Рабочая программа 10-11 класс речь и культура общения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ачитского городского округа «Русскопотамская средняя общеобразовательная школа»


Согласовано Согласовано Утверждаю.

Руководитель МО: Зам. директора по УВР: Директор школы:

_________/Жданова С. В./ ___________/Хохрякова О.А../

Рабочая программа

для 10-11 классов



Наименование предмета: русский язык и культура русской речи.

Класс (специфика) общеобразовательный.

ФИО учителя: Волкова Ольга Александровна.

Общее количество часов на предмет по учебному плану: 68.

Класс

10

11

Количество часов в год

34

34

Рабочая программа учителя составлена на основании Программы курса и методических рекомендаций для учителя. Екатеринбург. Издательство «Сократ», 1999г.

2015г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «речь и культура общения» составлена в соответствии с нормативными документами:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 года ;

2. Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент) (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089);

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 года, регистрационный №19993);

4. Устав Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Ачитского городского округа «Русскопотамская средняя

общеобразовательная школа»;

5. Образовательная программа МКОУ АГО «Русскопотамская СОШ»;

6. Учебный план МКОУ АГО «Русскопотамская СОШ»;

7.Национально - региональный компонент государственного образовательного стандарта общего образования Свердловской области (утверждён постановлением Правительства Свердловской области от 25.05.2004 г. № 386-ПП) ;

8. Перечень учебных изданий, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на текущий учебный год (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 с изменениями)




Данная рабочая программа составлена на основе программы «Речь и культура общения. Практическая риторика» для 10-11 классов А.П. Чудинова, Т.В. Поповой. Знание правил, законов речевого общения, овладение его конкретными технологиями необходимо старшеклассникам, т. К. обеспечивает их личностное развитие и социальную адаптацию: поиск жизненных идеалов и собственной индивидуальности, характерный для старшеклассников, требует их самовыражения и самоутверждения прежде всего в речевом общении. Свойственное старшеклассникам стремление к индивидуальному освоению реальной действительности, потребность самореализоваться во «взрослой жизни» невозможно адекватно осуществить вне активного, деятельностного освоения законов общения и нормативно-ориентированного речевого поведения в ситуации общения. В связи с вышеизложенным чрезвычайно важным является приобретение современными старшеклассниками первичной речевой и коммуникативной эрудиции и компетентности в процессе творческой речевой деятельности, понимаемой как риторическая деятельность в ситуации общения. Эта творческая (риторическая ) деятельность направлена на создание собственных ситуативно адекватных речевых произведений, с помощью которых возможно реальное, подлинное общение, построенное на субъектно-субъектных началах, на взаимном уважении и понимании говорящего и слушающего. Реализация данной программы в образовательной деятельности невозможна без коммуникативно направленных интенсивных методов обучения. Собственно педагогическое осмысление и применение интенсивных и коммуникативно направленных методов должно происходить на основе методов концентричности расположения учебного материала, нарастания сложности предлагаемых заданий, рационализации и оптимизации учебного материала, активизации творческой и самостоятельной деятельности учеников.


Общая характеристика учебного предмета

Курс «Речь и культура общения» сохраняет свой надпредметный характер, так как способствует развитию умений / навыков речевой деятельности, которые необходимы как в любой ситуации непосредственного общения с использованием устной речи, так и в любой ситуации опосредованного общения «человек - письменный текст - человек».

Приобретаемые и развиваемые коммуникативные умения и навыки при их практическом использовании помогают устанавливать и поддерживать эмоциональный и деловой контакт с собеседником, добиваться взаимодействия и взаимопонимания в диалоге, выстраивать стратегии и тактики речевого поведения и речевого воздействия в беседе, споре, дискуссии с целью донести свою мысль (информацию) до собеседника, учитывая его интересы и состояние, а в споре, дискуссии отстоять свою точку зрения. Не меньшее внимание уделяется развитию коммуникативных умений / навыков, способствующих адекватному восприятию и пониманию мыслей и чувств собеседника в диалоге, а также при рефлексии собственной речевой деятельности.

Особое внимание в курсе РиКО уделяется освоению тех коммуникативных умений / навыков, которые полезны при создании, восприятии и понимании научно-учебного и делового письменных текстов, типичных в сфере учебной деятельности и в реальных жизненных ситуациях.

Все названные содержательные характеристики учебного предмета «Речь и культура общения» нацелены на развитие личности, ее речевой и общей культуры, прежде всего на развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассников, их абстрактного мышления, памяти, навыков самостоятельной учебной деятельности, что мотивирует к самообразованию и способствует самореализации личности.

Учебный предмет «Речь и культура общения» способствует социальной адаптации выпускников (в перспективе - овладению будущей профессией) и приобщает их к воплощению идей толерантного общения. Примерная программа создает условия для углубления деятельностного подхода к изучению предметов филологического цикла в старших классах.

