Исследовательская работа. Елец в жизни и судьбе святителя Иннокентия Херсонского

Для сегодняшней России обращение с исследовательскими целями к религиозной проблематике не просто актуально, а по-настоящему злободневно. К сожалению, в настоящее время наблюдается духовно-нравственный кризис личности. Наркомания, сексуальная распущенность, нравственная деградация, преступность и самоубийства среди несовершеннолетних стали распространенными явлениями в России. Фундаментальная причина, провоцирующая негативные явления – это утрата человеком духовно-нравственных ориентиров и, как...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ № 12





Исследовательская работа.



Елец в жизни и судьбе святителя Иннокентия Херсонского.







Выполнила:

Сафронова Ангелина

ученица 9 «А» класса.

Научный руководитель:

Ролдугина Ольга Юрьевна,

учитель русского языка и литературы.











ЕЛЕЦ - 2013

Оглавление.

I.







2

Введение.

Любовь Бога к человеку столь велика,

что Он не может принуждать!

Он ждёт у дверей нашей души,

но никогда не дерзнёт их взломать!

Русский философ

Владимир Лосской.

Каждая область, земля России имеет свои исторические, культурные, духовные координаты, которые делают её неповторимой, исключительной в созвездии российских и славянских земель.

Липецкая область часть общей истории, культуры, нашего прошлого, настоящего и будущего! Великий святой Тихон прославил эту землю. Здесь родились, творили, исполняя духовное служение, Иннокентий Херсонский, Феофан Затворник, Силуан Афонский, Амвросий Оптинский.

Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический, даже в молодые годы своего земного бытия являлся для окружающих его людей - независимо от их возраста, чина и званий - «пастырем добрым», духовным отцом, батюшкой, у которого просили совета, брали благословение, искали поддержки в вопросах самого различного свойства. В лице преосвященного Иннокентия обрели «духовника» многие известные в то время государственные деятели, ученые, писатели. Один из примеров - Николай Васильевич Гоголь, который обращался к святителю в трудные минуты своей жизни...

Мой родной город Елец имеет более чем 800-летнюю историю. В последние годы много делается для возрождения духовной культуры города: восстанавливаются церкви, часовни, издаются книги и альбомы.

Данная работа посвящена святителю Иннокентию Херсонскому, личность которого продолжает оставаться для нас загадкой. Меня заинтересовала многогранность этого человека, По единодушному мнению его биографов, архиепископ Иннокентий является украшением нашей церковной истории, замечательным подвижником веры и благочестия, человеком гениальной натуры, во многих отношениях опередившим свое время, всесторонне образованным богословом, что давало повод современникам называть его «положительно живой энциклопедией».

Актуальность. Для сегодняшней России обращение с исследовательскими целями к религиозной проблематике не просто актуально, а по-настоящему злободневно. К сожалению, в настоящее время наблюдается духовно-нравственный кризис личности. Наркомания, сексуальная распущенность, нравственная деградация, преступность и самоубийства среди несовершеннолетних стали распространенными явлениями в России. Фундаментальная причина, провоцирующая негативные явления - это утрата

3

человеком духовно-нравственных ориентиров и, как следствие, деградация и извращение мышления, воли, чувств, веры.

Целью данной работы: проследить влияние малой Родины на становление личности святителя Иннокентия Херсонского.

Для достижения цели были поставлены задачи:

1.Изучить условия становления личности Иннокентия Херсонского (из литературных источников и бесед).

2.Показать, какую роль сыграла малая Родина святителя в формировании его мировоззрения, становления его Веры.

Предмет исследования: Елец в жизни и судьбе Иннокентия Херсонского.

Основными методами исследования являются: сравнительно-исторический анализ источников, характеризующих процесс становления и развития святителя Иннокентия Херсонского; системный анализ религиозно-педагогической идеологии святителя Иннокентия Херсонского; систематизация и анализ полученной информации; уточнение выводов, обобщение полученных материалов.

Глава 1. Истоки духовности великого святителя. Родительский дом.

Среди сонма славных иерархов XIX века

одним из славнейших имен навсегда

останется имя Херсонского архиепископа

Иннокентия Борисова.

