Правописание НЕ с глаголами

«Не с глаголами» Тип урока: Комбинированный, урок усвоения новых знаний на основе изученного в начальной школе.Оборудование: Учебник «Русский язык» под ред. Ладыженской Т. А., плакат «Не с глаголом».Цели урока:1) знать правило написания Не с глаголами;Уметь раздельно писать Не с глаголами, слитно – те глаголы, которые без Не не употребляются;2) уметь с помощью развёрнутого алгоритма применять правило правописания Не с глаголами;Уметь давать развёрнутый ответ на грамматическую тему и рецензию на ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Не с глаголами»

Тип урока: Комбинированный, урок усвоения новых знаний на основе изученного в начальной школе.

Оборудование: Учебник «Русский язык» под ред. Ладыженской Т. А., опорные карточки, плакат «Не с глаголом».

Цели урока:

1) знать правило написания Не с глаголами;

Уметь раздельно писать Не с глаголами, слитно - те глаголы, которые без Не не употребляются;

2) уметь с помощью развёрнутого алгоритма применять правило правописания Не с глаголами;

Уметь давать развёрнутый ответ на грамматическую тему и рецензию на него;

Употреблять глаголы с Не в речи;

3) на примере художественных текстов воспитывать у учащихся чувство дружбы.

Ход урока

Целеполагание

Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о глаголе, о его значении, морфологических и синтаксических признаках. Поговорим также и о правописании глагола, его орфограммах.

Лингвистическая разминка

Но вначале вспомним правило о глаголе. Знание правила нам нужно для того, чтобы уметь отличать глагол от других частей речи. Проверку правила проведём путём Работы в парах.

В это время 4 человека получают индивидуальное задание:

1)составить связный рассказ о глаголе по опорным словам (см. приложение № 1 к уроку);

2)воспроизвести схему «Морфологические признаки глагола» ( 3 человека пишут на листочках).

Слушаем связный рассказ о глаголе.

Дайте рецензию ответа товарища.

Сдайте листочки со схемами.

Вывод: выучили правило о глаголе, знаем его отличительные признаки.

Актуализация знаний орфографических правил

А сейчас, чтобы вспомнить правописание глаголов, мы с вами поиграем. Игра эта орфографическая и называется «Третий лишний». Вы должны в ряду слов найти лишнее по какому-либо признаку и записать его в тетрадь.

1)Удивляться, сомневаться, Поднимается.

2)Ночь, Прилечь, дочь.

3)Рисуешь, тушь, рожь.

4)Недоумение, ненависть, Негодовать.

5)Не хочу, не могу, Недомогаю.

Самопроверка зелёной ручкой.

Проверяем задание, объясняем орфограммы.

Вывод: повторили правописание некоторых глаголов, учились отличать глаголы от других частей речи.

Работа по теме урока

Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании не с глаголами. Что вы помните по этой теме из начальных классов?

Задача нашего урока - закрепить ваши знания о раздельном написании Не С глаголами на практике.

1)Закончите пословицы (слова в скобках закрыты).

С добрым делом ( (не) опоздаешь).

Крепкую дружбу и топором ( (не) разрубишь).

Объясните написание слов в скобках.

2)А теперь запишите под диктовку предложение.(1 человек пишет на закрытой части доски).

Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождя и вьюг.

Читаем предложение.

Кто помнит продолжение этой песни?

Найдите изучаемую орфограмму.

Сделайте пунктуационный разбор предложения.

Вывод: Не с глаголами пишется раздельно и входит в состав глагола-сказуемого.

Изучение нового материала

Работа с учебником

Давайте посмотрим, что говорится в учебнике по нашей теме (стр.231, п.107).

1) Прочитайте правило про себя. Обратите внимание на обозначение орфограммы.

2) Что нового увидели в этом правиле? (Что есть глаголы, которые с не пишутся слитно).

По этому поводу я прочитаю вам Грамматическую сказку, которая называется «Сила любви». (См. приложение № 2 к уроку).

Для того чтобы выяснить, почему же в некоторых случаях частица не пишется слитно с глаголами, мы решим Лингвистическую задачу. Сопоставьте (устно) примеры.

