- Преподавателю
- Русский язык и литература
- С. Есенин стихотворение «Береза»
С. Есенин стихотворение «Береза»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Муканова А.Ж. |
Дата | 28.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Класс: 7
Тема: С. Есенин «Берёза»
Цели: 1) познакомить учащихся со стихотворением С.Есенина;
активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения,
раскрыть авторское отношение к природе,
2)способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения анализировать;
3) воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову.
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: словесный, иллюстративный.
Технология обучения: здоровьесберегающая, ИКТ
Оборудование: слайды, фонограмма песни «Во поле берёза стояла».
Ход урока:
1. Целевая установка.
-Здравствуйте, ребята, давайте представим, что мы находимся в роще. Какие чувства вас охватывают? (восторг, восхищение, радость…)
2. Введение в тему (мотивация)
- Ребята, давайте посмотрим картины природы. Что изображено на иллюстрациях. (1 слайд)
-Какое из этих деревьев стало символом России, самое любимое дерево русского народа. Многие поэты и писатели обращались к её образу, называя её русской красавицей.
О ней сложено много песен, былин, сказок. Её видят как хитрую помощницу, как заколдованную девицу, как прообраз Золотой рыбки. Она - символ женственности и плодородия у многих народов
(Эта берёза)
3.Беседа о берёзе
слайд 2
-Много прекрасных слов сказано о березе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. А в поэзии берёза сравнивается с образом русской девушки. Россия всегда ассоциировалась с Берёзой. Берёзу считают русским деревом.
Её очень часто называют нежными, женственными словами: матушка берёза, красавица леса и т.д. Она символизирует чистоту и женственность. На «зеленые святки» в России девушки проводили обряд «заламывания» берёзы: на дереве скручивали ветви, заплетали их в косы, обвешивали бусами и платками для помощи в скором выходе замуж. (Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999). Отсюда, возможно, и слова в русской народной песне «я пойду, пойду погуляю, белую березу заламаю».
4. Словесно - речевая игра «Плетём венок»
- Ребята, сейчас мы с вами тоже будем водить хоровод и сплетём венок из эпитетов. Встаём по одному, называя эпитет, подходящий к слову берёза, и образуем хоровод.
(Звучит музыка на песню «Во поле берёза стояла»)
- Берёза какая?
( Дети водят хоровод, нараспев называя эпитеты: белая, кудрявая, застенчивая, красивая, стройная, нежная, придав народность.)
- Посмотрите, какой мы сплели венок из эпитетов!
4 .Раскрытие темы урока.
Прекрасные стихи о природе принадлежат поэту 20 века С. Есенину - гениальному русскому поэту. Всё своё творчество поэт посвятил описанию любимых полей и лесов, любимых с детства. Поэтому до глубины души волновала поэта красота русских раздолий, любимых рязанских берёз.
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением С. Есенина «Берёза».
4 слайд
5. Работа со стихотворением
-Послушайте стихотворение и попробуйте прочувствовать его.
6.Чтение стихотворения учителем.
-Когда у человека появляется потребность говорить стихами?
(Когда он по особенному взволнован, когда он хочет поделиться впечатлениями от чег о- то прекрасного, удивительного. Когда чувства переполняют душу. В этот момент настроение автора может выражаться в стихах.)
7. Актуализация знаний
-Взгляните на эту схему, какие предположения у вас возникли?
слайд 5
(Можно увидеть образ берёзы красками, звуками, запахами, цветами)
Прочитайте стихотворение самостоятельно. Какие предметы вы увидели в стихотворении?
(берёза, окно, снег, ветки, бахрома, заря и т.д.)
- Какую интонацию вы выбрали для чтения стихотворения?
8. Выборочное чтение
-Какими красками нарисовано это стихотворение?
(белые, золотые (огонь), серебряные, красные (заря…)
- У какого времени года такие краски?
-Какие звуки вы услышали в этом стихотворении?
(тишина, скрип снега, …)?
Какие запахи почувствовали?
( Свежесть снега, …)
- Найдите приёмы олицетворения (очеловечивание природы), которые использует автор.
(принакрылась снегом, обсыпает ветки, обходя кругом и т.д.)
Физминутка
9.Сравнительный анализ со стихотворением С.А.Есенина «С добрым утром»
Чтение стихотворения
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"
- Недавно мы читали стихотворение «С добрым утром», как описывает берёзки автор?
(улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы, шелестят зелёные серёжки...)
- Какие противопоставления вы заметили в этих стихотворениях?( заря - утро, берёза зимой - берёза весной)
- В какое время года вам больше понравилась берёзка?
(зимой, весной)
10.Творческая работа
Сергей Есенин - это поющее сердце России, поэт русской души. Его стихи мелодичны, величавы, в них широта и простор, характерный русской песне. На его стихи положены романсы, песни.
- Давайте представим себя музыкантами. Если
- Если бы мы сочиняли музыку к стихотворению «Берёза», каким настроением она должна быть проникнута?
Какие из этих инструментов (учитель показывает рисунки с изображением балалайки, скрипки, флейты, гармони) для этого нам понадобятся?
- Гармонь, балалайка, флейта.
- Молодцы, сегодня мы с вами слушали звуки, видели образы, были «композиторами».
10. Домашнее задание
Выучить стихотворение «Берёза»
1 вариант : Нарисовать берёзу к стихотворению «Берёза»
2 вариант: Нарисовать берёзки к стихотворению «С добрым утром»
11.Итог урока:
Наш урок подошёл к концу, у каждого из вас на столе маски (грустные, весёлые, задумчивые), они отражают ваше состояние на уроке .
- Какие из них вы хотели бы выбрать, обоснуйте ваш ответ?
- (мы бы выбрали весёлые маски - нам понравилось на уроке, задумчивые маски - мы рассуждали и т. д.)
- Что вам понравилось на уроке?
- Закончите предложения на доске: Сегодня на уроке я ….
( Сегодня на уроке я представлял себя музыкантом,
Сегодня на уроке я узнал о творчестве С.Есенина.
Сегодня на уроке я увидел образ берёзы красками, звуками…)