РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык для специальности 260807 Технология продукции общественного питания (по программе углубленной подготовки)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Колледж сферы услуг №10












Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Русский язык

для специальности СПО 260807 Технология продукции

общественного питания

по программе углубленной подготовки



срок обучения 4 года 10 мес.















2014 г.

ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой) комиссией общеобразовательного цикла


Протокол № 1

от «_28__» __августа______ 2014__ г.

Председатель предметной (цикловой) комиссии _____________цикла:

___________/ Загрядская В.И.

подпись

Разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования

по дисциплине «Русский язык», примерной программы учебной дисциплины «Русский язык», автор Воителева Т.М., одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008, Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 260807 Технология продукции общественного питания

Заместитель директора по учебной работе

__________/Горбунова Т.В.





Составитель (автор): В.И.Загрядская, канд.филол.наук, преподаватель ГБОУ СПО Коллеж сферы услуг №10



Рецензенты: _______________________________________________________

ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ОУ


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

15

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

16































1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык»


  1. Область применения программы.

Реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности СПО 260807 Технология продукции общественного питания, разработана в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Русский язык», автор Воителева Т.М., одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008, с учетом технического профиля получаемого профессионального образования.

Программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Русский язык» относится к циклу общеобразовательной подготовки.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Задачи:

  • развивать, воспитывать личность и способствовать ее социализации;

  • формировать общую культуру;

  • развивать и совершенствовать коммуникативную, языковую, лингвистическую (языковедческую) и культуроведческую компетенции;

  • развивать и совершенствовать общие и общеучебные компетенции.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • связь языка и истории; культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

Коммуникативная компетенция формируется не только при освоении раздела «Язык и речь», но и при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, поскольку при изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью.

Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов.

Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).

При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.

В результате изучения дисциплины «Русский язык» студент должен овладеть учебно-организационными, учебно-информационными, учебно-логическими, учебно-коммуникативными общеучебными компетенциями, а также общими компетенциями, включающими в себя способность:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость

будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать

типовые методы и способы выполнения учебных и профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения учебных и профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной и профессиональной деятельности.

  • ОК 6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

  • ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

  • ОК 9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4. Профильная составляющая (направленность) дисциплины

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 260807 Технология продукции общественного питания профессионально значимыми темами учебной программы дисциплины «Русский язык» являются «Язык и речь. Функциональные стили речи», «Лексика и фразеология», «Морфология, орфография», «Синтаксис и пунктуация». Русский язык предполагает высокий уровень обучения и усвоения учебного материала. Характерным в обучении русскому языку является развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации, готовности к трудовой деятельности; развитие навыков самоорганизации и саморазвития, информационных умений и навыков, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности с ориентацией на будущую профессиональную деятельность.

Профильная направленность в обучении русскому языку достигается путем подбора дидактических единиц (в том числе и для внеаудиторной самостоятельной работы), непосредственным образом связанных со специальностью 260807 Технология продукции общественного питания.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 78 часов;

самостоятельной работы студента 39 часов.






2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


контрольные работы

4

Самостоятельная работа студента (всего)

39

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебника, конспектом лекций, выполнение индивидуальных заданий, выполнение упражнений, творческие работы разных видов), подготовка рефератов по темам:

- «Русский язык в Российской Федерации»

- «Культура речи. Нормы русского языка»

- «Словари русского языка и сфера их использования»

- «Видные ученые-лингвисты»

- «Вклад М.В. Ломоносова в изучение русского языка»

- «Проблемы экологии языка»

- «Русский язык в современном мире»

- «Язык и общество»

- «Язык и культура»

- Язык и история народа»

-« Текст и его значение. Типы текстов по смыслу и стилю»

39

I семестр

34

IIсеместр

44

Итоговая аттестация в форме экзамена во II-м семестре.

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,

самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4


Iсеместр



Введение

Содержание учебного материала

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

Язык как система. Основные уровни языка.

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

1.Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

2







1

Раздел 1.

Язык и речь. Функциональные стили речи.

Содержание учебного материала

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Функциональные стили речи и их особенности.

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.

Лингвостилистический анализ текста.

12/6


2

Язык и речь. Основные требования к речи.

2

1,2

3

Функциональные стили речи. Научный стиль. Его признаки и особенности.

