«Затонувший ковчег» А. Варламова: размышления о вечном

"Описание материала: Одним из приоритетных направлений изучения современной отечественной литературы является знакомство учащихся с малоизвестными именами, тем не менее создающими устойчивый абрис отечественной словесности на рубеже ХХ – XXI вв. Одним из таких авторов является А. Варламов, нередко в своих произведениях обращающийся к вечным ценностям и традиционным для христианской культуры образам, что весьма немаловажно для духовного развития современных школьников. Урок на интегрированной осн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Затонувший ковчег» А. Варламова: размышления о вечном.


Цели и задачи урока:

1. Образовательные:

а) познакомить учащихся с личностью и творчеством современного писателя Алексея Варламова;

б) сформировать навыки целостного анализа художественного произведения;

в) определить философские проблемы, поставленные автором в тексте;

г) проследить специфику пространственно-временной организации романа;

д) провести семантические параллели с библейскими текстами.

2. Развивающие:

а) развитие логического мышления (операций анализа, синтеза, сравнения и др.);

б) развитие речевой деятельности учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста);

в) развитие познавательных процессов (памяти, воображения, внимания и др.).

3. Воспитательные:

а) воспитание гармоничной и духовной личности;

б) воспитание интереса к предмету.

Форма проведения: урок-беседа с элементами эвристики.

Методы: анализа, сравнительно-сопоставительный, частично-поисковый.

Оформление урока: портрет автора, иллюстрации к Библии с изображением Ноева ковчега.

Этапы урока:

  1. Вступление. Биографическая справка (слово учителя) (8 мин.).

  2. Беседа по произведению (30 мин.).

  3. Итоги урока (7 мин.).

Ход урока:

  1. Вступление. Биографическая справка (слово учителя).

- Сегодня мы поговорим об интересном романе Алексея Варламова «Затонувший ковчег», обладающем сложным, философским подтекстом. Сначала несколько слов об авторе. Алексей Николаевич родился в 1963 г. в Москве. В 1985 г. окончил филологический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. С 1987 г. романы, повести и рассказы Алексея Варламова публиковались в журналах «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Москва», «Роман-газета».

Лауреат литературной премии «Антибукер» за повесть «Рождение». В 1995 г. получил премию лейпцигского литературного клуба за лучший русский рассказ. Произведения писателя переведены на английский, немецкий, сербский, китайский и японский языки.

  1. Беседа по произведению.

- Обратимся к анализу романа «Затонувший ковчег», написанного в 1997 году. С какой легендой перекликается название произведения?

(С библейским преданием о Всемирном потопе и Ноевом ковчеге. Потоп был карой, ниспосланной на человечество и на все живое на земле. По Библии, во время Всемирного потопа спаслись в ковчеге праведник Ной с семьей и по паре «от всякой плоти»).

- Что называет ковчегом Алексей Варламов?

(Небольшую деревушку, в которой еще с допетровских времен жили старообрядцы, ожидавшие конца света и стремившиеся свою истинную веру уберечь от тлена цивилизации).

- Как видим на иллюстрациях, библейский ковчег напоминал корабль. Как «обыгрывается» этот символ спасения в романе?

(Аллегорический образ ковчега спасения, под которым понимается небольшая деревушка отшельников, также сравнивается героями произведения с каким-то кораблем. Так, Борис Филиппович говорит Илье Петровичу: «Хотели теплое местечко на корабле занять, а оказались в трюме». И продолжает: «[Маша] пока что на верхней палубе. Старец имеет к ней интерес, берет ее на богослужения и обучает своей грамоте»).

- Как известно из Библии, Ной и его семья были единственными людьми, который спаслись на ковчеге во время страшнейшего наводнения. В конце романа Алексея Варламова, наоборот, мир остается целым - уходят под воду лишь горящие избы «раскольников», которые по стародавнему обычаю освещали себя смертным огнем. Как вы думаете, почему к такому печальному итогу жизни отшельников нас подводит автор?

(Полусектанская община, погрязшая в разврате, мало общего имеет с праведным Ноем и его благочестивой семьей. Жизнь в Бухаре не похожа на ту духовную идиллию, которая царила в ней несколько столетий назад. «Сестры в белых и длинных одеждах», больше напоминающие безмолвные приведения, нежели благочестивых монахинь, странные обряды, Люппо как живое воплощение Антихриста, да и сама ложь, обман, иллюзии, на которой построена жизнь в ските, напоминают какое-то злачное место.

Интересен образ настоятеля скита - Вассиана. В отличие от Ноя, выжившего благодаря силе своей веры и праведности, Вассиан - всего лишь мошенник, сыгравший на непросвещенности и доверчивости деревенских жителей. Он случайный человек, проходимец. Но главная его беда заключается в духовной немоте и глухоте: «И причина этого одиночества и тоски была в одном: старец Вассиан, продливший существование Бухары, человек, досконально знавший все тонкости ее богослужения, не верил в древнего византийского бога с усеченным именем Иисус, которому отдал свою уже близившуюся к завершению жизнь. Это болело в нем рваной раной и обессмысливало все им содеянное»).

