Конспект урока по литературе Нравственная проблематика рассказа И. А. Бунина Лапти

Данный урок представлен в рамках системы уроков 7 класса и помогает ребятам 21 века разобраться  таких понятиях как "милосердие","выбор", "человечность". Методика проведения предусматривает разные приёмы: чтение с остановками, прогнозирование, опережающее задание, обращение к личному опыту. В основе разработки лежит ТРКМ. Кроме того, использован кейс-метод. Урок построен так, чтобы в работу вклчился каждый обучающийся, а дефференцированное домашнее задание не только продолжает тему урока, но и н...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нравственная проблематика рассказа И.А.Бунина «Лапти»

Урок в 7 классе

УМК В.Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина

Учитель МБОУ ООШ р.п.Сосновоборск Данилина С.В.

Цель урока:

  • проанализировать рассказ и соотнести его с понятием «самопожертвование»

Образовательная:

  • сформировать умение выделять наиболее важные смысловые части произведения и понимать авторский замысел;

  • продолжить работу по формированию навыков сравнительного анализа произведений, близких тематически.

Развивающая:

  • развить творческие способности и читательскую наблюдательность через анализ художественного произведения.

Воспитательная:

  • через погружение в текст воспитывать дух/нравственные качества личности

Задачи:

  • рассмотреть поведение человека в ситуации выбора;

  • воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.

Тип урока: урок - размышление

Методические приёмы: чтение с остановками, прогнозирование, опережающее задание, обращение к личному опыту, «сундучок мудрости», корзина идей, кластер.

Оборудование:

  1. Мультимедийная система

  2. Презентация

  3. Словарь Даля

  4. Папка-кейс

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Цель: мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Друзья мои, сегодня мне как никогда нужна ваша помощь. Я хочу разобраться: способны ли мы на благородные поступки.

  1. Вызов

Цель: пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;

помочь учащимся самостоятельно определять направление в изучении темы и самостоятельно решать проблемы

Я предлагаю размышление начать с просмотра фрагмента фильма

Фрагмент мультфильма «Счастливый принц»

  • О чём данный сюжет? (о самопожертвовании, сострадании, милосердии и т.д)

  • Чем жертвует счастливый принц? (своей жизнью)

  • Он мог этого не делать? (да, помощи у него никто не просил)

  • АКонспект урока по литературе Нравственная проблематика рассказа И.А.Бунина Лапти что для вас значит «самопожертвование»?

Кластер (на партах)

  • Как вы думаете, как это понятие будет соотноситься с нашим уроком литературы? (прогнозирование)

(у: постараемся рассмотреть данную проблему в произведении, будем размышлять, анализируя поступки героев)

  1. Осмысление.

  1. Целеполагание

Вы правы. Сегодня мы поговорим о том, как важно протягивать руку помощи, порой жертвуя самым дорогим в своей жизни. Рассматривать эту проблему мы будем на основе произведения И.Бунина «Лапти». Но читать мы будем этот

необычно - с остановками.

  1. Чтение с остановками

  • Пятый день несло непроглядной вьюгой……. Где ж в такой ужас дойти!..

1-я остановка

- в какое время года происходит действие рассказа?

- а какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.

- почему это так важно знать?

- у вас было домашнее задание по заполнению таблицы:

  • кто может помочь больному?

  • как можно это сделать? (прогнозирование - карточки)

Прогнозирование

Реализация в тексте

кто может помочь заболевшему?

Кто помогает в произведении?


Как можно это сделать?

Что может помочь выздороветь?


- давайте ещё раз обратимся к тексту и посмотрим на сложившуюся ситуацию (отец в отъезде, мальчик просит красные лапти) Отметим в карточке

- Кто в минуты беспомощности оказывается рядом с барыней? (Нефёд, показывает единственного человека, который сможет помочь).

- Каким вы его себе представляете, услышав диалог?

(устное словесное рисование)

- Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили?

- Как вы думаете, пойдёт ли Нефёд в Новосёлки, до которых шесть вёрст?

(Ответы детей.)

- Об этом узнаем из следующего отрывка.

  • …Еще подумал. …, куда-то бешено несущемся степном море…

2остановка.

- Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки? (Да.)

- Что взял с собой Нефёд? Для чего? (Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки.)

- Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок? (Догадывался.)

- Но почему это его не остановило? (человек слова: раз ребёнок просит, значит, надо выполнить, надо добывать, душа просит)

- Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда? (Ответы детей.)

- Об этом мы узнаем в следующем отрывке.

Но прежде давайте немного отдохнём - ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  • …Пообедали, стало смеркаться, смерклось …. Стук в окно

3- я остановка

- Переживали ли домашние о Нефёде? (да, конечно, и от этого ночь казалась ещё страшней; думали, что он остался ночевать в Новосёлках, что придёт только к обеду завтрашнего дня)

- Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно? Найдите в тексте подтвеждение моим словам. (весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака)

- Ещё одна деталь: Бунин называет стук в дверь «зловещим». Почему? (он предвещает что-то недоброе, беду)

- Значит что-то должно произойти… Об этом мы узнаем из последнего фрагмента.

4-я остановка

- А вот теперь ответьте, что означает «зловещий» стук? (привезли мёртвое тело Нефёда)

- Кто его привёз? (мужики, раскопав Нефёда, они поняли, что жильё близко)

- А случает ли выбран цвет лаптей - красный (нет, цвет жизни, опасности, рассуждение детей о цветовой гамме)

- Кого спас Нефёд?(ребёнка, мужиков) А свою душу? (да, барыня полагалась только на его помощь)

- Мог ли выжить Нефед? ( Да, если бы остался в Новоселках)

- Но почему он не остался у знакомых?

- Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? (предположения детей, народные поверья)

- А что вы вообще можете сказать о финале?

IV. Итог урока, домашнее задание

Цель: обобщение изученного материала и соотнесение его со своими жизненными принципами

1) - Вернёмся к началу урока, к сюжету мультфильма. Что между ними общего?

- А жертвовать собой или чем-то дорогим для тебя это оправдано? Ведь у нас всегда есть выбор …

2) Я прошу дома вас об этом порассуждать (на выбор):

  • напишите письмо Нефёду

  • прокомментируйте стихотворение Т.Кузовлёвой, соотнеся его с произведением И.Бунина

Путь к милосердию долог,

но милосердие необходимо:

беспомощным людям и взрослым,

особенно детям.

Не жалейте сердца: пусть недолго

бьётся, беспокойное, оно,

Всё ж от своего земного долга

сердце отступиться не должно:

от тревог за всех, кто рядом дышит,

и от дум, что отгоняет ночь,

и от страха: вдруг да не услышать

чью-то просьбу тихую - помочь.

3) Отметки за урок.

4) У меня на столе «Сундучок мудрости», а у вас - листочки. Напишите, пожалуйста, какой урок вы извлекли из рассказа И.А. Бунина «Лапти»? (чему научил вас рассказ) О чём задумались?



© 2010-2022