Сценарий урока обучения грамоте на тему Согласные звуки [ф], [ф], буквы Ф, ф

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий урока обучения грамоте на тему Согласные звуки [ф], [ф], буквы Ф, фСценарий урока обучения грамоте на тему Согласные звуки [ф], [ф], буквы Ф, ф
Власова Ирина Алексеевна, учитель начальных классов МКОУ «Волобуевская СОШ»

Предмет: обучение грамоте: УМК «Школа России»

Тема: Согласные звуки [ф ], [ф'], буквы Ф, ф.

Цель: познакомить с новыми звуками, буквами, читать слоги и слова с ними

Задачи:


  • выделить звуки [ф'], [ф] в словах;

  • учить распознавать на слух выделенные звуки;

  • формировать представление о буквах Ф, ф, умение правильно называть их;

  • учить чтению слогов с новой буквой;

  • продолжить формировать навык плавного слогового чтения и навык чтения целыми словами;

  • развивать речь, мышление, память, творческие способности учащихся;

  • воспитывать необходимость использования толерантных способов взаимодействия с самим собой, другими людьми.

_____________________________________________________________________

Планируемые результаты:

- предметные: познакомить с новыми звуками, буквами; уметь выполнять звуковой анализ слов; выделять звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой; читать слоги и слова с изученными буквами; повторить знания о предложении, звуках и буквах; продолжить знакомство с творчеством А. С. Пушкина, читать стихотворения вслух.

_______________________________________________________________________

-метапредметные:

- регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом, осуществлять контроль; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, уметь организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь оформлять мысли в устной форме в соответствии с поставленными задачами; уметь совместно договариваться о правилах общения и поведения

- познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, в учебнике; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую._______________________________________________________________________

-личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; высказывать своё отношение к героям; проявлять любознательность к изучаемому материалу, доброжелательность, дружелюбие, уважение, доверие и внимательность к окружающим, чувство гордости за свою Родину, патриотизм,

Тип урока: открытие новых знаний

Принципы: наглядность, доступность. Принципы систематичности и последовательности реализуются через переходы от простого к сложному.

Оборудование: мультимедийная установка, слайды, схемы слов, портреты А. С. Пушкина, Петра I; рисунки курицы с цыплятами, филина; выставка книг А. С. Пушкина.


Ι. Мотивация учебной деятельности





ΙΙ. Актуализация знаний


Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки - на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Ой, ребята, тише, тише,

Что-то странное я слышу:

Гость какой-то к нам спешит

И как будто бы свистит.

- Отгадайте загадку и скажите, как зовут нашего гостя: Когда светло, прячусь в дупло,

Ночью летаю, мышей пугаю.

- Правильно, это филин. Филин - птица мудрая, много всего знает.

- Как вы думаете, с какой целью он прилетел к нам?

- Как вы думаете, чему будет посвящён урок? (Изучению нового)

- Какую цель ставим? (Познакомиться с новой буквой; учиться читать слова с новой буквой).

Но сначала Филин хочет узнать, что мы уже умеем делать

Игра «Доскажи словечко»-

Я начну, а вы кончайте,

Хором дружно продолжайте:

-Наша речь бывает.... (устная и письменная)

Речь состоит из .....(предложений)

Предложение состоит из.... (слов)

Звуки бывают … (гласные и согласные).

- При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).

- Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).

- Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).

- Буквы е, ё, ю, я …(могут обозначать 2 звука).

- Звуки [ж], [ш], [ц] - всегда … (твердые).

- Звуки [й'], [ч'], [щ'] - всегда … (мягкие).

- Имена, фамилии, клички, города …(все с заглавной буквы пишутся всегда).


Личностные УУД:

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;






Предметные УУД: повторить знания о предложении, звуках и буквах.

Коммуникативные УУД: уметь организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, оформлять мысли в устной форме в соответствии с поставленными задачами;



ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания


  1. Выделение звуков [ф], [ф'] из слов-отгадок с опорой на схемы.