- Почему Вассиан принимает у себя Бориса Филипповича?

(Божественный Искупитель держит в тайне тот обман, благодаря которому Вассиан вошел в доверие к старообрядцам).

- Действительно, жизнь настоятеля похожа на пародию истинного служения Господу. Вообще в Бухаре все фантасмагорично: и блудница Маша, которую почитают за Богородицу, и скопец Люппо, мнящий себя Христом. Чем страшна фигура Бориса Филипповича?

(Его вера нечиста. Он всегда стремится достигнуть цели любыми путями: обманом, ложью, и люди начинают сомневаться в Боге. Страшны его слова для верующего: «Он [Бог] жесток, запомните это. В этом его сила и правда. Вы никогда не задумывались над тем, что все эти войны, аварии, катастрофы, эпидемии, взрывы, которыми переполнена человеческая история, есть не что иное, как дань, которая берется с людей за то, чтобы был продлен срок их существования?»).

- Можно ли образ Бухары считать символическим в романе? Что подразумевает под ним автор?

(Этот образ расширятся и, кроме конкретного места, символизирует всю современную цивилизацию, утратившую духовность).

- Почему Бог насылает дождь и тушит горящие избы с отшельниками?

(С одной стороны, он не принимает их жертвы и не дарует им очищения. Если в Библии был дождь разрушающий, то в романе он очищает землю от скверны. С другой стороны, именно этот дождь, подобный по силе библейскому, спасет от смерти Машу).

- Кто еще участвует в спасении девушки?

(Призрак Мученицы Евстолии: «Женщина смотрела прямо на нее [Машу] спокойными глазами, и тогда она вспомнила, что именно эту женщину видела в детстве, когда в межевую сосну ударила молния, увидела и навсегда забыла - до сегодняшнего дня, когда та снова появилась в огне перед нею. «Мученица Евстолия, спаси мя», - прошептала Маша.

Пламя обтекало святую, как обтекает вода камень. Она стояла не на земле, а точно парила над нею и рукою звала девушку к себе. Маша бросилась через огонь вперед. Затрещали опаленные волосы, в рот и в нос ударила обжигающая струя дыма, еще секунда - и это был бы конец, но в следующее мгновение она упала в глубокую сырую яму, где много лет назад стояла ловушка коновала»).

- В этом фрагменте временные пласты повествования соединяются воедино. Сырая яма, погубившая святую, спасает жизнь девушки. Интересен образ и самой Евстолии. Почему, на ваш взгляд, она снова являет свою милость, когда Маша оказывается в опасности?

(Истинная вера, которая была у святой, обладает животворной силой, которая не исчезает одновременно со смертью человека, как это было, например, у Бориса Филипповича. Мученица Евстолия - это современный Ной, живший много тысяч лет спустя после потопа и уберегший душу человека, способную к возрождению. Именно в ковчеге хоронят Евстолию).

- Несмотря на ливень, обгоревшие дома отшельников еще виднеются посреди леса. Их находят другие сектанты. Жизнь возобновляется в ските. Для чего?

(Это последний шанс для Вассиана искупить свои грехи и свою вину перед Богом. Он исправляет свои ошибки и отправляет родившихся в общине детей «в мир»).

- Какое напутствие дает им старец?

(Подобно Иисусу, он научил их самому главному: «любить друг друга»).

- О чем это свидетельствует?

(О том, что старец обрел веру).

  1. Итоги урока (7 мин.).

- Итак, в романе «Затонувший ковчег» автор в аллегоричной форме изображает современную жизнь: цивилизацию лжи, пороков и безверия. Таковы и центральные герои произведения. Но каждый из них на определенном этапе своей жизни получает неопровержимые доказательства существования Бога, которые переворачивают его взгляд на мир. По мнению А. Варламова, в нашем сложном и грешном мире спасти человека может только одно - вера в Бога, чтение его заповедей, стремление к духовному самосовершенствованию. В этом заключается философский подтекст произведения.

Эту мысль писатель облекает в символическую форму, обусловившую особенности пространственно-временной организации текста. Хронотоп романа динамичен: пространство то сужается до размеров одной деревушки, скита, то его границы раздвигаются, и за его очертаниями проступает силуэт современной цивилизации. Ее бездуховность противопоставляется праведности библейского Ноя. Многомерно и время в произведении. За исторически конкретной эпохой также проступают черты вечности, временные пласты сдвигаются в критические для героев ситуации.

Сложен и центральный символ произведения - ковчег. Ковчег - это и деревушка раскольников-старообрядцев, и падшая община сектантов, и последнее пристанище святой мученицы, и весь современный мир с его пороками. В конце романа скит погружается в болотную трясину. «Ковчег» будто снялся с якоря и пошел ко дну. Не грозное ли это предостережение всем нам?

Литература

Варламов, А. Затонувший ковчег : роман / А. Варламов // Октябрь. - 1997. - № 3/4.

Иллюстративный материал к уроку

«Затонувший ковчег» А. Варламова: размышления о вечном

«Затонувший ковчег» А. Варламова: размышления о вечном

7

© 2010-2022