КТП к рабочей программе по литературе 7 класс (программа А. Г. Кутузова)

КТП детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Рабочая учебная программа предусматривает на изучение тем 70 часов (2 часа в неделю). Из них 6 ч. отводится на внеклассное чтение и 5 часов - на развитие речи (сочинения).
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование. Литература 7 класс


Тип урока

Тема

Содержание уроков

Требования к уровню подготовки

Дата

1

Вводный

Введение. Образ - герой - характер

Образ - герой - характер

Уметь: Различать понятия «Образ - герой - характер».

Повесть «Тарас Бульба» (7 ч.).

2

Комбинированный

(использование ИКТ)

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести.

Слово о писателе. История создания повести. Эпическое в произведении.

Знать: Содержание произведения. Уметь: Подбирать материал по биографии писателя, истории создания его произведения.

Воспринимать текст литературного произведения.

Давать общую характеристику художественного мира писателя, его произведения.

3

Комбинированный

Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Встреча Тараса с сыновьями. Остап и Андрий.

Образы главных героев. Сравнительная характеристика главных героев.

Знать: Содержание произведения Уметь: Характеризовать героев произведения.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

4

Комбинированный

«Тарас Бульба». Запорожская Сечь.

Обычаи и нравы Запорожской Сечи.

Знать: Содержание произведения Уметь: Выразительно читать наизусть отрывок из повести.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Строить связный ответ на заданную тему.

5

Комбинированный

Тараса Бульба - национальный герой.

Анализ эпизодов. Мотивы богатырства. Проблематика повести. Обсуждение: кто такой национальный герой, в чём его особенности?

Знать: Содержание произведения Уметь: Формулировать вопросы по тексту произведения.

Характеризовать сюжет произведения, его проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

6

Комбинированный

Три смерти в повести «Тарас Бульба».

Анализ эпизодов. Сопоставление.

Уметь:Сопоставлять эпизоды произведения, главных героев.

Составлять план по заданной теме.

Выбирать правильный ответ из предложенных вариантов ответов.

7-8

Развития речи

Творческий практикум №1. Классное сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»: «Тарас Бульба - национальный герой», «Три смерти в повести».

Составление плана. Подбор и обсуждение цитат. Написание сочинения.

Уметь: Писать сочинение на литературном материале.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Герой древнего эпоса (5 ч.)

9

Комбинированный

(использование ИКТ

Образ человека в русском героическом эпосе. Былина «Богатырское слово»

Традиционная система образов в русском героическом эпосе

Образ человека в русском героическом эпосе.

Народная оценка героя и способы её выражения. Традиционная система образов в русском героическом эпосе.

Уметь: Воспринимать текст древнерусской литературы.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Выразительно читать фрагменты былины.

Характеризовать героев былин как воплощение национального характера.

10

Комбинированный

Сага «Угон быка из Куалнге». Кухулин - герой ирландского героического эпоса. Образ героя в ирландской саге и русской былине: сходство и различия.

Кухулин - герой ирландского героического эпоса. Патриотический пафос саги. Принципы создания образа героя в ирландской саге и русской былине: сходство и различия.

Уметь: Характеризовать героя ирландского героического эпоса.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Сопоставлять героев былин и ирландской саги, определять их сходство и различия.

11

Развитие речи

Творческая мастерская №1. Характер в фольклоре и в литературе.

Характер в фольклоре и в литературе

Уметь: Сопоставлять сюжеты, персонажей в литературе и фольклоре.

Определять основные черты характера героев древнего эпоса.

12

Развитие речи

Творческий практикум №2. Герой национального фольклора (сопоставительная характеристика).

Герой национального фольклора (сопоставительная характеристика).

Уметь: Сопоставлять сюжеты, персонажей в литературе и фольклоре.

Определять основные черты характера героев древнего эпоса.

13

Внеклассное чтение

Библиотечный урок №1. Былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче.

Былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче.

Воспринимать текст самостоятельно прочитанного произведения.

Характеризовать героев былин, сюжеты произведений.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Духовная литература (2 ч.)