На базовом уровне решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, обучая речи и коммуникативно-направленной речевой деятельности, средняя школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

Содержание курса «Речь и культура общения» на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода.

В соответствии с этим в Х-ХI классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая и культуроведческая ключевые компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащимся старшей школы.

Языковая компетенция - обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, соблюдение культурно-речевых норм, обеспечивающих правильность и коммуникативную целесообразность речи, выбор и использованием языковых средств в соответствии с требованиями сферы общения, речевого и ситуативного контекста, умение пользоваться лингвистическими и речеведческими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание речевой деятельности на русском языке как формы выражения национальной культуры и личностно-осмысленных нравственных ценностей, социальных ориентиров.

В содержании примерной программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию языковых и коммуникативно-речевых умений и навыков, обеспечивающих свободное владение речью на русском языке в разных сферах и ситуациях общения .

Цели обучения

- знание приемов и методик поиска, сбора, критической оценки и структурирования информации, необходимой для создания собственного текста и при решении конкретной практической задачи;

- знание приемов и методик насыщения собственного устного и письменного текста необходимой информацией при создании его логических, композиционных и речевых структур;

- знание методик и приемов осмысленного восприятия и понимания (анализа) предложенного устного / письменного текста; - знание методик и приемов целостной интерпретации текстовой информации в различных ситуациях использования устной и письменной речи.

- владение и успешное применение методик и приемов насыщения собственного устного / письменного текста необходимой информацией при создании логических, композиционных и речевых структур; - владение и успешное применение методик и приемов осмысленного восприятия и понимания (информационно-смыслового анализа) предложенного устного / письменного текста;

- владение и успешное применение методик и приемов целостной интерпретации текстовой информации в различных ситуациях использования устной и письменной речи;

- умение отбирать, структурировать и критически относиться к различным видам, источникам и содержанию информации. - развитие способности к речевой самооценке и самоконтролю;

- развитие способности к самореализации и самовыражению в информационно-коммуникативной сфере деятельности.

- развитие культуры общения как основы психофизического благополучия;

- владение нормами и правилами бесконфликтного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Место предмета в учебном плане.

Курс рассчитан на 2 года. 10 класс - 34 часа в год , 11 класс - на 34 часа в год .

Общие учебные умения, навыки, способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации его надпредметной функции. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, это предполагает развитие речемыслительных способностей в рамках познавательно-рефлексивной и информационно-коммуникативной деятельности. При изучении курса «Речь и культура общения» на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстовой информацией);

  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Виды упражнений / заданий, выполняемых учащимися в процессе обучения


Выполнение творческой работы по созданию письменного монологического научно-учебного или делового текста: написание сочинения на литературную или иную предметную тему; выполнение творческого задания к изложению; написание текста доклада, научно-исследовательского проекта; объяснительной / докладной / служебной записки; заявления, резюме.

Выполнение работы репродуктивного характера: передача содержаниея исходного текста полно / сжато в виде устного пересказа, письменного изложения; составление плана, тезисов, аннотации, конспекта; написание реферата.

Подбор аргументов к предложенному тезису / теме для создания письменного текста или при подготовке к устной дискуссии.

Выбор композиционного решения текста.

Определение принадлежности текста к жанру, стилю, типу речи.

Целостный информационно-смысловой анализ текста.

Публичное выступление: защита научно-исследовательского проекта, выступление с докладом, рефератом.

Участие в дискуссии: по материалам защиты проекта, при обсуждении различных аспектов предложенной проблемы с целью предложить и доказать свою точку зрения / мнение, учитывая мнение оппонента.

Совершенствование (редактирование) собственного / предложенного текста.

Участие в коммуникативных играх с целью выработки умений работать в команде.

Участие в речевых практикумах, имитирующих ситуации публичного выступления, участия в дискуссии (выступление, работа с вопросами), проведения беседы.

Выполнение заданий, формирующих коммуникативно-речевые умения активного слушания, ознакомительного / аналитического чтения.

Участие в речевых практикумах, позволяющих моделировать свое речевое поведение в ситуациях непосредственного общения.

Технологии, с помощью которых планируется выйти на достижение целей, задач, планируемого результата:

Использование на уроке субъектно-субъектного стиля педагогического общения, создание естественной ситуации общения, предполагающей доверительные, построенные на взаимном уважении отношения между детьми и учителем. Такая ситуация общения предполагает демократизм, отсутствие диктата при обсуждении предлагаемых решений.

Деятельностный режим образования: общению учим в общении, ориентируемся на методы активного, развивающего обучения с обязательной рефлексией (анализом, обсуждением совместной деятельности).

