- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеурочная деятельность по предмету
Внеурочная деятельность по предмету
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гуляева Е.В. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30 ИМЕНИ КАВАЛЕРА ОРДЕНА КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ Ю.В. ГАВРИЛОВА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЫЗРАНЬ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
предметов гуманитарного цикла Протокол № 1
От «26» августа 2015 г.
_________________ Е.В.Гуляева
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________ С.П Ямолова
«___» ___________ 2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СОШ №30
г. о.Сызрань Самарской области
Приказ №___от «___»_________2015 г.
________________ Л.И. Тюкова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по русскому языку
«Трудности русского языка»
(для учащихся 8-9 классов)
Программу разработал
учитель русского языка и литературы высшей категории
Гуляева Елена Валентиновна
Сызрань, 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Концептуальные подходы к формированию контрольных измерительных материалов определялись в соответствии с государственными образовательными стандартами по русскому языку.
Основной целью данного курса является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка. А также повышение уровня речевой культуры учащихся
Задачи курса:
- привитие интереса учащихся к русскому языку;
- систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
- совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему;
- обучение самостоятельной работе с книгами, словарями;
- развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;
- воспитание инициативы, целеустремленности;
- повышение общей языковой культуры;
Кружок «Трудности русского языка" по русскому языку в 8-9 классах - это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя русского языка, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
Основные принципы организации кружка:
- принцип добровольности ;
- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии по языку;
- принцип индивидуального подхода к учащимся;
- принцип систематичности;
- принцип занимательности;
- принцип укрепления связи обучения с жизнью.
Организация работы кружка
Основой работы кружка по русскому языка является принцип добровольности. Кружок могут посещать как хорошо успевающие учащиеся 8-9 классов, так и все желающие.
На одном из первых уроков учащимся объявляется, что для желающих будет организован кружок «Трудности русского языка», в чем польза кружковых занятий, как они будут проходить. Оптимальное количество для занятий в кружке - 15 учащихся.
Работа кружка начинается в октябре, а завершается в начале мая. В течение года кружковые занятия увязываются с другими формами внеклассной работы по русскому языку, в подготовке и проведении которых активное участие должны принимать члены кружка.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий кружка - 60 мин.
Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.
Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
На занятиях используются:
-
Лекции учителя с различными видами заданий;
-
Составление обобщающих таблиц и схем;
-
Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
-
Самостоятельный отбор материала;
-
Работа в группах;
-
Проведение деловых игр и практикумов;
-
Работа с пакетами КИМов;
-
Написание изложений и сочинений.
В результате изучения курса учащиеся должны:
-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
-уметь писать сочинения-рассуждения на заданные темы;
-уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые).
ЗНАТЬ:
нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).
Применяя полученные знания, учащиеся должны
УМЕТЬ:
-соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;
-находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
-дать понятие о нормах языка;
-рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;
-познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;
-познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса.
В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и корректировку следующих умений учащихся:
-
умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
-
умение понимать основную мысль прослушанного текста;
-
умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
-
умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
-
умение интерпретировать информацию звучащего текста;
-
умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
-
умение понимать главную мысль прочитанного текста;
-
умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
-
умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;
-
умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;
-
умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
-
умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
-
умение определять средства связи предложений в тексте;
-
умение проводить звукобуквенный анализ слова;
-
умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
-
умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;
-
умение определять основные способы образования слов;
-
умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
-
умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
-
умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;
-
умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
-
умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
-
умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
-
умение последовательно излагать собственные мысли;
-
умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
-
умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
-
умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Оценка знаний, умений и навыков
Опрос, обсуждение, тестирование, выполнение творческих заданий. Работа строится по рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают определенное количество баллов, которое сравнивается с максимально возможным.
В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:
-
текст как речевое произведение;
-
смысловая и композиционная цельность, связность текста;
-
функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;
-
средства связи предложений в тексте;
-
звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;
-
лексическое значение слова и фразеологического оборота;
-
морфемно-словообразовательный анализ слова;
-
основные способы словообразования;
-
морфологический анализ знаменательных частей речи;
-
морфологический анализ служебных частей речи;
-
простое предложение: главные и второстепенные члены;
-
двусоставные и односоставные предложения;
-
сложносочиненное предложение;
-
сложноподчиненное предложение;
-
сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
-
сложные предложения с разными видами связи между частями;
-
синтаксический анализ простого предложения;
-
синтаксический анализ сложного предложения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Знакомство с содержанием курса «Трудности русского языка»
МОДУЛЬ I (20ч)
Культура речи.
Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.
Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.
Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.
Нормы ударения и произношения.
Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.
Произношение некоторых грамматических форм.
Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.
Нормы ударения в современном русском языке.
Причины отклонения от произносительных норм.
Исторические изменения в произношении и ударении.
Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ
Выразительность русской речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Средства выразительности. Тестовые задания.
Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением - важное условие речевого общения.
Лексическая сочетаемость.
Смешение паронимов.
Жаргонизмы.
Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Грамматические нормы.
Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.
Правописание корней Правописание приставок Правописание суффиксов
Синтаксические нормы.
Словосочетание
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении
Правильное построение предложений.
Правильное построение предложений с обособленными членами.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Синтаксический анализ сложного предложения
Сложные бессоюзные предложения
Сложные предложения с разными видами связи
МОДУЛЬ II (9ч)
ГИА-9. Методика обучения написанию сжатого изложения.
Изложение. Виды изложений
Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста
Извлечение информации из различных источников
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)
МОДУЛЬ III (5ч)
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения - рассуждения. Задание 15
Как начать сочинение-рассуждение. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
С 2015 года на государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе учащимся предложено три альтернативных задания в форме сочинения-рассуждения.
15.1 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по заданному высказыванию о языке. Следует прокомментировать предложенное высказывание и привести два примера-аргумента из прочитанного текста.
15.2 Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста, по цитате из него. Следует прокомментировать одно из высказываний и привести два примера-аргумента из этого же текста в защиту собственной позиции.
15.3 Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. Следует дать определение предложенного морально-нравственного понятия и привести два примера-аргумента в защиту собственной позиции:
1) из прочитанного текста
2) из жизненного опыта
Композиция сочинения-рассуждения: тезис - аргументы - вывод.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ: 1
Общее количество часов: 34
ПЛАН
ДАТА
№
ЧАСЫ
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
1
1
МОДУЛЬ I.
Знакомство с содержанием курса «Трудности русского языка».
Культура речи. Что такое хорошая речь? Какие нормы языка существуют? Пробное тестирование
Нормы ударения и произношения
Трудности современного русского произношения и ударения
2
1
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы
Лексические нормы
Трудности современной русской фразеологии. Тестовая работа
3
1
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Тестовая работа
4-5
2
Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Средства выразительности. Тестовые задания. Тестовая работа
6
1
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Тестовая работа
7
1
Правописание корней .
Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа
8
1
Правописание приставок
Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа
9
1
Правописание суффиксов
Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа
10
1
Словосочетание
Синтаксические нормы. Тестовая работа
Трудности грамматического управления в современном русском языке
11-12
2
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения
Грамматические нормы. Тестовая работа
13-14
2
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Тестовая работа
15
1
Знаки препинания в сложносочинённом предложении Тестовая работа
16
1
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Тестовая работа
17
1
Синтаксический анализ сложного предложения Тестовая работа
18
1
Сложные бессоюзные предложения Тестовая работа
19-20
2
Сложные предложения с разными видами связи Тестовая работа
21-22
2
МОДУЛЬ II.
Изложение. Виды изложений. ОГЭ-9 Методика обучения написанию сжатого изложения. Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.
23
1
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
24
1
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.
25
1
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.
26-27
2
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста Тестовая работа
28-29
2
Извлечение информации из различных источников Тестовая работа
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости
(сжатое изложение содержания прослушанного текста)
30
1
МОДУЛЬ III.
Сочинение-рассуждение. Структура. Алгоритм написания. Как начать сочинение-рассуждение.
Композиция: тезис - аргументы - вывод. Средства межфразовой связи.
Речевые клише,
используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
31
1
15.1 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по заданному высказыванию о языке. Следует прокомментировать предложенное высказывание и привести два примера-аргумента из прочитанного текста.
32
1
15.2 Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста, по цитате из него. Следует прокомментировать одно из высказываний и привести два примера-аргумента из этого же текста в защиту собственной позиции.
33-34
2
15.3 Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста. Следует дать определение предложенного морально-нравственного понятия и привести два примера-аргумента в защиту собственной позиции:
1) из прочитанного текста
2) из жизненного опыта
ИТОГО: 34 часа
Список использованных источников и литературы
1. Григорян, Л.Т. Язык мой - друг мой. ( Материалы для внеклассной работы по рус.яз.).Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 2006.
2. Кривоплясова, М. Е. Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. - 5-9 классы: тренинговые задания на уроках. - Волгоград: Учитель, 2007.
3. Москвин, В. П. Стилистика русского языка: Приемы и средства выразительной и образной речи (общая классификация). Ч. I , II: Пособие для студентов. - Волгоград: Учитель, 2011.
