это индийцы, которые проводят за книгами больше 10 часов в неделю. За ними идут таиландцы, китайцы, филиппинцы, египтяне и чехи. Россия занимает всего лишь седьмое место. Мы тратим в среднем 7 часов в неделю на чтение. Интересно, что жители Таиланда и Филиппин, входящие в первую пятерку "книжных червей", оказались и чемпионами по просмотру телепередач. А вот россияне по этому показателю занимают 15-е место. Это лишний раз доказывает, что ни телевидение, ни Интернет не являются врагами книг. Те, кто почувствовал удовольствие от чтения, не променяют его ни на что.

4. Преподаватель: А теперь давайте посмотрим В-Ф: Что думает современная молодёжь Москвы и Петербурга о том, нужно ли сегодня читать книги?

5. Преподаватель: Какое настроение осталось после просмотра видеофрагмент ? Изменилось ли ваше отношение к чтению?

Ход внеклассного мероприятия



№ п/п

Этапы

Время

Содержание деятельности преподавателя и студентов



1

Орг. момент

5 мин

Вступительное слово об объявленном в России Годе Литературы (просмотр видеофрагмента).

2

Повторение ранее известного материала

5мин

Беседа о том, что известно студентам о книге, её структуре, книжных терминах, книжной индустрии.

Слово преподавателя или студентов(Д\З) Высказывания известных людей о книге и её значении в жизни человека

3

Викторина

10 мин

11 вопросов викторины для студентов по теме занятия

4

Просмотр фильма

20 мин

Фильм "Соцопрос среди молодёжи о значении книги в современной жизни человека"

5

Рефлексия

5 мин

Заключительная беседа о роли книги в жизни человека.


© 2010-2022