Личностно-ориентированный образовательный процесс: право на творчество и на ошибки в процессе творчества, уважение к индивидуальности школьника. Педагог не диктует правила общения, но служит образцом для подражания.

Общие подходы к организации контроля таковы:

Контроль должен быть неразрушающим, дающим возможность каждому ученику проявить себя, свои способности, индивидуализированным, дифференцированным;

Контроль предполагает развитие творческих способностей учащегося, т.е. он должен быть развивающим;

Контроль предполагает выявление уровня сформированности навыков, риторизированной устной и письменной речи.

Формами контроля могут стать следующие:

  • Мини-анализ текста по определению функционального стиля;

  • Мини-анализ текста по определению смыслового типа речи;

  • Мини-анализ текста по определению основной мысли текста-рассуждения

  • Мини-анализ языковых средств текста;

  • Мини-анализ композиций текста;

  • Мини-анализ изобразительно-выразительных средств;

  • Комплексный анализ научного и публицистического текстов

  • Написание рецензий на научный и публицистический текст;

  • Анализ ситуаций общения;

  • Ролевые игры;

  • Речевые тренинги;

  • Устный монологический ответ,

  • Контрольная работа,

  • Тест, устный зачет,

  • Сочинение-рецензия

Методы и приёмы преподавания.

При обучении риторики активно используются следующие методы преподавания:

  • слово учителя;

  • беседа;

  • разыгрывание коммуникативной ситуации;

  • риторический анализ текста и др.

Основные подходы к освоению материала:

  • инструктивный (учащиеся изучают правила; воспроизводят их на уроке, объясняют, как правильно вести себя в той или иной ситуации);

  • деятельностный (учащиеся приобретают ЗУНы в процессе ролевых игр, имитации реальных, коммуникативных ситуаций, тренингов);

  • рецептивно-аналитический (школьники наблюдают за коммуникативной ситуацией и определяют, насколько правильно ведут себя герои, в чём причины их коммуникативных неудач, отмечают пути достижения коммуникативных целей).

Основное содержание

«Речь и культура общения. Практическая риторика»

В 10, 11 классах изучаются жанры монологической и диалогической речи. Каждому из основных жанров - ораторике, полемике, беседе, переговорам, спору - посвящены отдельные разделы.

Непосредственно изучению риторических жанров предшествует вводный раздел, где изучается определение риторической науки, даётся характеристика её связи с другими смежными науками, определены задачи изучения курса, сообщены краткие сведения об основных этапах развития риторики, её основных разделах.

Для организации многоаспектной работы над риторическими жанрами в программу включены разделы, которые содержат материалы по нормативности речи, выразительности речи, языковым средствам риторики, речевому этикету, по отработке навыков правильного звукопроизношения и интонирования, по формированию культуры письменной речи школьников и совершенствованию навыков правописания в 10,11 классах.

В процессе изучения спецкурса осуществляются межпредметные связи с такими дисциплинами, как русский язык, литература, обществознание, история.

Главный показатель в освоении курса «Речь и культура общения» - совершенствование коммуникативной компетентности и повышение речевой культуры школьников.

Требования к уровню подготовки учащихся

В ходе освоения курса учащиеся должны знать:

-риторические параметры текста;

-сферы красноречия;

-жанры риторического монолога и диалога;

-риторические и культурно-речевые аспекты анализа образцовых текстов;

-стратегию и тактику речевого поведения, выбор жанра в ситуации общения;

-основные понятия теории этикета и особенности современного русского этикета;

-основные риторические средства русского языка.

Учащиеся должны уметь:

-определять показатели риторичности текста: логизированность - эмоциональность, построение логических структур текста, система аргументации, композиционные особенности текста, выразительные средства;

-делать осмысленные творческие заимствования из высоких образцов, необходимые для собственного речетворчества;

-диагностировать (рецензировать) и редактировать тексты;

-применять правила и приемы эффективного воздействия;

-учитывать в своей речевой деятельности особенности функциональных стилей и риторических жанров, специфику речевой ситуации;

-говорить и писать в соответствии с нормами литературного языка.

Тематическое планирование. 10 класс. 34 часа.

урока

Тема урока

Теория

Практика

1.

Риторика-наука о речевом воздействии

2.

Риторика и смежные науки.

3.

Основные разделы риторики.

4.

Понятие о норме и виды норм

5.

Фонетические нормы

6.

Грамматические нормы

7.

Точность речи. Лексические нормы.

8.

Чистота речи.

9

Уместность речи..

10.

Ясность речи.

11

Краткость речи.

12.

Богатство речи.

13

Логичность речи.

14.

Эмоциональность речи

15.

Индивидуальность речи.

16.

