Тесты для 9 класса 11 вариантов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вариант 1

ЧАСТЬ 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе или бланке. Сначала запишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

У муравья - муравейник, у паука - паутина… А где дом у бабочки? Давайте понаблюдаем за ней.

Вот летит она над полем, усыпанным медоносными цветами, сядет на цветок и качается на нём, как на качелях. Глядишь и невольно думаешь, что бабочка - самое красивое создание на нашей планете! И совсем не думаешь о том, что бабочка на цветке вовсе не отдыхает, а трудится. Раскрутив свои длинные, тонкие, изогнутые хоботки, которые при полёте свёрнуты в спираль, бабочки опускают их внутрь цветка. Тычинки выстроились в ряд по кругу, пыльца с них осыпает бабочку со всех сторон, и от этого голова у бабочки, и брюшко, и лапки становятся жёлтыми. Она лишь несколько секунд сидит на цветке. Втянет в себя нектар - и летит себе прелестное создание на другой цветок. В полёте бабочки встречаются, кружатся одна возле другой в удивительном безмолвном танце. Но чаще всего мы их не видим, потому что летают они высоко-высоко, выше кустарников, выше берёз и самой высокой сосны. Выше бабочек только белые курчавые облака.
А вот поле, на котором растёт капуста. Большая, тугая, треснувшая от сока. Человек бы сорвал такой кочан и отнёс своим детям. А для бабочкиных детей он недостаточно сладок и сочен. С одного кочана на другой перелетает она, пробует капусту передними лапками, которые хорошо чувствуют вкус. И не просто чувствуют, а чувствуют тончайшим образом. Вкус у них развит в двести, триста раз сильнее, чем у человека. Долго будет летать бабочка над полем, долго будет выбирать капусту, самую сладкую, самую вкусную. А когда выберет, сядет на нижний зелёный лист и отложит жёлтые, крупные, ребристые яйца, из которых вскоре появятся маленькие гусенички, превращающиеся со временем в куколки, которые впоследствии станут самыми прекрасными созданиями на Земле - бабочками. Настоящая загадка природы - чудесные превращения нашей бабочки-труженицы!
А пока она летает. И нет у неё своего дома. А местом для короткого отдыха ей служит каждая удобная веточка, каждая шелковистая травинка, каждый душистый цветок. Да и зачем бабочке дом, если живёт она только дней шестнадцать? А за это короткое время ей надо ещё успеть узнать весь мир, дать жизнь своему потомству. И умереть.(По Н. Романовой)



Вариант 1

ЧАСТЬ 2
Прочитайте текст и выполните задания А1-А7.