Самостоятельная работа №1 Научный стиль. Его признаки и особенности.

- изучение лекционного материала,

  • написание рефератов.

  • работа с текстами научного стиля

  • комплексный анализ текстов ( в том числе профессиональной направленности)

2

2

1,2

2

4

Официально-деловой стиль речи. Его признаки и особенности.

Самостоятельная работа №2 Официально-деловой стиль речи. Его признаки и особенности.

-работа над оформлением основных документов официально-делового стиля

2

2

1,2

2

5

Публицистический стиль речи и художественный.

2

1,2

6

Разговорный стиль речи. Его основные признаки и сфера использования.

2

2

7

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста.

Самостоятельная работа №3 Текст как произведение речи. Признаки, структура текста.

- составление текста на свободную тему (рассуждение)

2

2

2,3

2,3

Раздел 2.

Лексика и фразеология.

Содержание учебного материала

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

  • работа со словарями, составление словаря профессиональной лексики; мини-сочинение «Я горжусь своей профессией!»

  • комплексный анализ текстов ( в том числе профессиональной направленности)

6/4


8

Лексическая система русского языка. Основные лексические единицы.

Самостоятельная работа №4 Лексическая система русского языка. Основные лексические единицы.

2

2

1,2

9

Лексика с точки зрения её употребления. Активный и пассивный словарный запас.

2

2

10

Фразеология.Нормативное употребление слов и фразеологизмов.

Самостоятельная работа №5 Фразеология.Нормативное употребление слов и фразеологизмов.

2

2

2,3

Раздел 3.

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

Содержание учебного материала

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И - Ы после приставок.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- изучение лекционного материала,

- фонетический разбор слов,

Работа с орфографическим словарем; составление словаря профессиональной лексики

8/5


11

Фонетические единицы. Звук и фонема. Соотношение буквы и звука.

Самостоятельная работа №6 Фонетические единицы.Звук и фонема. Соотношение буквы и звука.

2

1

1

1,2

12

Орфоэпия. Особенности русского ударения. Логическое ударение.

Самостоятельная работа №7 Орфоэпия. Особенности русского ударения. Логическое ударение.

2

2

1,2

2

13

Основные нормы современного литературного произношения и ударения.

Самостоятельная работа №8 Основные нормы современного литературного произношения и ударения.

2

2

2

3

14

Написания, подчиняющиеся традиционным принципам русской орфографии.

2

2

Раздел 4.

Морфемика, словообразование, орфография.

Содержание учебного материала

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.

Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- работа со словообразовательным и орфографическим словарем; сочинение-эссе «Как я готовлю украИнский борщ»; составление словаря профессиональной лексики

4 /2

15

Понятие морфемы. Морфемный разбор. Способы словообразования.

Самостоятельная работа №9 Понятие морфемы. Морфемный разбор. Способы словообразования.

2

2

1,2

2

16

Орфография: чередующиеся гласные; правописание приставок и сложных слов.

2

2

17

Контрольная работа.

2

2,3


Итого за семестр

34/17



II семестр



Раздел 5.

Морфология и орфография.

Содержание учебного материала

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

  • работа с лингвистическими словарями,

  • составление словаря профессиональной лексики,

  • изучение лекционного материала,

  • написание рефератов

12 /8

18

Имя существительное. Склонение существительных. Их правописание.

2

1,2

19

Имя прилагательное; правописание и употребление.

Самостоятельная работа №10 Имя прилагательное; правописание и употребление.

2

2

2

2

20,21

Глагол и его формы, правописание и употребление.

Самостоятельная работа №11 Глагол и его формы, правописание и употребление.

4

2

2

2

22

Правописание числительных. Разряды и правописание местоимений.

Самостоятельная работа №12 Правописание числительных. Разряды и правописание местоимений.

2

2

2

2

23

Грамматические признаки наречия. Правописание. Слова категории состояния.

Самостоятельная работа №13 Грамматические признаки наречия. Правописание. Слова категории состояния.

2

2

2,3

2,3

Раздел 6.

Служебные части речи.

Содержание учебного материала

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.

Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.

Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- подготовка взаимодиктантов по служебным частям речи,

  • работа над рефератами; составление словаря профессиональной лексики;

  • комплексный анализ текста профессиональной направленности

8 /4

24

Предлог как часть речи. Правописание производных предлогов.

