АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЛОЛОГИЯ» (ЛИТЕРАТУРА)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЛОЛОГИЯ» (ЛИТЕРАТУРА)

Рубан Любовь Дмитриевна

учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3,

с.Безопасное

"Россия не сможет отказаться от чтения до тонкого слоя,

как на Западе - или ей надо перестать быть Россией"

В.Распутин

В 2015 году в России пройдет Год литературы, в связи с чем президент нашей страны Владимир Владимирович Путин еще летом 2014 года предложил разработать новую концепцию преподавания этого предмета в школах. Характерной приметой нашего времени является повышение статуса гуманитарных наук, наблюдающиеся во всем цивилизованном мире. Новое мышление - это, прежде всего, отстаивание общечеловеческих духовных ценностей, это защита нравственных принципов, которое веками вырабатывало человеческое сознание.

Ведущая роль здесь принадлежит, конечно, учителю, человеку знающему и умеющему правильно, точно, красиво выражать мысли и вести за собой учеников. Сегодня именно словесник, работая с живым писательским словом, имеет возможность говорить о духовно-нравственных ценностях, помогать познавать себя через героев художественных произведений, опосредованно через них воспитывать юные души. Равнодушному и пассивному учителю литературы нет места в сегодняшней школе. Учитель литературы находится в постоянном творческом поиске, чтобы сначала пробудить, а потом и поддержать интерес к чтению, учитель может вызвать интерес детей одной лишь мыслью, удачно подобранной фразой из текста, причем не только из программного материала. «Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно», - так А.Н. Толстой сформулировал основное правило развития читательского интереса. На занятиях литературой (от слова «занят», «увлечен») должна быть создана атмосфера нравственного погружения в художественное слово.

Литература - один из главных предметов в школе. "Актуальные задачи, стоящие перед современной школой, в условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, определяют и главные проблемы литературного образования". Он входит в систему филологических дисциплин. Литература - это и наука и искусство. У нее есть свои цели и задачи - образовательная, воспитательная и развивающая - они прописаны в стандарте по литературе. Так как литература - учебная дисциплина, то при анализе произведения следует исходить из того, что: 1) литературное произведение существует как реальность, обладающая идейной, нравственной, философской и эстетической ценностью. 2) художественный мир литературного произведения не имеет ничего общего с материальной реальностью. 3) любое художественное произведение строится на принципах художественной условности. 4) литературные произведения ничего не доказывают и не объясняют на рациональном уровне. 5) восприятие литературного произведения возможно только на основе сотворчества. 6) изучение любой национальной литературы возможно на фоне мирового литературного процесса, на основе принципа историзма. 7) главный критерий - художественность.

Литература как учебный предмет связана с русским и иностранным языками, с которыми образует круг филологических дисциплин: с историей, обществоведением при рассмотрении обзорных тем, с ИЗО и музыкой - единая эстетическая основа. Межпредметные связи помогают решить многие задачи в преподавании литературы: выявить особенность литературы как искусство слова, сопоставление с другими видами искусств; помочь в понимании отдельных проблем, рассматриваемых на уроках литературы; создать эмоциональное поле урока.

Современная система преподавания литературы в российской школе характеризуется многовариантностью и разнообразием. Появились школы и классы с углубленным изучением литературы, гимназии и лицеи гуманитарной направленности. Это потребовало разработки новых подходов к определению содержания образования по предметам филологического цикла вообще и по литературе в частности.

В настоящее время существует несколько концепций преподавания литературы в школе: этическое, идеологическое, эстетическое и этико-эстетическое направления. Нередко встречается разумное взаимодействие позиций. Но всех волнует опасность отчуждения молодежи от художественных достижений, потеря интереса к сознательному чтению.
Первостепенное внимание к суверенности читательского восприятия, к его углублению в процессе анализа художественных произведений, к целостному изучению литературы, включающему индивидуальность художника слова, поэтику, литературные оценки, «движение» произведения во времени.
Теоретические проблемы современной методической науки:


проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира;
взаимообогащение литературоведения и методики преподавания литературы;
углубление связей между восприятием произведения, интерпретацией, анализом и самостоятельной деятельностью учащихся;
проблема изучения литературного развития учащихся;
историческая смена методов и приемов изучения литературы, конструирование новых, опора на традиционные;
формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, воспитание творческих начал личности;
поиск новых структур уроков и моделирование других форм проведения занятий.

Именно поэтому я осуществляю деятельностный подход в обучении. Деятельностный подход - метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебнопознавательной деятельности. В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребёнка в учебном процессе в качестве субъекта учения (т.е. того, кто учится, а не того, кого учат). Как осуществляется деятельностный подход на уроке? Если это этап изучения нового материала, то задача учителя заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать. Так после исследования сущности загадок и их сопоставительного анализа у пятиклассников осознанно рождаются загадки типа: «Беленький зверек по полю бегает и следы оставляет» - мелок и доска, «Не человек, а растет, не животное, а ест и пьет» - дерево и т.п.

