Конспект интегрированного урока русского языка. Обучающее сочинение по теме: О чём шепчутся снежинки?

Описание интегрированного урока русского языка и технологииво 2 в классе по теме: «О чём шепчутся снежинки?»учитель Шевякова О.В.Изучаемая тема «Обучающее сочинение»При проведении урока были поставлены цели:Образовательные:Формировать умение составлять повествовательный текст сочинения по плануРазвивающие: Овладение практическими умениями и навыками научно-художественной деятельности, умением анализировать, высказывать своё мнение. Создание условий для работы учащихся с разными предметами на уро...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок русского языка

во 2 классе.

Учебный предмет

Русский язык , технологтя

Класс

Тип урока

Формирование новых знаний

Технология построения урока

Творческо-поисковая

Вид урока

Интегрированный

Тема урока

Снежинка

Цель урока

формировать у детей целостное художественное представление о снежинках.

Задачи урока

- обобщать жизненные наблюдения о снежинке

- формирование умения чувствовать красоту природы

- эмоционально откликаться на явления зимней природы;

- создавать неповторимые снежинки;

- воспитывать в себе мир чувств: эмоциональную чуткость и активно-действенную отзывчивость.

Планируемый результат

Предметные умения:
- знания о снежинке; об её описании в творчестве русских писателе и поэтов, и композиторов;

Метапредметные знания:

- раскрыть значимость природы в жизни человека, влияние человека на природу ( человек - часть природа, природа - его дом), отношение человека к снежинке, красота снежинки в произведениях в разных видах искусства.

Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;

- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
-определять общие для всех правила поведения;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Организация пространства

Формы работы

Ресурсы



Фронтальная
Индивидуальная

Мультимедийные презентации «снежинки», музыка композитора П.И. Чайковского», «Фото снежинок под микроскопом».

Дополнительные средства: , образец снежинок.

Оборудование:

бумага, ножницы, ватман, клей, снежинки, карточки -помощники



Ход урока

  1. Организационный момент.

- С давних времён на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: здравствуйте, доброго здоровья. Давайте и мы поздороваемся.

Учитель предлагает сесть, проверить осанку.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Сегодня на урок русского языка я приглашаю вас в творческую мастерскую.

(открывается доска на ней ТВОРЧЕСКаЯ МАСТЕРСКАя)

- Что значит творческая?( значить творить, создавать, придумывать , сочинять)

- Кого называют творцами?

- А , что такое мастерская?(место , где что-то мастерять, создают)

- Вот сегодня в нашей творческой мастерской я предлагаю вам побыть настоящими творцами: писателями, поэтами, мастерами ручного труда. Вы согласны?

- Чтоб работа ладилась, мы будем работать в творческих группах. Будьте дружными и помогайте друг другу.

-А , что мы можем создавать, творить на уроке русского языка? ( придумывать текст сочинения, писать изложения, составлять предложения)

- Попробуйте предположить, что мы будем делать в нашей мастерской письма?

( составлять текст сочинения, писать сочинение)

-Но прежде мы должны подготовиться к сочинению. А , что нам для этого нужно?

(составить текст, выбрать тему, составить план)

-Верно! Так с чего же начнём? ( с выбора темы)

3.Постановка проблемы

- Я долго думала , какую тему выбрать. Но проблема решилась чудесным образом.

-Когда я утром вышла из дома, то увидела:

С неба падали пушинки

На замёрзшие поля.

Ель, закутали косынкой,

Жаркой шубой- тополя.

И укрыли дом да площадь

Необычным одеялом.

Как же их зовут? - ты спросишь.

Имя здесь я написала.

- Найдите ответ в стихотворении.

-Молодцы! Это снежинки.

-Вспомните, как впервые вы стали рассматривать это совершенное чудо природы - снежинку. Прислушайтесь к себе, к своему сердцу, к своим воспоминаниям .Какая она , что вы почувствовали глядя на неё. У вас у каждого листочек, запишите эти слова в столбик.(1 мин.)

- Поделитесь своими записями. Они вам сегодня пригодятся.

- Ребята, тише! Вы ничего не слышали?

(Звучит музыка , забегают девочки снежинки и танцуют вальс, шепчутся между собой, затем улетают)

-Вот Чудеса! Видно снежинки прилетели за мной. Как красиво кружились они в танце! Ребята, а вы ничего не заметили необычного в танце?

(снежинки о чём то шептались)

- Ребята, а вам интересно о чём шептались снежинки?

- Какую же тему мы выберем для сочинения?

Сформулируйте её.

(О чём шепчутся снежинки»)

- Какую цель поставим? Что нам нужно , чтобы написать сочинение?

-Посоветуйтесь в группах.(1мин.)

Итак . предлагаем. (Учитель выносит на доску)

О чём шепчутся снежинки?

/ / \ \

Собрать информацию Составить Сочинить Смастерить

о снежинке план сочинения текст снежинку

-Какие качества вам потребуются для достижения цели?

-Научные знания о снежинках нам поможет вспомнить 1 группа «Всезнайки»

(выбрать ведущего специалиста)

-Процитировать литературные произведения авторов о снежинках , репродукции художников, а также ваши творческие работы поможет 2 группа «Читайки»

- Рассмотреть слово снежинка с точки зрения русского языка на поможет 3 группа «Буквоежки»

- Но и раскрыть экологические аспекты по поводу снежинок и снега - 4 группа «Почемучки»

-Помогут вам систематизировать свои знание карточки - помощники.

