- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Планирование элективного курса в 10 классе Деловая речь
Планирование элективного курса в 10 классе Деловая речь
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Малеева Е.И. |
Дата | 10.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ДЕЛОВАЯ РЕЧЬ. ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО».
Пояснительная записка.
Данная программа не дублирует содержание государственного стандарта по русскому языку действующих программ и учебников для 10-11 классов.
Цель элективного курса - познакомить с правилами служебного этикета, этикета деловой речи, видами делового общения, совершенствовать умения составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами.
Программа рассчитана на 34 часа и адресована учащимся 10 классов.
Программа предусматривает отбор методов и приемов, активизирующих самостоятельную работу учащихся: наблюдение за использованием языковых средств в различных ситуациях общения, анализ текста, моделирование текста, беседы, ролевые игры.
Формы контроля: презентация деловой беседы, деловых переговоров по указанной теме, составление деловых бумаг, тест.
Учащиеся, изучающие данный курс, должны знать:
- нормы и правила поведения среди сверстников и преподавателей в учебном коллективе, среди людей, с которыми предстоит работать;
- нормы и правила делового общения;
- структурные элементы деловой беседы, деловых переговоров, требования, предъявляемые к разговору по телефону;
- основные функции делового письма, его жанры;
- композиционные модели деловых бумаг;
- основные требования к языку деловых бумаг и документов;
Уметь:
- вести деловую беседу, деловые переговоры, телефонный разговор;
- оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги;
- редактировать и устранять типичные ошибки в языке деловых бумаг.
Тематическое планирование элективного курса.
№
Тема
Количество часов
1,2
Служебная этика и служебный этикет.
2
3,4
Нормы служебного этикета. Искусство вежливости.
2
5
Этикет деловой речи.
1
6,7
Речевой этикет как правило речевого общения. Особенности делового общения.
2
8,9
Этикетные формы общения. Невербальные средства общения.
2
10
Занятие-практикум.
1
11,12
Виды делового общения. Деловая беседа.
2
13
Деловые переговоры
1
14,15
Разговор по телефону.
2
16
Урок-практикум.
1
17
Деловой стиль письменной речи. Подстили официально-делового стиля (законодательный, дипломатический, деловой)
1
18
Синтаксис делового стиля.
1
19,20
Языковые средства делового стиля.
2
21
Типы документов.
1
22,23
Документирование информационно-справочных материалов. Акты, телеграммы, планы, отчеты.
2
24,25
Требования к оформлению частных деловых бумаг.
2
26
Современное деловое письмо. Виды деловых писем по функциональному признаку, по аспектам (письмо-напоминание, гарантийное письмо).
1
27,28
Деловая и коммерческая корреспонденция: письмо-запрос, письмо-извещение, письмо-предложение, письмо-рекламация.
2
29
Письмо-подтверждение, сопроводительное письмо.
1
30,31,32
Основные требования к языку деловых бумаг и документов.
3
33,34
Зачет по теме: «Деловая речь. Деловое письмо».
2
Элективный курс по русскому языку «Беседы о русской стилистике и культуре речи».
Пояснительная записка.
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов и рассчитан на 34 часа.
Стилистика - наука разветвленная и многосторонняя. Область ее теории и практического применения охватывает всю речевую деятельность современного общества. А деятельность эта разнообразна: научные книги, выступления, газетные очерки, радио- телерепортажи, служебные документы, произведения классиков, современных писателей, наконец, повседневная бытовая речь.
Стилистика тесно связана с разделами языковедения, изучающими развитие и современное состояние системы языка, т.е. его словарного состава, грамматики, произношения; но более всего у стилистики точек соприкосновения и общих проблем с культурой речи, орфоэпией и словоупотреблением. В культуре речи мы имеем дело, например, с оценками качественной стороны и грамматических форм. Стилистика оценивает их соответствие современной литературной норме, т.е. более или менее строгому правилу; культура речи - уместность и целесообразность их употребления, степень выразительности.
В стилистике можно выделить 4 основных раздела, каждый из которых имеет свой предмет и особые методы исследования.
-
Грамматическая стилистика.
-
Стилистическая окраска слов.
-
Фразеологические выражения.
-
Грамматические формы.
-
Различные типы предложений.
-
Произносительные нормы.
-
Функциональная стилистика.
-
Исторически сложившаяся система стилей, различающихся целью высказывания, сферой применения, способами использования, организацией языковых средств.
-
Связь стилей речи и литературных жанров.
-
Стилистика текста.
Закономерность связи строения текста с личностью автора.