А.П.Лопухин

В древней части города Ельца на склоне красивой возвышенности у берегов небольшой речки Ельник, впадающей в реку Сосну, в доме священника Алексия Борисова 15 декабря 1800 года родился ребенок. Во святом крещении мальчик получил имя Иоанн. Ему суждено было стать великим, знаменитым архипастырем и богословом.

Истоки духовности великого святителя берут свое начало на родной земле в городе Ельце, где в те времена бережно хранился патриархальный уклад Святой Руси, так животворно действующий на душу человека. В том, что Ивану Борисову суждено было стать святителем церкви Христовой, заслуга его родителей: отца - священника и матери Акулины Гавриловны, глубоко религиозной православной русской женщины, а также его первого учителя и наставника о. Василия Климентова, которому Иннокентий был признателен всю свою жизнь за его мудрые наставления, труды и молитвы.

Дом священника располагался в древнейшей части Ельца неподалеку от Введенской церкви, в северо-восточном углу небольшой продолговатой площади, прилегающей к северной стороне храма. Родители Иннокентия священник градской Успенской церкви Алексей Борисович Борисов и Акулина Гавриловна, урожденная Лубенская. Иннокентий был их последним ребёнком.

4

Старший брат Иннокентия, Матвей Алексеевич Борисов, вспоминал:

«Жилище наше было хоть и городское, но скудное и тесное. Весь дом состоял из избы, сеней и клети. Так как клеть не имела печи и иметь ее не могла, потому что сложена была на живую нитку и поставлена на курьи ножки, то изба в зимнее время служила нам всем и прихожею, и гостиною, и кухнею, и спальною, и кабинетом, и молельною».

Отец Иннокентия не имел никакого школьного образования, но получил от природы одарённым человеком. Священства он не искал, а оно само к нему пришло. Когда упразднилось при Успенской церкви священническое место, отец Алексей, из низших ступеней клира дослужившийся до диаконства, и не думал проситься на него. Но прихожане уговорили его поехать с выборными из них к архиерею (Аполлосу Байбакову), который и посвятил его во священники, исполняя просьбу прихожан, хотя в то время уже в Ельце, как и вообще по городам, священники были лица, обучавшиеся в семинарии. Когда отец Алексей сделался священником, не приходило ни одного воскресного и праздничного дня без того, чтобы храм его не оглашался словом какого-либо из известных проповедников. Он выступал перед слушателями с такою только проповедью, которую предварительно трогался и убеждался сам и которую усваивал до того, что слушатели, внимая словам его, совершенно теряли из виду лежавшую перед ним книгу и верили, что он произносит свое живое, а не чужое слово…Видимо от отца передался Иннокентию талант проповедничества. Святитель Иннокентий был знаменит как проповедник и, напечатанные, его проповеди распространялись по всей России. Впоследствии Владыку Иннокентия назовут «Русским Златоустом».

Мать Иннокентия, в параллель отцу его, была женщина неграмотная, но весьма умная, благочестивая и в высшей степени набожная. Крест и молитва были основанием всех ее мыслей, действий и поступков. Все ее знания ограничивались ручной пасхалией, которую она помнила весьма твердо. Всю долгую, до 76 лет, жизнь свою она не лечилась, боясь умереть скорее от лекарства, чем от болезни. У нее была своя домашняя аптека, состоящая из травушек-муравушек, а также из разных святых вод, благословенных хлебов, елеев от чудотворных икон, Богородичных просфор. Ими она врачевала себя и детей своих, и удивительное дело: все лекарства оказывали свое действие.

Семейство Алексея Борисова состояло из двух сыновей: старшего - Матвея, рождение которого было записано в метрических книгах Введенской церкви, и младшего - Ивана, рождение которого записано в метрических книгах Успенской церкви, и двух дочерей - Анны и Екатерины. Екатерина Алексеевна была поразительно похожа на своего младшего брата, и сходство это являлось не только внешним, но и внутренним: «Тот же бойкий характер, умная, красноречивая речь». Выйдя замуж за диакона или священника (точно неизвестно) Тебенькова, Екатерина Алексеевна вскоре овдовела и проживала в Ельце, а затем по желанию брата Ивана, как видно из его писем, переехала в Харькове, где стала впоследствии настоятельницей одного из женских

5

монастырей. Другая сестра святителя Иннокентия, Анна Алексеевна, была замужем за священником Егором Ждановым. Их сын Адриан Егорович являлся диаконом Воскресенского собора в Ельце. После А.Е. Жданова дьяконское место в Елецком соборе занимал муж его дочери Александры, упоминаемой выше, Дмитрий Наумович Руднев.

