Методические материалы для уроков русского языка 5-9 классы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактический материал на тему «Различные виды диктантов- один из приёмов активизации познавательной деятельности обучающихся»

Учитель МОУ»СОШ№4» города Ржева Тверской области Баранова Т.И.


  1. Диктанты с изменением текста (тексты записаны на доске).

5 класс.

Я всегда уд.влялся как изм.няет природа снег. Небеса рассыпались снежным пухом и наполнили все пор.зительной тишиной и спокойствием. Я воротился домой и с насл.ждением ходил по белым дорожкам сада. Засв.тились огоньки в избах и бледные лучи ут.нули в пот.мневшем воздухе. Все см.шалось в кучу снежные тучи редкие снежинки.

Задание:

1 - 4 группа - выписать предложения с однородными членами, расставить знаки препинания, объяснить пропущенные орфограммы.

2 группа - разобрать по составу слова «рассыпались», «снежинки»

3 группа - подорать синонимы к слову «уд.влялся», «пор.зительной»; антонимы к словам «бледные», «редкие»

4 группа - составить схемы 1-го и последнего предложений.

6 класс.

«Лес зимой».

Заботливой хозяйкой пришла в наши леса зима. Вот холм у опушк.. С него ш.ловливый ветер взял и .дул белую шапку чтобы потом накинуть ее снова. В тяж.лые снеговые шубы нар.дила она ели и сосны и каждое дерево напоминает мохнатое белое чудовище. На веточке березы зима набросила пуховые варе.ки на р.бину накинула белую шаль*. Стоиш. Смотриш. и дух захватыва.т от этой красоты.

Задание:

1-4 группа - выписать сложные предложения, обозначить грамматическую основу, расставит знаки препинания, объяснить орфограммы;

2 группа - составить схемы сложных предложений, обозначить вид;

3 группа - составить словарную статью к слову «шаль». Сравнить по словарю Ожегова.

4 группа - творческое задание: составить текст, начиная с последнего предложения, употребив, где возможно, сложные предложения.

7 класс.

Тут было тихо и торжестве..о. Деревья окута..ые в свои белые ризы* дремали в (не)подвижном величии.. Иногда с верхней ветки срывался кусоч.к снега и слышно было как он шуршал падая и ц.пляясь за другие ветки. Кто (то) шел по алле.. Пор.внявшись со скамейкой (не)знакомец вдруг круто повернул в сторону Мерцалова и слегка дотрагиваясь до шапки спросил вы позволите здесь пр.сесть?

Задание:

1 группа - записать 2-е, 3-е предложения, объяснить в них знаки препинания, орфограммы.

2 группа - записать 2-е, 3-е предложения, объяснить в них знаки препинания, орфограммы. Объяснить орфограммы в остальных словах (с пропусками и со скобками).

3 группа - записать предложения с деепричастными оборотами, объяснить знаки препинания, дать лексическое толкование слова «риза». Сравнить словарную статью по словарю Ожегова и этимологическому словарю.

4 группа - записать текст, вставить орфограммы, расставить знаки препинания, составить схему последнего предложения.

8 класс.

Вечере.т. Ветра уже нет. На м.же* улеглись кусты перекати - поле. Весь день их бросало по свежей сыроватой пах.те. Теперь и пахарям можно отдохнуть.

Хорошо лежать на опушке прозрачного перелеска и смотреть в ясное небо. Там начинают (не)ярко светиться первые звездочки. Нежно пахн.т распускающ.мися дубовыми почками.

Сладко дремл.тся и ломит от усталости босые ноги. Кажется что все еще идешь за плугом в (не)глубокой борозде. Слыш.тся горта..ые голоса грачей. Они устра.ваются на ночь в уже готовых своих гнездах.

Задание:

1 группа - выписать односоставные предложения с главным членом - сказуемым, определить их вид (объяснить пропущенные знаки препинания и орфограммы)

2-3 группы - выписать все односоставные предложения, определить их вид, (объяснить пропущенные знаки препинания и орфограммы)

3 группа - объяснить значение слова «межа» (см.»Словарь русского языка» С.И.Ожегова)

4 группа - «Слышатся гортанные голоса грачей». Что еще можно услышать в эту пору? (Дописать текст, употребив, где возможно, односоставные предложения, определяя их вид)

9 класс.

Погода уже три дня стояла тихая и теплая. На улицах (не) было видно (ни) клочка снега и грязное место зам.нилось бл.стящей мостовой и быстрыми ручьями. С крыш. уже ст.кали последние капли и в п.л.саднике и около крыльца между камнями зеленела мшистая* трава. Был тот особе..ый период весны который сильнее всего действует на душу человека яркое солнце ручьи и проталинки п.хучая свеж.сть в воздухе и (нежно) голубое небо. Мокрая земля по которой кое (где) выб.вались (ярко)зеленые иглы травы блестящей на солнце ручьи п.хучий сырой воздух и радостное солнце все говорило про красоту счастье и добр.детель*.

Задание:

1 группа - выписать сложносочиненные предложения с союзом «и», раскрыть скобки, вставить буквы

2 группа - записать последнее предложение, дать ему характеристику, вставить буквы, раскрыть скобки

3 группа - выписать сложные предложения с различными видами связи, начертить схемы, раскрыть скобки, вставить буквы.