(1) Бабочки - самые красивые создания на Земле. (2) Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. (3) Множество волшебных сказок и легенд сложено о бабочках, которых учёные называют скучновато: чешуекрылые. (4) Зато названия у них красивые, чаще всего используются имена греческих богов и героев: Аполлон, Психея, Гектор, Икар, Мнемозина… (5) Так люди выразили своё восхищение яркой красотой бабочек. (6) А чешуйки - это та самая «пыльца», которая так легко стирается и уничтожается от неосторожных прикосновений безжалостных пальцев некоторых «любителей» бабочек…
(7) Крылья у них стеклянно-прозрачные, покрыты густым слоем чешуек, расположенных ровными рядами и сложенных друг на друга, как черепица или серебристые деревянные «лемеха», одевающие купола старинных русских церквушек. (8) Чешуйки бывают разные по форме и все они - видоизменённые волоски. (9) В некоторых, как в прозрачных мешочках, собраны зёрнышки окрашенного вещества - пигмента; это цветные чешуйки. (10) Но есть чешуйки оптические, они бесцветны и покрыты тончайшими рёбрышками, лучи света «преломляются» в них, и крыло сверкает радужным, металлическим блеском - зелёным, огненным, ярко-синим! (11) Тропические бабочки иногда напоминают уже не цветы, а редкие драгоценности.
(12) Стоит вглядеться и в крылышки невзрачных ночных бабочек, которые прилетают на свет летними вечерами. (13) В лупу можно увидеть, насколько красив и сложен рисунок на крыльях и что сверкают на них серебром и золотом узоры, как на драгоценной парче. (14) Очень интересны радужные «сложные» глаза бабочек и свёрнутые спиралью хоботки, при помощи которых эти насекомые питаются нектаром цветов.
(15) Разве не чудо, что бабочки, как в настоящей сказке, в течение жизни испытывают полное перевоплощение! (16) Они, конечно, не единственные, кто умеет превращаться, но в этом видоизменении особенно разительна разница между похожей на червяка прожорливой гусеницы и яркой, порхающей в небе бабочкой. (17) Из яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гусенички, которые всю свою жизнь едят и растут, растут и едят, главным образом, листья растений. (18) Потом выросшие гусеницы превращаются в неподвижные, но живые куколки. (19) Некоторые гусеницы, перед тем как «окуклиться», прядут овальные крепкие коконы из прочной нити. (20) Кстати, до изобретения синтетических волокон натуральный шёлк, который делали из этих нитей, был самой красивой материей - от тонкого, как паутинка, газа до тяжёлого блестящего атласа. (21) Со временем неподвижные куколки превращаются в восхитительные существа. (22) Бабочки являются не только самыми красивыми, но и самыми загадочными созданиями на Земле! (По В. Алексееву)
А1. В каком предложении выражена основная мысль прочитанного текста?
1) 15
2) 16
3) 21
4) 22
А2. Какая общая мысль ОБЪЕДИНЯЕТ прочитанный и прослушанный тексты?
1) Некоторые гусеницы прядут овальные крепкие коконы из прочной нити.
2) Бабочка - самое красивое и загадочное создание природы.
3) Век бабочки недолог, живёт она около шестнадцати дней, и за это время ей надо узнать мир, оставить потомство.
4) Множество волшебных сказок и удивительных легенд сложено о бабочках.
А3. Какова основная мысль, выраженная во втором абзаце текста (предложения 7-11)?
1) Оптические чешуйки, покрывающие крылья бабочки, являются разноцветными, потому что содержат пигмент.
2) Крылья невзрачных бабочек, прилетающих на свет летними вечерами, примитивны по строению и не отличаются разнообразием красок.
3) Цветовое разнообразие бабочек объясняется тем, что чешуйки, которыми покрыты их крылья, обладают разыми свойствами.
4) Чешуйки, которыми покрыты крылья бабочек, имеют одинаковую форму и строение.
А4. Каково значение слова ПАРЧА, употреблённого в предложении 13?
1) тонкая ткань из натурального шёлка
2) плотная шерстяная ткань с мелкими рубчиками по диагонали
3) гладкая, блестящая шёлковая ткань
4) плотная узорчата шёлковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.
А5. В каком варианте ответа второе предложение содержит ПОПУТНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ к тому, о чём говорится в первом?
1) (3) Множество волшебных сказок и легенд сложено о бабочках, которых учёные называют скучновато: чешуекрылые. (4) Зато названия у них красивые, чаще всего используются имена греческих богов и героев: Аполлон, Психея, Гектор, Икар, Мнемозина…
2) (9) В некоторых, как в прозрачных мешочках, собраны зёрнышки окрашенного вещества - пигмента; это цветные чешуйки. (10) Но есть чешуйки оптические, они бесцветны и покрыты тончайшими рёбрышками, лучи светом «преломляются» в них, и крыло сверкает радужным, металлическим блеском - зелёным, огненным, ярко-синим!
3) (13) В лупу можно увидеть, насколько красив и сложен рисунок на крыльях и что сверкают на них серебром и золотом узоры, как на драгоценной паче. (14) Очень интересны радужные «сложные» глаза бабочек и свёрнутые спиралью хоботки, при помощи которых эти насекомые питаются нектаром цветов.
4) (19) Некоторые гусеницы, перед тем как «окуклиться», прядут овальные крепкие коконы из прочной нити. (20) Кстати, до изобретения синтетических волокон натуральный шёлк, который делали из этих нитей, был самой красивой материей - от тонкого, как паутина, газа до тяжёлого блестящего атласа.

