Урок русского языка с применением дистанционных технологий по теме «Морфемика и словообразование»

Урок  обобщения и систематизации знаний по теме «Морфемика и словообразование» разработан для учащегося 5 класса Центра дистанционного обучения детей-инвалидов. Урок проводится дистанционно с использованием материалов платформы http://iclass.home-edu.ru/  Урок проводится в on-line режиме. Для повышения мотивации у учащегося к предмету используются игровые методы обучения с использованием средств ИКТ. Основными  задачами урока являются: углубить знания по теме «Морфемика и словообразование»; закрепить умение производить морфемный разбор слова;закрепить умение работать с операционной системой Windows, прикладными программами этой операционной системы.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дистанционный урок русского языка в 5 классе

по теме «Морфемика и словообразование»

Данный урок разработан для учащегося 5 класса Центра дистанционного обучения детей-инвалидов. Урок проводится дистанционно с использованием материалов платформы htt://iclass.home-edu.ru//.

Тема урока: «Морфемика и словообразование»

Материально-техническое обеспечение урока:

  • комплект компьютерного оборудования, поставляемого в рамках программы организации дистанционного обучения детей-инвалидов

Методы и приёмы обучения, применяемые на уроке:

  • частично-поисковый;

  • контроля и самоконтроля .

Тип урока: закрепление и обобщение изученного.

Вид урока: урок-путешествие.

Технология урока: на игровой основе, с использованием средств ИКТ.

Оборудование: раздаточный материал, персональный компьютер, мультимедийная презентация, толковый словарь С.И. Ожегова.

Цели и задачи урока:

Обучающие:

  • углубить знания по теме «Морфемика и словообразование»;

  • закрепить умение производить морфемный разбор слова;

  • закрепить умение работать с операционной системой Windows, прикладными программами этой операционной системы.

Развивающие:

  • развивать речь, логическое мышление, внимание и память,

  • самостоятельность в учебной деятельности;

  • развитие эмоций учащегося путем привлечения наглядности и средств ТСО (компьютер).

Воспитательные:

  • воспитывать чувство ответственности, формировать умение сопереживать, сочувствовать окружающим, ответственно относиться к дружбе.

План урока:

I. Организационный момент.
II. Работа по теме урока.

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Работа с текстом.

  3. Лексическая работа.

  4. Беседа по теме урока.

  5. Словарная работа.

  6. Сообщение о корне.

  7. Орфографическая работа

  8. Сообщение о приставке

  9. Сообщение о суффиксе

  10. Сообщение об окончании

  11. Физкультминутка.

  12. Морфемный разбор слов.

  13. Творческое задание: расшифровать телеграмму.

III. Выставление оценок за работу.
IV. Информация о дифференцированном домашнем задании.
V. Подведение итогов урока.

Ход урока

I. Приветствие учащегося. Запись числа, темы урока, комментируются цели и задачи урока.

II. 1. Вступительное слово учителя.

Поэт Кайсын Кулиев заметил: "Легко любить все человечество - соседа полюбить сумей!" А как думаешь ты?

2. Работа с высказыванием.

- О чем это высказывание?
- Какова его идея?
- Верно ли рассуждает автор?

Давай мы начнем с малого: научимся быть внимательными к окружающим нас людям, взаимопониманию, сочувствию, сопереживанию, соучастию.

3. Лексическая работа.

- А что обозначают эти слова?

В словаре учащегося находятся значения слов: взаимопонимание, сочувствие, сопереживание, соучастие.

- Верно, это совместное переживание, общее участие. И указывает на это приставка со-.

И именно сейчас и пригодится умение сопереживать, соучаствовать. У нас в школе случилась неприятность: пираты похитили твоего учителя и отвезли на необитаемый остров. Демонстрируется звуковое письмо учителя. Если ты хочешь вернуть ее, нам нужно отправиться в плавание к этому острову и освободить ее. Но спасти учителя мы сможем, если правильно выполним все задания. Выручая ее, мы проверим, углубим, а при необходимости и откорректируем знания по морфемике; закрепим умения морфемного разбора, что поможет в дальнейшем решать орфографические задачи. Отправляемся в путешествие!

4. Беседа по теме урока.

- Наш корабль называется "Морфемика". А что это такое?
- Какие морфемы тебе известны?
- На какие две группы делятся морфемы?
- Для чего служат словообразовательные морфемы?
- Для чего служат формообразующие морфемы?
- Приведи примеры.

Но что это? На нашем пути препятствие: мне кажется, что это коралловые рифы. Давай познакомимся с новым словом.

5. Словарная работа.

Запись слов коралл, коралловый. Орфографический разбор слов. Работа с толковым словарем: чтение словарной статьи, запись прямого и переносного лексического значения слова коралловый. Подбор синонимов к переносному значению слова коралловый. А впереди не коралловые рифы! А что же это? Демонстрируется изображение корня.

6.Pабота на площадке платформы htt://iclass.home-edu.ru//.Сообщение учащегося о корне.