Погружаясь в мир поговорок и пословиц, обучающиеся показывают понимание темы тем, что сочиняют короткую историю - притчу, заканчивающуюся мудрым высказыванием.

Уроки литературы - это поле для фантазии. Через нестандартные задания ребенок приобщается к миру литературного творчества. Учебный год в 6 классе мы начинаем с открытия «Галереи любимых книг», на которой помимо читательских дневников представлена творческая защита любимых страниц. Традиционными уже стали кроссворды, викторины в форме «брейн-ринга», «слабого звена», вопросы к которым зачастую составляют сами ребята, оцениваются и ответы, и качество придуманных вопросов. Особым интересом пользуется викторина «3 вопроса». После прочтения и собеседования по произведению учащимися составляются на карточках 3 вопроса по тексту, затем учитель втайне от ребят нумерует карточки с вопросами, а на доске записывает ряд цифр. Ученик выходит к доске, выбирает цифру с номером карточки и отвечает на 3 вопроса своего одноклассника. Оценивает ответившего тот, кто составил эти 3 вопроса.

Стараюсь разнообразить домашние задания с учетом индивидуальных возможностей учащихся. Особое внимание уделяется одаренным детям, которые учатся по принципу «если можешь, то должен». При знакомстве со стихотворением В.Брюсова «Хвала человеку» пишем сочинение о человеке, ставшем самым главным в жизни ребят. Чаще всего пишут о родителях. При чтении отрывков из произведений пробуем их дописать сами, потом написанное читается вслух. Дети учатся слушать друг друга, рецензировать. При изучении тем по УНТ сочиняем сказки сами, кто не способен, тот создает иллюстрации, книжные обложки, знакомим одноклассников с семейными традициями, а это уже получается урок-концерт.

А если о более серьезном, то, например, при изучении в 8 классе произведений о ВОВ, учащиеся сами занимаются интервьюированием, уроки оживляются воспоминаниями о близких людях, проходят встречи с участниками Великой Отечественной войны. В старших классах иногда вместо сочинений на поэтические темы составляем сборник стихотворений с комментариями. Идет отбор текстов, а, следовательно, ученик думает, размышляет, развивается.. А на одном из последних уроков учебного года предлагается тема «Спасибо тебе, литература», которая обнажает не только знание изученного материала, но и внутренний мир ученика. О внутреннем мире ребенка расскажут и уроки-ассоциации. Здесь и устная речь развивается, и самостоятельное мышление, и образность, и знание психологии человека. А главное - не скучно, интересно, познавательно.

Уроки в старших классах выходят на более серьезный, деловой уровень. Нетрадиционных уроков становится чуть меньше. На первый план выходит проблемное обучение как одна из развивающих, деятельностных технологий обучения, одна из наиболее соответствующих потребностям школы и тенденциям современного развития. Проблемная ситуация может возникнуть на любом этапе урока. Все зависит от учителя, как он решит, где более уместна и эффективна будет постановка проблемной задачи, проблемного вопроса или проблемной ситуации. Сегодняшние старшеклассники в корне отличаются от тех, что учились 20, 15 и даже 10 лет назад. Они не готовы к «зазубриванию», «штампам» в отношении литературных героев. Они видят героев «живыми» и оценивают их поступки, соотнося с собой, своим поколением. Та же Катерина с ее избитым «протестом против темного царства» вызывает не уважение, а сочувствие, превратившись из героини в несчастную женщину. Возникает необходимость временного распределения оценок поступкам героев. Так и Обломов из лентяя постепенно превращается в человека, живущего по велению души, имеющего право жить так, как ему хочется. Казалось бы, «избитые» с советских времен образы получают второе рождение, становятся проблемными. Трудно оспорить мнение Е.Н. Ильина, который утверждает, что «анализ литературного произведения должен вырастать в этическую проблему. Школьная книга, прежде всего,- это нравственная тема, а не отрезок теории и истории литературы».

Новое содержание образования связано с поисками новых методов преподавания, новых подходов к содержанию и структуре урока литературы.
Поскольку проблема чтения, формирования читателя, духовного мира продолжает быть самой актуальной научной проблемой, в методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность восприятия художественного текста, глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя. Не случайно основой базового компонента литературного образования названы чтение и изучение художественного произведения, его толкование. Согласно Концепции государственного стандарта общего образования РФ, стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания и достижении нового качества его результатов.

Один из главных факторов, влияющих сегодня на развитие российского образования - это поворот к личности обучаемых (развитие личности - смысл и цель современного образования). Поэтому актуальность нового взвешенного подхода к преподаванию литературы, основанного на традиционных ценностях в контексте отечественной культуры, постоянно возрастает, поскольку литература является одним из основных учебных предметов, способствующих гармоничному развитию личности российского школьника.

