Внеурочная деятельность по предмету

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30 ИМЕНИ КАВАЛЕРА ОРДЕНА КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ Ю.В. ГАВРИЛОВА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЫЗРАНЬ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ



РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

предметов гуманитарного цикла Протокол № 1

От «26» августа 2015 г.

_________________ Е.В.Гуляева

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________ С.П Ямолова

«___» ___________ 2015 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ №30

г. о.Сызрань Самарской области

Приказ №___от «___»_________2015 г.

________________ Л.И. Тюкова






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка по русскому языку

«Трудности русского языка»

(для учащихся 8-9 классов)





Программу разработал

учитель русского языка и литературы высшей категории

Гуляева Елена Валентиновна











Сызрань, 2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Новая форма экзамена ОГЭ (ГИА) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оценки качества основных, базовых знаний и умений, приобретённых учениками в курсе обучения русскому языку в основной школе. Во-вторых, это вопрос оценки уровня готовности выпускников 9 классов к дальнейшему обучению в старшей школе (то есть вопрос осуществления связи между основной и старшей школой) и к дальнейшему образованию - как в области русского языка, так и в других областях. В-третьих, это проблема содержания государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.

Концептуальные подходы к формированию контрольных измерительных материалов определялись в соответствии с государственными образовательными стандартами по русскому языку.

Основной целью данного курса является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка. А также повышение уровня речевой культуры учащихся

Задачи курса:

- привитие интереса учащихся к русскому языку;

- систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;

- совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему;

- обучение самостоятельной работе с книгами, словарями;

- развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;

- воспитание инициативы, целеустремленности;

- повышение общей языковой культуры;

Кружок «Трудности русского языка" по русскому языку в 8-9 классах - это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя русского языка, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.

Основные принципы организации кружка:

- принцип добровольности ;

- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии по языку;

- принцип индивидуального подхода к учащимся;

- принцип систематичности;

- принцип занимательности;

- принцип укрепления связи обучения с жизнью.

Организация работы кружка

Основой работы кружка по русскому языка является принцип добровольности. Кружок могут посещать как хорошо успевающие учащиеся 8-9 классов, так и все желающие.

На одном из первых уроков учащимся объявляется, что для желающих будет организован кружок «Трудности русского языка», в чем польза кружковых занятий, как они будут проходить. Оптимальное количество для занятий в кружке - 15 учащихся.

Работа кружка начинается в октябре, а завершается в начале мая. В течение года кружковые занятия увязываются с другими формами внеклассной работы по русскому языку, в подготовке и проведении которых активное участие должны принимать члены кружка.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий кружка - 60 мин.

Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.

Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.

На занятиях используются:

  • Лекции учителя с различными видами заданий;

  • Составление обобщающих таблиц и схем;

  • Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);

  • Самостоятельный отбор материала;

  • Работа в группах;

  • Проведение деловых игр и практикумов;

  • Работа с пакетами КИМов;

  • Написание изложений и сочинений.

В результате изучения курса учащиеся должны:

-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;

-уметь писать сочинения-рассуждения на заданные темы;

-уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые).

ЗНАТЬ:

нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).

Применяя полученные знания, учащиеся должны

УМЕТЬ:

-соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;

-находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

-дать понятие о нормах языка;

-рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;

-познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;

-познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса.

В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и корректировку следующих умений учащихся:

  • умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • умение понимать основную мысль прослушанного текста;

  • умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;

  • умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • умение интерпретировать информацию звучащего текста;

  • умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • умение понимать главную мысль прочитанного текста;

  • умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;

  • умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;

  • умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;

  • умение интерпретировать информацию прочитанного текста;

  • умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;

  • умение определять средства связи предложений в тексте;

  • умение проводить звукобуквенный анализ слова;

  • умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;

  • умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;

  • умение определять основные способы образования слов;

  • умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;

  • умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;

  • умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;

  • умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

  • умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;

  • умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;

  • умение последовательно излагать собственные мысли;

  • умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

  • умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

  • умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Оценка знаний, умений и навыков

Опрос, обсуждение, тестирование, выполнение творческих заданий. Работа строится по рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают определенное количество баллов, которое сравнивается с максимально возможным.

В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:

  • текст как речевое произведение;

  • смысловая и композиционная цельность, связность текста;

  • функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;

  • средства связи предложений в тексте;

  • звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;

  • лексическое значение слова и фразеологического оборота;

  • морфемно-словообразовательный анализ слова;

  • основные способы словообразования;

  • морфологический анализ знаменательных частей речи;

  • морфологический анализ служебных частей речи;

  • простое предложение: главные и второстепенные члены;

  • двусоставные и односоставные предложения;

  • сложносочиненное предложение;

  • сложноподчиненное предложение;

  • сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;

  • сложные предложения с разными видами связи между частями;

  • синтаксический анализ простого предложения;

  • синтаксический анализ сложного предложения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Знакомство с содержанием курса «Трудности русского языка»

МОДУЛЬ I (20ч)

Культура речи.

Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.

Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.

Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.

Нормы ударения и произношения.

Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.

Произношение некоторых грамматических форм.

Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.

Нормы ударения в современном русском языке.

Причины отклонения от произносительных норм.

Исторические изменения в произношении и ударении.

Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы

Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ

Выразительность русской речи.

Выбор и организация языковых средств в соот­ветствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Средства выразительности. Тестовые задания.

Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением - важное условие речевого общения.

Лексическая сочетаемость.

Смешение паронимов.

Жаргонизмы.

Речевая избыточность и речевая недостаточность.

Грамматические нормы.

Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.

Правописание корней Правописание приставок Правописание суффиксов

Синтаксические нормы.

Словосочетание

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении

Правильное построение предложений.

Правильное построение предложений с обособленными членами.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Синтаксический анализ сложного предложения

Сложные бессоюзные предложения

Сложные предложения с разными видами связи

МОДУЛЬ II (9ч)

ГИА-9. Методика обучения написанию сжатого изложения.

Изложение. Виды изложений

Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.

Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.

Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста

Извлечение информации из различных источников

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)

МОДУЛЬ III (5ч)

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения - рассуждения. Задание 15

Как начать сочинение-рассуждение. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

С 2015 года на государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе учащимся предложено три альтернативных задания в форме сочинения-рассуждения.

15.1 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по заданному высказыванию о языке. Следует прокомментировать предложенное высказывание и привести два примера-аргумента из прочитанного текста.

15.2 Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста, по цитате из него. Следует прокомментировать одно из высказываний и привести два примера-аргумента из этого же текста в защиту собственной позиции.

15.3 Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. Следует дать определение предложенного морально-нравственного понятия и привести два примера-аргумента в защиту собственной позиции:

1) из прочитанного текста

2) из жизненного опыта

Композиция сочинения-рассуждения: тезис - аргументы - вывод.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ: 1

Общее количество часов: 34

ПЛАН

ДАТА

ЧАСЫ

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

1

1

МОДУЛЬ I.

Знакомство с содержанием курса «Трудности русского языка».

Культура речи. Что такое хорошая речь? Какие нормы языка существуют? Пробное тестирование

Нормы ударения и произношения

Трудности современного русского произношения и ударения

2

1

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы

Лексические нормы

Трудности современной русской фразеологии. Тестовая работа

3

1

Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Тестовая работа

4-5

2

Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соот­ветствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Средства выразительности. Тестовые задания. Тестовая работа

6

1

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Тестовая работа

7

1

Правописание корней .

Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа

8

1

Правописание приставок

Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа

9

1

Правописание суффиксов

Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа

10

1

Словосочетание

Синтаксические нормы. Тестовая работа

Трудности грамматического управления в современном русском языке

11-12

2

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения

Грамматические нормы. Тестовая работа

13-14

2

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Тестовая работа

15

1

Знаки препинания в сложносочинённом предложении Тестовая работа

16

1

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Тестовая работа

17

1

Синтаксический анализ сложного предложения Тестовая работа

18

1

Сложные бессоюзные предложения Тестовая работа

19-20

2

Сложные предложения с разными видами связи Тестовая работа

21-22

2

МОДУЛЬ II.

Изложение. Виды изложений. ОГЭ-9 Методика обучения написанию сжатого изложения. Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.

23

1

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.

Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

24

1

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.

25

1

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.

26-27

2

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста Тестовая работа

28-29

2

Извлечение информации из различных источников Тестовая работа

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости

(сжатое изложение содержания прослушанного текста)

30

1

МОДУЛЬ III.

Сочинение-рассуждение. Структура. Алгоритм написания. Как начать сочинение-рассуждение.

Композиция: тезис - аргументы - вывод. Средства межфразовой связи.

Речевые клише,

используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

31

1

15.1 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по заданному высказыванию о языке. Следует прокомментировать предложенное высказывание и привести два примера-аргумента из прочитанного текста.

32

1

15.2 Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста, по цитате из него. Следует прокомментировать одно из высказываний и привести два примера-аргумента из этого же текста в защиту собственной позиции.

33-34

2

15.3 Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. Следует дать определение предложенного морально-нравственного понятия и привести два примера-аргумента в защиту собственной позиции:

1) из прочитанного текста

2) из жизненного опыта

ИТОГО: 34 часа

Список использованных источников и литературы

1. Григорян, Л.Т. Язык мой - друг мой. ( Материалы для внеклассной работы по рус.яз.).Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 2006.

2. Кривоплясова, М. Е. Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. - 5-9 классы: тренинговые задания на уроках. - Волгоград: Учитель, 2007.