Неприятель взял город в осаду.

Не приятели это были, а враги.

Чем является не В первом предложении и чем - во втором? ( Приставкой, частицей).

Чем же будет Не в словах Ненавидеть, негодовать, недоумевать?

( Не Является частью корня. Без неё эти слова не употребляются. Не в таких словах пишется слитно. Правописание этих слов нужно запоминать.)

Словарно-орфографическая работа

Что же это за слова и каково их значение? В случае затруднения обратитесь к толковому словарю.

Недомогать-болеть.

Ненавидеть - испытывать ненависть.

Неволить - принуждать что-то сделать против желания.

Недоумевать-сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чём дело.

Негодовать-испытывать возмущение, Крайнее недовольство.

Неистовствовать - безудержно буйствовать.

Кстати, слова, к которым присоединилось Не, Исчезли из языка. Например, когда-то в языке были слова с таким значением: «годовати» - позволять, быть довольным, «навидеть» - охотно смотреть.

Работа с учебником

Чтобы лучше запомнить правописание глаголов, которые с не пишутся слитно, выполним упражнение в учебнике (с.232, упр.614).

Физкультминутка

Правописание НЕ с глаголами

Продолжаем работу.

Алгоритм «Не с глаголами»

Обобщим всё сказанное о правописании Не с глаголами в виде алгоритма.

1)Посмотри, употребляется ли глагол без Не?

Да Нет

Пиши раздельно пиши Слитно

(не буду, не могу, (ненавидеть, негодовать)

Не хочу)

Сейчас проведём Словарный диктант с сигнальными карточками (слитно - синяя карточка, раздельно - белая). Используйте алгоритм.

Не суди о человеке по наружности, не бросили товарища в беде, не стану мешать, недоумевать по поводу ответа, не хочу ссориться, негодовать из-за опоздания, не могу прийти, ураган неистовствует, не были на экскурсии, недомогать всю неделю.

Вывод: как справились, кому надо подучить правило.

Работа с текстом

В заключение нашего урока вам предстоит творческая работа, которая поможет вам научиться использовать глаголы с Не в речи. Для этого мы с вами познакомимся с двумя текстами, которые есть у вас в учебниках. Один текст - на стр.231 («Твой друг» С. М.Михалков),другой - на стр.233, упр.619).

Осознание и восприятие текста

1)Читаем оба текста выразительно.

2)Определите тему и идею обоих текстов. Но прежде давайте

Вспомним, что такое тема и идея текста?

(Тема - в текстах говорится о друзьях. Идея - тексты учат нас быть настоящими друзьями).

Лингвистический анализ текста

1)Прочитайте глаголы с изучаемой орфограммой в первом тексте.

1)Обоснуйте выбор раздельного написания Не с глаголами.

3)Найдите контрольную орфограмму во втором тексте, где слова даны с пропусками букв и со скобками.

4)С помощью алгоритма докажите выбор написания Не с глаголами.

5)А что вы знаете о написании предлогов со словами? Найдите орфограмму «Раздельное написание предлогов со словами».

6)Как вы определили, какую букву следует писать в безударном личном окончании глагола?

7)Вставьте пропущенные буквы в безударные личные окончания глаголов?

8)Какую букву следует писать в слове «шептать» и почему?

Творческое задание по группам

1 группа: составьте связный текст из 4-5 предложений на тему «Каким Должен быть настоящий друг», используя опорные слова (глаголы с не, данные в упр.620).

2 группа: можно составить не текст, а отдельные предложения или словосочетания.

Кому задание покажется очень сложным, выполните упр.619, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы. На выполнение задания 3-4 минуты.

Проверяем 2-3 готовые работы.

Вывод: чему учились на уроке?

Не с глаголом отдельно пиши:

Не сердись, не скучай, не спеши.

Не выучил - не делай,

Не знаешь - не спеши.

С глаголами отдельно частицу не пиши.

Но не забывай о глаголах-исключениях, которые без Не не употребляются и поэтому пишутся слитно.

Урок закончен. Спасибо за работу. Удачи в учёбе!



© 2010-2022