14-15

Комбинированный

(использование ИКТ


«Житие Сергия Радонежского». Идеальный герой русской литературы

Способы создания характера в жанре жития. Идеальный герой русской литературы. Историческая реальность и литературная традиция в жанре жития.

Уметь: Соотносить содержание жития с требованиями житийного канона. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.

Герой древнерусской литературы (5 ч.).

16

Комбини рованный

Человек в древнерусской литературе. Сказка? Житие? Повесть?

Человек в древнерусской литературе. Сказка. Житие. Повесть.

Уметь: Определять роль человека в древнерусской литературе.

Различать жанры: сказка, житие, повесть.

Определять жанр произведения древнерусской литературы.

17

Комбинированный

Ермолай - Еразм. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Литературное и сказочное начало в повести.

Литературное и сказочное начало в повести.

Уметь: Воспринимать текст произведения древнерусской литературы. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Определять литературное и сказочное начало в «Повести».

18

Контроля

Развитие речи

Проверочная работа по «Повести о Петре и Февронии Муромских»+ Творческая мастерская № 2. Изображение человека в фольклоре и в литературе.

Изображение человека в фольклоре и в литературе.

Уметь: Выбирать правильный ответ из предложенных вариантов ответов.

Сопоставлять приёмы изображения человека в фольклоре и литературе.

Подбирать цитаты из текста по заданной теме.

19

Развитие речи

Творческий практикум №3. Рассказ о героях духовной и светской литературы.

Рассказ о героях духовной и светской литературы.

Сопоставлять героев духовной и светской литературы.

Строить устное высказывание о героях духовной и светской литературы.

20

Внеклассное чтение.

Библиотечный урок №2. «Повесть о Шемякином суде».

«Повесть о Шемякином суде».

Уметь: Воспринимать текст самостоятельно прочитанного произведения.

Характеризовать героев древнерусской литературы, сюжет произведения.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Герой эпического произведения (30 ч.)

21

Комбинированный

Развития речи

Развитие понятия об эпосе как литературном роде. Творческая мастерская № 3. Герой эпического произведения как художественный образ.

Развитие понятия об эпосе как литературном роде. Человек в эпическом произведении. Развитие понятия о герое, характере. Речь и поступки как средство характеристики героя. Герой и сюжет. Автор и герой.

Уметь: Выявлять признаки эпического в произведениях.

Определять основные черты характера героя эпического произведения.

Совершенствовать понятие «характер - герой - образ».

22-23

Комбинированный

(использование ИКТ)

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Образность как основа художественного текста.

Сопоставление летописного источника («Смерть Олега от коня своего») и баллады Пушкина. Образность как основа художественного текста. Тема судьбы.

Знать: наизусть отрывок. Уметь: Выразительно читать фрагменты произведения (в том числе наизусть).

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Сопоставлять сюжет, героев литературного произведения (баллады) и летописного источника.

Определять тематическую и идейно-эстетическую направленность текста.

24

Комбинированный

Тема судьбы в произведениях А.С.Пушкина. «Выстрел»

Мастерство в построении сюжета. Композиция сюжета и композиция образа. Основа конфликта в повести. Истинное и ложное понимание чести. Благородство как нравственная категория. Характер рассказчика. Первоначальное понятие о романтическом характере.

Уметь: Воспринимать текст литературного произведения.

Характеризовать сюжет произведения, его проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

25

контроля

Литературная игра-конкурс по повестям А.С.Пушкина «Выстрел» и «Метель».

Повести «Выстрел» и «Метель»

Знать: Содержание произведений. Уметь: Воспринимать текст литературного произведения.

Характеризовать сюжет произведения, его проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

26

Комбинированный

(использование ИКТ


М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Смысл обращения автора к русской истории. Герои поэмы и нравственный идеал автора. Содержание конфликта.

Знать: Содержание произведения Уметь: Отбирать материал о биографии писателя.

Воспринимать текст литературного произведения.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

27

Комбинированный

Внутренний мир и поступки героев «Песни про… купца Калашникова».