В ноябрьском томе за 1881 г. журнала «Русская старина» ельчанином В.А. Кондаковым (имя и отчество не выяснены) были опубликованы письма 1822-1855 гг. святителя Иннокентия (Борисова) к его первому учителю и старшему другу о. Василию Федоровичу Климентову, священнику Введенской церкви г. Ельца. В.А. Кондаков приводит некоторые факты из детства будущего святителя, говорящие о том, что Иван Борисов был неудержимым шалуном и проказником. Например, никто из его сверстников-мальчиков не умел как он ловко и незаметно обрывать плоды с фруктовых деревьев в соседских садах. В той части Ельца, где жили Борисовы, к берегу реки Ельчик от Введенской церкви вела крутая гора. Жители расположенных в этом месте домов обычно носили из речки воду в особых глиняных кувшинах, помещавшихся на спине. Шалун Ваня Борисов поджидал где-нибудь в засаде на горе женщину, несущую воду и заранее приготовленным камнем с легкостью разбивал кувшин вдребезги, забавляясь испуганным видом бабы, мокрой от разлившейся воды. Проказы мальчика огорчали его домашних. Мать, видя бесполезность своих наставлений, покорно соглашалась с мнением соседок, что «из ее сына никакого прока не выйдет»

Но мальчик, между тем, рано начал проявлять тягу к чтению книг, о чем рассказывает другой публикатор сведений о святителе Иннокентии И. Лебедев. Грамоте Иван Борисов выучился под руководством своего отца. Книги читал те, какие находил в скромной отцовской библиотеке. В родительском доме Иван изучил славянскую азбуку, Часослов и Псалтирь и научился письму. На смену шалостям и детским проказам постепенно пришло серьезное отношение к жизни. Несомненно, что именно в детстве зародилась у Ивана Борисова любовь к проповедничеству, которая потом составила отличительную черту у архиепископа Иннокентия и позволила современникам называть его «русским златоустом».

До девяти лет Иннокентий находился в доме родительском. Иван Борисов очень рано потерял горячо любимого им отца. Отец Алексей скончался 16 октября 1811 г., «оставив о себе в народе добрую память».

В 11-летнем возрасте, лишившись отца, Иван Борисов познал всю тяжесть сиротской жизни и впоследствии, став знаменитым иерархом, он неустанно заботился об участи бедных и сирот.

Некто Афанасий Красовский, житель Орла, называющий себя в письмах к Иннокентию его другом, в одном из них от 25 апреля 1835 года говорит: «третьего дня я был на родине вашей, в Ельце, где много и очень много имел удовольствия узнать о благочестивой жизни покойного родителя вашего, память о котором не умирает и остается в сердцах знавших его. Да направит

6

и нас Господь на путь, коим следовал сей достойный пастырь».

Недалеко от входа на Старое Елецкое кладбище, слева от главной аллеи напротив алтаря церкви во имя Казанской иконы Божией Матери находится могила родителей Иннокентия Херсонского. Захоронение обнесено металлической оградкой. На могиле высокое надгробие, а в изголовье - литой чугунный памятник, изготовленный на литейном заводе купцов Криворотовых. Памятник выполнен в виде колонны, на которой стоит прямоугольный ящичек с дверкой впереди. В нишу за дверкой клали приношения и ставили свечи. На дверке надпись: «Священник Успенской церкви отец Алексий и его супруга Акилина Борисовы». На тыльной стороне ящичка написано: «Признательный сын своим родителям», а на чугунной колонне - «Родители Иннокентия архиепископа Херсонского». Прихожане ухаживают за могилой родителей Иннокентия Херсонского, чтя память об Иннокентии.

Глава 2. Наставник - Василий Климентов.

