Из опыта работы. Использование элементов социо-игровой технологии на уроках русского языка

                В современном мире к школьному образованию предъявляется масса требований. Новые законы, указы, постановления выходят один за другим. И стараясь угодить этим нововведениям и веяниям моды, учителя зачастую забывают, что образование должно быть прежде всего для ученика и ради ученика. И то, как чувствует себя ученик на занятии, ради чего он приходит на него и с чем уходит – вот что, на мой взгляд, должно волновать каждого педагога в первую очередь.        Цель: используя интерактивн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отчёт по теме самообразования

«Использование интерактивных приёмов социо/игровой«режиссуры урока» на уроках русского языка».

В современном мире к школьному образованию предъявляется масса требований. Новые законы, указы, постановления выходят один за другим. И стараясь угодить этим нововведениям и веяниям моды, учителя зачастую забывают, что образование должно быть прежде всего для ученика и ради ученика. И то, как чувствует себя ученик на занятии, ради чего он приходит на него и с чем уходит - вот что, на мой взгляд, должно волновать каждого педагога в первую очередь.

Цель моей работы:

- используя интерактивные приёмы социо - игровой педагогики, воспитать творческую, активную личность, умеющую учиться, совершенствоваться самостоятельно.

З адачи:

  • обеспечить высокий уровень знаний учащихся, умение самостоятельно приобретать и применять их на практике;

  • развивать каждого учащегося как творческую личность, способную к практической работе с различными материалами и инструментами;

  • вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;ла

Девизом моей работы стали слова В.Букатова: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения».

В социо - игровой технологии существует три золотых правила , которые играют важную роль в становлении личности ребёнка.

Первое правило: давать возможность ученикам как можно больше двигаться.

Это правило очень способствует «оздоровлению нации». Ныне очень много говорят, что сидячий образ жизни порождает множество заболеваний.

Ребенок, имея возможности двигаться, получает больше информации из разных источников (органов чувств), что способствует лучшему освоению материала.

Из личного опыта: Готовясь к родительскому собранию, как- то в свой методический день я решила посетить все 6 уроков в 7 Г классе, где являюсь классным руководителем. До конца уроков я досидеть не смогла: болела спина, шея, я не знала, куда деть ноги. Но и дети ведь испытывают такое же. И короткие физкультминутки не спасают положение. Сейчас для моих семиклассников деловое передвижение по классу во время урока - привычное занятие.

Второе правило: смена мизансцен, ролей темпо/ритма на уроке

Всем известно, что использование одного вида деятельности на протяжении всего урока способствует утомляемости учащихся. Как следствие, у них снижается внимание, падает работоспособность. Поэтому дети начинают отвлекаться, и тогда эффективность процесса обучения становится невысокой.

Однако если ученики за урок будут пробовать себя в разных «ролях» и в разных «видах деятельности», переходя из одной учебной «мизансцены» в другую, то у них интерес будет сохраняться на протяжении всего урока. Они будут более собранными и активными. К тому же «смена мизансцен» хорошо сочетается с двигательной активностью, о которой говорилось выше.

«Смена ролей» позволяет ученикам попробовать себя в различных ситуациях - то в роли посыльного, то в роли судьи, то в роли консультанта. Это не только положительно сказывается на интересе учащихся (ведь новое для детей всегда интересно), но и развивает их, как личность. Они учатся лучше понимать других и, как следствие, быть более терпимыми к чужим промахам, ошибкам и незнанию. Часто после этого становится меньше проблем и с дисциплиной. Кроме того, они, попадая в различные ролевые ситуации, учатся выходить из них, получая ценный деловой опыт. Все это очень важно для всестороннего развития учеников во время их обучения на занятиях.

Добавлю, что и «смена темпо/ритма» тоже хорошо помогает ученикам удерживать своё внимание в течение всего урока. Упругий голос педагога, точные команды и время, отмеренное по часам - все это показывает вовлеченность учителя в образовательный процесс. Дети очень хорошо чувствуют эту истинную вовлеченность, и сами очень быстро на неё откликаются. К тому же, при таком способе обучения дети не успевают «заснуть» под монотонную речь учителя, или во время выполнения его очередного задания.

Из личного опыта: на уроках русского языка ребята пробуют себя в роли «клавиши печатной машинки», и в роли «разведчика», и в роли «режиссера». Они пишут диктанты и проверяют работы, ставят сценки по параграфу из школьного учебника и играют в лингвистические игры с мячом.