Опираясь на принципы природосообразности, культуросоообразности, индивидуально-творческого подхода, сотворчество учителя и учащихся, я стараюсь добиться высоких конечных результатов при обучении литературе. Об этом свидетельствуют количественные показатели. Так уровень успеваемости по литературе составляет 100%, качество знаний учащихся в среднем - 74%.

Для подтверждения эффективности или неэффективности духовно-нравственного направления уроков литературы, проверки сформированности тех или иных качеств личности, отражающих уровень нравственности учащихся, среди учащихся 8-х классов была проведена диагностика по методике А. Басса и А. Дарки.

Результаты диагностики свидетельствуют о том, что у большинства учащихся отмечен рост познавательной и творческой активности. Это отражено в следующих данных:

развитие интереса в получении знаний о ценностях и традициях отечественной духовной культуры (73%);

развитие интереса к пониманию смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны в произведениях художественной литературы и искусства (71%);

интерес к сохранению духовно-нравственных традиций семьи и общества (78%);

стремление расширить круг своего чтения за счёт духовной литературы (47%);

включение в различные виды художественно-творческой деятельности (72%);

стремление помочь людям, попавшим в трудные ситуации, беду; проявление отзывчивости (57%);

проявление меры нравственной требовательности к себе и окружающим; степень уважительного, доброжелательного отношения к людям (75%);

развитие позитивного отношения к учебным предметам гуманитарного цикла (49%).

Таким образом, проведённое исследование позволило сделать следующие выводы:

- Уроки литературы для развития нравственных качеств личности, ценностных ориентаций, для усвоения морально-эстетических норм и принятия их как руководящих принципов в собственной жизни.

- Основой для формирования духовно-нравственных качеств личности обучающихся являются аксиологический, культурологический и личностно-ориентированный подходы, которые способствуют становлению внутреннего мира ребёнка и его мировоззрения с формированием духовности как внутренне активного стремления к поиску, совестливого отношения к жизни.

- Литература помогает развитию культуры и любви к родному слову - основе духовной жизни народа, приобщает учеников к общечеловеческим нормам нравственности, развивает умение видеть мир целостно и объёмно, способствует осмыслению нравственных ценностей, передаче традиций из поколения в поколение.

- Духовно-нравственное воспитание становится наиболее успешным при учёте социокультурных условий, при создании условий социальной и творческой активности школьников, их возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей, а также включения старшеклассников в социально-значимые дела, имеющие культурную и нравственную ценность.

- Духовно-нравственное воспитание, являющееся органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития, становится приоритетной областью в образовании.

Итак, преподавание литературы должно строиться не только на анализе произведения. Еще важно, чтобы дети открыли мастерство писателя, научились понимать классическую литературу. Но еще важнее помочь открыть им свой мир, решить нравственные проблемы. А учитель - это проводник и помощник. Значит, главное для меня, учителя, - построить разговор так, чтобы ученик с радостью последовал за мной в Мир литературы.

Уважаемые педагоги! Стремитесь быть открытыми к новому, стремитесь к творчеству, совершенствуйтесь и - самое главное - не бойтесь ошибиться! Успехов и интересных находок!





Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

  2. Примерная программа основного общего образования

  3. Проект требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования

  4. Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

  5. Белухин Д.А. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.

  6. Каганович С. Л. Технология обучения анализу поэтического текста. Великий Новгород, 2002.

  7. Каганович С. Л. Обучение анализу поэтического текста. М., изд-во «Русское слово», 2006.

  8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руков.образ.учрежд., студентов пед.учеб.заведений, слушателей ИПК. - Ростов- н/Д: Изд-во «Учитель», 2006.

  9. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 5: Инновационные уроки. Научно-практич.пособие для учителей, методистов, руков.учебных заведений, студентов пед.заведений, слушателей ИПК. - Ростов- н/Д: Изд- во «Учитель», 2007.

  10. Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 6: Интегрированные уроки. Научно- практич.пособие для учителей, методистов, руков.учебных заведений, студентов пед.учб.заведений, слушателей ИПК. - Ростов- н/Д: Изд-во «Учитель», 2008.

  11. Литература. 9-11 классы: уроки-исследования / авт.-сост. И.Д.Бережная. - Волгоград: Учитель, 2008.

  12. Литература. 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков / авт.-сост. Е.Н.Попова и др. - Волгоград: Учитель, 2009.

  13. Педагогические мастерские по литературе. Кн. 1 и 2. СПб., 2000 4.

  14. Тамберг Ю. Г. Развитие творческого мышления ребенка. СПб, 2002. 5.

  15. Тамберг Ю. Г. Развитие интеллекта ребенка. СПб, 2002.

  16. Шрагина Л. И. Логика воображения. М.,2001.

  17. fcior.edu.ru/ Цифровые образовательные ресурсы

  18. school-collection.edu.ru/ Цифровые образовательные ресурсы ХрноЛайнер Живая родословная



© 2010-2022