Круглый стол. : Чтение: за и против

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Круглый стол: «Чтение за и против»

для учащихся и родителей 8-9 классов.

Мероприятие подготовлено учителем русского языка и литературы Туктаревой З. М.

Участники: Туктарева З.М., учитель русского языка и литературы, библиотекарь школы, учащиеся и родители школы.


Цель:

Привлечь внимание учащихся и их родителей к проблеме падения интереса к чтению.

Задачи:

  • Создать условия для совместного творчества родителей и детей.

  • Способствовать формированию читательского интереса.

  • Привлечь любовь к чтению.

  • Познакомить детей с приемами работы с информацией.

Ход внеклассного мероприятия


  • Приветствие учителем-ведущим участников и гостей встречи (учителей, родителей, учеников).

Известный писатель Ю. Бондарев говорил: « В юности узнать из книг можно гораздо больше, чем из самой жизни. Это чуткая пора, когда оформляется и расправляет крылья сознание, когда мысль ищет ответа на извечные гамлетовские вопросы, - так где же, как не в литературе, искать в эту пору молодому человеку ответа, как жить ему в обществе, как обрести счастье, как научиться любить».

- Уважаемые родители, дети, учителя! Я хочу заострить ваше внимание на этом высказывании, потому что на сегодня мы будем говорить о книгах, которые в юности прочитали ваши родители, наши учителя. Почему запомнились книги из детства, юности? И самое главное, почему люди старшего поколения в юношеские годы читали больше и увлечённей. Узнаем, что читают современные школьники и читают ли? Что происходит?

Итак, мы начинаем наш круглый стол на тему: «Чтение: за и против».

В начале нашей встречи я хочу поделиться с вами мыслями о своей любимой книге. Это повесть-феерия А. Грина «Алые паруса».

Ведущий обращается с вопросом о любимой книге к библиотекарю.

Рассказ о любимой книге (2-3 минуты)


Учитель. Не секрет, катастрофически снижается интерес к чтению у россиян в целом и в частности у юношества. В преддверии нашей встречи мы спросили у школьников, что они читают, каково их отношение к чтению.

Анализ анкет . Также мы обратились с подобными вопросами к родителям. Анализ анкет.


  • Презентация статистических данных.


  • Диалог.

* Я хочу попросить наших уважаемых педагогов и родителей поделиться своими мыслями о прочитанной книге. Что это за книга, какой след в вашей памяти она оставила?

* А сейчас на этот же вопрос я попрошу ответить наших восьмиклассников и девятиклассников.

* Послушали статистику и увидели картину печальную.

* В чём же причина? Что по этому поводу думают наши взрослые? Почему школьники всё меньше и меньше читают?

* А что скажут ученики?

- Следующий блок.

  • Чтение высказываний, по необходимости комментарий к ним (на слайдах)

Последнее высказывание должно стать связующим звеном со следующим блоком ( мысль о том, что подчас книга учит …)

Многим известно высказывание о том, что « Литература - это отображение жизни». Мы можем подобрать массу примеров, когда поступки литературных героев, их путь исканий заставляет задуматься о многом нас с вами, читателей. Как же можно отрицать то, что позволяет понять, оценить, соотнести с собой? Я - за чтение! Потому что подчас литературные герои и мы с вами, люди, оказываемся в одинаковых жизненных ситуациях.

Следующий блок.

Учитель. Пожалуй, нет такого человека, который не оказывался бы перед выбором, как поступить: пройти мимо, когда верзила бьёт маленького? Промолчать, когда понимаешь, что говорят неправду. Так удобно, моя хата с краю. Подчас мы предпочитаем сделать такой выбор.

- Вопрос о часе выбора в их жизни к участникам круглого стола.

- Вот и литературные герои оказывались в разных жизненных ситуациях, требующих в определённый момент сделать выбор, нравственный выбор.

С понятиями «Нравственный выбор» и «Час выбора» созвучны слова писателя В. П. Астафьева: « Жизнь задаёт загадки, пробует на прочность…, она в любой миг любого человека может испытать на излом»

А также слова В. Быкова: «Возникают такие обстоятельства, когда от выбора зависит жизнь - продолжаться ей или оборваться. А если продолжаться, то какой ценой? Осилить ли душе твоей эту цену?»