Корень - это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

7. Орфографическая работа:

Пов…дать (и/е) друга
Пос…деть (и/е) от старости
Вязкая тр…сина (я/е)
Быстро ув…дать (е/я)
Распр…мить спину (я/е)
Дер…кий (с/з)
Грус…ный (т/ )
Пл…кучие ивы (а/о)
Гиган…ский (т/ )
Опас…ный (т/ )

- А теперь я вижу какой-то мыс. Как бы нам не разбиться! Чтобы обогнуть его, нужно рассказать о такой морфеме - Урок русского языка с применением дистанционных технологий по теме «Морфемика и словообразование»

8. Pабота на площадке платформы htt://iclass.home-edu.ru//.Сообщение учащегося о приставке. Внимание, впереди Бермудский треугольник - Урок русского языка с применением дистанционных технологий по теме «Морфемика и словообразование»

- Здесь бесследно исчезло множество кораблей, видимо, члены их экипажа плохо учились в школе и не были дружны. Сможем ли мы благополучно миновать это место?
- Да!
- Тогда расскажи о суффиксе.

9. Pабота на площадке платформы htt://iclass.home-edu.ru//. Сообщение о суффиксе.

- Теперь обогнем подводную скалу - Урок русского языка с применением дистанционных технологий по теме «Морфемика и словообразование»

10. Pабота на площадке платформы htt://iclass.home-edu.ru//.Сообщение об окончании.

11. Физкультурная пауза.

- Видишь ли ты остров?

Встань, посмотри в иллюминатор далеко-далеко, теперь ближе, еще раз посмотри вдаль, снова ближе. Потянись вверх.

- Нет, острова не видно. Придется матросам влезть на мачту корабля и оттуда определить, где находится необитаемый остров.

12. Морфемный разбор слов.

- Да, не зря говорится: "Ученье - свет, а неученье - тьма". Мы смогли увидеть остров и уже подплываем к нему. Нас уже увидели пираты. Нам нужно объяснить им цель визита. Давай пошлем им телеграмму. Но у них особый язык - они смогут прочитать текст, если в словах будут выделены морфемы. Но, помни, нам нельзя допустить ошибку! Вспомни порядок и правила морфемного разбора. Для этого ты должна выполнить задание - тест "Состав слова".

Тест "Состав слова" (файл отправляется ученику)

Вопрос 1

Общая часть родственных слов - это:

  • Корень;

  • Основа;

  • Окончание;

  • Приставка;

  • Суффикс.

Вопрос 2

Изменяемая часть слова - это:

  • Корень;

  • Основа;

  • Окончание;

  • Приставка;

  • Суффикс.

Вопрос 3

Часть слова, которая стоит перед корнем - это:

  • Корень;

  • Основа;

  • Окончание;

  • Приставка;

  • Суффикс.

Вопрос 4

Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов - это:

  • Корень;

  • Основа;

  • Окончание;

  • Приставка;

  • Суффикс.

Вопрос 5

Всё слово без окончания - это:

  • Корень;

  • Основа;

  • Окончание;

  • Приставка;

  • Суффикс.

В Приставка служит:

  • Для связи слов в предложении;

  • Для образования новых слов.

Вопрос 7

Суффикс служит:

  • Для связи слов в предложении;

  • Для образования новых слов.

Вопрос 8

Окончание служит:

  • Для связи слов в предложении;

  • Для образования новых слов.

Вопрос 9

Выбери слово с приставкой:

  • Поём;

  • Пошёл;

  • Польза;

  • Порог.

Вопрос 10

Выбери слово, строение которого соответствует схеме:

  • корень суффикс окончание;

  • книжка;

  • дом;

  • книга;

  • повар.

Вопрос 11

Найди "лишнее" слово:

  • Дым;

  • Книга;

  • Стол;

  • Друг.

Вопрос 12

Найди "лишнее" слово:

  • Дело;

  • Разделить;

  • Деловой;

  • Поделки.

Вопрос 6 Вопрос 13

Найди "лишнее" слово:

  • Лес;

  • Лесник;

  • Лесом;

  • Лесок.

Мы повторили изученные морфемы, теперь мы можем посылать телеграмму пиратам.

Текст телеграммы:

Жителей2 острова приветствует ученица2 5 а класса.

Мы совершаем2 трудное кругосветное путешествие.

На острове наша учительница2.

Хотим ее выручить.

Над словами ЖИТЕЛЕЙ, УЧЕНИКИ, СОВЕРШАЕМ, УЧИТЕЛЬНИЦУ надо произвести морфемный разбор. На экране компьютера демонстрируется правильный морфемный разбор нужных слов.

Мы выполнили все задания.

- Ура! Наша учительница свободна.

III. Выставление оценок за работу. Ученица получает домашнее задание (задание комментируется).

1. Подбери однокоренные слова к слову УЧЕНЬЕ по данным схемам:

Урок русского языка с применением дистанционных технологий по теме «Морфемика и словообразование»

2. Записать 5 пословиц или поговорок о дружбе.

IV. Подведение итогов урока:

Позади все моря-океаны,
И пираты, и штормы, и зной.
Повидали мы разные страны.
И опять возвратились домой.

Но поверь матросскому слову:
Стоит лишь капитану моргнуть -
Мы отправиться снова готовы

В дальний путь!
В дальний путь!
В дальний путь!

- Что же, наше путешествие подходит к концу. Со всеми заданиями мы справились, любимого учителя вернули в нашу школу.
- А какие знания и умения нам помогли выполнить все задания?
- Какие личные качества нужны в трудном и опасном путешествии?
- Ты показала себя умной, умелой ученицей. Как настоящий друг ты пришла на помощь своему учителю.



© 2010-2022