  1. Подбор слов, в которых есть эти звуки



  1. Знакомство с буквами Ф,ф


-Предположите, с какой буквой будет знакомить нас Филин. (Ф)

- Посмотрим, правы мы или нет. ( На слайде картинки телефон, фотография, флаг, фабрика, ферма)

- Назовите что изображено на картинках.

-Что объединяет все эти слова?

- Определите тему урока. Назовите её.

- Отгадайте загадку.

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын … (жираф).

- Произнесите слово «шарф». Сколько слогов в нём услышали?(1)

-Составьте схему этого слова.

- Какой звук слышим в конце слова? ([ф])

- Какой он: согласный или гласный? Почему? Глухой или звонкий?

-Твёрдый или мягкий? (Он твёрдый.)

- Итак, звук [ф]. Какой он? (Согласный, глухой, твёрдый.)

- У жирафа шарф, а у филина? (Шарфик)

-Сколько слогов в этом слове?

- Какой слог ударный: первый или второй? Произнесите второй слог.

- Какой звук слышим в начале этого слога? ([ф'])

- Какой он? (Согласный, глухой, мягкий.)

- С какими звуками образуют пары звуки [ф], [ф']? ([в], [в'])

Поиграем в игру.

- Если в слове есть звуки [ф], [ф'], то хлопаем, если нет - топаем.

Ветка, свет, Федя, свитер, филин, фуфайка, кошка, фабрика, верба, светофор, фирма, вагон, конфета.

- Звуки [ф], [ф'] обозначаются на письме буквами Ф, ф

-Пофантазируйте, на что похожа буква Ф? (Дети фантазируют)

С этой буквой на носу

Филин прячется в лесу.

Федя ходит руки в боки,

Значит выучил уроки

- Давайте встанем и изобразим эту букву.

- Чему мы уже научились на сегодняшнем уроке?

Познавательные УУД:

формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;

Регулятивные УУД: определить и сформулировать цель на уроке с помощью учителя.

Предметные УУД: познакомить с новыми звуками, уметь выполнять звуковой анализ слов выделять звуки из слов, характеризовать их, сравнивать.

Познавательные УУД:

формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; представлять её в виде схемы;

формировать умение на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам;

Предметные УУД: познакомить с новыми буквами.

Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение.




Слайды



Рисунки жирафа, шарфа,

шарфика

Схемы слов

ΙV. Применение нового знания

1.Чтение слогов










2. Чтение слов.


- А теперь читаем слияния. На помощь к нам придёт наша курочка Пеструшка.

Дети произносят хором:

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней цыплятки-малые ребятки.

- Цып, цып, цып! Сюда! Сюда!

Я вам буковку нашла.

Учитель:

Прибежал весёлый А, прочитали дети …(фа).

Прибежал задорный О, прочитали дети …(фо).

Прибежал упрямый У, прочитали дети …(фу). Прибежал ворчливый Ы, прочитали дети …(фы). Прибежал зазнайка Е, прочитали дети …(фе). Прибежал малютка И, прочитали дети …(фи). Прибежал тихоня Ё, прочитали дети …(фё).

Дети хором читают получившиеся слоги, затем индивидуально.

- Договорим слоги до слов.

- В чём различие слогов верхней и нижней строчки?

-- Просмотрите слова на этой странице.

- Есть ли что-то общее у этих слов? (Во всех словах есть Ф.)

- Прочитайте слова про себя.

--Прочитайте слова вслух.

- Прочитайте вслух слово, где звук [ф] повторяется 2 раза. (Фотография)

- Как называется крупное соединение военно-морских судов? (Флот.)

Работа в паре.

- Составьте и скажите друг другу предложение с любым из этих слов.

Несколько предложений озвучивается и анализируется.

- Объясните значение слова флаг. (Прикреплённое к стержню полотнище.)

- Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.)

- Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)






Личностные УУД: формировать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции

Предметные УУД: чтение слогов.


Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом

Познавательные УУД:

осуществлять анализ объектов

Коммуникативные УУД:

уметь организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов, уметь работать с информацией.