Два первых отдела служат базой для третьего, так как без знания выразительных возможностей и понимания основных законов стилей речи нельзя приступить к анализу конкретных текстов.
-
Практическая стилистика.
Она помогает исправить отдельные ошибки в тексте, совершенствовать рукописи с определенной точки зрения, составлять тексты устного выступления на заданную тему, рецензировать текст.
Учащиеся старших классов серьезно задумываются: как пользоваться художественно-изобразительными средствами языка? Какое практическое значение они имеют в нашей повседневной жизни? Школа должна давать современному ученику необходимые теоретические и практические знания в этой области.
Цель элективного курса:
- углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи;
- научить различным приемам использования их выразительных средств;
- способствовать росту речевой культуры школьника.
Программа направлена на достижение следующих задач:
- знакомство учащихся с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции (анализ образца) и использование в речи;
- сопоставление данных в тексте синонимических вариантов выражения одной и той же мысли;
- проведение стилистического эксперимента ( конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);
- самостоятельное употребление той или иной стилистической структуры предложения в собственной речи ( как в отдельном высказывании, так и в связной речи);
- пользование нормативными словарями и справочной литературой.
Данный элективный курс предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях, повышение роли самостоятельности учащихся, а также практическое применение знаний на всех этапах жизненного пути.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- говорить и слушать, так как «уметь говорить - искусство, уметь слушать - культура» ( Д. С. Лихачев), отбирать фактический и языковой материал для собственной речи;
- владеть устной и письменной речью;
- владеть навыками стилистической правки текста;
- производить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними различного рода задач.
Реализуя программу, целесообразно использовать такие методы и приемы работы, которые связаны с самостоятельными поисками, наблюдениями учащихся. Должны быть созданы условия для развития творческой познавательной активности учащихся.
Особое внимание уделяется подбору заданий и таких грамматико-стилистических упражнений, которые позволяют учащимся выяснить важные особенности авторского повествования и создать собственные высказывания.
Обсуждение теоретических вопросов может позволить учителю использовать такие приемы, как лекция, беседа, выступления учащихся с сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы.
Эффективно использовать:
- проблемное изложение теоретического материала, в частности таких вопросов: « как и почему сохраняются всегда категории «высокого» и «низкого», «хороший» , «дурной» и истинный вкус - можно ли о них спорить?»;
- самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними задач;
- совершенствование рукописи с определенной точки зрения, составление текста устного выступления на заданную тему;
- рецензирование;
-сообщение как результат наблюдения.
Содержание программы.
Стилистика и культура речи .
Введение. «Уметь говорить - искусство. Уметь слушать - культура». (Д.С.Лихачев).
Уметь говорить, слушать и слышать. Выбор слова. Лексическая сочетаемость. Выбор предложения. Преобладание форм и их роль в тексте. Главные признаки текста.
Ключевые слова и выражения: устная речь, письменная речь. Словесная ткань.
Место стилистики в системе наук языкознания.
Связь стилистики с культурой речи, с поэтикой, теорией ораторского искусства.
Ключевые слова и выражения: проблемы культуры речи. Речевая деятельность.
Задачи грамматической, функциональной стилистики и стилистики текста.
Понятие о стилистике и культуре речи. Основные разделы стилистики. Грамматическая стилистика. Функциональная стилистика. Стилистика текста. Практическая стилистика.
Ключевые слова и выражения: выразительные средства языка, стилистическая окраска, фразеологическое выражение, грамматическая форма. Виды речевой деятельности. Литературный жанр. Закономерности строения конкретной речи. Образец национальной речевой культуры. Мастер слова.
Практическая стилистика.
Функциональная и коммуникативная стилистика. Формирование коммуникативных единиц.
Нормативная стилистика. Принцип «экономии». Тенденции практической стилистики. Сопоставление писателей-классиков и современных писателей.
Ключевые слова и выражения: комплексный (лингвистический, художественный) анализ текста.
Культура речи. Культура речи как предмет языкознания. Определение культуры речи. Составные части культуры речи. Историческая, социальная, психологическая стилизация.
Тексты для детей и тексты, написанные от лица ребенка.
Ключевые слова и выражения: уровень использования богатства языка. Степень владения языком. Правильность речи. Выразительность речи. Точность речи. Разнообразие речи. Собственный стиль речи. Стилизация. Несобственно прямая речь.
Стилистика и риторика .
О древней науке риторике.
