Конспект урока русского языка в 11 классе по теме: «Функционирование жаргонной лексики в сфере информационных технологий»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме: «Функционирование жаргонной лексики в сфере информационных технологий»Конспект урока русского языка в 11 классе по теме: «Функционирование жаргонной лексики в сфере информационных технологий»Конспект урока русского языка в 11 классе по теме: «Функционирование жаргонной лексики в сфере информационных технологий»Конспект урока русского языка в 11 классе по теме: «Функционирование жаргонной лексики в сфере информационных технологий»



Конспект урока русского языка
в 11 классе по теме:

«Функционирование жаргонной лексики в сфере информационных технологий».








Учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ №2 г. Россоши
Воронежской области
Михайленко Наталья Александровна



Г. Россошь 2014г.

Говоря об особенностях развития русского языка на рубеже XX - XXI века, нельзя не упомянуть о том, что «для современной языковой ситуации в России характерна утрата высокого стиля, перемещение на его место среднего, нейтрального». В новом среднем стиле русского языка, в настоящее время особую актуальность приобретают просторечные и жаргонные слова, что обуславливает не только общестилистическое снижение русской речи, но и разрушает сложную синонимическую систему русского литературного языка. Поэтому считаю актуальным и правильным включать в систему уроков русского языка занятия, отражающие данный процесс.

Урок русского языка в 11 классе на тему «Функционирование жаргонной лексики в сфере информационных технологий».

Цель: Определить закономерности функционирования жаргонной лексики в сфере информационных технологий.

Задачи: Выявить лексическую семантику жаргонной лексики, использующуюся в сфере информационных технологий. Охарактеризовать структуру лексических единиц. Рассмотреть системные отношения лексики компьютерного жаргона. Определить функции рассматриваемых единиц.

Методы: Описательный метод, метод контекстуального анализа, использован прием моделирования и количественного подсчета.

Ход урока.

1. Постановка проблемы. Слово учителя.

Тема выступления: «География новых компьютерных установок».

Тезисы выступления:

  1. США - родина подавляющего большинства компьютерных технологий.

В настоящее время в Selicon Dolley имеется около 1900 фирм, которые так или иначе относятся к электронной промышленности.

  1. Любые новые разработки являются плодом деятельности одного или группы ученых, работающим над совместным проектом. Любая новая технология выходит за стены исследовательских центров уже в готовом виде, а следовательно, имеет и свое название. Рождаются новые термины, специальные наименования, и общество вынуждено пользоваться этими названиями.

  2. Лишь отталкиваясь от своей первоначальной формы, слово может образовать разговорную форму и появиться в компьютерном сленге.

  3. С начала компьютерной революции (конец 80-х годов) словарный запас и новые приращения к нему стали общим достоянием. Произошел своеобразный «обвал»: англоязычные термины и аббревиатуры заполнили страницы журналов и засорили речь специалистов. Новые термины из закрытого лексикона стали переходить в разряд общеупотребительных, так как количество людей, имеющих отношение к компьютерам, постоянно увеличивается. И параллельно этому происходит еще один закономерный, с точки зрения лингвистики, процесс - образование специфического компьютерного сленга.

  1. II. Обсуждение проблемы посредством беседы с учащимися по вопросам. Возможно применение мультимедийного сопровождения.

Вопросы:

1. Как вы понимаете понятия «термин», «терминология», «жаргон»?
2. Знакомо ли вам явление, именуемое «терминологизацией» (процесс семан тического преобразования общеупотребительного слова в термин)?

Осуществляется двумя путями:

Сужением у слова На основе сходства одного

лексического значения предмета или явления с

(дефиниция) другим (терминообразование

на основе метафоры)

3. Можете ли вы на основе второго вопроса ответить, что есть процесс детерминологизации? (когда слово- термин приобретает широкое, нетерминологическое значение).

III. Слово представляется заранее подготовленным ученикам, которые выступают по теме с «индивидуальным» материалом. Учащиеся ведут необходимые записи в тетрадях.



1 ученик

Тема: «Литературная и нелитературная лексика»

книжные слова, стандартные профессионализмы

разговорные слова, нейтраль- вульгаризмы

ные слова жаргонизмы

Последним дается подробное объяснение.

Вывод:

а) отличие компьютерного жаргона от сленга других типов состоит в том, что эти слова служат для общения людей одной профессии - программистов и тех, кто использует компьютер;

б) компьютерный сленг отличается «зацикленностью» на реалиях мира компьютеров, отличного от «мира обычного». Благодаря знанию такого специального зыка, компьютерщики чувствуют себя членами некоей замкнутой общности.