Внутренний мир, речь и поступки героев. Авторская оценка как средство создания характера в литературе. Развитие понятия о романтическом герое.

Знать: Содержание произведения Уметь: Характеризовать сюжет произведения, его проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Выявлять средства создания образов в произведении.

28

Комбинированный

(использование ИКТ

Проспер Мериме. «Маттео Фальконе»

Героический характер в литературе. Герой и читатель.

Знать: Содержание произведения Уметь: Воспринимать текст литературного произведения.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Совершенствовать понятие «героический характер в литературе».

29

Комбинированный

Н.С.Лесков. «Левша» (1881). Начальное понятие о сказе

Сведения об авторе. Начальное понятие о сказе.

Знать: понятие о сказе. Уметь: Отбирать материал о биографии писателя.

Определять родовую принадлежность произведения, давать жанровую характеристику.

30

Комбинированный

Герои сказа Н.С.Лескова «Левша». Характеристика Левши

Особенности повествования. Автор и повествователь. Речь как предмет художественного изображения.

Уметь: Воспринимать текст литературного произведения.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Характеризовать героев произведения, сопоставлять их образы.

Определять особенности повествовательной манеры автора (сказа).

Различать понятия «автор - повествователь».

31

Комбинированный, контроля

Национальный характер и особенности его изображения в сказе Н.С.Лескова «Левша». Контрольный тест по сказу Н.С.Лескова «Левша»

Понятие о национальном характере в литературе

Знать: Понятие о национальном характере в литературе Уметь: Характеризовать сюжет произведения, его проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Определять особенности национального характера в литературе.

Выполнять тестовые задания.

32

Комбинированный

(использование ИКТ

Рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг»

Рассказ и очерк. Сопоставление героев как приём характеристики. Портрет и речь.

Знать: особенности рассказа и очерка. Уметь: Воспринимать текст литературного произведения.

Определять жанровую принадлежность произведения.

33

Комбинированный

контроля

Герои рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг». Человек и природа в очерке

Человек и природа. Портрет и речь. Художественные приёмы и средства проникновения во внутренний мир героя.

Уметь: Характеризовать сюжет произведения, его проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Сопоставлять образы главных героев при помощи худ. приёмов проникновения во внутренний мир героев.

34

Развитие речи

Творческая мастерская № 4. Пейзаж в литературном произведении.

Пейзаж в литературном произведении

Уметь: Определять роль пейзажа в литературном произведении.

35

Развитие речи.

Творческий практикум № 4. Домашнее сочинение по рассказу «Бежин луг».

Подготовка к домашнему сочинению.

Писать сочинение на литературном или жизненном материале.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

36

Комбинированный

И.С.Тургенев «Бирюк». Портрет и речь. Человек и природа.

Портрет и речь. Художественные приёмы и средства проникновения во внутренний мир героя.

Уметь: Воспринимать текст литературного произведения.

Характеризовать сюжет произведения, его проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

37

Комбинированный

Л.Н.Толстой. «Детство». Автобиографическая основа повести.

Автобиографичность и собирательность образа главного героя.

Уметь: Отбирать материал о биографии писателя.

Определять автобиографическое начало в повести.

Соотносить персонаж и прототип.

38

Комбинированный

Л.Н.Толстой «Детство». Мир детства и его воплощение в повести.

Роль внутреннего монолога в раскрытии характера. Мир детства и его воплощение в повести.

Уметь: Характеризовать сюжет произведения, его проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Характеризовать героя произведения, его внутренний мир.

39

Развитие речи

Творческий практикум № 5. Классное сочинение «Памятный эпизод моего детства».

Сочинение «Памятный эпизод моего детства».

Уметь: Писать сочинение на жизненном материале.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

40

Комбинированный

(использование ИКТ)

М.Е.Салтыков-Щедрин и его сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Особенности сюжетов и проблематика сказок. Своеобразие жанра. Герой сатирического произведения. Приёмы создания характера сатирического персонажа. гротеск как художественный приём. Аллегория и фантастика в сказках.