Понятие о науке «риторика». Риторика Древней Греции и Рима. О видах речи. Функции ораторской речи. Квинтилиан и три рода ораторской речи. Цицерон. Риторика Средневековья и европейского Возрождения. Разнообразные сочинения по риторике на Руси. Макарий и его «Риторика». Ф. Прокопович «О поэтическом искусстве», «Об искусстве риторики».
Ключевые слова и выражения: специальные риторические приемы. «Роды речей». «Рассуждающая речь». «Показующая речь». «Судебная речь». Общие требования к речи.
Книжнославянская письменная традиция.
Русское письменное двуязычие. Размежевание в пределах единого письменно-литературного языка. Единые общерусские разговорные нормы на базе говора Москвы. Типы литературного языка. Общие вопросы письма.
Ключевые слова и выражения: древнерусский язык, церковнославянский язык (двуязычие). Книжнославянский и письменно обработанный народно-литературный языки.
Три стиля в российском языке.
Истоки возникновения теории «трех стилей». Развитие теории трех стилей на Руси. Макарий и его «Роды речений». Стилистические теории Ф. Прокоповича, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина.
Ключевые слова и выражения: «роды речений», «Теория трех штилей».
Категория «высокого» и «низкого».
Общие категории «высокого» и «низкого» в литературе и в самой жизни. Их современное содержание. Логическая грамматика ( А. А. Потебня). Стилистическое расслоение языка. Основной источник «высокого» и «низкого» в русском языке. Идея «высокого» и «низкого» в других языках.
Ключевые слова и выражения: противопоставление «высокого» и «низкого». Лексико-семантическая категория ( А. И. Ефимов).
«Хороший» , «дурной» и истинный вкус.
Истоки книжно-письменной речи. Новое отношение к языку и стилю в период классицизма. Эпоха Пушкина - начало современного русского литературного языка. Понятие о вкусе от Сумарокова до Пушкина.
Ключевые слова и выражения: соразмерность, сообразность. Сочинительство, книжность. Живой родник. Языковые знаки. Языковая номинация (название).
Стилистика и лексика.
Диалектизмы, жаргонизмы, просторечная лексика.
Разновидности языка. Общенародная устная и письменная речь. Ненормативные слова. Структурно-языковые отношения диалектизмов. Социальные диалекты. Просторечная речь. Пометы в толковых словарях. Лексика ограниченного употребления. Специальная лексика.
Ключевые слова и выражения: диалект, просторечие, жаргонизмы, арго (аргонизмы - арготизмы). Разграничительная лексика.
Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления, термины, книжная, устарелая и разговорная лексика.
Общеупотребительная ( межстилевая) лексика. Отличия литературной разговорной лексики от просторечной. Профессиональная речь. Книжная лексика. Применение книжной речи. Происхождение книжной лексики. Архаизмы. Историзмы. Пометы в толковых словарях.
Ключевые слова и выражения: различные слои лексики. Межстилевая лексика. Термины. Смысловое и структурное разнообразие лексики.
Виды эмоционально-экспрессивной окраски в лексике.
Принципы разделения языковых средств. Уменьшительные, уменьшительно-ласкательные, увеличительные формы. Виды эмоционально-экспрессивной лексики в толковых словарях.
Ключевые слова и выражения: торжественное (высокое). Ироническое. Шутливое. Неодобрительное, презрительное. Пренебрежительное.
Слово и сфера его употребления.
Значение слова и его конкретное употребление. Общеязыковая закономерность. Творческие возможности языка. Прямое и переносное значение слова. Психологический и языковой механизм возникновения противоположного значения.
Ключевые слова и выражения: искусство слова. Языковая метафора. Поэтическая метафора. Окказионализмы.
Внутренняя форма слова.
Цели и задачи обращения к внутренней форме слова. Способы связи звучания и морфологического состава слова с содержанием слова. Признаки внутренней формы слова.
Ключевые слова и выражения: чувственно-образный момент (дополнительный). Живая связь представлений и предметов.
Многозначность слова и возможности ее использования в стилистических целях. Словообразование и словотворчество.
Структура многозначного слова. «Прозаическое» и «поэтическое» мышление. Набор схем, по которым образованы или могут быть образованы слова. Неологизмы. Словотворчество. Границы словотворчества.
Ключевые слова и выражения: чувственно-образное слово. Принцип понятийности. «Самовитое слово». «Заумный язык». Курьез.
Системные связи слов - синонимические, предметно тематические, антонимические.
Синонимия и антонимия. Упорядоченность системы хранения слов. Тематические группы. Специальные словари.