Иван Алексеевич Борисов (так звали святителя до принятия монашества) рано остался сиротой. Священник Успенской церкви Алексей Борисов умер, когда Ивану было всего 11 лет. Мальчик, с его впечатлительной тонкой душой, живым характером гораздо тяжелее перенес бы потерю близкого человека, не находись рядом друг отца - священник Василий Федорович Климентов, «человек необыкновенной доброты, ...о котором преосвященный Иннокентий всегда вспоминал с любовью и глубоким уважением». Их дружба продолжалась в течение всей жизни святителя и является достойным образцом духовного наставничества, причем наставничества взаимного: когда рассудительный ученик становился пастырем, а пастырь получал совет и поддержку от своего мудрого воспитанника...

Об отце. Василии Климентове известно, что он служил во Введенской церкви г. Ельца с 1810 по 1841 годы..

По рассказам современников, знавших священника Климентова, это «…был человек замечательный: при необычайной простоте и доступности для всех и каждого, при редкой доброте сердца отец Василий отличался честным, строгим и независимым характером,…познаниями не только в области духовных, но и светских наук, основательным знанием латинского и даже французского языков. Он любил науку и постоянно следил за нею».

Отец Василий начал заниматься с Иваном Борисовым, когда осиротевшему Ивану и его старшему брату Матвею надо было поступать в Орловскую духовную семинарию, где они могли учиться и жить на казенном содержании. Уроки и беседы его с юным Борисовым, оставив в последнем глубокий след, имели благотворнейшее влияние на развитие впечатлительного, гениального воспитанника. Отец Василий, между прочим, владел способностью к стихосложению, а в богатой натуре Ивана замечались

7

поэтические наклонности. Одно из самых моих любимых стихотворений святителя - « Не унывай», которое характеризует его как человека позитивного, по-христиански смиренного:

Когда угодно было Богу,

Чтоб, родившись бедняком,

Ты пролагал себе дорогу

Терпеньем тяжким и трудом,

То будь покорен, терпелив,

Неутомим и молчалив,

На помощь свыше уповай,

И никогда не унывай.

Когда Творцу благоугодно,

Чтоб в поте ты вкушал свой хлеб,

То не ропщи женоподобно

На Бога всяческих судеб;

Пред Ним смиренно преклонись,

Святою верой оградись,

И ею дух свой ободряй,

Но никогда не унывай.

Мальчик любил природу, любил бродить по окрестностям города, лазить по горам на берегах реки Сосны. Левый берег последней, ниже впадения в нее реки Ельчик, был красив: высокий, обрывистый, с резкими скалистыми выступами. С высоты этого берега открывается чудесный вид на город, широко раскинувшийся на противоположной возвышенности. Однажды отец Василий поручил мальчику описать картины, увиденные вокруг, с чем 12-летний отрок успешно справился.

Во время учебы в семинарии младший Борисов обращал на себя внимание

8

и педагогов, и учащихся неординарными способностями и отличными успехами. В 1819 году Иван Алексеевич Борисов блестяще окончил духовную семинарию и как лучший ее воспитанник был направлен на учебу в Киевскую духовную академию. Дальнейший его путь - это путь талантливого ученого-богослова, проповедника, путь великого архипастыря Церкви, в котором сочетались глубокий интеллект и богомудрие.

«Честный отец Василий, - писал в 1822 году из Киева студент Борисов своему елецкому наставнику, - я всегда с удовольствием вспоминаю о тех минутах детства, когда не понимая еще пользы наук, но зная необходимость учения, я принимал из уст ваших первые наставления в науках. Вы заменили собою для меня многих учителей, и я никогда не сожалел об этом... Я есмь ваш признательный воспитанник».

В Ельце архимандриту Иннокентию удавалось бывать редко, но переписка его с отцом Василием не прерывалась. «Достопочтеннейший отец Василий! Спешу воспользоваться представившемся случаем для засвидетельствования вам того уважения, которое я привык питать еще из детства», - писал Иннокентий. «…Мне так было скучно оставить вас»,- восклицал он уже в другом письме из Киева, по-видимому, после недавнего посещения перед этим Ельца..

Все годы отец Василий держал Иннокентия в курсе дел оставшихся в Ельце родственников преосвященного, заботился о них. «Сам Господь дал вас в попечителя нашему семейству, - писал с благодарностью Иннокентий, - это дело любви не забудется пред Ним в свое время».

