Описание проекта: Предметный образовательный сайт как инструмент формирования учебно-познавательной компетентности учащихся

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический проект

Предметный образовательный сайт как инструмент формирования учебно-познавательной компетентности учащихся



Направление «Литература»



Автор - Немеш Наталья Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ лицея № 1 города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

Описание проекта: Предметный образовательный сайт как инструмент формирования учебно-познавательной компетентности учащихся

rabotalub.jimdo.com/



Актуальность

В настоящее время общество предъявляет качественно новые требования к системе образования. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся и построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учеников. Образование должно формировать и развивать ИКТ-компетентность, навыки и умения безопасного и целесообразного поведения при работе в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Для реализации этих требований учитель может использовать в своей педагогической деятельности, созданный совместно с учащимися предметный образовательный сайт. Образовательный сайт - это важнейший элемент учебно-воспитательного процесса, инструмент повышения качества образования, средство формирования информационно-коммуникативной культуры участников образовательного процесса. Создание сайта позволяет учителю получить навыки дистанционных форм обучения школьников, повысить уровень ИКТ-компетенции.

Сегодня уже трудно представить работу школ без доступа в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством поиска информации и передачи знаний. Информационные технологии помогают создать новую обучающую окружающую обстановку, в которой учащиеся являются вовлеченными, способными принимать больше ответственности за их собственное обучение и конструирование их собственного знания. Информационный потенциал Интернета просто неисчерпаем. Здесь можно не только получить любую интересующую вас информацию, но и поделиться собственной информацией с пользователями сети по всему миру.

Учащиеся охотней общаются с компьютером, чем с книгой. В этих условиях для успешной работы учителю нужно не только самому активно использовать современные информационные технологии, но делать так, чтобы ученик активно использовал их. Сегодня практически каждая семья имеет доступ к сети Интернет. Поэтому учитель обязательно должен использовать интернет - технологии в образовании. Вот тогда компьютер из домашней игрушки превратится в источник знаний, помощника в выполнении домашнего задания и постижении нового, а учитель станет опытным лоцманом в море информации.

Создание сайта открывает для педагогической деятельности новую среду и новые возможности. Сайт становится важнейшим инструментом организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Именно поэтому появился предметный образовательный сайт «Золотая флейта России», посвященный творчеству русского поэта С.А. Есенина, созданный учителем русского языка и литературы совместно с участниками филологического научного общества «ИнТал» (интеллектуальные и талантливые). rabotalub.jimdo.com/

Объект проекта: творческая и интеллектуальная сфера личности учащихся

Предмет проекта: мотивация к изучению предмета литература

Цель проекта: создать условия для формирования учебно-познавательной компетентности учащихся, которые будут способствовать развитию творческой и интеллектуальной сферы личности и повышению мотивации к изучению учебной дисциплины «литература»

Задачи проекта:

  • повышение заинтересованности учащихся в изучении учебной дисциплины «литература»;

  • воспитание информационной культуры учащихся;

  • оказание учебно-методической помощи в самостоятельной работе над учебным материалом;

  • создание условий для осуществления самостоятельной учебной деятельности, для самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;

  • использование различных видов информации для восприятия (текстовая, графическая, видео и звуковая);

  • воспитание патриотизма.

Гипотеза проекта: предполагаем, что предметный образовательный сайт «Золотая флейта России» станет важнейшим инструментом в организации учебно-познавательной, исследовательской деятельности. Сайт поможет учителям русского языка и литературы, руководителям научных обществ в работе по оказанию учебно-методической помощи учащимся в процессе изучения творчества С.А. Есенина в школе, будет способствовать повышению мотивации к изучению литературы, созданию образовательного пространства для самовыражения и самореализации учащихся.

Продукт проекта: предметный образовательный сайт «Золотая флейта России», посвященный изучению творчества С.А. Есенина в школе.

Участники проекта: учитель-предметник, участники филологического НОУ «ИнТал», входящие в группу по подготовке проекта на сайте «Эпистемотека лицея № 1» г. Комсомольска-на-Амуре

Пользователями сайта являются учителя русского языка и литературы, учащиеся 5-11 классов. Взаимодействие с ними осуществляется посредством гостевой книги, электронной почты.

Содержание проекта

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

  1. Организация филологического НОУ «ИнТал» (интеллектуальные и талантливые) rabotalub.jimdo.com/филологическое-ноу-интал/

  2. Создание группы по подготовке проекта на сайте «Эпистемотека лицея № 1» epistemoteka-kna.ru/elgg/groups/profile/180/группа-по-подготовке-проекта-электронное-методическое-пособие-блог-сайт-писателя

  3. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

  4. Распределение тематических разделов проекта (страниц сайта) среди участников группы.

  1. Работа участников группы по подбору материала для тематических разделов проекта.

  2. Обсуждение результатов работы на форуме сайта «Эпистемотека лицея». epistemoteka-kna.ru/elgg/discussion/owner/180

  3. Организация образовательного пространства по поиску и систематизации информационного материала.

  4. Отбор наглядно - дидактического, методического материала, работа по разделам программы по литературе для 5-11 классов

Г. С. Меркина


  1. Создание проекта - сайта «Золотая флейта России», посвященного изучению творчества С.А. Есенина в школе

rabotalub.jimdo.com/

  1. Анализ результатов проекта. rabotalub.jimdo.com/гостевая-книга/

Описание проекта

Предметный образовательный сайт - современный инструмент обучения. Он позволяет обеспечить открытость, доступность и наглядность образования.