Спор как риторический жанр, основные термины и типы спора.

17.

Подготовка к спору.

18.

Риторический практикум.

19.

Ведение спора по сути.

20.

Уловки в споре..

21.

Ведение спора при публике, аргументы к слушателям.

22.

Ведение спора в специальных условиях.

23.

Практикум по целостному анализу спора.

24.

Повторение и обобщение материала.

25.

Беседа как риторический жанр.

26.

Речевой этикет и его функции.

27.

Основные понятия теории этикета.

28

Этикетные формулы и сигналы.

29

Этикетные формулы и сигналы при разговоре по телефону

30.

Этикетные формулы и сигналы в письменной речи.

31,32

Практикум по использованию этикетных формул.

33,34

Обобщение материала. Практикум по комплексному этикетному анализу текста.

Тематическое планирование. 11 класс.34 часа.


№ У

Р

О

К

А

Раздел, тема

Кол-во

Часов

теории


Практика

1

Повторение изученного в 10 классе

1

2

3

4

5

6

7

8

Риторический жанр «переговоры»

Переговоры как риторический жанр

Подготовка к переговорам.

Аргументация на переговорах

Ведение переговоров, стиль.

Уловки на переговорах

Ведение переговоров в специальных условиях.

Практикум по анализу риторического диалога

Повторение и обобщение. Контроль


9

10

11

12

13

14

15

16

17

Риторический жанр «Ораторика»

Ораторика как риторический жанр

Композиция текста

Подготовка выступления

Оратор и аудитория

Практикум по монологической речи

Нестандартные ситуации

Приемы косвенного воздействия

Практикум по анализу риторического монолога

Повторение. Контроль.


18

19

20

21

22

23

24

25

Языковые средства риторики

Виды образных средств

Компаративные тропы

Тропы

Фигуры повтора

Фигуры расположения

Фигуры имитации

Взаимодействие образных средств в тексте

Анализ текста




26

27

28

29

30

31

32

33

34

Речевой этикет

Основные понятия и термины

Этикетные и неэтикетные темы беседы

Национальные особенности этикета

Социальные и исторические особенности этикета

Комплексный этикетный анализ текста

Повторение темы «Спор»

Повторение темы «Переговоры»

Повторение темы «Беседа»

Резерв




  • Учебно-методическое обеспечение

Название программы

(реквизиты, кем рекомендована, принцип построения, на ступень обучения)

Учебники для каждого класса на данной ступени обучения (полные выходные данные)

Методические пособия

Дидактические

материалы

Примерная программа курса «Речь и культура общения» для основного общего образования. 10-11 классы. Составители: Чудинов А. П., Попова Т.В.- Екатеринбург, 1999.

А.П.Чудинов, Е. А. Чудинова Речь и культура общения (практическая риторика): Учебник для 10-11 классов Екатеринбург,1999

Культура русской речи: учебник для ВУЗов/ Под ред. Л.К. Граудиной, Е.В. Ширяева. М.,1998

Л.А.Введенская, Л.Г. Павлова Риторика и культура речи. Ростов-на-Дону,2005

Архарова Д.И., Долинина Т.А. Играем - учимся. Учимся играя: Сборник коммуникативных игр и речевых упражнений: Пособие для учителя / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1997.

2.Руженцева Н.Б. Сборник упражнений по практической риторике и культуре общения / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998





Приложение.

Критерии оценивания:

Критерии оценивания предполагают выход на соответствие требованиям планируемого результата. Отметки, оценки выставляются на основании требований программы, предполагающей социально-коммуникативную компетентность.

«3»- достижение достаточного (базового) уровня предполагает овладение уч-ся минимально необходимой совокупностью способов деятельности в базовом информационном поле, обеспечивающий социальную адаптацию учащихся за счет присвоения (понимания, осознания, принятия, освоения) общественного опыта (знаний, правил, умений)

«4»- достижения повышенного (оптимального) уровня минимума определяется овладением совокупностью таких способов деятельности в информационных полях, которые обеспечивают социальную адаптацию уч-ся за счет коррекции его собственной системы отношений.

«5»- достижение повышенного (расширенного) уровня при овладении совокупностью способов деятельности в информационном поле (в том числе их переструктурированном) обеспечивающий социальную адаптацию за счет варьирования и создания новых способов деятельности, позволяющих решать возникающие противоречия между общественно-правовыми нормами и собственными жизненными принципами.

Оценка результатов обучения.

Текущая работа по риторике оценивается по традиционной пятибалльной системе. Итоговая аттестация - используется тоже пятибалльная система. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

  1. полнота и правильность ответа;

  2. степень осознанности понимания изученного;

  3. полнота и правильность ответа;

  4. речевое оформление.


© 2010-2022