ЭССЕ НА ТЕМУ: ЛЮБОВЬ, ПРОНЕСЕННАЯ СКВОЗЬ ВОЙНУ И ДЕПОРТАЦИЮ (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА А. БАДМАЕВА «ГОЛУБОГЛАЗАЯ КАТОРЖАНКА»)

 Огромная общественная, философская, научная, культуроведческая проблема – судьба народа, оторванного от национального мира, родной земли, лишенного гражданских прав, возможности творить, обучаться на языке предков – стала предметом исследования в произведениях многих калмыцких писателей. Вырванный из родной почвы, оказавшийся в замкнутом кругу спецпоселения, но столкнувшийся с универсальными проблемами жизни и смерти, желаний и ограничений, испытавший моральное унижение, нищету, политическое не...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «УЛЬЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»















ЭССЕ НА ТЕМУ:

ЛЮБОВЬ, ПРОНЕСЕННАЯ СКВОЗЬ ВОЙНУ И ДЕПОРТАЦИЮ

(НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА А. БАДМАЕВА «ГОЛУБОГЛАЗАЯ КАТОРЖАНКА»)











АВТОР: КУГУЛЬТИНОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА,

УЧИТЕЛЬ КАЛМЫЦКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МБОУ «УЛЬЯНОВСКАЯ СОШ» ЯШАЛТИНСКОГО РАЙОНА






2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Нас, безвинно обиженных, много,

Но не видит никто наших слез.

И куда поведет нас дорога

Под железную песню колес?

Промелькнут за окошком перроны...

От конвоя любовь сберегу.

В арестантском промерзшем вагоне

Провезу через морок-тайгу,

Пронесу я ее через годы,

Через зоны больших лагерей.

Не видать мне тебя, как свободы.

Если вспомнишь меня - пожалей.

Н. Домовитов

Хотелось бы начать свое эссе со слов благодарности всем писателям-прозаикам, поэтам, документалистам - очевидцам страшных лет войны и депортации. Их глазами мы увидели многие важные события - горькую правду о судьбе калмыцкого народа. Известный народный писатель Калмыкии, фронтовик Алексей Балдуевич Бадмаев восемнадцатилетним юношей ушел на фронт, был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Сталинграда», а в 1943 г. как и тысячи калмыцких воинов был снят с фронта, затем последовали все тяготы лагерей и депортации. Алексей Бадмаев - один их ведущих прозаиков республики, внес неоценимый вклад в развитие калмыцкой и в целом российской многонациональной литературы.

Огромная общественная, философская, научная, культуроведческая проблема - судьба народа, оторванного от национального мира, родной земли, лишенного гражданских прав, возможности творить, обучаться на языке предков - стала предметом исследования в произведениях многих калмыцких писателей. Вырванный из родной почвы, оказавшийся в замкнутом кругу спецпоселения, но столкнувшийся с универсальными проблемами жизни и смерти, желаний и ограничений, испытавший моральное унижение, нищету, политическое неравенство, осознающий свою трагическую отъединенность от судьбы Родины, ее многонационального народа и выстоявший несмотря ни на что - таким предстает человек в калмыцкой прозе о депортации [1, с. 17] .

В творчестве Алексея Бадмаева тема войны, родины, борьбы за ее освобождение, патриотический подъем всех народов является одной из основных. В своей военной прозе он показывает увиденное и пережитое как им самим, так и тысячами других участников войны. Так в своем рассказе «Последний выстрел» А. Бадмаев не приукрашивает войну, ярко и образно показывая ее суровый лик: «Война становилась видимой и ощутимой. Больше года прошло после ее начала. Столько бедствий! Сколько детей осиротело, жен овдовело, матерей поседело!»… «Три танка защитного цвета ходко и неотвратимо двигались прямиком на меня. А за ними вприпрыжку бежали поджарые, вымуштрованные автоматчики. Мне казалось, все автоматы были направлены на меня… Может ли человек выдержать такой ад?! И кому хочется умереть в девятнадцать лет?» [2, с. ]. На войне формировался характер писателя - тогда совсем молодого юноши, именно там он начинал писать первые стихи, рассказы, а стать настоящим писателем и опубликовать свои произведения пришлось уже после долгих тринадцати лет депортации.

Почему были депортированы целые народы, что предшествовало этому? Недостаточно знать, что изобразил данный автор, важно также знать, как он сам относился к своим произведениям, какое значение приписывал им, чему сочувствовал и против чего боролся. Взгляд на войну как на безумие, катастрофу для человечества свойственен многим писателям. Для писателей того поколения память о войне и депортации наполненная смертью, болезнями, физическими и духовными страданиями - душевная боль на всю жизнь. Особенность позиции этих писателей еще и в том, что они убеждены: трагедия народа, пережившего такую войну, как Великая Отечественная, не только в том, что погибло огромное количество людей, а пожалуй, в том, что десятки миллионов остались искалеченными и обездоленными. Правда о тех событиях, неискаженная никаким «социальным заказом», была для них столь же свята, как свято и необходимо для любого человека воспоминания его молодости [3, с. 3].