в) компьютерный сленг нельзя причислить ни к одной отдельно взятой группе нелитературных слов. Это явление, которому присущи черты каждой из них. Так появился термин «компьютерный жаргон».

2 ученик

Тема: «Тематические группы слов»

Семантика компьютерных терминологических единиц очень разнообразна.

Весь компьютерный жаргон можно разделить на следующие группы:

а) слова, обозначающие названия оборудования, деталей и основных частей компьютера: мозги - оперативная память; глаз - монитор; проц - процессор;

карлсон - вентилятор (охладитель для компьютера); педаль - клавиатура;

винт - винчестер (жесткий диск - носитель информации).

б) термины, обозначающие названия программных продуктов, программ, команд и файлов:

проги - программы;

живность, червяк, жук, зверь - компьютерный вирус; глюк - ошибка в программе;

аська - программа CQ (для переписки в глобальной сети);

айболит - антивирусная программа;

дося - дисковая операционная система DOS

в) название операций и отдельных действий: грохнулся - сломался;

убить - стереть (удалить) что - нибудь;

аржить - использовать архиватор ARJ

г) сообщения, которые выдает система на запросы пользователя:

гамовер - окончание игры;

повис - сбой в системе.

д) название людей, занятых тем или иным видом деятельности:

хакер - программист-взломщик;
юзер - пользователь;
чайник - неопытный пользователь.

Вывод: сфера действия компьютерного жаргона охватывает людей,

профессионально работающих с компьютерами и просто пользователей то есть она достаточно широка. Поэтому можно говорить о следующих функциях, выполняемых компьютерным жаргоном:

  1. средство самовыражения (для простоты общения пользователей);

  2. выражение эмоций, оценочного отношения (например, бутявка - загрузочная дискета; маразм - резкая нехватка памяти);

  3. экономия язык, так как в компьютерном жаргоне существует множество слов, являющихся эквивалентами громоздких слов (чат - специальная программа в глобальной сети)

IV. Практическая часть.

Слово учителю.

Способы словообразования.

С точки зрения словообразования можно говорить о том что жаргонная лексика пополняется, в основном за счет заимствований из английского языка. Основных причин две:

  1. Наличие принятой во все мире английской терминологии, что связано с господством на мировом рынке американских фирм;

  2. мода на английский язык в молодежной среде.

Отличаются следующие способы словообразования:

  1. суффиксация: оперативка, струйник, чайник.

У существительных наиболее часто встречаются суффиксы - ник -, -к-, - ишк.

  1. префиксация: слить (скопировать), вырубить (выключить), взломать, взорвать (нарушить систему защиты).

  2. сложение основ:

Мышедром (коврик для мыши) ,числогрыз (компьютер), технокрыса (автор и распространитель вирусных программ),блохолов , клоподав ( программа поиска ошибок и отладки программ ), флопповод (жаргонное название гибкого диска).

  1. аббревиация:

чаво (часто задаваемые вопросы и ответы);

рама (оперативная память);

рамка (постоянное запоминающее устройство).

  1. сложение с сокращением :

вика ( видеокарта ), примат ( прикладной математик ).

6) усечение:

вир - вирус ,винч - жесткий диск, яха-японская фирма «Ямаха».

7) каламбурное словообразование:

Квакать( играть в компьютерную игру Quake), заниматься делом
(удалять файлы с помощью команды Del)

8)метафорический и функциональный перенос: шнурок - провод, соединяющий два компьютера; шланг - широкий кабель для соединения устройств; пробка, затычка - устройство предотвращающее несанкционированный доступ к программам и оборудованию.

Вывод: способы, с помощью которых пополняется лексический состав компьютерного жаргона, чрезвычайно разнообразны и включают в себя практически все известные модели словообразования.

Далее учитель предлагает ученикам самостоятельно подытожить материал урока и сделать соответствующие выводы по теме, опираясь на содержание (теоретическое и практическое) занятия.

Выводы, которые могут сделать старшеклассники:

  1. жаргонная лексика служит для обозначения широкого круга специальных понятий: предмета, признака, процесса, явления;

  2. она прочно вошла в систему языка, о чем свидетельствует тот факт, что она стала основной для образования других единиц, то есть образует словообразовательные цепи и гнезда;

  3. жаргонная лексика представляет собой самостоятельную подсистему языка;

  4. в научной литературе жаргонной лексике, как правило, дается негативная оценка. Она занимает периферийное место в системе литературного языка, но в сфере компьютерных технологий выполняет важные функции, которые оправдывают ее существование;

  5. жаргонная компьютерная лексика - доказательство того, насколько современные технологии влияют и на общество, и на развитие современного русского языка.

V. Подведение итогов. Д/3. Выставление оценок.







6


© 2010-2022