Урок русского языка в 6 классе «Не с существительными»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6 классе

«Не с существительными»

Цели деятельности учителя: совершенствовать умение слитного и раздельного написания НЕ с существительными. Образование существительных с помощью приставки НЕ-, производить анализ слов

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели деятельности ученика:

-пользоваться учебником, словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Планируемые результаты:

Предметные: знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными. Уметь различать приставку, частицу, часть корня НЕ

Метапредметные:

Познавательные УУД - самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные - уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания

1.Оргмомент. Мотивация

Слово учителя

Личностные результаты:

1.интерес к изучению русского языка.

2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей

2.Актуализация знаний, пробное действие

Учитель: Запишите число, классная работа

Щадящий опрос по теме «Имя существительное»

( Класс разбивается на две группы по вариантам). Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте- ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает сам учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто +или -. На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их слушают. Они выполняют те же действия, что и ранее их одноклассники. Таким образом, задав 10 вопросов, добиваются того, что каждый ученик в классе отвечает на пять вопросов, будет оценен сам и оценит своего товарища. В конце опроса обязательно выставление оценок друг другу.)

Сегодня мы продолжим изучение данной части речи.

2) Запишите тему урока

«Не с существительными»



Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, группировать

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

3.Выявление места и причины затруднения

Слово учителя:

- Итак, разберемся с темой урока.

-Начнем с того, как можно написать не с существительными? (слитно или раздельно)

-обратите внимание на группу слов на доске:

Недруг, неряха, нерешительность, ненависть, неправда, не друг, а враг

-Можете ли вы объяснить, почему с одними словами не пишется слитно, а с другими-раздельно? Предположите, с чем это связано.

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, группировать

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

4.Формулирование цели и построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Определите цели урока.

-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.

Составьте план (проект) урока.

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

2. Определять цель урока

3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

5. Открытие нового знания

(реализация построенного проекта)

1.Работа с учебником

1) чтение и анализ п.51, выводы

- от чего зависит слитное/раздельное написание?

-совпали ли ваши предположения с тем, что узнали?

-чем различаются приставка не и часть корня, а в чем схожи их написания? ( приставка не и часть корня пишутся со словом слитно)

-а как пишется со словом отрицательная частица не? (раздельно)

2. Составление кластера или схемы

Познавательные УУД:1.Выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов.

2.Анализировать , сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3.Пользоваться разными видами чтения, опираясь на механизмы и приемы читательской деятельности

6.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность

1. Синтаксический разбор предложения

И туман, и (не)погоды осень поздняя несет.

-раскрыть скобки, объяснить правильность выбора написания имени существительного с не.

-построить схему, объяснить постановку знаков препинания;

- произвести морфемный и словообразовательный разбор слова непогоды.

2.Как различить приставку не и не-часть корня?

-коллективное выполнение упр. 285 с комментариями( у доски 2 человека)

3. Умение подбирать синонимы без не-

- выполнение упр. 286

-кто вперед, кто быстрее?

( учитель собирает5-7 тетрадей учеников, быстрее других выполнивших работу, а 1 чел., чья работа уже проверена учителем, в это время с места читает для всех)

4.Самостоятельная работа

упр.287

4. Проверка самостоятельной работы в парах, сравнение с эталоном (на доске или слайде)

5 Выставление оценок

6.-Какие случаи написания не с существительными были разобраны в ходе выполнения упражнений? (только слитное написание). А какие случаи не разобраны на примерах? Посмотрите на кластер, составленный в начале урока.

- Придумайте и запишите свои предложения, где бы встречались случаи раздельного написания не с существительными.

-Запись и чтение вслух примеров.

Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД

1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль

7.Итоги. Рефлексия

Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)

Дайте оценку вашей работе на уроке.

Коммуникативные УУД

1.Строить связное монологическое высказывание

Регулятивные УУД

Соотнести цели и результаты своей деятельности

8.Домашнее задание

П.51, выучить правило, упр.288, обратить внимание на слово в рамочке (насмехаться, а не «надсмехаться») или составить небольшой диктант (20 слов) по теме (по выбору)





© 2010-2022