Но следует отметить, что во всем тематическом многообразии творчества А. Бадмаева значительное место занимает и тема любви. Ведь на войне люди не только воюют и ненавидят, но и мыслят, чувствуют, мечтают, любят и ждут. В одном из его произведений «Голубоглазая каторжанка» на примере одной семьи описывается трагедия всего калмыцкого народа.

Главная героиня - простая русская женщина, добровольно отправившаяся в ссылку вместе с семьей мужа-калмыка и разделившая с ним все тяготы и невзгоды спецпереселенца. Писатель показывает всю глубину чувств этой самоотверженной женщины: духовные страдания и боль, долг, любовь и верность, мужество и надежду. Необычная встреча юной русской девушки Аллы Фоменко со студентом Саратовского университета Цереном предопределила всю дальнейшую судьбу молодых людей - счастливое замужество, понимающие родители, благословившие брак, рождение дочери и сына. Впереди были большие планы, но в семьи многонациональной страны в июне 1941 года вошла война. После ухода на фронт любимого мужа, Алла Викторовна часто вспоминала те счастливые годы, сидя ночами над школьными тетрадками или редкими, но такими долгожданными весточками с фронта.

Говорят, что мир существует благодаря любви, что именно любовь побуждает творить добрые дела, вдохновляет творцов, меняет самого человека: возвышает его душу, делает его красивее, сильнее, добрее. Действительно, любовь - это великая сила, победить которую никто и никогда не сможет. Знаменитое стихотворение «Жди меня» Константина Симонова, посвященное Валентине Серовой, ставшее на войне гимном человеческих отношений, было написано осенью 1941 года. Это стихотворение знали все. На фронте и в тылу его искали, вырезали из газет, носили с собой, заучивали наизусть, переписывали от руки на истертых треугольниках писем:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло. -

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

И ведь Алла Викторовна ждала… Ждала в тяжелое военное время… Ждала когда тронулись в долгий и трудный путь, в Сибирь: «Это был, невероятно, тяжелый путь для всех, но Алле Викторовне было труднее, чем многим. На ее плечах двое детей и двое беспомощных стариков. Правда, первые пять дней свекор крепился, сам без помощи на остановках выходил по нужде. На шестые сутки ослаб он сильно и не мог встать…» [4, с. 14]. Ждала в суровом Алтайском крае, когда от любимого уже несколько лет не было никакой весточки.

И вот долгожданная весна сорок пятого года пришла в алтайское село Комариха. В это весеннее утро Алла Викторовна бежала, как на крыльях из школы домой. Радость, охватившая ее, ни с чем несравнима - вернулся муж. Как она ждала этой встречи!? Трудности, лишения, унижения, вынесенные за эти годы, она будто бы стряхнула и стала легкой и счастливой.

Может быть, благодаря силе любви этой простой женщине удалось сохранить свою семью в те суровые годы? Ведь борьба за справедливость Аллы Викторовны подтверждают ее исключительную принципиальность, умение не подчиняться обстоятельствам, а противостоять им. «У меня есть фамилия на паспорте, которую я нашу уже двадцать лет!- сказала Алла». В последнем эпизоде рассказа говорится о трудностях с местными властями, когда собираясь на похороны матери из-за того, что она жена спецпереселенца, Алла Викторовна автоматически становилась невыездной: «Я и так каторжанка! - почти закричала она, захлебнулась от слез и выбежала на площадь Свободы…» [4, с. 31].

В своем рассказе «Голубоглазая каторжанка» Алексей Бадмаев сумел показать всю сложность человеческих чувств, глубину взаимоотношений, раскрыть чувство любви и верности как внутреннюю нравственную норму, несмотря на жизненные испытания. Основное внимание писатель уделял психологическому состоянию человека в суровых условиях неволи, его сверхвыносливости в нечеловеческих обстоятельствах. Людей, переживших войну и депортацию, ставшими одним из главных источников, питающих процесс сохранения исторической памяти, остается все меньше и меньше. Их воспоминания, переданные детям, и отображенные в произведениях литературы и искусства - это живой источник, который питает память о тех страшных событиях. Долг писателя рассказать неискаженную правду, а наш долг, как читателя узнать ее.

В Национальном драматическом театре театре им. Б. Басангова состоялась премьера моноспектакля «Голубоглазая каторжанка». Режиссер Борис Манджиев представил сцену из одноименного произведения народного писателя республики Алексея Бадмаева. Постановка приурочена к 70-ой годовщине депортации калмыцкого народа.

Великая Отечественная война многолика, носящая порой противоречивый характер, мы должны осознать это, анализируя события тех лет и помнить всех, кто сражался на фронте и тех, кто был депортирован не по своей воле.

Литература

1. Манджиев Н.Ц. Калмыцкая проза о депортации: концепция человека: автореф. дис. … канд. филол. наук. Элиста, 2005. - 27 с.

2. А. Бадмаев рассказ Последний выстрел («Ревдольган»). Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1972. Перевод К. Ерымовского.

3. Перельгут В.М. Художественное решение проблемы трагического в романе К. Кулиева «Была зима» (В контексте русской и северокавказской литератур): автореф. дис. … канд. филол. наук. Нальчик, 2004. - 19 с.

4. А. Бадмаев рассказ Голубоглазая каторжанка Элиста: АПП «Джангар», 1994. - 31 с.


© 2010-2022