Технологическое планирование уроков русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Владимирова Елена Дмитриевна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по научно-методической работе высшей квалификационной категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №125 с углублённым изучением математики» г.Снежинска Челябинской области.

«Технологическое планирование - основа работы учителя на уроках русского языка в 5-9 классах».

(От технологии составления схем и таблиц по основным правилам русского языка к технологической карте ученика).

Если вспомнить 1995 год и заглянуть в рабочие материалы научно-педагогической конференции, то основным понятием почти всех докладов конференции было понятие «технологии». «Технология учения и самообразования», «Технологизация и мониторинг образовательного процесса». На ней были представлены первые доклады и работы учителей по внедрению собственных педагогических технологий в учебный процесс.

Именно тогда меня увлекла и заинтересовала работа по составлению схем и таблиц по основным темам программы русского языка. В результате появилась работа на тему «Технология составления схем и таблиц при изучении трудных разделов орфографии и пунктуации на уроках русского языка в 5-9 классах». К этой работе прилагалась технологическая карта и 40 схем и таблиц по темам орфографии и пунктуации. Это была большая и серьезная работа, в которой главным был личностно ориентированный подход, а ведь общеизвестно, что центральным ядром личностно ориентированного подхода является ситуация успеха, т.е. созданные учителем на уроке условия, при которых реальные достижения учеников совпадают или даже превосходят их ожидания.

У каждого учителя есть свой технологический алгоритм - предписание, стабильно дающий надежные результаты. Ведь педагогическая технология- это не догма, она исключает слепое подражание рецептам, но всегда предусматривает творчество, нахождение своего почерка, чего-то такого, что позволяет учителю и ученику понимать друг друга и помогать друг другу.

Сначала это и было составление схем и таблиц:

- иллюстративных, составленных на основе конкретного учебного материала и применяемых именно при объяснении нового.

- разноуровневых, систематизирующих несколько идентичных по своим условиям орфограмм.

- альтернативных, основанных на различных вариантах написания.

«Схема- целенаправленное обобщение материала. Оно требует обозреть суть предмета исследования, отбросить затемняющие мелочи. Схему усвоить значительно легче, значит остаются силы на то, чтобы продвинуться дальше».( Л.Н. Гумилев).

На сегодняшний день в развитии технологий образовательного процесса педагогика, безусловно, значительно продвинулась. И когда в нашей школе впервые заговорили о модульной технологии, мне это показалось очень близким к тому, что я уже и так применяла на уроках.

Модульная технология, в кратком изложении - законченность блоков содержания. А каждый блок не что иное, как та же модернизированная схема. Вот почему технологическое планирование или составление технологической карты по отдельным блокам программы русского языка, для меня отвечает тем задачам обучения, которые ставит перед учителем переход на профильное обучение. Ведь если учесть, что обучение и воспитание означает управление деятельностью и поведением учеников, то составление технологической карты является средством обучения школьников системной учебной деятельности, мотивации учения и необходимости самооценки ее результативности. Поэтому я и обратилась к технологическому тематическому планированию.

На первом этапе в 5 классе мы вместе с учениками учились понимать и формулировать, что должны знать, что должны понимать учащиеся. На каждом уроке по изучению новой орфограммы или пунктограммы мы составляли схемы и таблицы, а в конце темы учились объединять их в блоки, находя главное, существенное, обобщая знания. Так мы вместе пришли к обобщающим схемам. При этом большинство учеников в процессе обучения становились изобретателями, они придумывали свои варианты, изменяли не только внешний вид схемы, но и ее структуру. В результате к концу года у каждого ученика появилась тетрадь- справочник, которыми они пользуются и сейчас.

Но составить технологическую карту учителю необходимо сначала для себя. Технологическое планирование уроков в 6 классе составлено мной по методике А.Гина.

«Планирование- функция выбора цели.»

Оно дает возможность учителю проследить за зоной ближайшего развития ученика, вовремя помочь ему преодолеть трудности, варьировать сложность заданий по теме. Сама технологическая карта состоит из следующих разделов:

- тема, количество часов, срок изучения;

- прогнозируемый результат (должны знать и уметь);

- содержание темы в виде таблицы, где отдельно отобран практический материал и дается заранее спланированный контроль практических заданий (контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль);

- план и вопросы к зачету по теме-блоку;

- дополнительные задания группам или парам учащихся.

Технологическая карта- это алгоритм работы учителя и ученика от повторения в начале года до повторения в конце, которое может быть скорректировано по мере необходимости.

Работа по технологической карте начинается на первом уроке по теме прежде всего с формулировки и осмысления прогнозируемого результата. Каждый ученик должен понимать, что он должен знать и что уметь по окончании усвоения темы-блока. Если ученик не понимает и не видит прогнозируемый результат, как он будет к нему стремиться? Это просто необходимо как для повторения, так и для достижения цели конкретного урока. Я не боюсь затратить на это время, потому что умение правильно сформулировать то, к чему ты должен стремиться - основа системообразующей деятельности ученика на уроке.

Технологическая карта №1. 8 класс.

Тема: Односоставные предложения с главным членом - сказуемым.

Знать:

- виды односоставных предложений с главным членом- сказуемым;

- отличительные признаки предложений;

- способы выражения сказуемого в односоставных предложениях.

Уметь:

- отличать друг от друга односоставные предложения с главным членом- сказуемым;

- находить сказуемое и определять его вид;

- составлять предложения разного вида.

Задания.