4. Мурашов, А.А. Культура речи: Учебное пособие / А.А.Мурашов.- 3-е изд., стер.- М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", -2006.
5. Плёнкин, Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. для учителя : Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1995.
6. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9 кл. / сост. Л.М.Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2012.
7. Ситникова, Л. Н. Сочинения по русскому языку и литературе для учащихся 5-8 классов. - Волгоград: Учитель, 2012.
8. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Русский язык. Учебник для общеобразовательных школ. 8,9 кл.- М.,Просвещение,2014.
9. С.Ю.Иванова, ОГЭ - 2015,2016. Тренировочные материалы для подготовки к экзамену. - Самара, «Офорт»,2015,2016.
10. Розенталь,Д.Э. Справочник по литературной правке. -Москва, «Просвещение», 2008.
11. .Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. ОГЭ 2015 г./
Под редакцией И.П.Цыбулько. Федеральный институт педагогических измерений. Москва, «Национальное образование», 2015 год
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу кружка
«Трудности русского языка»
(для учащихся 8-9 классов)
ФИО, должность, название учебного заведения, ученая степень (звание) (далее по тексту рецензент), проведена рецензия рабочей программы кружка «Трудности русского языка» для учащихся 8-9 классов Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №30 имени кавалера Ордена Красной Звезды Ю.В.Гаврилова городского округа Сызрань Самарской области. Разработчик - Гуляева Е.В., учитель русского языка и литературы высшей категории.
Рассмотрев представленные на рецензию материалы, рецензент пришел к следующим выводам:
Предъявленная рабочая программа дисциплины дополнительного образования «Трудности русского языка» (далее по тексту Программа) соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку. Рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
-
Программа содержит все основные разделы, соответствует требованиям к нормативно-методическим документам, предъявляемым к рабочей программе дисциплины дополнительного образования.
-
Представленная в Программе актуальность, в рамках подготовки к сдаче государственной итоговой аттестации по русскому языку, не подлежит сомнению, это основное требование, ориентирующееся на эффективное разрешение самых насущных проблем, где необходима систематизации и закрепление изученного материала. Цели соответствуют требованиям ФГОС. Программа способна реализовать их в рамках заявленных требований.
-
Результаты обучения, представленные в Программе в категориях знать, уметь, владеть соответствуют специфике и содержанию дисциплины и демонстрируют возможность получения заявленных результатов.
-
Содержание учебной дисциплины, представленной Программы, соответствует требованиям к Программам дополнительного образования и рассчитано на 34 часа. Представленная Программа предполагает использование современных образовательных технологий, применяемых при реализации различных видов учебной работы. Формы образовательных технологий соответствуют специфике дисциплины.
-
Представленные и описанные в Программе формы текущей оценки знаний (опрос, как в форме обсуждения отдельных вопросов, так и выступления и участие в дискуссиях, выполнение тестовых заданий, работа с лингвистическими текстами), соответствуют специфике дисциплины и требованиям к выпускникам.
-
Учебно-методическое обеспечение дисциплины представлено: основной литературой, дополнительной литературой, ссылкой на Интернет-ресурсы и соответствует требованиям ФГОС.
-
Материально-техническое обеспечение дисциплины соответствует специфике дисциплины «Русский язык и культура речи» и обеспечивает использование современных образовательных, в том числе интерактивных методов обучения.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Данная программа полностью соответствует требованиям дополнительного образования обучающихся и является:
-
Современной. Актуальность программы дополнительного образования - это основное требование, ориентирующегося на эффективное разрешение самых насущных проблем;
-
Прогнозируемой. Цели и действия отражают как сегодняшние, так и грядущие требования;
-
Целостной. Задействованы все виды работ, необходимых для достижения прописанных целей;
-
Реалистичной. Предполагаемые шаги для достижения результата, соответствуют возможностям обучающихся;
-
Контролируемой. Документ отражает не только результаты, но и их возможные параметры, а также способы, с помощью которых можно осуществить проверку промежуточных, а потом и конечных результатов;
-
Корректируемой. Предусмотрена возможность применять приемы дифференцированного обучения.
-
На основании проведенной рецензии можно сделать заключение, что характер, структура и содержание рабочей программы дисциплины «Трудности русского языка», разработанная Гуляевой Е.В., учителем русского языка и литературы высшей категории, соответствует требованиям ФГОС и позволит при её реализации успешно обеспечить формирование заявленных компетенций.
Рецензент: подпись ФИО, должность, ученая степень (звание)
21 августа 2015 г