С. Есенин стихотворение «Береза»

Ход урока: Целевая установка.Здравствуйте, ребята, давайте представим, что мы находимся в роще. Какие чувства вас охватывают? (восторг, восхищение, радость…Введение в тему     (мотивация)  Ребята, давайте посмотрим картины природы. Что   изображено на иллюстрациях. (1 слайд)Какое из этих деревьев стало символом России, самое любимое дерево русского народа. Многие поэты и писатели обращались к её образу, называя её русской     красавицей.О ней сложено много песен, былин, сказок. Её видят как хитр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 7

Тема: С. Есенин «Берёза»

Цели: 1) познакомить учащихся со стихотворением С.Есенина;

активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения,

раскрыть авторское отношение к природе,

2)способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения анализировать;

3) воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову.

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: словесный, иллюстративный.

Технология обучения: здоровьесберегающая, ИКТ

Оборудование: слайды, фонограмма песни «Во поле берёза стояла».

Ход урока:

1. Целевая установка.

-Здравствуйте, ребята, давайте представим, что мы находимся в роще. Какие чувства вас охватывают? (восторг, восхищение, радость…)

2. Введение в тему (мотивация)

- Ребята, давайте посмотрим картины природы. Что изображено на иллюстрациях. (1 слайд)

-Какое из этих деревьев стало символом России, самое любимое дерево русского народа. Многие поэты и писатели обращались к её образу, называя её русской красавицей.

О ней сложено много песен, былин, сказок. Её видят как хитрую помощницу, как заколдованную девицу, как прообраз Золотой рыбки. Она - символ женственности и плодородия у многих народов

(Эта берёза)

3.Беседа о берёзе

слайд 2

-Много прекрасных слов сказано о березе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. А в поэзии берёза сравнивается с образом русской девушки. Россия всегда ассоциировалась с Берёзой. Берёзу считают русским деревом.

Её очень часто называют нежными, женственными словами: матушка берёза, красавица леса и т.д. Она символизирует чистоту и женственность. На «зеленые святки» в России девушки проводили обряд «заламывания» берёзы: на дереве скручивали ветви, заплетали их в косы, обвешивали бусами и платками для помощи в скором выходе замуж. (Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999). Отсюда, возможно, и слова в русской народной песне «я пойду, пойду погуляю, белую березу заламаю».

4. Словесно - речевая игра «Плетём венок»

- Ребята, сейчас мы с вами тоже будем водить хоровод и сплетём венок из эпитетов. Встаём по одному, называя эпитет, подходящий к слову берёза, и образуем хоровод.

(Звучит музыка на песню «Во поле берёза стояла»)

- Берёза какая?

( Дети водят хоровод, нараспев называя эпитеты: белая, кудрявая, застенчивая, красивая, стройная, нежная, придав народность.)

- Посмотрите, какой мы сплели венок из эпитетов!

4 .Раскрытие темы урока.

Прекрасные стихи о природе принадлежат поэту 20 века С. Есенину - гениальному русскому поэту. Всё своё творчество поэт посвятил описанию любимых полей и лесов, любимых с детства. Поэтому до глубины души волновала поэта красота русских раздолий, любимых рязанских берёз.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением С. Есенина «Берёза».

4 слайд

5. Работа со стихотворением

-Послушайте стихотворение и попробуйте прочувствовать его.

6.Чтение стихотворения учителем.

-Когда у человека появляется потребность говорить стихами?

(Когда он по особенному взволнован, когда он хочет поделиться впечатлениями от чег о- то прекрасного, удивительного. Когда чувства переполняют душу. В этот момент настроение автора может выражаться в стихах.)

7. Актуализация знаний

-Взгляните на эту схему, какие предположения у вас возникли?

слайд 5

(Можно увидеть образ берёзы красками, звуками, запахами, цветами)

Прочитайте стихотворение самостоятельно. Какие предметы вы увидели в стихотворении?

(берёза, окно, снег, ветки, бахрома, заря и т.д.)

- Какую интонацию вы выбрали для чтения стихотворения?

8. Выборочное чтение

-Какими красками нарисовано это стихотворение?

(белые, золотые (огонь), серебряные, красные (заря…)

- У какого времени года такие краски?

-Какие звуки вы услышали в этом стихотворении?

(тишина, скрип снега, …)?

Какие запахи почувствовали?

( Свежесть снега, …)

- Найдите приёмы олицетворения (очеловечивание природы), которые использует автор.

(принакрылась снегом, обсыпает ветки, обходя кругом и т.д.)

Физминутка

9.Сравнительный анализ со стихотворением С.А.Есенина «С добрым утром»

Чтение стихотворения

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

"С добрым утром!"

- Недавно мы читали стихотворение «С добрым утром», как описывает берёзки автор?

(улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы, шелестят зелёные серёжки...)

- Какие противопоставления вы заметили в этих стихотворениях?( заря - утро, берёза зимой - берёза весной)

- В какое время года вам больше понравилась берёзка?

(зимой, весной)

10.Творческая работа

Сергей Есенин - это поющее сердце России, поэт русской души. Его стихи мелодичны, величавы, в них широта и простор, характерный русской песне. На его стихи положены романсы, песни.

- Давайте представим себя музыкантами. Если

- Если бы мы сочиняли музыку к стихотворению «Берёза», каким настроением она должна быть проникнута?

Какие из этих инструментов (учитель показывает рисунки с изображением балалайки, скрипки, флейты, гармони) для этого нам понадобятся?

- Гармонь, балалайка, флейта.

- Молодцы, сегодня мы с вами слушали звуки, видели образы, были «композиторами».

10. Домашнее задание

Выучить стихотворение «Берёза»

1 вариант : Нарисовать берёзу к стихотворению «Берёза»

2 вариант: Нарисовать берёзки к стихотворению «С добрым утром»

11.Итог урока:

Наш урок подошёл к концу, у каждого из вас на столе маски (грустные, весёлые, задумчивые), они отражают ваше состояние на уроке .

- Какие из них вы хотели бы выбрать, обоснуйте ваш ответ?

- (мы бы выбрали весёлые маски - нам понравилось на уроке, задумчивые маски - мы рассуждали и т. д.)

- Что вам понравилось на уроке?

- Закончите предложения на доске: Сегодня на уроке я ….

( Сегодня на уроке я представлял себя музыкантом,

Сегодня на уроке я узнал о творчестве С.Есенина.

Сегодня на уроке я увидел образ берёзы красками, звуками…)


© 2010-2022