Русский язык в 5 классе. Урок решения учебной задачи

Русский язык в 5 классе. Урок решения учебной задачи.   Тема: Многозначность  слова. Цель: создать условия, при которых учащиеся обнаружат, что по количеству ЛЗ слова бывают однозначными и многозначными.     Ход урока.   I.  Постановка учебной задачи. 1. Учащиеся зачитывают работы, написанные дома. Задание: Письменно ответить на вопрос «Что я знаю о лексическом значении         слова?». Как вы думаете, а есть ещё в русской лексике секреты? Учитель: Что означает выражение - охарактеризовать лекси...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык в 5 классе.

Урок решения учебной задачи.


Тема: Многозначность слова.

Цель: создать условия, при которых учащиеся обнаружат, что по количеству ЛЗ слова бывают однозначными и многозначными.

Ход урока.


I. Постановка учебной задачи.

1. Учащиеся зачитывают работы, написанные дома.

Задание: Письменно ответить на вопрос «Что я знаю о лексическом значении слова?».

Как вы думаете, а есть ещё в русской лексике секреты?

Учитель: Что означает выражение - охарактеризовать лексическое значение слова?

Ученик: Указать семантические элементы слова, которые входят в его состав и которыми определяется его содержание.

2. Задание: Охарактеризуйте лексическое значение слов.

Скворец, кувшин, крыло

(стр.105) (стр.163) (стр161)

Учащиеся составляют статью для толкового словаря.

В ходе обсуждения составляемых работ выясняется следующее:

скворец

кувшин

крыло

крылоРусский язык в 5 классе. Урок решения учебной задачи. ЛЗ 1

3Русский язык в 5 классе. Урок решения учебной задачи.Русский язык в 5 классе. Урок решения учебной задачи.Русский язык в 5 классе. Урок решения учебной задачи.. ЛЗ 1 ЛЗ 1

Русский язык в 5 классе. Урок решения учебной задачи.Русский язык в 5 классе. Урок решения учебной задачи.Русский язык в 5 классе. Урок решения учебной задачи. ЛЗ 2



?

Может быть, это разные слова? А, может быть, у слова бывает несколько ЛЗ? (предлагаются различные варианты, учащиеся обосновывают свои ответы, приводят примеры).

4.Формулировка вопроса.

Сколько ЛЗ может быть у слова?

II Решение учебной задачи.

Где мы можем найти ответ на интересующий нас вопрос?

АНАЛИЗВ словаре!

Сопоставим словарные статьи, составленные нами, со статьями в толковом словаре.


И

скворец

скворец

кувшин

кувшинРусский язык в 5 классе. Урок решения учебной задачи.Русский язык в 5 классе. Урок решения учебной задачи.так:

крылоРусский язык в 5 классе. Урок решения учебной задачи. ЛЗ 1

Русский язык в 5 классе. Урок решения учебной задачи.Русский язык в 5 классе. Урок решения учебной задачи. ЛЗ 2

ЛЗ 3

Н

АНАЛИЗа основе одного примера с существительным «крыло» нельзя утверждать, что у слова может быть несколько ЛЗ, ведь в языке бывают исключения…

Обратимся за помощью к учебному пособию (упр.27, стр.28)

Работа в парах.

Задание. Одинаково ли значение слова черный в следующих предложениях?

1) Истратили всю черную краску. 2) Тебя в бане надо вымыть: ты черный, чумазый. 3) Павка выполнял в буфете всю черную работу: мыл посуду, полы, рубил дрова, выносил мусор. 4) Черные думы не дает весь день покоя.

Определите по словарю, какие еще значения имеет слово черный. Составьте и запишите три предложения с другими значениями этого слова.

ИРусский язык в 5 классе. Урок решения учебной задачи.так: ЛЗ1 (цвет сажи)

черныйРусский язык в 5 классе. Урок решения учебной задачи.ЛЗ2 (грязный, принявший темную окраску)

Русский язык в 5 классе. Урок решения учебной задачи.Русский язык в 5 классе. Урок решения учебной задачи.Русский язык в 5 классе. Урок решения учебной задачи.ЛЗ3 (тяжелый труд)

Русский язык в 5 классе. Урок решения учебной задачи.Русский язык в 5 классе. Урок решения учебной задачи.ЛЗ4 (мрачные, безотрадные думы)

ЛЗ7 ЛЗ6 ЛЗ5 (противоположный светлому) Черный хлеб.

(задний вход, (преступный,

черное крыльцо) злостный) Черное дело сделал кто-нибудь.

АНАЛИЗ

Задание: какие значения будут приобретать данные глаголы, если их поочередно употреблять со словами, заключенными в скобках.

Работа в парах.

Исключить, откинуть , склонить , переместить в низкое положение.

1 гр. Опустить (абзац, воротник, голову, флаг).

Тратить, лишаться, сбиваться с пути , лишаться по небрежности.

2гр. Терять (время, друга, дорогу, ключи).

Снижается, идет, касается, распространяется, умирает.

3 гр. Падает (цена, снег, подозрение, свет, скот).

АНАЛИЗ

Почему в ходе работы возникли трудности?

Не всегда легко охарактеризовать ЛЗ слова, иногда не удается точно определить

смысловые элементы, которые входят в его состав.

Нужно учитывать при определении ЛЗ слова его многозначность.


  1. Моделирование.

ВИДЫ СЛОВА ПО КОЛИЧЕСТВУ ЛЗ


Русский язык в 5 классе. Урок решения учебной задачи.Русский язык в 5 классе. Урок решения учебной задачи.ЛЗ1

Русский язык в 5 классе. Урок решения учебной задачи.Русский язык в 5 классе. Урок решения учебной задачи.Русский язык в 5 классе. Урок решения учебной задачи.Русский язык в 5 классе. Урок решения учебной задачи.Русский язык в 5 классе. Урок решения учебной задачи.ЛЗ1 ЛЗ2

ЛЗ3

однозначные многозначные

Ответ на вопрос: сколько ЛЗ может быть у слова?

III. Контроль и оценка

Задание: определи однозначные и многозначные слова, проверь по словарю правильность своей работы.

Аллея, белый*, библиотека*, былина, варить*, вежливый, ветреный*, вечер*, герой*, голубь.


  1. Домашнее задание

Составить кроссвордный диктант, используя однозначные и многозначные слова. Бери в помощники толковый словарь (5-6 слов).


© 2010-2022