Сам Иннокентий никогда не забывал о своем долге ученика, сына и брата. Как только он начал работать и получать за свой труд деньги, немалую часть их он присылал в Елец родным. У одной из сестер, Анны, когда она вышла замуж, родился сын Адриан, которого преосвященный очень любил, хотя племянник и огорчал его своей тягой к спиртному. Владыка просил отца Василия присматривать за Адрианом, не лишать его и подобных ему «отеческого призрения, которое для них весьма нужно».

В 1836 году архимандрит Иннокентий готовился принять епископскую кафедру в Киевской митрополии. «Не оставляйте меня в ваших молитвах!» - обращался он к духовному наставнику перед поездкой в Санкт-Петербург, где должно было состояться посвящение в сан. Как ему, по-видимому, хотелось, чтобы отец Василий - близкий по духу человек - был рядом!

В Киеве Иннокентий начал издавать периодический журнал «Воскресное чтение».С выпусками «Воскресного чтения» владыка щедро знакомил своих земляков. «Я велел отправить к вам журнал «Воскресного чтения». Читайте во здравие!» - писал Иннокентий отцу Василию в 1840-м году. В этом же письме преосвященный благодарил своего старшего друга за «доставление рисунков» памятника на могилу родителей. Мать Иннокентия умерла в 1837 году. Отец Василий Климентов принимал самое деятельное участие в ее погребении.

Всякий раз, когда Иннокентий бывал в Ельце, он старался провести

9

побольше времени вблизи могилы родителей. Останавливался же владыка обычно в семье своего племянника Адриана Егоровича Жданова, дом которого стоял на прежнем, родовом месте Борисовых. Как пишет земляк святителя Иннокентия В.А. Кондаков: «В летние приезды свои в Елец преосвященный Иннокентий любил подолгу оставаться в маленьком родном садике и часто при этом вспоминал о годах детства и указывал излюбленные им в те годы места». При этом Иннокентий, несмотря на то, что был известным на всю Россию проповедником и богословом, с которым советовались и члены царской семьи, никогда не забывал, посещая Елец, навестить своего наставника. Об одной из последних таких встреч рассказывают современники. Отец Василий почти не выходил из своего дома, потому что страдал слабостью ног. Когда приехал Иннокентий и спросил о своем наставнике, ему ответили, что отец Василий слаб и не может так скоро выйти к нему. «Да где он? - спрашивает преосвященный и направляется к запертой двери, ведущей во внутренние комнаты. Быстро отворяет дверь и с распростертыми объятиями спешит к постели отца Василия, горячо приветствует старика и с нетерпеливою поспешностью дружеского участия расспрашивает о здоровье; затем, с особенною готовностью принимает предложение отца Василия позавтракать вместе».

В 1857-м году, 26 мая, святитель Иннокентий (Иван Борисов) скончался в г. Одессе архиепископом Херсонским и Таврическим. Отец Василий Климентов был заштатным священником 11 лет. Скончался он 76-ти лет от роду, в 1857 году, всего несколькими неделями пережив своего именитого друга и воспитанника.

...И до сего дня вместе с именем святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, ельчане хранят в благодарной памяти и скромное имя его учителя, «неприметно исполнившего, может быть, многозначительную роль в развитии одного из великих сынов Отечества»

Глава 3. Память великих предков.

Сегодня ельчане стараются возродить старые православные традиции, возвращаются к истокам, к памяти своих великих предков. В 2000 г. на базе ЕГУ имени И.А. Бунина были проведены Третьи Рождественские чтения, посвященные 200-летию со дня рождения святителя Иннокентия. Местными краеведами ведется поиск архивных свидетельств о церковно-общественной библиотеке-читальне, которая была создана в Ельце в 1900 г. в честь 100-летия со дня рождения преосвященного Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического (современный адрес ул. Октябрьская, 137). Об Иннокентиевской библиотеке упоминает в своей книге «Город Елец в его настоящем и прошлом (опыт исторического очерка)» исследователь А. Воскресенский. Можно предположить, что в этой библиотеке хранились

10

книги и журналы, который святитель Иннокентий когда-то передавал своим землякам, в том числе журнал «Воскресное чтение», о чем он сообщает в письмах к отцу. Василию Климентову.