  1. Закончить краткую запись.

А) Если в предложение можно подставить местоимения 1 и 2 лица вместо подлежащего, то…

Б) Если в односоставном предложении главным является действие , а не лицо, то…

В) Обобщённо-личные предложения отличаются от неопределённо- личных тем, что…

2.Укажите способы выражения сказуемого в предложении и вид предложения.

Уже давно смеркалось. Под ясным небом места много всем. Самое время тебе подумать о своём будущем. Решено сходить на выставку. На улице нет ни души. Быть грозе.

3.Что надо изменить в предложении, чтобы превратить его в безличное?

В тот ясный, солнечный день все хорошо работали.

4.Является ли распространённым предложение?

Пора было подвести итоги и вынести решение.

5.Определите вид предложения, подчеркните сказуемое и определите его вид.

Ляжешь на траву, вглядишься в голубое небо, и кажется, что летишь.

Меня направили в Пермь.

Воспитывайте свой вкус и мышление.

В чужом хлеву овец не считают.

О юности всегда вспоминают радостно.

6. Оцени свои знания!

-Правильно выполненные 2,3,4 задания - «5»; 1задание неверно - «4»;

-В 1 задании сделано 2 ошибки - «4»;

-В 5 задании сделано 3 ошибки - «4».

«2» - если ошибки есть в 4 заданиях из 5.

Самые различные формы работы, которые предлагает нам модульная технология, в основе своей, - это групповые формы работы. Они могут быть использованы как на текущих уроках, так и на зачетах по отдельным темам. Групповая работа по теории проводится традиционно по билетам, карточкам, с Енотом ( у нас есть такая игрушка) и тогда мы называем ее «оценка Енота». Во время этого ответа ученик выступает и в роли учителя, и в роли докладчика, и в роли исследователя.

Технологическая карта построена с учетом всего дидактического материала, но она обязательно включает и различные творческие задания, которые развивают способности учащихся, делают урок нестандартным, интересным. И тут опять я хочу вернуться к тем первым шагам по технологии.

Зачет как форма работы и отслеживания результата - далеко не нова. И не случайно она стала завершающим элементом модульного планирования. Это подведение итогов работы по всей теме каждого ученика, а не только класса в целом. Именно здесь можно увидеть, а сложилась ли та самая « ситуация успеха», которая является ядром личностного подхода к обучению. В начале пути зачеты назывались Смотрами Знаний. Это была та оптимальная форма контроля, которая одновременно решала многие серьезные учебные задачи и воспитывала. Постепенно смотры знаний выросли в уроки-зачеты, которые вписались в технологическое планирование. Все они имеют определенную практическую цель и развивают творческие способности учащихся.

Когда-то только начиная работать над технологическим планированием, я прочитала слова: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь». В процессе работы я поняла, что самое главное, чего может добиться учитель с помощью этой технологии- подготовить ученика к практической деятельности на основе усвоения теории и алгоритма действий. А для себя- применять полученные результаты к решению новых проблемных задач.

Такая система работы - деятельностная система, потому что этот процесс не только управляется учителем, но и самоуправляется учениками. Следующий этап - технологическая карта ученика.

Технологическая карта №1. 8 класс.

Главные члены предложения .Подлежащее.

Знать:

-определение подлежащего и способы его выражения;

-место подлежащего в предложении.

Уметь:

-находить и выделять подлежащее;

-определять способ его выражения;

-составлять предложения с разными частями речи в роли подлежащего.

Виды самостоятельной работы.

1.Теория стр.56

Изучить теоретические сведения и примеры.

Составить краткую запись:

Подлежащее- это…., который….и отвечает на…, в предложении выражается…

2.Вставить орфограмму.

К. никулы, м.ршрут,уд.влять, пор.жать,библ.ография,п.ст.мент, п.ед.стал, ис.кус.ный, ис.кус.твенный,р.п.тиция,р.ж.ссёр, гр.циозный,г.ниальный.

3.Проанализируй примеры и составь таблицу «Способы выражения подлежащего», используя данные предложения.

- Сытый голодного не разумеет.

- Наши победили.

- Никто ничего не потерял.

- Неправдой нажитое впрок не пойдёт.

- Двенадцать- чётное число.

- Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

- Учиться всегда пригодится.

- Книга-верный друг.

4.Сделать полный синтаксический разбор предложения.

Непогода на всей территории области мешала своевременной уборке урожая.

5.ОЦЕНИ СЕБЯ САМ.

-Можешь ли ты отличить подлежащее от других членов предложения?

-Если подлежащее выражено существительным, прилагательным,числительным, то в какой форме оно стоит?

-Тире между подлежащим и сказуемым ставится:

А-

Б-

В-

Начерти схему.

К технологическому планированию можно прийти разными путями. Кого-то устраивает своя традиционная методика планирования. Ведь в конце концов « хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей». Но одно преимущество неоспоримо. Это системность обучения и самоорганизация, саморазвитие ученика и учителя.

Список литературы.

1.Гин А.А. «Приёмы педагогической техники. Организация труда учителя».

М. МПГУ. 2004 г.

2.Шамова Т.И. «Модульное обучение. Теоретические вопросы, опыт, перспективы». М.МПГУ. 1994 г.

3.Петунин О.В. «Модульное обучение в условиях профильной школы»

bio.1 september.ru/

4.Стародворская Г.И. «Модульная технология на уроках географии»

Материалы сайта творческих учителей center.fio.ru/

© 2010-2022