Ключевые слова и выражения: синонимические и антонимические ряды. Синонимы. Антонимы. Антитеза. Оксюморон.
Созвучия. «Забавные» и «коварные».
Сходства и различия звуковой формы слова. Полное совпадение в звуковом облике разных слов или форм. Неполное совпадение звучания разных слов. Рождение рифмы. Игра слов.
Ключевые слова и выражения: омонимы. Омоформы. Паронимы. Сатирик, юморист, острослов. Каламбур. Оговорка. Обмолвка.
Стилистика и фразеология .
Устойчивые и свободные словосочетания. Словорасположение.
Фразеологические обороты. Природа их происхождения. Значения фразеологизмов. Форма фразеологизмов. Роль устойчивых сочетаний в речи. Соотнесение устойчивых сочетаний и свободных словосочетаний. «Свободный» синтаксис и несвободный синтаксис некоторых народов.
Ключевые слова и выражения: фразеологизмы. Устойчивые сочетания слов. Свободные сочетания. Несвободные сочетания.
Порядок слов и интонация фразы. Инверсия в прозе и стихотворной речи.
Порядок слов , его роль в речи. Интонация. Интонация начала и конца. Прямой и обратный порядок слов. Фразовое ударение. Логическое ударение. Инверсия в прозе и разговорной речи. Сходства и различия в порядке слов в прозаической и поэтической речи. Обилие инверсий в стихотворной речи.
Ключевые слова и выражения: инверсия. Такт. Начальное ударение. Конечное ударение. Повышение, понижение тона. Пауза. Ритм. Мелодика. Перенос.
Период. Прозаическая строфа (абзац).
Понятие о периоде. Виды периодов. Абзац. Виды прозаической строфы. «Красная строка - своего рода знак препинания» (Л. В. Щерба).
Ключевые слова и выражения: период круглый, умеренный период. Зыблющий период. Абзац ( «Красная строка»).
Формы существования речи: диалог и монолог, устная и письменная речь.
Понятие о диалоге и монологе. Виды диалогов и монологов, их роль. Структура диалога и монолога. Формы существования речи.
Ключевые слова и выражения: монолог убеждающий, драматический, сообщающий. Языковые приемы драматизации речи. Бытовой диалог. Реплика диалога. Оппонент. Устная речь, письменная речь. Эпистолярный жанр. Бытовое письмо. Устный диалог.
Функции языка: общение, сообщение, побудительная, эстетическая.
Основные функции языка. Природа, строение языка.
Ключевые слова и выражения: обмен мыслями, коммуникативная функция. Оформление мысли и передача ее в виде определенной информации. Реакция на сообщение. Обращение к чувственно-образному восприятию речи.
Функциональные стили: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный.
Понятие о стиле. Время возникновения стилей. Основные признаки каждого функционального стиля. Назначение стиля. Сфера употребления. Языковые приметы. Культура стиля.
Ключевые слова и выражения: язык как средство общения. Творческий характер языка. Устойчивый стиль. Штамп. Функция воздействия. Периодическая печать. Массовая коммуникация. Точность искусства ( отличие от точности грамматики). Языковое богатство. Ресурсы языка.
Учебно-тематический план.
№
Тема
Количество часов
1
Введение. «Уметь говорить - искусство. Уметь слушать - культура». Д.С.Лихачев.
1
2
Место стилистики в системе наук языкознания.
1
3,4
Задачи грамматической, функциональной стилистики и стилистики текста.
2
5,6
Практическая стилистика.
2
7,8
Функциональная и коммуникативная стилистика.
2
9,10
Формирование коммуникативных единиц.
2
11
Что такое культура речи?
1
12,13
О древней науке риторике.
2
14
Книжнославянская письменная традиция.
1
15
Три стиля в российском языке.
1
16
Категории «высокого» и «низкого».
1
17,18
«Хороший», «дурной» и истинный вкус.
2
19,20
Диалектизмы, жаргонизмы и просторечная лексика.
2
21
Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления: термины, книжная, устаревшая и разговорная лексика. Эмоционально-экспрессивная лексика.
1
22,23
Слово и сфера его употребления. Внутренняя форма слова.
2
24
«Забавные» и «коварные» созвучия.
1
25
Устойчивые и свободные словосочетания. Словорасположение.
1
26
Период. Прозаическая строфа (абзац).
1
27,28
Формы существования речи: диалог, монолог. Роль диалога и монолога.
2
29,30
Функциональные стили: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный.
2
31,32
Слово и жест.
2
33,34
Резервные уроки.
2
Итого
34