Конкурс-игра «Знатоки русского языка»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конкурс-игра «Знатоки русского языка»Конкурс-игра «Знатоки русского языка»Конкурс-игра

«Знатоки русского языка»

Вступительное слово учителя, представление заранее сформированных двух команд и представительного жюри.

Слайд №1 со словами К.Г.Паустовского на фоне картины природы средней полосы)

Учитель: Начнём мы нашу игру со слов замечательного русского писателя К.Г.Паустовского «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает до самой сердцевины свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

- Итак, на первом этапе нашего конкурса повторим фонетику. Сразу отмечу, что понадобятся вам здесь внимание и смекалка.

I.Фонетика (Слайд №2)

Учитель: Метаграмма - это загадка, в которой зашифрованы два или более слов, которые различаются одним звуком. За каждую отгаданную метаграмму начисляется 5 очков.

1.«Метаграммы»:

Со звуком с я не вкусна,

Но в пище каждому нужна.

С м берегись меня, не то

Я съем и платье и пальто.

(соль-моль; слад №3)

С к я в школе на стене,

горы, реки есть на мне.

С п - от вас не утаю-

Тоже в школе я стою.

(карта-парта; слайд №4)

Хоть и мала я, но взгляни:

весь мир в себе я отражаю.

Но к на ц перемени,

и по болоту зашагаю.

(капля-цапля; слайд №5)

Конечно, метаграмма эта

Совсем проста и не сложна:

я с у - далёкая планета,

а с и - я в Азии страна.

(Уран-Иран; слайд №6)

Я с л смягчённым - под землёй,

бываю каменный и бурый,

а с твёрдым - в комнате любой,

в геометрической фигуре.

(уголь-угол ; слайд №7)

Я цвет одинаковый часто имею:

и с к зеленею, и с г зеленею.

Но с к вам со мною рискованно быть:

Могу и до слёз довести и убить

(луг-лук, лук; слайд №8)



II.Орфография(слайд №9)

Учитель: Второй этап конкурса - орфография и задание «Одним словом». За каждое отгаданное и правильно написанное слово начисляется по 1 очку.

Выразите одним словом описание понятия так, чтобы это слово содержало двойную согласную, а члены команд правильно запишут эти слова на доске:

I команда:

1)Свободное обсуждение какого-либо вопроса (дискуссия).

2)Избирательный листок (бюллетень).

3)Товарищ по работе (коллега).

4)Безрельсовый трамвай (троллейбус).

IIкоманда

1)Обучение животных (дрессировка)

2)Круглое окно в борту корабля (иллюминатор).

3)Морские животные, образующие известковые отложения (моллюск).

4)Рисунки в тексте, книге или журнале (иллюстрация).

III. Конкурс капитанов (слайд №10)

Учитель: А теперь конкурс капитанов. Вам нужно вспомнить и без ошибок записать маркером на прикреплённых к доске плакатах как можно больше имён собственных на букву «Э». Время выполнения - 1минута, за каждое правильно написанное слово начисляется 1 очко. Приготовились, начали!

IV.Лексическое значение и этимология слова.

(слайд11)

Учитель: Очень полезно пристально рассматривать состав слова. Такое рассмотрение развивает «морфологическое чутьё», то есть ощущение составных элементов слова в их превращениях и изменениях. «Зри в корень!» - так называется следующее задание. За правильный ответ начисляется 10 баллов.

На обдумывание задания даётся15 секунд.

Задание 1:В старину слово коло означало «круг, колесо». По-украински и сейчас коло- это круг, окружность. В русском языке коло сохранилось в словах околица, окольный, а также в слове колея, то есть след от колеса.

Имеет ли отношение к этим словам слово кольчуга? Обоснуйте ответ.

(Слайд №12,ответ: имеет, т. к кольчуга - это рубашка из металлических колец)

Задание2:Слово дол означает «низ, край». Долина-это низина, впадина между горами. Подол - нижний край платья. В некоторых городах (Киеве, Могилеве) и сейчас подолом называют низовой район города. Имеет ли отношение к словам дол и подол словадолой и одолеть? Обоснуйте ответ.

(Слайд №13,ответ: имеет, т.к долой означает выгнать кого-либо подальше, а одолеть - низвергнуть вниз.)

V.Фразеология.