  • Открытость образования может быть обеспечена за счёт размещения на сайте:

  • информации из учебных программ (Программа по литературе Г.С. Меркина)

  • авторских разработок педагога (сценарии уроков, мероприятий)

  • образовательных продуктов учащихся: исследовательских, творческих работ (рефераты, презентации, сочинения)

Доступность образования заключается в размещении на предметном образовательном сайте:

1. учебных материалов по изучению творчества поэта, которыми ученик может воспользоваться в любое удобное для него время

2. ссылок на образовательные порталы для:

  • поиска дополнительного материала,

  • подготовки сообщений, докладов или рефератов по теме,

  • проведения исследовательской или проектной работы.

Наглядность образования заключается в представлении на сайте наглядных материалов: фотографий (с уроков, внеурочных занятий и внеклассных мероприятий), иллюстраций к произведениям поэта, фотографий поэта разных лет, видеоматериалов.

Структура сайта

Структура предметного образовательного сайта индивидуальна и отражает профессиональную деятельность конкретного педагога в работе с учащимися. Сайт предназначен для учеников, коллег-предметников. В связи с этим структура сайта и его наполнение должны быть интуитивно понятны пользователям.

Материалы, представленные на предметном сайте «Золотая флейта России», структурированы в соответствии с этапами изучения творчества С.А. Есенина в рамках программы по литературе Г.С. Меркина. На страницах для каждого класса находятся учебные, наглядные материалы по темам программы. На главной странице - карта сайта, описание содержания каждой страницы. (Рис.1)

Описание проекта: Предметный образовательный сайт как инструмент формирования учебно-познавательной компетентности учащихся

Рис. 1

В меню сайта размещены ссылки на Интернет-ресурсы, которые помогут учащимся более глубоко изучить творчество поэта, подготовить тематическое сообщение к уроку, презентацию, реферат, исследовательскую работу.

На странице для 5 класса размещены материалы по темам: «Детские годы С.А. Есенина», «В есенинском Константинове» (фотографии, текст, в котором отражена главная информация по теме, ссылка на тематический видеоролик). (Рис.2)

Описание проекта: Предметный образовательный сайт как инструмент формирования учебно-познавательной компетентности учащихся

Рис.2

Шестиклассники найдут на своей странице в соответствии с программы материалом разбор стихотворения (видеоролик), текстовый анализ. (Рис.3)

Описание проекта: Предметный образовательный сайт как инструмент формирования учебно-познавательной компетентности учащихся

Рис.3

Страница для 7 класса предлагает послушать программные произведения в исполнении самого поэта (видеоролики). Это послужит прекрасным дополнением к уроку - анализу литературного произведения.

В 9 классе творчество Есенина предлагается рассматривать в разделе «Из поэзии серебряного века» в теме «Многообразие поэтических голосов эпохи», поэтому нам показалось целесообразным разместить на странице для 9 класса наглядные материалы - фотографии поэтов - современников С. Есенина, буктрейлер «Поэзия серебряного века». (Рис. 4)

Описание проекта: Предметный образовательный сайт как инструмент формирования учебно-познавательной компетентности учащихся

Рис.4

На странице для 11 класса размещены анализ поэмы «Анна Снегина», иллюстрации к поэме.

Творческие работы учеников - любой продукт их деятельности, в том числе исследовательской, проектной, творческой размещаем на страницах «Исследовательские работы учащихся», «Презентации к урокам, мероприятиям».

Кроме этого на сайте размещена страница «Филологическое НОУ «ИнТал» , на которой мы рассказываем о деятельности группы учащихся, увлекающихся литературой, склонных к занятию исследовательской деятельностью. Одним из результатов работы группы стал продукт данного проекта. (рис.5)

Описание проекта: Предметный образовательный сайт как инструмент формирования учебно-познавательной компетентности учащихсяРис.5

На музыкальной страничке сайта мы размещаем ссылки на известные произведения музыкального искусства: романсы, песни на стихи С.А. Есенина, что послужит прекрасным дополнением уроков литературы. Здесь же размещены видеофрагменты праздничного мероприятия «У Есенина день рождения», посвященного 120-летию поэта, где ребята сами исполняю песни на стихи поэта.(Рис.6)

Описание проекта: Предметный образовательный сайт как инструмент формирования учебно-познавательной компетентности учащихся

Рис.6

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Сайт позволит учителю:

  • поддерживать высокий уровень мотивации;

  • поощрять активность и самостоятельность учащихся;

  • расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать исследовательское поведение;

  • презентовать опыт работы с учащимися большой аудитории коллег;

  • получить навыки использования дистанционных форм обучения учащихся и интерактивного взаимодействия;

  • повысить уровень ИКТ компетенции;

  • представить индивидуальные достижения учителя и учащихся для широкой общественности;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.

  1. Сайт позволит учащимся:

  • Создавать продукты исследовательской деятельности. Создание сайта, исследовательских, проектных, творческих работ по литературе;

  • Участвовать в конкурсах исследовательских работ различного уровня;

  • Повысить уровень учебно-познавательной, исследовательской компетентности;

  • Повысить учебную мотивацию, мотивацию достижения успеха;

  • Повысить интерес к предмету «литература».

Использована литература:

1. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций moluch.ru/archive/43/5286/

2. Технология исследовательской деятельности учащихся: сущность и практическая реализация alsak.ru/item/1349-4.html

3. Что такое эпистемотека Н.В. Громыко situation.ru/app/j_art_1209.ht

4. 30 технологий для улучшения образования kraskizhizni.com/edu/develop/487-uluchshit-obrazovanie







Немеш Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 1 г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

© 2010-2022