Надо сказать, что довольно высокий ритм занятия в первое время был не только непривычен, но даже и несколько неприятен детям, они отставали, просили подождать, но дополнительного времени нет. Подобный подход, на самом деле, очень дисциплинирует

Третье правило: работа в малых группах

Этот достаточно модный в современном мире прием имеет глубокие психологические корни. Стоит особо подчеркнуть, что работа в малых группах очень сплачивает учеников. У них появляется возможность строить отношения со своими сверстниками прямо на уроке. Причем деловые отношения, такие же, какие им придется строить через несколько лет уже во взрослой жизни. И такое сплочение поколения очень важно для всего общества, в котором детям потом жить и работать.

При работе в группах ученики становятся более терпимыми друг к другу, учатся помогать и принимать помощь, начинают в тех или иных ситуациях брать ответственность на себя - то есть становятся теми самими личностями, обладающими множеством компетенций, о которых так много говорится в специальной литературе. Работа в малых группах развивает коммуникативные навыки, учит ребят формулировать свою позицию и аргументировать её. А также учит слушать других, взвешивать все за и против, и принимать совместные решения. Все это важно не только для конкретного урока, но и для будущей жизни школьников.

К тому же совместная работа помогает учащимся побороть свои страхи перед сложным заданием. Ребята быстрее и продуктивнее включаются в работу, когда у них есть возможность посовещаться друг с другом, получить от сверстника деловой совет или моральную поддержку. Это позволяет «раскрыться» на уроке даже тем ученикам, которые обычно входят в число «отказников», потому что не уверены в себе.

Сильные ученики становятся наставниками, и это открывает перед ними новые возможности и роли. Слабые же ученики получают помощь и поддержку, и начинают тянуться за более сильными. Таким образом, средний уровень класса поднимается. К тому же, и сильным, и слабым ученикам есть чему поучиться друг у друга. В работе малыми группами очень важна естественность разделения. В ситуации, когда учитель сам делит всех на группы, дети обычно усматривают фальшь, насилие над своей свободой, активно или пассивно сопротивляясь этому. И наоборот, если по командам они разбились случайным образом, то не может быть никакой обиды ни на себя, ни на учителя. В такой ситуации дети легко входят во временную и случайную группу и начинают в ней работать очень успешно.


После обсуждения трех золотых правил социо/игровой режиссуры урока, я бы хотела ещё остановиться на одном из постулатов педагогического мастерства учителя. А именно на том, который звучит так: «Не учить !» Это, на первый взгляд, очень непривычное утверждение, он на самом деле оно вполне вписывается в те задачи, которые теперь официально вменяются нашему школьному образованию.

В социо/игровой методике важно не столько объяснять и доносить до детей тот или иной материал, сколько создавать условия, которые помогут детям самим узнать что-то новое по изучаемой теме. Ведь современные требования ставят перед выпускниками школ задачу ориентироваться в различной информации, выуживать необходимые сведения, находить источники для получения нужных сведений. Да и умение самостоятельно обучаться в течение всей жизни с каждым годом ценится все больше и больше. А где ученикам обучаться всему этому, если не в школе и не с учителем. Поэтому просто необходимо строить «режиссуру урока» урок таким образом, чтобы все вышеперечисленные умения отрабатывались на нем сполна.

Для многих школьных учителей эта роль оказывается инновационной. Задача не столько учить детей, сколько создавать им условия для самообразования кажется им непривычной, но она очень важна для развития современных школьников.

Теперь перейдём к тому, как тройка «золотых правил», подкреплённая одним из постулатов педагогического мастерства, помогают учителю так строить свои уроки по социо/игровом стиле, чтобы на них эфективно решались современные задачи образования. Для этого рассмотрим конкретные приемы, с помощью которых можно создавать социо/игровую атмосферу на уроке русского языка. И попытаемся разобраться в том, каким образом те или иные социо/игровые приемы помогают и учителю в его работе на уроке, и его ученикам, занятым образовательной деятельностью.

I. Игровые разминки

Подробный разговор о социо/игровых приёмах обучения мы начнём с рассмотрения игровых разминок - небольших и как правило достаточно простеньких заданий, направленных на концентрацию внимания учащихся.

Особенно хороши такие разминки при необходимости смены одного вида деятельности на другой. Подобного рода упражнения позволяют учащимся активно и весело включаться в процесс новой деятельности комфортным, ненасильственным способом.