(слайд №14)

Учитель: Каждый из вас хоть изредка употребляет в речи фразеологизмы, совершенно не задумываясь: как гром среди ясного неба, стереть в порошок, придержать язык и др. Знаете ли вы фразеологизмы и их значения, покажет следующее задание.

За правильный ответ-10 баллов. Внимание! Сценка-вопрос.

(читают и разыгрывают подготовленные ученики)

Автор: Граф Курляндер не мог похвастаться глубокими познаниями русского языка, но в письме к одной русской красавице он всё же решил блеснуть и написал: Граф: «Милая моя, я храню ваш портрет как синица окуня».

Учитель: Вопрос: что хотел сказать граф? (берегу как зеницу ока, т.е. очень дорожу)

Автор: Один русский барин писал графу:

Барин: Дружище! В своём поместье я совершенно один. Весело так, что, право, мухи дохнут».

Автор: Граф недоумевал:

Граф: Моему товарищу довольно весело одному. Но причём здесь мухи?

Учитель: Вопрос: чего не понял граф?

( Фразеологизм «Весело, аж мухи дохнут» означает «очень скучно»)

VI. Морфология. Словообразование. Этимология.

(слайд №15)

Учитель: Как вам известно, приставка о - (об-) может обозначать распространение действия вокруг педмета. Отсюда опёнки-грибы, растущие обычно вокруг гнилого пня, опушка - меховая обшивка по краям одежды или край леса. Приставка о - означает также наличие ошибки, промаха. По этому типу образовались слова ошибка, оплошность, описка. Эта же приставка обозначает и частицу какого-либо предмета: осколок, окурок, огарок.

Задание первой команде: Слово ошеломить первоначально обозначало «ударить мечом по шелому», т. е. по шлему. От сильного удара воин долго не мог опомниться.

Что означает этот глагол в предложении: «Учитель был ошеломлён блестящими ответами вчерашней двоечницы», и в каком значении он употреблён? Правильный ответ-10 баллов.

(Ответ: учитель точно не был в шлеме, мечом его тоже не били, просто слово «ошеломить» в современном языке употребляется в переносном значении: был очень удивлён).

Учитель: Задание второй команде: В глубокой древности слово опешить имело смысл сделаться пешим, сойти с коня. Как вы думаете, почему в современном языке это слово приобрело значение «растеряться от неожиданности, прийти в замешательство, неловкость»? Правильный ответ-10 баллов.

(Ответ: древний рыцарь, сходя с коня, т.е. спешиваясь, становился очень уязвимым для врага в тяжёлых доспехах и с громоздким оружием и , конечно, испытывал неловкость. Отсюда переносное значение слова в современном языке)

Учитель: Просим наше уважаемое жюри сделать предварительный подсчёт баллов. А пока послушаем легенду о слове лодырь.

Легенда о слове лодырь (слайд №16)

(рассказывает подготовленный ученик):

-В первой половине 19 века в Москве, на Остоженке, был дом с большим садом, простиравшимся до Москвы-реки. Популярный в то время врач Лодер лечил в этом саду минеральными водами, главным образом от ожирения. В сад Лодера приезжали в собственных экипажах московские богачи. После приёма минеральных вод их заставляли бегать по саду. Постоянный съезд богачей привлекал внимание любопытных, наблюдавших за необычным лечением. От заведения Лодера, «гонявшего бездельников», и пошло выражение «гонять лодыря», то есть бездельничать.

Учитель: Слово жюри.

Жюри подводит предварительные итоги.

Учитель: Настало время последнего задания в сегодняшней встрече: разгадывание кроссвордов.

VII.Спрятанное слово.

(слайд17)

Кроссворды готовятся учителем заранее, основываются на изучаемый в данный момент материал.

Учитель: Правильно ли команды ответили на вопросы кроссворда? Давайте посмотрим вместе (определяем правильность).

Жюри суммирует баллы, объявляет и награждает победителей.

Учитель: Я надеюсь, что интерес к русскому языку и языковым явлениям у вас, ребята, будет развиваться, будет совершенствоваться грамотность. Добрыми помощниками в этом вам будут словари. (Слайд №18).

Благодарим жюри за строгость и справедливость. Спасибо участникам за интересную игру, а зрителям - за активность. Всем - удачи! (Слайд №19).

© 2010-2022