2

1,2

25

Правописание союзов.

Самостоятельная работа №14 Правописание союзов.

2

2

1,2

2

26

Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.

Самостоятельная работа №15 Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.

2

2

2

2

27

Употребление и правописание междометий.

2

2,3

Раздел 7.

Синтаксис и пунктуация.

Содержание учебного материала

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.

Односоставное и неполное предложения.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.

Осложненное простое предложение.

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его

построение.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

  • индивидуальные задания, рассчитанные на конструирование словосочетаний и предложений.

  • представление словаря профессиональной лексики;

  • сочинение-эссе на тему «Мои достижения в профессии.Мои авторитеты в профессии»

  • комплексный анализ текста профессиональной направленности

  • подготовка к контрольной работе.

24 /10

28,29

Строение словосочетания.

Самостоятельная работа №16 Строение словосочетания.

4

2

1,2

2

30

Простое предложение.

2

1,2

31

Односоставные предложения.

Самостоятельная работа №17 Односоставные предложения.

2

2

1,2

2

32,33

Осложненное простое предложение.

Самостоятельная работа №18 Осложненное простое предложение.

4

2

1,2

2

34

Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Самостоятельная работа №19 Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

2

2

2

2

35,36

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

Самостоятельная работа №20 Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

4

2

2

2

37

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

2

2

3839

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

Контрольная работа по теме «Синтаксис»

2

2

2,3

Экзамен


2,3


Итого за семестр

44/22


Всего:

117/39


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по числу студентов,(30)

  • рабочее место преподавателя,(1)

  • рабочая доска,(1)

  • комплект наглядных пособий по предмету «Русский язык» (учебники, словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, тексты разных типов и стилей речи, художественная литература) (1)

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор,

  • ноутбук,

  • экран,

  • интерактивная доска,

  • аудиосистема,

  • комплект слайдов по темам курса дисциплины.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Антонова Е.С. Русский язык : учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / Е.С.Антонова, Т.М.Воителева. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 384 с.

  2. Антонова Е.С. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 176с.

  3. Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. «Русский язык и культура речи» - Изд.: «Академия, 2008.

  4. Лекант П.А., Клобуков Е.В. Русский язык: учеб.для ссузов. - М.,2011.

  5. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. - изд.: «Просвещение», 2008.

  6. «Русский язык и культура речи» под ред. профессора В.Д.Черняк, 2005.

  7. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А. Чешко. «Пособие для занятий по русскому языку» - Изд.: «Просвещение», 2009.

  8. Н.А.Герасименко «Русский язык» - Изд.: «Академия» -М: 2010.

Дополнительные источники:

  1. А.А. Акишина, Н.И. Формановская. «Этикет русского языка» - Изд.: «Ленанд», 2008.

  2. «Все правила русского языка» - Изд.: АСТ, Астрель, 2008.

  3. А.Б. Шапиро «Современный русский язык. Пунктуация» - Изд.: КомКнига, 2006.

  4. Л. Успенский «Слово о словах» - Изд.: АСТ, Зебра Е, 2009.

  5. Ю.А. Бельчаков «Практическая стилистика современного русского языка» - Изд.: АСТ-ПрессКнига, 2008.

  6. «Современная русская речь. Состояние и функционирование» - Изд.: Эксмо, 2008.

  7. Н.С. Ашукина. «Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения» - М., 1998.

  8. И.Б. Голуб, Д.Э.Розенталь «Секреты хорошей речи». - М.: 1993.

Интернет - источники:

  1. Сайт издательского дома «Первое сентября» , журнал «Русский язык» [email protected]

  2. Культура письменной речи. Ссылки на Интернет - ресурсы gramma.ru/

  3. Сайт Министерства образования и науки РФ mon.gov.ru/

  4. Российский образовательный портал edu.ru

  5. Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования firo.ru/

  6. Сайт Федерального агентства по образованию РФ ed.gov.ru

  7. Грамматика русского языка - ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) - rusgram.narod.ru

  8. Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - gramota.ru

  9. Крылатые слова и выражения - ресурс, посвящённый крылатым словам и выражениям русского языка - slova.ndo.ru

