- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конкурс-игра «Знатоки русского языка»
Конкурс-игра «Знатоки русского языка»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Черенова О.Н. |
Дата | 11.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конкурс-игра
«Знатоки русского языка»
Вступительное слово учителя, представление заранее сформированных двух команд и представительного жюри.
Слайд №1 со словами К.Г.Паустовского на фоне картины природы средней полосы)
Учитель: Начнём мы нашу игру со слов замечательного русского писателя К.Г.Паустовского «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает до самой сердцевины свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».
- Итак, на первом этапе нашего конкурса повторим фонетику. Сразу отмечу, что понадобятся вам здесь внимание и смекалка.
I.Фонетика (Слайд №2)
Учитель: Метаграмма - это загадка, в которой зашифрованы два или более слов, которые различаются одним звуком. За каждую отгаданную метаграмму начисляется 5 очков.
1.«Метаграммы»:
Со звуком с я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С м берегись меня, не то
Я съем и платье и пальто.
(соль-моль; слад №3)
С к я в школе на стене,
горы, реки есть на мне.
С п - от вас не утаю-
Тоже в школе я стою.
(карта-парта; слайд №4)
Хоть и мала я, но взгляни:
весь мир в себе я отражаю.
Но к на ц перемени,
и по болоту зашагаю.
(капля-цапля; слайд №5)
Конечно, метаграмма эта
Совсем проста и не сложна:
я с у - далёкая планета,
а с и - я в Азии страна.
(Уран-Иран; слайд №6)
Я с л смягчённым - под землёй,
бываю каменный и бурый,
а с твёрдым - в комнате любой,
в геометрической фигуре.
(уголь-угол ; слайд №7)
Я цвет одинаковый часто имею:
и с к зеленею, и с г зеленею.
Но с к вам со мною рискованно быть:
Могу и до слёз довести и убить
(луг-лук, лук; слайд №8)
II.Орфография(слайд №9)
Учитель: Второй этап конкурса - орфография и задание «Одним словом». За каждое отгаданное и правильно написанное слово начисляется по 1 очку.
Выразите одним словом описание понятия так, чтобы это слово содержало двойную согласную, а члены команд правильно запишут эти слова на доске:
I команда:
1)Свободное обсуждение какого-либо вопроса (дискуссия).
2)Избирательный листок (бюллетень).
3)Товарищ по работе (коллега).
4)Безрельсовый трамвай (троллейбус).
IIкоманда
1)Обучение животных (дрессировка)
2)Круглое окно в борту корабля (иллюминатор).
3)Морские животные, образующие известковые отложения (моллюск).
4)Рисунки в тексте, книге или журнале (иллюстрация).
III. Конкурс капитанов (слайд №10)
Учитель: А теперь конкурс капитанов. Вам нужно вспомнить и без ошибок записать маркером на прикреплённых к доске плакатах как можно больше имён собственных на букву «Э». Время выполнения - 1минута, за каждое правильно написанное слово начисляется 1 очко. Приготовились, начали!
IV.Лексическое значение и этимология слова.
(слайд11)
Учитель: Очень полезно пристально рассматривать состав слова. Такое рассмотрение развивает «морфологическое чутьё», то есть ощущение составных элементов слова в их превращениях и изменениях. «Зри в корень!» - так называется следующее задание. За правильный ответ начисляется 10 баллов.
На обдумывание задания даётся15 секунд.
Задание 1:В старину слово коло означало «круг, колесо». По-украински и сейчас коло- это круг, окружность. В русском языке коло сохранилось в словах околица, окольный, а также в слове колея, то есть след от колеса.
Имеет ли отношение к этим словам слово кольчуга? Обоснуйте ответ.
(Слайд №12,ответ: имеет, т. к кольчуга - это рубашка из металлических колец)
Задание2:Слово дол означает «низ, край». Долина-это низина, впадина между горами. Подол - нижний край платья. В некоторых городах (Киеве, Могилеве) и сейчас подолом называют низовой район города. Имеет ли отношение к словам дол и подол словадолой и одолеть? Обоснуйте ответ.
(Слайд №13,ответ: имеет, т.к долой означает выгнать кого-либо подальше, а одолеть - низвергнуть вниз.)
V.Фразеология.