3. Москвин, В. П. Стилистика русского языка: Приемы и средства выразительной и образной речи (общая классификация). Ч. I , II: Пособие для студентов. - Волгоград: Учитель, 2011.

4. Мурашов, А.А. Культура речи: Учебное пособие / А.А.Мурашов.- 3-е изд., стер.- М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", -2006.

5. Плёнкин, Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. для учителя : Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1995.

6. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9 кл. / сост. Л.М.Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2012.

7. Ситникова, Л. Н. Сочинения по русскому языку и литературе для учащихся 5-8 классов. - Волгоград: Учитель, 2012.

8. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Русский язык. Учебник для общеобразовательных школ. 8,9 кл.- М.,Просвещение,2014.

9. С.Ю.Иванова, ОГЭ - 2015,2016. Тренировочные материалы для подготовки к экзамену. - Самара, «Офорт»,2015,2016.

10. Розенталь,Д.Э. Справочник по литературной правке. -Москва, «Просвещение», 2008.

11. .Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. ОГЭ 2015 г./

Под редакцией И.П.Цыбулько. Федеральный институт педагогических измерений. Москва, «Национальное образование», 2015 год







РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу кружка

«Трудности русского языка»

(для учащихся 8-9 классов)

ФИО, должность, название учебного заведения, ученая степень (звание) (далее по тексту рецензент), проведена рецензия рабочей программы кружка «Трудности русского языка» для учащихся 8-9 классов Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №30 имени кавалера Ордена Красной Звезды Ю.В.Гаврилова городского округа Сызрань Самарской области. Разработчик - Гуляева Е.В., учитель русского языка и литературы высшей категории.

Рассмотрев представленные на рецензию материалы, рецензент пришел к следующим выводам:

Предъявленная рабочая программа дисциплины дополнительного образования «Трудности русского языка» (далее по тексту Программа) соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку. Рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

  1. Программа содержит все основные разделы, соответствует требованиям к нормативно-методическим документам, предъявляемым к рабочей программе дисциплины дополнительного образования.

  2. Представленная в Программе актуальность, в рамках подготовки к сдаче государственной итоговой аттестации по русскому языку, не подлежит сомнению, это основное требование, ориентирующееся на эффективное разрешение самых насущных проблем, где необходима систематизации и закрепление изученного материала. Цели соответствуют требованиям ФГОС. Программа способна реализовать их в рамках заявленных требований.

  3. Результаты обучения, представленные в Программе в категориях знать, уметь, владеть соответствуют специфике и содержанию дисциплины и демонстрируют возможность получения заявленных результатов.

  4. Содержание учебной дисциплины, представленной Программы, соответствует требованиям к Программам дополнительного образования и рассчитано на 34 часа. Представленная Программа предполагает использование современных образовательных технологий, применяемых при реализации различных видов учебной работы. Формы образовательных технологий соответствуют специфике дисциплины.

  5. Представленные и описанные в Программе формы текущей оценки знаний (опрос, как в форме обсуждения отдельных вопросов, так и выступления и участие в дискуссиях, выполнение тестовых заданий, работа с лингвистическими текстами), соответствуют специфике дисциплины и требованиям к выпускникам.

  6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины представлено: основной литературой, дополнительной литературой, ссылкой на Интернет-ресурсы и соответствует требованиям ФГОС.

  7. Материально-техническое обеспечение дисциплины соответствует специфике дисциплины «Русский язык и культура речи» и обеспечивает использование современных образовательных, в том числе интерактивных методов обучения.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Данная программа полностью соответствует требованиям дополнительного образования обучающихся и является:

  • Современной. Актуальность программы дополнительного образования - это основное требование, ориентирующегося на эффективное разрешение самых насущных проблем;

  • Прогнозируемой. Цели и действия отражают как сегодняшние, так и грядущие требования;

  • Целостной. Задействованы все виды работ, необходимых для достижения прописанных целей;

  • Реалистичной. Предполагаемые шаги для достижения результата, соответствуют возможностям обучающихся;

  • Контролируемой. Документ отражает не только результаты, но и их возможные параметры, а также способы, с помощью которых можно осуществить проверку промежуточных, а потом и конечных результатов;

  • Корректируемой. Предусмотрена возможность применять приемы дифференцированного обучения.

  • На основании проведенной рецензии можно сделать заключение, что характер, структура и содержание рабочей программы дисциплины «Трудности русского языка», разработанная Гуляевой Е.В., учителем русского языка и литературы высшей категории, соответствует требованиям ФГОС и позволит при её реализации успешно обеспечить формирование заявленных компетенций.

Рецензент: подпись ФИО, должность, ученая степень (звание)

21 августа 2015 г

Внеурочная деятельность по предметуВнеурочная деятельность по предмету



© 2010-2022