А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: почему автор заканчивает текст словами «Бабочки являются не только самыми красивыми, но и самыми загадочными созданиями на Земле!»?
Такая концовка текста…
1) помогает читателю понять, почему бабочки относятся к разряду чешуекрылых.
2) позволяет автору подвести итог размышлениям об удивительно красоте бабочек и поразительных видоизменениях, которые они претерпевают в течение жизни.
3) обращает внимание на то, что экологическое неблагополучие природы, пагубно воздействует на всех животных, насекомых, в том числе и на чешуекрылых.
4) призывает читателя принять участие в экологических исследованиях, связанных с изучением особенностей жизни бабочек.
А7. Укажите предложение, в котором НЕ СОДЕРЖИТСЯ сравнение.
1) 2
2) 7
3) 11
4) 17
В1. Из предложений 5-8 выпишите употреблённые в них контекстные (контекстуальные) синонимы слова ЧЕШУЙКИ.
В2. Из предложений 15-19 выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне.
В3. Из предложения 6-11 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от её значения.
В4. Из предложений 5-7 выпишите причастия, в которых правописание НН определяется правилом: «В суффиксе полного страдательного причастия, образованного от глагола совершенного вида, пишется НН».
В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, с помощью которых выделяются обособленные определения.
А чешуйки - это и есть самое главное в их наряде - та самая «пыльца»,(1) легко стирающаяся и уничтожающаяся от неосторожных прикосновений безжалостных пальцев некоторых «любителей» бабочек… Крылья их стеклянно-прозрачные,(2) покрыты густым слоем чешуек,(3) расположенных ровными рядами и сложенных друг на друга,(4) как черепица или серебристые деревянные «лемеха».
В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.
Чешуйки бывают разные по форме,(1) и все они - видоизменённые волоски. В некоторых,(2) как в прозрачных мешочках,(3) собраны зёрнышки окрашенного вещества - пигмента; это цветные чешуйки. Но есть чешуйки оптические,(4) они бесцветны и покрыты тончайшими рёбрышками. Лучи света «преломляются» в них,(5) и крыло сверкает радужным,(6) металлическим блеском - зелёным,(7) огненным,(8) ярко-синим! Тропические бабочки иногда напоминают уже не цветы,(9) а редкие драгоценности.
В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённых предложений.
Стоит вглядеться и в крылышки невзрачных ночных бабочек,(1) которые прилетают на свет летними вечерами. В лупу можно увидеть,(2) насколько красив и сложен рисунок на крыльях и что сверкают на них серебром и золотом узоры,(3) как на драгоценной парче. Очень интересны радужные «сложные» глаза бабочек и свёрнутые спиралью хоботки,(4) при помощи которых эти насекомые питаются нектаром цветов. Разве не чудо,(5) что бабочки,(6) как в настоящей сказке,(7) в течение жизни испытывают полное перевоплощение!
В8. Замените словосочетание нектаром цветов (предложение 14), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
В9. Выпишите грамматические основы предложения 8.
В10. Среди предложений 11-14 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
В11. Среди предложений 7-10 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 16.
В13. Среди предложений 1-7 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

В14. Среди предложений 10-15 найдите сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

ЧАСТЬ 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе или бланке ТОЛЬКО ОДНО из заданий С2.1 или С2.2.

С2.1. Однажды между учениками вышел спор. Одни из них утверждали, что сравнительный оборот является единственным способом выражения значения сравнения в русском языке. Другие ученики считали, что сравнительный оборот - только один из способов выражения значения сравнения. Кто прав?

Выскажите своё мнение по этому вопросу в сочинении-рассуждении «Является ли сравнительный оборот единственным способом выражения значения сравнения в русском языке?».

Обдумывая ответ на этот вопрос, прочитайте ещё раз текст В. Алексеева. В своём сочинении приведите ДВА примера из прочитанного текста, аргументирующих вашу точку зрения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение, объясняя, как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста «Бабочки являются не только самыми красивыми, но и самыми загадочными созданиями на Земле!»

Приведите в сочинении ДВА аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
В качестве аргументов можете использовать также факты из прослушанного текста.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

А1 4
А2 2
А3 3
А4 4
А5 4
А6 2
А7 4

В1 пыльца, волоски
В2 растут, растений, выросшие
В3 прикосновений
В4 расположенных, сложенных
В5 1, 3
В6 1, 5
В7 1, 2, 4, 5
В8 цветочным нектаром
В9 чешуйки бывают разные, они - волоски
В10 11, 13, 14
В11 9
В12 3
В13 2, 4
В14 13


© 2010-2022