Регулятивные УУД:

формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию


Слайд: гласные и согласные буквы


Рисунки курочки и цыплят





Слайд флага


V. Включение в систему знаний и повторение

1. Чтение стихов А.С. Пушкина


































2.Рассматривание иллюстрации в учебнике.








-Давайте из слогов составим слово. Что получилось? (Пушкин)

Имя А. С. Пушкина знают огромное кол-во людей по всему миру. Каждый человек обязательно знает какое-нибудь стихотворение или отрывок из произведения Пушкина. Но самый популярный нам прочитает .......

(Ученик читает отрывок из поэмы "Руслан и Людмила" - "У Лукоморья дуб зеленый...")

- Жизнь и судьба А. С. Пушкина удивительна

А. С. Пушкин родился в Москве. Маленький Саша рано научился читать. В детстве он знал еще и французский язык, много читал по-французски.

У Пушкина была няня - Арина Родионовна , которую он очень любил. Няня рассказывала маленькому Саше замечательные русские народные сказки. Её песни и сказки запомнились мальчику на всю жизнь. Сюжеты этих сказок поэт использовал при написании своих сказок.

- Знаете ли вы сказки Пушкина? Давайте это проверим.

Сейчас я буду читать отрывки из сказок, а вы назовите их название.

1) Жил-был поп толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

2) Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо:

Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую.

3) Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милее

Всех румяней и белее.

- Обратите внимание на выставку книг А. С. Пушкина, со временем мы обязательно их все прочитаем и обсудим.

- А теперь прочитайте в учебнике отрывок самостоятельно. Из какой сказки этот отрывок?

-Что вы можете сказать о героях сказки? Кто понравился? Кого можно назвать коварными людьми?

(Беседа о важности и необходимости дружбы, уважения, любви между членами семьи)

Прочитаем его в парах.

- Чья пара желает прочитать?

- Кто может рассказать его наизусть?

- Молодцы. Спасибо. Рассмотрите иллюстрации в учебнике и назовите морские суда.

- Прочитаем названия судов с доски хором.

Теплоход, ледокол, крейсер, лодка, парусник.

- Название какого судна отсутствует? (Подводная лодка)

- Прочитаем название судна и объясним его предназначение?

-Как суда назвать одним словом? (Флот)

Флот в нашей стране был создан царём Петром 1. В нём были парусные корабли. Они существуют и сейчас.

(Рассказ учителя о кораблях).

- Какое ещё стихотворение записано над картинкой? Прочитайте.

- Соответствует ли оно картинке? Кто его написал?

Рассказ учителя о Петре 1 и создании им русского флота.

Разбор стихотворения.

-Как вы понимаете выражения «прорубить окно в Европу», «все флаги в гости к нам придут»?

Учитель подробно объясняет:

- «В Европу прорубить окно» - крылатая фраза из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник», характеризующая основание Петром I города Санкт-Петербурга - первого морского порта Русского государства.

- Как вы понимаете выражение «все флаги в гости к нам придут»?

- Выход России к Балтийскому морю и основание Санкт-Петербурга способствовали быстрому сближению России с другими европейскими странами и, особенно, развитию торговли. Санкт-Петербург стал крупнейшим морским портом, куда начали приходить корабли под флагами многих стран).

- Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь

(Учитель подробно объясняет).

- Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.)


Личностные УУД: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; высказывать своё отношение к героям, проявлять любознательность к изучаемому материалу.





Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, уметь организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, уметь оформлять мысли в устной форме в соответствии с поставленными задачами.

Личностные УУД: проявлять дружелюбие, уважение между членами семьи.















Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, ориентироваться в своей системе знаний, в учебнике.





Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других

Личностные УУД: проявлять любознательность к изучаемому материалу, чувство гордости за свою Родину, патриотизм.









Портрет А. С. Пушкина. Выставка книг А. С. Пушкина.






























Портрет Петра 1


V.Рефлексия учебной деятельности на уроке


- Что нового узнали на уроке?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

Расскажите по схеме (Я - знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке.

Я думаю, наш гость Филин доволен вашей работой на уроке и может спокойно лететь в свой лес.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.




© 2010-2022