В летнем зале Вознесенского собора г. Ельца с левой стороны от главного престола расположена икона с образом святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, с частицей его святых мощей. Зажигая свечу перед образом, мы верим, что угодник Божий Иннокентий в лике Святительском ходатайствует перед Небесным Судией за свой город, за свое Отечество.

К 30-летию кончины архиепископа Иннокентия (Борисова) профессором-протоиереем Т. Буткевичем была написана первая биография иерарха-подвижника «Иннокентий Борисов, бывший архиепископ Херсонский». В предисловии автор писал: «С именем Иннокентия, архиепископа Херсонского связывается одна из самых ярких страниц в истории духовной литературы и жизни русского общества. Личность архиепископа Иннокентия представляет поистине изумительный образ духовного великана, который не только в проповедничестве (где он справедливо по заслугам приобрел название «Русского Златоуста»), но и во всех других сферах своей деятельности проявил поражающую силу ума и таланта, того духовного гения, который как озаряющий факел не только освещает целую эпоху, но и указывает дальнейшее направление…».

В 1936 году, после взрыва Преображенского собора ,где был похоронен святитель, останки архиепископа Иннокентия были перенесены на Одесское Слободское кладбище. В 1950 году заботами архиепископа Одесского и Херсонского Никона (Петина) останки святителя были перенесены на другое место кладбища, а на его могиле были установлены надгробие и памятник, у которого постоянно горела лампада. В 1987 г. захоронение было перенесено на кладбище Одесского Свято-Успенского мужского монастыря, где и находилось в ряду других архиерейских захоронений до пятницы 18 июля 1997 г., когда состоялось обретение честных мощей архиепископа Иннокентия (Борисова).

Имя выдающегося архипастыря-подвижника, уроженца Липецкого края свято почитается православным сознанием верующего народа как имя великого молитвенника и гражданина России, пламенного патриота своего Отечества, ученого иерарха-богослова, внесшего неоценимый вклад в развитие церковно-богословской науки Русской Православной Церкви и российской государственности. В Новгороде на памятнике «Тысячелетия России» в числе других знаменитых исторических деятелей русской государственности изображен и архиепископ Херсонский Иннокентий. Память Святителю совершается 26 мая.

Заключение

Православная русская церковь никогда не оскудевала великими и

11

доблестными именами. На пространстве ее тысячелетней истории тянется непрерывная вереница этих славных имен. Иннокентий Херсонский - самый близкий к нам из них, близкий не только как земляк, уроженец Ельца, но и как человек, который высоко держал знамя православия и охранял чистоту и достоинство святительского сана в церкви.

В результате работы я пришла к выводам:

  1. Святитель Иннокентий - это крупнейший церковно-исторический деятель конца18века. От природы он имел выдающиеся дарования, хорошую память, развить которые ему помогла духовно-нравственная атмосфере семьи, родного города, наставничество Василия Климентова.

  2. Истоки духовности великого святителя берут свое начало на родной земле в городе Ельце.

  3. Сегодня необходимо сделать всё, чтобы мы могли вернуться к духовно-нравственным истокам. Благодаря вере и духовным ценностям наш народ многое сумел пережить: нападение внешних врагов, внутренние неурядицы, природные катаклизмы. Чтобы и в будущем были силы для преодоления трудностей и возрождения страны, надо в первую очередь возродить духовность. Хочется, чтобы эта тема оказалась интересной и моим сверстникам.









12

Список используемой литературы.



  1. «Записки Липецкого областного краеведческого общества» Выпуск III. Липецк 2002 г.

  2. Зубов В.П. Русские проповедники. М., 2001. С. 118.

  3. Житие святителя Иннокентия Херсонского. Одесса, 1997.

  4. Лопухин А.П. Духовные светила XIX века. Галерея портретов славнейших иерархов Отечественной церкви за минувшее столетие. СПб., 1901

  5. Лебедев И.П. Преосвященный Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. Чернигов, 1901.(извл. из Черниговских епархиальных ведомостей. 1901. №1)

  6. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом. Елец, 1999.