  10. Национальный корпус русского языка - информационно-справочная система, содержащая миллионы текстов на русском языке - ruscorpora.ru

  11. Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - gramma.ru

  12. Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина - pushkin.edu.ru

  13. Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова - (ИРЯ РАН) - ruslang.ru

  14. Центр развития русского языка - ресурс некоммерческой организации «Центр развития русского языка», деятельность которой направлена на поддержку и распространение русского языка и культуры как в России, так за ее пределами - ruscenter.ru

  1. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения контрольных работ, уроков развития речи, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, самостоятельных работ, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формируемые общеучебные и общие компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

1.осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

Усвоенные знания:

  • смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;







1.-определение индивидуальных и коллективных учебных задач;

-владение различными формами самоконтроля;

- оценивание своей учебной деятельности;

-сравнение полученных результатов с учебной задачей; ОК 2, ОК 6

-различение и правильное использование разных литературных стилей;

-использование различных видов наблюдения;

-владение разными формами изложения текста;ОК 5.

-проведение разных видов сравнения;

  • установление причинно-следственных связей;

  • оперирование понятиями, суждениями;ОК 2,ОК 4.

  • владение различными формами устных публичных выступлений;

  • владение культурой речи;

  • выслушивание мнения других;

ОК 6.

1.Тестирование,

терминологический диктант,

диагностическая работа,

публичное выступление

фронтальный опрос,

индивидуальный ответ у доски.









2.Освоенные умения: анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

Усвоенные знания:

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

2.- выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;

-определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;ОК 2

- качественное и количественное описание изучаемого объекта;

  • проведение эксперимента;ОК 5

  • определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;

  • выявление существенных признаков объекта;ОК 4

  • оценка разных точек зрения;ОК2

2.Составление словаря

профессиональной лексики.

3.Освоенные умения: проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

Усвоенные знания:


  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

3.- выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;

-определение наиболее рациональной последовательности действий по осуществлению самообразовательной деятельности;ОК 2, ОК 4

- работа с основными компонентами учебника;

  • использование справочной и дополнительной литературы;

  • различение и правильное использование разных литературных стилей;

ОК 5

  • использование различных видов наблюдения;

  • качественное и количественное описание изучаемого объекта;ОК 4

  • определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;

  • выявление существенных признаков объекта;

  • оценка разных точек зрения;ОК 4

Комплексный анализ текста,

сочинение,

составление тезисного плана.

Оценка редакторской работы

с текстом.

4.Освоенные умения:

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

Усвоенные знания:


  • смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;

-работа с основными компонентами учебника;

-использование справочной и дополнительной литературы;

-классификация информации;

-оценка разных точек зрения;ОК2-5

Подготовка

монологических высказываний, подготовка сообщений, докладов, индивидуальный и фронтальный

опрос, тестирование.

Защита презентаций и проектов.

5.Освоенные умения: применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

Усвоенные знания:


  • орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

5. - выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;

- создание текстов различных типов;

-подготовка доклада, реферата;

-оперирование понятиями, суждениями;

-организация совместной деятельности;

ОК2-5

Оценка диктантов

(в том числе словарных).

Оценка сочинений.

Оценка индивидуальной работы

с карточками.

6.Освоенные умения: соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

Усвоенные знания:


  • орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

6.- оценивание своей учебной деятельности;

- составление тезисов,

- конспектирование;

-подготовка рецензии;

-владение цитированием и различными видами комментариев;

-выявление существенных признаков объекта;ОК2-5

Оценка результатов внеаудиторной

самостоятельной работы:

сообщений, рефератов,

исследований.


Защита презентаций.


Публичное выступление.

7.Освоенные умения: соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

Усвоенные знания:


  • связь языка и истории; культуры русского и других народов;

  • орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

7. - оценивание своей учебной деятельности;

  • определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;

  • различение и правильное использование разных литературных стилей;

  • проведение разных видов сравнения;

  • владение различными формами устных публичных выступлений;

  • оценка разных точек зрения;

  • владение приемами риторики;

  • организация совместной деятельности;

  • владение культурой речи;

  • ведение дискуссии.

ОК 2-7

Тестирование,

диагностическая работа,

фронтальный опрос,

индивидуальный ответ у доски.














© 2010-2022