«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» (11 класс)

Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного предложения. Придаточное предложение всегда стоит после главного. Части сложноподчиненного предложения соединяются между собой посредством подчинительных союзов или союзных слов и интонации. Части сложноподчиненного предложения равноправны. Союзное слово не является членом предложения. Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения. Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми. В сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных.Мы должны отметить, что общего в этих придаточных предложениях. - Где стоят придаточные определительные  по отношению к главному?                             (Все придаточные  определительные стоят после                                       главного предложения или внутри него). - К чему относятся?      (Относятся к существительному в главном   предложении). - На какие вопросы отвечают?               (Отвечают на вопросы определен...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11 класс

Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»

Цели и задачи урока:

  1. познакомить учащихся с придаточными определительными;

  2. формировать умение находить придаточные определительные в составе СПП, определять средства связи придаточных определительных с главным предложением;

  3. закрепить умение правильно расставлять знаки препинания в СПП, а также составлять схемы СПП с придаточными определительными;

  4. формировать умение правильно употреблять в речи СПП с придаточными определительными, производить их синонимическую замену (если это возможно и необходимо), конструировать СПП с придаточными определительными.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

2. Работа у доски,слайд с таблицей

- Соедините стрелками части рассыпанного текста.

Простые предложения -

…это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.

Сложные предложения -

… это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.

Сложносочинённые предложения -

…это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.

Сложноподчинённые предложения -

… это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

Бессоюзные предложения -

… это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

-А теперь я хочу проверить, как вы усвоили теоретический материал по теме «СПП».

На каждой парте лежит распечатка, прочитайте внимательно утверждения. Если вы согласны с данным утверждением, поставьте рядом с ним цифру 1, если не согласны - поставьте 0.


  • Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного предложения.

  • Придаточное предложение всегда стоит после главного.

  • Части сложноподчиненного предложения соединяются между собой посредством подчинительных союзов или союзных слов и интонации.

  • Части сложноподчиненного предложения равноправны.

  • Союзное слово не является членом предложения.

  • Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения.

  • Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми.

  • В сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных.

Ответ: 10100111.

-Какое сочетание цифр получилось у вас при ответе? Прочитайте все верные утверждения.

-Прочитайте неверные утверждения, исправьте их, аргументируйте свой выбор.

-Ребята, какие виды придаточных вы знаете? Как определить вид придаточного? (по вопросу и по союзу или союзному слову)

А теперь переходим к изучению СПП с придаточными определительными.

3. Тема урока:

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

- Раскройте смысл выражения «определительное придаточное».
(С.И.Ожегов «Определение - объяснение, раскрывающее, разъясняющее содержание, смысл чего- нибудь».
Следовательно, определительные придаточные - это такие придаточные, которые раскрывают смысл чего-то).
- Верно ли это? Рассмотрим на примерах.

На столе лежала книга, которая была открыта на последней странице.

4. Объяснение

Мы должны отметить, что общего в этих придаточных предложениях.
- Где стоят придаточные определительные по отношению к главному?
(Все придаточные определительные стоят после
главного предложения или внутри него).
- К чему относятся?
(Относятся к существительному в главном
предложении).
- На какие вопросы отвечают?
(Отвечают на вопросы определений).
- Чем присоединяются к главному?
( Союзными словами).
- Есть ли указательные слова?
( Не во всех главных предложениях есть
указательные слова)
- Возможна ли перестановка придаточных?
( Перестановка придаточных невозможна)

Учитель:

Сделайте вывод в виде таблицы, схемы «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» (11 класс)

«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» (11 класс)


Упражнение 183.


Единственное число

муж.

род

Рассказ (какой?) , который мы прочитали в журнале,был коротким,но интересным.

жен.

род

Повесть (какая?) , которая появилась в журнале,была небольшой,но интересной.

сред.

род

Стихотворение (какое?) , которое появилось в газете,посвящалось детскому празднику.

1. Дом , в котором нет книг, подобен телу без души.

2. Есть книги, которые переходят от поколения к поколению.

3. Книги, которые были изданы русским первопечатником Иваном Федоровым, хранятся в Москве, в Российской библиотеке.

5. Самостоятельная работа

1 группа: Прочитать текст.Озаглавить его.Составить план к тексту.

Чему учат книги?

Когда в школу пришел слепой мальчик, дети с удивлением спросили учителя:
- Как же он будет учиться, если он слепой?
- Слеп человек без книги. А наш новый ученик умеет читать руками. У него есть специальные книги, в которых буквы выдавлены точками, - объяснил учитель.
Сначала дети дразнили слепого, но мальчик на шутки не обижался.
У слепого была отличная память, и он все запоминал с первого раза. Дети вскоре привыкли к слепому мальчику и просили у него помощи на уроках.
Когда дети убегали на перерыв, слепой оставался в классе и читал. Сначала книг у него было мало, но учитель выписывал их, откуда только можно. Иногда после уроков учитель сам читал вслух слепому мальчику, и они вместе обсуждали прочитанное.
Однажды во время урока учитель почувствовал острую боль в сердце. Он сжал зубы и медленно опустился на стул. Боль не отпускала, но учитель решил довести урок
до конца.
В этот момент слепой мальчик закричал:
- Нашему учителю плохо, срочно нужен врач.
Дети вскочили с мест. Пришел врач, и учителя унесли на носилках в больницу.
- Как ты узнал, что учителю плохо? - удивились дети.
- У него дрожал голос, он побледнел и замолк в середине фразы. Тогда я все понял.
- Разве ты видишь? - спросил один мальчик.
- Не вижу, но чувствую. Например, я чувствовал, Антуан, что ты сегодня утром был грустный, наверное, тебя отругали дома.
- Да, верно. Но как можно чувствовать, если не видишь? - изумился Антуан.
- Меня книги научили чувствовать, - объяснил слепой мальчик. - Когда человек чувствует, он словно видит. Помнишь, учитель нам говорил: «Слеп человек без книги».

2 группа: Предложения с причастным оборотом переделать в сложноподчиненные предложения с придаточным определительным.

«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» (11 класс)

2.[В воздухе чувствовался

«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» (11 класс), (который плывет с далеких полей).

Упражнение 186.Допишите окончания союзного слова который.

6.Домашнее задание

Знать определение СПП с придаточным определительным.

1 уровень. Упр. 187.

2 уровень. Составить 2 СПП с придаточными определительными, составить схемы

3 уровень. Упр. 188.

7.Комментирование оценок.


© 2010-2022