Уметь: Отбирать материал о биографии писателя.

Воспринимать текст литературного произведения.

Определять жанровую принадлежность произведения.

Отличать сказку от рассказа.

Находить приёмы создания характера сатирического героя.

Уметь: Характеризовать сюжет, героев, проблематику и идейно-эстетическую направленность сказок.

Давать развёрнутый письменный ответ на вопрос.

Выполнять тестовые задания.

41

Комбинированный

Особенности жанра «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Герои сказки. Приёмы создания характера сатирического персонажа

42

Комбинированный

М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»

43

Комбинированный

М.Е.Салтыков-Щедрин «Медведь на воеводстве»

44

Комбинированный

(использование ИКТ)

А.П.Чехов. «Хамелеон». Картина нравов в рассказе.

Картина нравов в рассказе. Юмор и сатира.

Знать: понятия юмор и сатира. Уметь: Отбирать материал о биографии писателя.

Воспринимать текст литературного произведения.

Различать понятия «юмор и сатира».

45

Комбинированный

А.П.Чехов. «Хамелеон». Средства юмористической характеристики

Комическая ситуация. Роль детали в создании комического эффекта.

Уметь: Находить приёмы создания комического эффекта в произведении, средства юмористической характеристики.

Отвечать на поставленные вопросы.

Определять тематическую направленность произведения, его проблематику.

46

Комбинированный

Рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника».

47

Внеклассного чтения

Библиотечный урок № 3. А.П.Чехов. Рассказы «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»

Рассказы А.П.Чехова.

Уметь: Воспринимать текст самостоятельно прочитанного литературного произведения.

Характеризовать сюжеты и героев рассказов.

48

Комбинированный

М.М.Зощенко. «Аристократка»

Реальное и вымышленное в сюжетах рассказов. Автор и его герои. Автор и повествователь. Функции сказа.

Уметь: Отбирать материал по биографии писателя.

Воспринимать текст литературного произведения.

Отличать реальное от вымышленного в рассказе, автора от повествователя.

49

Комбинированный

(использование ИКТ)


О.Генри. «Дары волхвов». Анализ названия рассказа

Особенности сюжета рождественского рассказа. Смысл названия.

Знать: Содержание произведения Уметь: Воспринимать текст литературного произведения.

Определять роль названия в произведении, особенности сюжета.

50

Комбинированный

О.Генри. «Дары волхвов». Истинные и ложные ценности святочного рассказа

Истинные и ложные ценности. Внутреннее и внешнее в образе литературного героя.

Характеризовать героев, проблематику, идейно-эмоциональное содержание произведения.

Различать внутреннее и внешнее в образе главного героя.

Герой драматического произведения (7 ч.)

51

Комбинированный

(использование ИКТ)

Развитие понятия о драме как литературном роде

Драма как род литературы.

Уметь: Определять родовую принадлежность произведения.

Отличать драматическое произведение от эпического, учитывая особенности драмы как рода литературы.

Воспринимать текст литературного произведения.

Уметь находить средства создания характера героя в драматическом произведении.

Характеризовать отдельных персонажей пьесы и средства создания их образов.

Выразительно читать по ролям.

52

Комбинированный

Е.Л.Шварц. «Тень». Средства создания характера героя в драматическом произведении

Герой драматического произведения и средства создания его характера. Способы выражения авторской позиции.

53

Комбинированный

Е.Л.Шварц. «Тень». Характеристика героев

54

Комбинированный

Авторская позиция в пьесе Е.Л.Шварца «Тень»

Знать: Содержание произведения

55

Развитие речи

Творческая мастерская №. 5. Средства создания характера в драме.

Средства создания характера в драме.

Уметь: Определять средства создания характера в драматическом произведении.

56

Развитие речи

Творческий практикум № 6. Создание инсценировки рассказа.

Создание инсценировки рассказа.

Уметь: Создавать собственные инсценировки по прочитанному произведению (рассказу).

57

Внеклассное чтение

Библиотечный урок № 4.


Уметь: Воспринимать текст самостоятельно прочитанного произведения.