  7. Кондаков В.А. Иннокентий Борисов, архиепископ Херсонский и Таврический в письмах его 1822-1855 гг. // Русская старина. 1881.

  8. Елецкая быль. № 6. 1998.

  9. Доценко А. // Красное знамя. 2001. .№ 9.

Использованные материалы

1.rulex.ru/01090257.htm

2.days.pravoslavie.ru/Life/life4817.htm

3.lipetsk.ru/town/kraeved/glava1/dotsenko.html



13

Приложение 1.

Словарь терминов.


Алтарь - в православии алтарём называют восточную часть христианского храма, находящуюся на возвышении, предназначенную для священнослужителей и обычно отделённую от средней части храма иконостасом.

Архиепископ - первенствующий, старший епископ.

Архипастыря - почетное звание высших духовных лиц: патриархов, митрополитов, епископов.

Архимандрит - в православной церкви название настоятелей крупных мужских монастырей, ректоров духовных семинарий, начальников духовных миссий.

Архиерей - общее название высших чинов православного духовенства.

Диакон - лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства. Диаконы помогают священникам и епископам при совершении богослужений, но самостоятельно ни служить, ни совершать таинства не могут.

Духовная семинария - название среднего специального заведения для подготовки церковнослужителей.

Елей - освящённое масло, обыкновенно оливковое с примесями благовоний. Елей с древних времен считался целебным веществом. Еще с ветхозаветных времен елей знаменовал благодать, радость, оживление.

Иерарх - общее наименование для священнослужителей высшей степени церковной иерархии: епископа, архиепископа, митрополита, экзарха, патриарха.

Златоуст - красноречивый оратор.

Клир - церковное собрание священно- и церковнослужителей; весь причт церковный; собрание причетников и певчих.

Мощи - останки святых христианской церкви, являющиеся объектом религиозного почитания.

Пасхалия - собрание правил, на основании которых вычисляется день празднования Пасхи.

Проповедь - 1. Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в церкви. 2. Устное или письменное распространение какого-нибудь учения, идей, взглядов, мнений.

Просфора - белый круглый хлебец, употребляемый в обрядах православного богослужения.

Святитель - священнослужители, которые своей святой жизнью и ревностным пастырским служением осуществляют Промысел Божий о Церкви как о Теле Христовом.

14

Приложение 2.

Исследовательская работа. Елец в жизни и судьбе святителя Иннокентия Херсонского.

Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический.



15

Приложение 3.



Исследовательская работа. Елец в жизни и судьбе святителя Иннокентия Херсонского.

Елец. Таким мог видеть город юный Иван Борисов, будущий святитель Иннокентий Херсонский.





17

Приложение 4.


Исследовательская работа. Елец в жизни и судьбе святителя Иннокентия Херсонского.

Успенская церковь, в которой служил о. Алексей Борисов.





18

Приложение 5.

Исследовательская работа. Елец в жизни и судьбе святителя Иннокентия Херсонского.

Об отце Василии Климентове известно, что он служил во Введенской церкви г. Ельца с 1810 по 1841 годы



19

Приложение 6.

Исследовательская работа. Елец в жизни и судьбе святителя Иннокентия Херсонского.

Надгробный памятник Алексея Борисовича и Акулины Гавриловны Борисовых на Казанском кладбище г. Ельца



20

Приложение 7.



Исследовательская работа. Елец в жизни и судьбе святителя Иннокентия Херсонского.

Штамп Елецкой библиотеки-читальни имени архиепископа Иннокентия



21

Приложение 8.

Исследовательская работа. Елец в жизни и судьбе святителя Иннокентия Херсонского.

Икона Святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического

Исследовательская работа. Елец в жизни и судьбе святителя Иннокентия Херсонского.

Икона Святитель Иннокентий

22

Приложение 9.

Исследовательская работа. Елец в жизни и судьбе святителя Иннокентия Херсонского.

Новгород. Памятник «Тысячелетие России».

Исследовательская работа. Елец в жизни и судьбе святителя Иннокентия Херсонского.



Скульптура святителя Иннокентия Херсонского на памятнике "Тысячелетие России».

23



© 2010-2022