( в группе ведущий специалист, остальные помощники)

-Приступаем к работе. Время 5 минут. Кто готов звените в звоночек.


4 Работаем в группах. Использование ранее полученных знаний для решения проблемы.

- Все наши знания будут собираться как кристаллики в снежинку, они нам помогут при составления текста.( учитель выносит на доску главные слова и выражения)

(Выслушиваем друг друга, не перебиваем, оказываем помощь).

-( Звенит колокольчик у той группы, которая готова)

- Какими же научными знаниями может поделиться группа учёных?

- Другие группы могут добавлять.

(дети высказываются)

_ Для чего нам нужны научные знания о снежинках в сочинении?

- Послушаем литературоведов. Как описывают снежинки поэты и писатели?

- Какие литературные приёмы используют авторы? (олицетворение, сравнение, метафоры, гиперболы) .

Снежинка
Константин Бальмонт

Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.

Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.

В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.

Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.

Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.

Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

- Для чего нам нужны примеры описания снежинок ?

- Предоставляем слово экологам.

. Слово экологам.

( Значение снежного покрова для животных и растений). (Снег защищает растения от холода, служит убежищем для животных)

Цвет снега зависит от примесей - частиц копоти, почвы и даже микроорганизмов. Грязная окружающая среда приводит к загрязнению снега.

- Можно ли есть снег? Почему?

- Для чего нам эти знания в сочинении?

- Чтобы последовательно изложить свои мысли что нам понадобиться?

( план и слова помощники)

- С чего начнём рассказ?

- Как озаглавим первый пункт плана. Обговорите и предложите группы.

(учитель вывешивает на доску)

План

  1. Где родилась снежинка?

( Там высоко в небе родилась снежинка…

Я - снежинка…

Однажды, я наблюдал за снежинкой…)

2. Как снежинка летела на землю?

(Слова-действия: посыпались, кружатся, падают, опускаются, вьются, лепятся, образуют хлопья, летят, вальсируют .Слова признаки: белая. Пушистая, мягкая, лёгкая, чистая, смелая, воздушная, серебристая, кружевная, спокойная, нежная, быстрая, колючая добрая)

3.О чём думают снежинки?

( мечтают, воображает, желает, хочет украсить, хочет помочь, мечтают превратить)

4. Что чувствуют снежинки?

(восторг, радость, грусть, восхищение, любуются)

- Теперь , я предлагаю вам превратиться в снежинку, чтобы до конца прочувствовать и понять , о чём же они шепчутся. А поможет мне волшебная палочка.

Палочкой взмахну

в снежинки превращу.

(звучи музыка , дети выполняют движения

Снежинки, мы пушинки.

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки - балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили

Крыши снегом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

(звучит произведение Чайковского «Вальс снежных хлопьев», дети закрыли глаза, положили головы на стол)

- Вы готовы поделиться впечатлениями?

А поможет нам снежный комочек.

Ты катись, катись комочек

Быстро, быстро по рукам,

У кого в руке снежочек

Тот расскажет сейчас нам.

( дети рассказывают свои сочинения 3-4 человека)

5. Мастер - класс по изготовлению снежинок.

- Молодцы! Но это ещё не всё. Литературное произведение мы с вами создали , теперь в нашей творческой мастерской попробуем сотворить это чудо природы своими руками. И закончим мы наш урок настоящим снегопадом. Посмотрите, что у вас приготовлено на партах?

( ножницы и бумага)

- Предположите, что мы будем делать?

(Вырезать снежинки)

- Знания какого предмета нам пригодятся? ( технологии)

- Что вы должны уметь? (пользоваться ножницами, складывать бумагу , вырезать по контуру)

- Проявите своё творчество, но не забывайте технику безопасности работы с ножницами.

- А ,чтоб работа ладилась , послушаем произведение П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев». Красота холодных звёздочек не оставляет равнодушными и композиторов и вдохновляет их на творчество.

(звучит музыка. Дети вырезают снежинки)

- Я предлагаю , чтобы ваши снежинки не просто хаотично кружились в воздухе, а собрались в композицию, на что - то похожую, как звёздочки на небе в созвездия .

- Придумайте название.

(учитель раздаёт ватманы каждой группе)

- Проверим , что получилось.(Вывешивают на доску)

6.Итог урока.

- Пора подвести итог нашей работы. Раз мы люди творческие ,то и итог урока подведём творчески. Составим синквейн.

Синквейн к слову снежинка

Снежинка

Нежная , хрустальная (1группа)

шепчется, мечтает, вальсирует(2 группа)

укрывает землю снежным покрывалом(3 группа)

волшебство(4группа)



7. Рефлексия

- А вот , какие чувства у вас возникли сегодня на уроке , попрошу изобразить на моей снежинки.

(рисуют лицо на снежинке)

В резерв: - Давайте подарим гостя песню про снежинки.

- Покажите. Я очень рада! Молодцы! Спасибо за работу!

Дом.задание: Написать сочинение «О чём шепчутся снежинки?»







© 2010-2022