(1).«Кто меня слышит…»

(2). Дружное эхо

(3). Встать по пальцам

(4). Руки-ноги

II. Задания по игровому приобщению
к «учебному делу»
и программному материалу

(1). Деление на команды

Задания, связанные с делением на команды выполняют функцию протедевтики. Они настраивают учащихся на совместную работу. А ещё они также помогают делать это разделение случайным (то есть зависящим от воли случая, а не от учителя), а значит, справедливым.

.(2). Жеребьевки

.(1в). Колечки

Весь класс выходит к доске. Условие: сколько раз ведущий (который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», - ученики образуют «тесное» колечко. Например, после трех хлопков, все разбиваются в колечки по тройкам - кто быстрее!

После первого разбиения на колечки ведущий напоминает обязательное условие: каждый кон в каждом новом колечке сосед справа и слева должен быть другим. Это приводит к большей суете. Но именно она и нужна, чтобы как следует перемешать весь класс.

(2). Шапка вопросов

Шапка вопросов это вид работы по любому учебному тексту или по личным впечатлениям, требующий общения и взаимосвязи детей друг с другом. Каждый участвующий бросает в «шапку» три записки, на каждой из которых им был записан вопрос (по литературному или изобразительному тексту). На каждой записке свой тип вопроса:

1. Вопрос, проверяющий знание текста.

2. Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать (по тексту).

3. Вопрос по выяснению другого мнения о тексте и сравнению его со своим.

(3).Видимо-невидимо

Смысл этого игрового приема состоит в том, что учитель вывешивает на доске заранее приготовленный плакат, на котором разными цветами, крупным и мелким (но различимым издали) шрифтом «вдоль» и «поперек» написано пятнадцать-двадцать слов. По истечении заранее оговоренного времени (минуты или двух) плакат снимается (или закрывается), а команды записывают все запомнившиеся слова. После чего происходит достаточно распространенная в социо/игровой режиссуре двойная проверка. Сначала проверка осуществляется соседней командой (так же по памяти), а затем уже идет сверка с оригиналом, чтобы проверить проверяющих и выявить истину.

(5). Аббревиатуры. Письма из букв.

Ученики выходят и пишут на доске или произносят свои аббревиатуры: КВР, ОУР, ДТП и т.д. Отгадывающие собираются вокруг автора каждой из аббревиатур (возникает малая группка) и пытаются расшифровать ее.

Из личного опыта: мы с помощью этого приема проверяли, по-моему, единственное домашнее задание. Нам надо было выписать плюсы и минусы диктанта на дружбу. Так вот для проверки В.М. Букатов попросил нас написать аббревиатурой один положительный и один отрицательный момент, которые, на наш взгляд, являются главными. На доске появилось море забавных буквосочетаний. Некоторые, как мои, состояли из двух-трех букв, а некоторые были достаточно длинные.

Дальше нам предлагалось попробовать расшифровать одну из написанных аббревиатур. Я перебрала в уме все свои ответы. Некоторые буквы казались мне понятными, но расшифровать какую-либо из надписей вслух побоялась. Вдруг не угадаю. К тому же когда смелый студент давал свою интерпретацию тем или иным буквам, автор аббревиатуры порой не мог сдержать улыбки. Потому что положительную черту порой расшифровывали как отрицательную, и наоборот.

(6). Диктант на дружбу

Ученики записывают текст. Основное правило - у всех в команде в тетрадках должно быть одно и то же. Сам текст ученики получают порциями, как правило, через посыльных, которые смотрят на отрывок (строго ограниченное время), а потом «из уст в уста» передают этот отрывок своей команде Из личного опыта: диктант на дружбу проходил у нас на самом первом занятии. Само слово «диктант» вызвало у меня школьные воспоминания о том, как я лихорадочно размышляла над тем, сколько букв «н» в слове «приставленный» и как пишется «неумеха» - слитно или раздельно? И вот В.М.Букатов продиктовал название «О черепахе и о орле». Я задумалась. Конечно, за время учебы на мех-мате я многое забыла, но тем не менее я была уверена, что правильно будет «о черепахе и об орле». Так я и записала. Посмотрела краем глаза в тетрадь к соседу, у него было написано также. На этом и успокоилась.
Оказалось, что диктуемый текст относится к XVII веку и тогда было принять писать «о орле» (то есть текст исходно написан не современным русским языком)…

А дальше В.М. пригласил к себе по одному человеку из каждой команды и объяснил, что они должны запомнить предложение и принести его в команду. Через 40 секунд к нам прибежал наш «посыльный» и начал диктовать первое предложение. Текст показался нам на каком-то очень-очень древнеславянском, поэтому мы не сразу поняли, что писать надо. В конце концов, мы записали то, что нам втолковывал наш посыльный, и оправили следующего посыльного - меня - за вторым предложением.