(слайд №14)
Учитель: Каждый из вас хоть изредка употребляет в речи фразеологизмы, совершенно не задумываясь: как гром среди ясного неба, стереть в порошок, придержать язык и др. Знаете ли вы фразеологизмы и их значения, покажет следующее задание.
За правильный ответ-10 баллов. Внимание! Сценка-вопрос.
(читают и разыгрывают подготовленные ученики)
Автор: Граф Курляндер не мог похвастаться глубокими познаниями русского языка, но в письме к одной русской красавице он всё же решил блеснуть и написал: Граф: «Милая моя, я храню ваш портрет как синица окуня».
Учитель: Вопрос: что хотел сказать граф? (берегу как зеницу ока, т.е. очень дорожу)
Автор: Один русский барин писал графу:
Барин: Дружище! В своём поместье я совершенно один. Весело так, что, право, мухи дохнут».
Автор: Граф недоумевал:
Граф: Моему товарищу довольно весело одному. Но причём здесь мухи?
Учитель: Вопрос: чего не понял граф?
( Фразеологизм «Весело, аж мухи дохнут» означает «очень скучно»)
VI. Морфология. Словообразование. Этимология.
(слайд №15)
Учитель: Как вам известно, приставка о - (об-) может обозначать распространение действия вокруг педмета. Отсюда опёнки-грибы, растущие обычно вокруг гнилого пня, опушка - меховая обшивка по краям одежды или край леса. Приставка о - означает также наличие ошибки, промаха. По этому типу образовались слова ошибка, оплошность, описка. Эта же приставка обозначает и частицу какого-либо предмета: осколок, окурок, огарок.
Задание первой команде: Слово ошеломить первоначально обозначало «ударить мечом по шелому», т. е. по шлему. От сильного удара воин долго не мог опомниться.
Что означает этот глагол в предложении: «Учитель был ошеломлён блестящими ответами вчерашней двоечницы», и в каком значении он употреблён? Правильный ответ-10 баллов.
(Ответ: учитель точно не был в шлеме, мечом его тоже не били, просто слово «ошеломить» в современном языке употребляется в переносном значении: был очень удивлён).
Учитель: Задание второй команде: В глубокой древности слово опешить имело смысл сделаться пешим, сойти с коня. Как вы думаете, почему в современном языке это слово приобрело значение «растеряться от неожиданности, прийти в замешательство, неловкость»? Правильный ответ-10 баллов.
(Ответ: древний рыцарь, сходя с коня, т.е. спешиваясь, становился очень уязвимым для врага в тяжёлых доспехах и с громоздким оружием и , конечно, испытывал неловкость. Отсюда переносное значение слова в современном языке)
Учитель: Просим наше уважаемое жюри сделать предварительный подсчёт баллов. А пока послушаем легенду о слове лодырь.
Легенда о слове лодырь (слайд №16)
(рассказывает подготовленный ученик):
-В первой половине 19 века в Москве, на Остоженке, был дом с большим садом, простиравшимся до Москвы-реки. Популярный в то время врач Лодер лечил в этом саду минеральными водами, главным образом от ожирения. В сад Лодера приезжали в собственных экипажах московские богачи. После приёма минеральных вод их заставляли бегать по саду. Постоянный съезд богачей привлекал внимание любопытных, наблюдавших за необычным лечением. От заведения Лодера, «гонявшего бездельников», и пошло выражение «гонять лодыря», то есть бездельничать.
Учитель: Слово жюри.
Жюри подводит предварительные итоги.
Учитель: Настало время последнего задания в сегодняшней встрече: разгадывание кроссвордов.
VII.Спрятанное слово.
(слайд17)
Кроссворды готовятся учителем заранее, основываются на изучаемый в данный момент материал.
Учитель: Правильно ли команды ответили на вопросы кроссворда? Давайте посмотрим вместе (определяем правильность).
Жюри суммирует баллы, объявляет и награждает победителей.
Учитель: Я надеюсь, что интерес к русскому языку и языковым явлениям у вас, ребята, будет развиваться, будет совершенствоваться грамотность. Добрыми помощниками в этом вам будут словари. (Слайд №18).
Благодарим жюри за строгость и справедливость. Спасибо участникам за интересную игру, а зрителям - за активность. Всем - удачи! (Слайд №19).