Характеризовать сюжет, проблематику и идейно-эстетическую направленность драмы.

Лирический герой (10 ч.)

58

Комбинированный

Особенности лирики. Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети». Мир крестьянских детей глазами лирического героя.

Мир крестьянских детей глазами лирического героя

Уметь: Отличать стихотворную речь от прозаической.

Отбирать материал о биографии поэта.

59

Комбинированный

«Железная дорога». Тема крестьянской доли в стихотворении. Автор и герой.

Тема крестьянской доли в стихотворении. Автор и герой в поэтическом тексте.

Уметь: Воспринимать текст лирического произведения.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения (или отрывки из него).

60

Комбинированный

И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе» («Русский язык», «Два богача», «Щи»).

Своеобразие лирического произведения в прозе. Средства создания образа лирического героя.

Уметь: Определять особенности «стихотворения в прозе» как особого жанра лирики.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения.

Выявлять художественно-значимые изобразительно-выразительных средств языка поэта и определять их функцию в стихотворениях.

Определять средства создания образа лирического героя.

61

Комбинированный

(использование ИКТ)

Творчество С.А.Есенина. «Мой путь», «Нивы сжаты…», «Запели тесаные дороги», «В хате», «Ах, как много на свете кошек…», «Всё живое особой метой».

Жизнелюбие и трагизм мироощущения в лирике Есенина. Образ лирического героя, причастного всему живому.

Уметь: Отбирать материал о биографии поэта.

Выявлять в тексте стихотворений разные виды худ. образов.

Выявлять художественно-значимые изобразительно-выразительных средств языка поэта и определять их функцию в стихотворениях.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения.

62

Комбинированный

Анализ стихотворения С.А.Есенина «Песнь о собаке»

Уметь: Выразительно читать наизусть лирические стихотворения.

Выявлять художественно-значимые изобразительно-выразительных средств языка поэта и определять их функцию в стихотворениях.

63

Развитие речи

Творческая мастерская № 6. Автор и герой в лирическом тексте. (Н.С.Гумилёв «Капитаны» и Ш.Бодлер «Альбатрос».

Автор и герой в лирическом тексте.

Уметь: Различать образы лирического героя и автора в лирике.

Выразительно читать стихотворения.

Сопоставлять худ. образы в разных произведениях, разных авторов.

64

Комбинированный

Н.М.Рубцов. «Звезда полей», «Русский огонёк», «Тихая моя родина», «Видение на холме».

Неприкаянность и странничество как черты нравственного облика лирического героя. Человек и природа в лирике.

Уметь: Отбирать материал о биографии поэта.

Определять общее и индивидуальное в образе Родины у разных поэтов.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения.

65

Комбинированный

Б.Ш.Окуджава. «Арбатский романс». В.Высоцкий. «Песня о допетровской Руси».

Союз музыки и поэзии. Средства создания образа лирического героя. Авторская песня как жанр и явление культуры.

Уметь: Отбирать материал о биографии поэтов.

Выявлять художественно-значимые изобразительно-выразительных средств языка поэта и определять их функцию в стихотворениях.

Уметь определять особенности авторской песни.

Соотносить понятия «музыка-поэзия».

66

Развитие речи

Творческий практикум №7. Сочинение в лирическом жанре.

Сочинение в лирическом жанре.

Уметь: Отличать стихотворную речь от прозаической.

Писать сочинение в лирическом жанре.

Редактировать и находить ошибки в собственной работе.

67

Внеклассное чтение

Библиотечный урок № 5.

Устный журнал «Пусть звенит тишина…» (Поэзия Борисоглебского края).

Стихотворения поэтов родного края.

Воспринимать тексты самостоятельно прочитанных лирических произведений.

Выразительно читать стихотворения наизусть.

Отбирать материал по заданной теме (иллюстративный, биографический, литературный).

Подведение итогов (3 ч.)

68

контроля

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса.

69


Читательская конференция «Человек в литературе» (проект - презентация)

70


Рекомендации к летнему чтению.

Список литературы.


© 2010-2022