4 группа - «Был тот особе..ый период весны который сильнее всего действует на душу человека». Дописать текст: «какие чувства испытывает человек весной, употребив, где возможно, сложные предложения.


  1. Диктанты на расширение текста.

5 класс.

Спишите, обозначая пропущенные орфограммы и знаки препинания. Введите в текст имена прилагательные, подчеркните как члены предложения.

На… березк. др.жит последний лист. … ветер шевелит … ветки.... Лист вздрагива.т но ост.ется в.сеть. Опять… ветерок! В.сит! Когда все ут.ха.т … листок отрыва.тся тихо скользит по горке скользит … монеткой л.жится на шапку кукушкина льна. Последний лист осен..

6 класс.

Введите в текст числительные, определите их разряд, роль в предложении.

«Пернатые часы».

Я люблю слушать птич.и голоса когда пр.буждается тайга. В … часа пр.сыпаются светл.головые пеноч.ки. В … часу по тайге вдруг прон.сутся звонкие трели др.зда. По голосам этих птиц можно св.рять время.

1.Составить схему 1-го предложения.

2. Выполнить синтаксический разбор 2-го,3-го предложений.

7 класс.

Образуйте от глаголов в скобках деепричастия или причастия. Спишите, расставив знаки препинания, вставив пропущенные буквы.

По ясному небу н.слись (не закрыть) солнца низкие дымч.тые тучи. (Запыхаться) мчится вдоль дороги мартовский ветерок. (Извиниться) за майскую погоду черемуха пр.гласила всех насекомых на ча.питие. (Думать) о звездах мы думаем и о земном. Если пр.щурить глаза то (высоко) высоко (мерцать) звездочки пр.близятся. (Разогнать) облака прок.тился по небу тонким колесом позолоч…ый месяц. Облака (задевать) за рыжую бороду молодого месяца .д.рают с нее позолоту и плывут дальше уже (украсить).

8 класс.

Записать текст, расставить знаки препинания, выделить в словах орфограммы. Ввести в текст вводные слова, обозначить их графически.

Друзья мои читайте книги! Книги наши учителя и помощники советчики. Они играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии. нашей ц.в.лизац... Книги рассказывают о том что человечество совершило передумало чего достигло в далеком прошлом; объясняют настоящее и увл.кают в мир буду.щего. Хорошие книги развивают ум помогают вырабатывать характер формируют вкус. Польза от общения с книгами и в том что они повышают грам.тность пр.в.вают вкус к хорошему слову и любовь к языку.

К какому стилю относится текст? Докажите.

9 класс.

1. Подобрать к главному предложению «Летом я много читала…» придаточные:

А) причины

Б) уступки

В) следствия

Г) цели

2. Книга … была очень интересная. В ней рассказывалось… . Главные герои … покорили меня своей честностью.

3. Экспедиция большую часть пути пройдет по совершенно безлюдной тайге … и выйдет к южным склонам горного хребта. Путь экспедиции начался недалеко от побережья … . В дорогу сумели выйти только через два дня … . Вначале поднимались вверх по реке … . Однако через неделю лодки пришлось оставить … и дальше двигались пешком.

Б) Диктанты на расширение текста (на введение предлогов (союзов, частиц), дописывание слов автора к прямой речи (и наоборот), введение причастных оборотов, деепричастных оборотов, придаточных предложений.

Сложное предложение.

9 класс.

Подобрать к главному предложению Летом я много читала… придаточные а) причины, б) уступки, в) следствия, г) цели.

Книга… была очень интересная. В ней рассказывалось… Главные герои… покорили меня своей честностью.

Экспедиция большую часть пути пройдет по совершенно безлюдной тайге и выйдет к склонам горного хребта. Путь экспедиции начался недалеко от побережья… В дорогу сумели выйти только через два дня… Вначале поднимались вверх по реке… Однако через неделю лодки пришлось оставить… и дальше двигались пешком.

(по В.Малову)

В) Диктанты на сужение текста, диктанты на перестановку (применяется при изучении, например, знаков препинания, причастного оборота) при обособлении определений.

- Лед, большой, громоздкий, идет по реке днем и ночью. - Большой, громоздкий лед идет по реке днем и ночью.

- Ночь, вьюжная, морозная, кажется длинною.

- Спят леса лиственные, промерзшие, заиндевевшие, в пуховых валенках, хвойные снежные шубы накинули. (В.Бианки).

Г) Графические диктанты (схематические).

9 класс.

Цель диктанта: проверка умения различать, что связывает союз «и» - однородные главные предложения или части сложного предложения, определить виды простых предложений, входящих в состав сложно - сочиненного предложения.

  1. Север дышит ветром ночи и полынь колышет. (И.Бунин.)

  2. Полая вода сошла, и река струилась узеньким ручейком.

  3. Лес тянулся на несколько километров, и можно было заблудиться в нем.

  4. Весна, и уже тепло.

  5. Поют жаворонки в ясной тишине и на землю с неба трель льют.

  6. Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

  7. Посидите на берегу с удочкой, и вы почувствуете прилив сил.

  8. Осень, и листья опадают с деревьев.

  9. В саду было тихо, и лишь откуда - то издалека доносился шум колес.

  10. Прошли лес, и перед нами вдруг открылась река.


© 2010-2022