Конспект урока по русскому языку на тему Р/Р. Определение смысловых различий частиц не и ни (7 класс)

Разработка урока по теме "Определение смысловых частиц не и ни" составлена для учащихся 7 класса. Предлагаю конспект урока, разработанный с учетом требований уровневых курсов, новых подходов в преподавании и обучении, с использование стратегий критического мышления. Цель урока: на теоретическом материале и материале практических упражнений дать понятие  о роли отрицательных частиц НЕ и НИ; формировать умения определять смысловое значение частиц НЕ и НИ, писать их с различными частями речи.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата ____________

Предмет: русский язык

7 класс по программе 11-летнего обучения.

Урок № 79

Учитель Бутримова Н.А.

Название занятия

Р/Р. Определение смысловых различий частиц не и ни.

Тип урока

Совершенствование знаний и способов деятельности.

Общие цели

На теоретическом материале и материале практических упражнений дать понятие о роли отрицательных частиц НЕ и НИ; формировать умение определять смысловое значение частиц НЕ и НИ, писать их с различными частями речи.

Результат

обучения

В ходе урока учащиеся будут знать об условиях различения частиц НЕ и НИ. Покажут умения правильно определять условия написания отрицательных частиц с различными частями речи. Покажут навыки работы в парах при определении условий правописания отрицательных частиц. Закрепят умения аргументировать выбор орфограмм при написании частиц НЕ и НИ; работать с учебником, выбирать главное, анализировать, делать выводы.

Ключевые идеи

Благодаря применению инструментов критического мышления, групповой работе при изучении темы «Определение смысловых различий частиц не и ни», учащиеся будут знать:

- о слитном и раздельном частиц НЕ и НИ;

- как различать данные частицы;

будут уметь:

- давать сравнительный анализ предложений с указанными частицами;

- конструировать новые предложения, вставляя по смыслу отрицательные частицы;

- аргументировать выбор орфограммы;

- принимать новую информацию вдумчиво, преобразовывать;

- ввести поисково-исследовательскую деятельность по материалам учебника;

- передавать полученную информацию другим учащимся;

- обобщать материал, полученный от других членов группы, анализировать, делать выводы;

- составлять тонкие и толстые вопросы;

- делать выводы и оценивать собственную деятельность через рефлексивную анкету.

Источники

1. Э.Д.Сулейменова, О.Б.Алтынбекова, Г.Б. Мадиева. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательной школы.- Алматы «Атамура», 2012 г.

2. Методические рекомендации к урокам русского языка в 7 классе. Сост. Л.Ф.Ионова.- Алматы, 2008 г.

Материалы и оборудование

Учебник, дополнительный материал с печатного листа, ИКТ.

Ход урока

Этапы проведения занятия

Действия преподавателя и действия участников

Приветствие

I.Орг. момент

Психологический настрой.

Находите время для игры - это секрет молодости.

Находите время для чтения - это основа знаний.

Находите время дружбы - это условия счастья.

Находите время для мечты - это путь к звездам.

Находите время для размышлений - это источник силы.

Находите время для работы - это условие успеха.

Находите время для веселья - это муза души.

Находите время для любви - это истинная радость жизни.

Целевые установки и

Учитель сообщает тему и цели урока (учащиеся делают записи в тетрадь).

II.Актуализация опорных знаний.

Вызов «ИНСЕРТ» (КМ)


1. Вызов «ИНСЕРТ».

Учащиеся изучают учебную информацию по теме и заполняют таблицу:

Что знаю о частицах?

Какие трудности испытываю при определении разрядов частиц?


III. Формирование новых понятий и способов действий.

РАБОТА В ГРУППАХ.

1.Словарный диктант. Комментированное письмо - повторение.

Не знал ничего, ни в чем не сомневался, не в чем упрекнуть, ненавистный враг, нечаянный случай, не глубокий, а мелкий овраг; неглубокий, но крутой овраг; ни у кого не был, зацвели незабудки, неумолкающий гул, не прочитанная мною книга, слушали не перебивая.

Вывод: правописание НЕ и НИ с разными частями речи.

2. Работа с учебником. Изучение таблицы на стр. 202 §58.

«Правописание НЕ с разными частями речи».

- Составление учебного конспекта.

НЕ ПИШЕТСЯ

раздельно слитно

IV. Применение. Формирование основных навыков и умений.


  1. Лингвистическое наблюдение на ст. 206, упражнение 473.

- Доказать двумя предложениями каждое из утверждений.

ВЫВОД: значение частиц НЕ и НИ. Составить таблицу.

Значение частиц

НЕ

НИ

1. Придаёт отрицательное значение предложению или слову.

1. Усиливает отрицание.

2. Придаёт положительное значение предложению при двойном отрицании.

2. Усиливает утверждение и придает ему обобщающее значение.


  1. Выполнение упражнения 474, стр. 206.

- Списать предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

- Объяснить правописание частиц.

- Подчеркнуть причастия как члены предложения.


  1. РАБОТА В ГРУППАХ (на постерах).

1) Дописать устойчивые словосочетания, которые пишутся с НИ и не разделяются запятыми. С 2-3 составить предложения.

Ни жив_______________________________

Ни ответа________________________________

Ни больше_________________________________

Ни стать___________________________________

Ни с того___________________________________

Ни свет_____________________________________

Ни туда_____________________________________

Ни дать_____________________________________

Ни рыба_____________________________________

Ни слуху____________________________________

Ни пуха______________________________________

Ни то________________________________________

2) Работа по карточкам с печатного листа. Коллективное обсуждение в группах трудных случаев написания орфограммы НЕ и НИ.

ЗАДАНИЕ: Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.

Я (н..)чего (н..)знаю о ваших проблемах. Но он (н..)был писателем и (н..)оставил (н..)одного сочинения. На небе нет (н..)облачка. Врагов бьют (н..)числом, а умом. Он мне (н..)приятель, а просто друг. (Н..)проворчав, кошка куска (н..)съест. Лодырю всегда (н..)здоровится.

(Н..)закрытое мною окно; окно (н..)закрыто; (н..)написанное вовремя сочинение; река (н..)широкая, а узкая; (н..)работающий мотор; (н..)выполненное учеником задание; задание (н..)выполнено; (н..)красивый поступок; (н..)лепое предложение; (н..) с кем поговорить; (н..)чего (н..)сделаешь.

Оценивание

Устная самооценка собственной деятельности на уроке.

Рефлексия и оценивание

Отвечают на вопросы:

- Какая группа работала более эффективно?

- По каким параметрам вы это определили?

- В полную ли силу ты сегодня поработал(а)?

- Кто из членов твоей группы работал более продуктивно? Почему ты дал такую оценку?

Домашнее задание

§ 58, упражнение 469, стр. 205 (по заданию)


© 2010-2022