Программа спецкурса Введение в литературоведение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа спецкурса «Введение в литературоведение» для учащихся 8- 11 классов


Пояснительная записка

Данная программа разработана для учащихся 8-11 классов и рассчитана на 68 часов.

Литература - это учебный предмет, изучаемый в школе в течение достаточно продолжительного времени. Учащиеся знакомятся с огромным количеством имен и произведений как русской, так и зарубежной литературы. Но упор в школьном курсе литературы делается на изучение хронологии литературного процесса и знание текстов художественных произведений. Безусловно, такая установка является логичной, так как в средней школе среднему ученику сложно освоить такой массив литературы даже в ознакомительном порядке, не говоря уже о глубоком анализе произведения.

Школьные уроки литературы предполагают научить учащегося эмоционально воспринимать произведение, связывать его со своим жизненным опытом, а в старших классах - познакомить учащихся с идейными и художественными особенностями мира того или иного писателя. В силу перегруженности и школьного курса литературы, и ученика средней школы вообще в классе не остаётся времени на освоение специального инструментария, с помощью которого возможно самостоятельно анализировать текст, приходить к собственным выводам, поэтому основные цели данной программы:

1.Овладеть необходимыми понятиями, попробовать применять их на практике, познакомиться с некоторыми методами и приёмами анализа художественного текста.

2.Познакомить с литературными жанрами и внутренней структурой произведений, знание которых научит расставлять акценты при анализе литературных произведений

3. Через знакомство с аспектами поэтического мастерства развивать умение создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.

Задачи курса:

- освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

- формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

- развитие способностей свободно, нестандартно мыслить, умений передать свою мысль в письменной и устной форме;

- развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения;

-воспитание у детей уважения и любви к мировой литературе;

- формирование трудолюбия и требовательности к себе;

- преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;

- формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.


Учебно-тематический план спецкурса «Введение в литературоведение»

п/п

Тема

Количество часов

Из них:

Дата

Коррекция

Лекция

(теория)

практических занятий

1-2

Вводное занятие. Язык как художественное средство

2

1

1

3-4

Фольклор. Жанры фольклора. Фольклор и литература.

2

1

1

5-6

Анализ русской народной сказки

2

1

1

7-8

Особенности жанра русской народной песни.

2

1

1

9-12.

Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры.

4

2

2

13-14

Анализ лирического стихотворения

2

1

1

15-18

Сюжет и фабула

литературного произведения.

Композиция . Конфликт.

4

2

2

19-20.

Роль и значение детали. Деталь как композиционный прием.

1

1

1

21-22.

Роль пейзажа в художественном произведении

2

1

1

23-26.

Портрет в художественном произведении. Типология портретов

4

2

2

27-31.

Типы организации художественной речи

5

2

3

32-33.

Анализ поэтического текста

2

1

1

34-35.

Выразительные средства, связанные со значением слова(сравнение, эпитет)

2

1

1

36-37.

Тропы. Изменение значения слова.

2

1

1

38-39

Метафора. Характер метафор и сравнений.

2

1

1

40-41

Метонимия.

2

1

1

42-43

Перифраз

2

1

1

44-45

Приёмы эмоциональной речи.

2

1

1

46-47

Ритм речи

2

1

1

48-49

Эвфония

2

1

1

50-51

Классическая система русского стихосложения. Скандовка.

2

1

1

52-53

Трёхсложные размеры.

2

1

1

54-55

Двухсложные размеры: хорей, ямб.

2

1

1

56-57

Скандовка двухсложных размеров. Пиррихии.

2

1

1

58-59

Неметрическое ударение.

2

1

1

60-61

Рифма в классическом стихосложении.

2

1

1

62-63

Строфа. Строфическое построение

2

1

1

64-65

Гекзаметр.

2

1

1

66-68

Заключительное занятие. Представление самостоятельных работ

3

3


Список литературы:


  1. Литературный энциклопедический словарь - Москва, «Советская энциклопедия», 1987 год

  2. Энциклопедический словарь юного филолога. - Москва, «Педагогика», 1984 год

  3. А. Квятковский. Поэтический словарь. - Москва, «Дрофа», 2000 год

  4. А. Архангельский. Введение в литературоведение. - Москва, 1985 год

  5. А. Н. Веселовский. Историческая поэтика. - Москва, 1961 год

  6. В.В.Томашевский. Теория литературы. -Ростов-на- Дону: Феникс, 2006г.


© 2010-2022