- «Час выбора» . Разве существует в жизни человека астрономическое время, когда он должен выбирать? В каком значении употреблено слово «час»? Для каждого героя наступает момент, мгновение, когда он должен встать на ту или иную сторону, сделать выбор между добром или злом. Час - это чаша весов, жизненная граница.

- Ребята, в каких произведениях, изученных вами ранее, герои были поставлены перед выбором? Участники стола называют такие произведения: « Капитанская дочка», «Мцыри», «Тихое утро», « Уроки французского», «Телеграмма», «Кусака» . Акцентируют внимание на ключевых сценах, где герои произведений оказываются перед нравственным выбором.

- Учитель знакомит с рассказом «Арктур - гончий пёс», в котором говорится о слепом псе. (Кратко сюжет) Доктор оказывается перед выбором: «Зачем мне собака? Охранять у меня нечего, с ней только лишние хлопоты. Но если прогоню этого пса, он пропадёт, умрёт от голода, у него и так рёбра выпирают. Этот пёс слепой, поэтому ему труднее выжить, чем другим собакам. Лучше оставить у себя слепого пса, иначе потом совесть не даст покоя. Да! Эта собака будет жить в моём доме!»

-Учитель знакомит с рассказом В. Н. Крупина «Женя Касаткин» (Кратко сюжет) В чём выбор? Обсуждение рассказа.

- В заключение блока звучит стихотворение Ю. Левитанского «Каждый выбирает для себя», которое становится эмоциональным завершением разговора о нравственном выборе человека. Поэтические строки «Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу, дьяволу служить или пророку - каждый выбирает для себя» выводят школьников на новый уровень размышлений о «тяжком бремени выбора», который предстоит нести человеку в течение всей жизни.

Дорогие друзья! Очень хочется верить, что эти книги помогут и вам и нам «В минуту жизни трудную».

Следующий блок.

  • Практическое занятие по рассказу писателя Ю. Яковлева «Учитель» ( Приём «диагонального чтения») с показом слайдов ключевых фраз.

- Ребята, вот вы немалую часть времени проводите в школе. Рядом с вами находятся классные руководители, учителя-предметники.

Скажите, что вы приветствуете в учителе? А что не приемлете?

И ещё вопрос: «Учитель нужен только во время обучения в школе?»

-Зачитывается начало рассказа.

- Ребята, а вы можете сейчас поделиться с нами каким-то интересным случаем из школьной жизни, произошедшим на каком-то уроке?

- Почему я спросила об этом? Какая связь может быть с рассказом?

Зачитывается отрывок.

- «Однажды Учитель подошёл ко мне, положил на плечо руку и сказал:

- У каждого из нас есть вечный двигатель. У тебя, например»( подойти)

Работа с текстом с приемами диагонального чтения.

- Следующий блок: викторина, «Чёрный ящик».

Награждение по номинациям « Знаток книг» и «Самый активный читатель школьной библиотеки», « Самый активный читатель детской библиотеки».

- Уважаемые гости нашей встречи! Что же будет, если мы с вами перестанем читать вот эти замечательные книги? Очерствеют наши души, онемеют сердца. И чтобы не произошло «высыхания сердца», я думаю, вы со мной согласны, необходимо снова и снова перечитывать эти книги.

- Презентация семейной библиотеки. Её приготовила ученица школы Масленникова Наталья.

- Попова Валентина Анатольевна, мама ученика школы Попова Данила, прочитает стихотворение любимого поэта С. Есенина.

Есть такое выражение: «Книга на века». Так вот к таким с полным правом можно отнести книгу А. Грина «Алые паруса». Краткий обзор-напоминание.

Исполнение песни «Алые паруса».

Последний слайд.

Друзья мои, хочу я вам сказать,

Хоть мы живем в эпоху атомного века,

Ни зал компьютерный, ни выход в Интернет

Не смогут заменить общение с человеком.

Недаром говорят, кто в этом знает толк,

Как одолела хворь телесная, беги в аптеку.

А если вдруг душа болит -

Спеши, мой друг, в библиотеку.




© 2010-2022