Я запомнила предложение, прибежала в команду, сначала - пока не забыла - записала его сама, потом дала переписать другим. Я решила, что так будет проще, чем сразу диктовать.

После записи в командах второго предложения В.М. Букатов снова напомнил, что это диктант на дружбу, а значит, у всех в тетрадях должно быть одно и то же. Только тут мы начали сверяться. Выяснилось, что тексты у нас очень сильно отличаются даже в этих двух предложениях.

Отправив следующего посыльного, начали спорить, как лучше. В результате исправили друг у друга все «ошибки» и записали третье предложение. Так, потихоньку, весь диктант на «несовременном русском» и написали.

Настало время проверки. Мы пришли в другую команду, а там - совершенно другой текст. То есть смысл у него такой же, а вот слова почему-то другие, запятые другие… Пришлось разбираться, кто же все-таки не прав - мы или они? Где-то посыльные вспомнили, что точно, там что-то было по-другому, а где-то оказались правы мы.

В результате оценка за грамотность у них получилась хорошая, а вот за дружбу - невысокая. У них в команде у каждого в тетради был свой вариант текста. У некоторых не хватало целых словосочетаний или предложений. В этот момент мы искренне порадовались, что вовремя решили заглядывать к соседям по команде и исправить ошибки друг у друга.

IV. О поощрениях и наказаниях

Хотелось бы обратить внимание на систему поощрения и наказания в социо/игровой «режиссуре урока». На мой взгляд, очень удачным было то, что те, кто пришли пораньше, сразу вовлекаются в какую-то интересную игру. Для меня, например, это было стимулом к тому, чтобы не опаздывать на занятия, иначе они начнут играть без меня. И наоборот, впускать опоздавших только по трое - отличный способ уменьшить число опоздавших и снизить количество шума, возникающего, когда опоздавшие заходят в аудиторию.

Очень смешно было наблюдать, как студенты, привыкшие опаздывать на лекцию минут на 10-15 пытаются «по-тихому» просочиться в класс, а их останавливает оклик учителя, который сообщает им, что опоздавшие могут заходить, когда за дверью их наберется трое. С другой стороны, оказаться на их месте, чтобы смеялись над тобой, совсем не хочется.

Кроме того, можно предложить опоздавшим студентам отвечать на вопросы из шапки вопросов. Это тоже выглядело очень смешно, особенно потому, что опоздавшие не были в курсе того, что обсуждалось в аудитории.

Ещё один очень, на мой взгляд, удачный прием - доделывать задание, стоя, и садиться тем, кто готов. По-моему, это честно, потому что тех, кто выполняет задание вовремя стоит поощрить, а стоя часто бывает неудобно дописывать задание. Поэтому в следующий раз я, например, стремилась доделать задание пораньше, чтобы в согнутом состоянии не стоять.

[из Заключения]

Социо/игровые приемы разнообразят любой урок, делая его более живым, более естественным. Использование игровых приемов позволяет учителю развивать своих детей сразу в нескольких направлениях, организовывая при этом их деятельность так, чтобы они сами захотели учиться (то есть учить себя). При правильном использовании социо/игровых приемов дети выносят что-то ценное, новое для себя из каждого урока, развиваясь гармонично и в личностном, и в предметном смысле.

Учитель смещает акценты с себя на учеников, и тогда вместо выслушивания заученных учительских фраз, ученики начинают сами говорить, сами пробовать, сами делать выводы. Конечно, это требует от учителя серьёзной подготовки, однако, взамен он получит дружный сплоченный коллектив, который хочет и любит учиться. И каждый ученик начинает стремиться открывать на занятии для себя что-то новое, проживать каждое задание с пользой.

Большое разнообразие социо/игровых приемов позволят учителю строить свой урок по-разному, но всегда интересно, ярко, а главное - с реальной пользой для своих учеников. Каждый социо/игровой прием позволяет учителю ставить перед собой не одну, а сразу несколько задачей (как и положено в социо/игровой педагогике). Поэтому каждый ученик сможет найти для себя именно ту область, в которой он будет сегодня особо активен, личностно развиваясь по ходу урока.


© 2010-2022