План-конспект урока русского языка в 7 классе Различие на письме частиц НИ и НЕ

 Данный урок - первый в теме. Цели урока:1) повторить и обобщить имеющиеся у учащихся знания об отрицательной частице НЕ;2)   познакомить с основными  значениями  частицы НИ;3)  учить отличать частицы НЕ и НИ.4)  продолжить работу над развитием связной речи, орфографичес-кой и пунктуационной зоркости, над приучением учащихся к быстрому, аккуратному  и  внимательному  письму; 5) воспитывать дисциплинированность, порядочность.Использование карточек - консультаций  помогает схематически, коротко ох...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







План - конспект

урока по русскому языку

в 7 классе



Тема:


План-конспект урока русского языка в 7 классе Различие на письме частиц НИ и НЕ


План-конспект урока русского языка в 7 классе Различие на письме частиц НИ и НЕ


(1-й урок)








Учитель: Гринченко

Елена Михайловна






Цели урока:

1) повторить и обобщить имеющиеся у учащихся знания об отрицательной частице НЕ;

2) познакомить с основными значениями частицы НИ;

3) учить отличать частицы НЕ и НИ.

4) продолжить работу над развитием связной речи, орфографичес-кой и пунктуационной зоркости, над приучением учащихся к быстрому, аккуратному и внимательному письму;

5) воспитывать дисциплинированность, порядочность.

Оборудование:

таблицы на доске, консультационные карточки, тесты.

Ход урока:

I. Орг. момент, сообщение темы и целей урока.

II. Повторение ранее изученного о правописании частицы НЕ с разными частями речи.

1)Работа с консультационными карточками.

Учащиеся получают карточки и с их помощью формулируют правила правописания не с разными частями речи:

Написание НЕ с различными частями речи.

Части речи

Раздельно

Слитно

Имя существительное

Не правда, а ложь.

На заборе не кот.

Говорить неправду.

Мой младший брат - непоседа.

Имя прилагательное

Не большой, а маленький;

Не стеклянный шар;

Вовсе не звонкий голос;

Задача не труднее.

Небольшой дом.

Дом невысок.

Нелепое происшествие.

Имя числительное

Не пять;

Не сотый.

Местоимение

Не я.

Не тот.

Не у кого попросить.

Некого винить.

Некоторые товарищи.

Глагол

Не мог решить задачу.

Негодовать на соседа.

Деепричастие

Не глядя в окно.

Негодуя на соседа.

Причастие

Не скошенная вовремя трава.

Не разбросанные, а сложенные вещи.

Работа не проверена.

Непрекращающиеся дожди.

Ненавидимый всеми.

Наречие

Говорить не громко, а тихо.

Петь совсем не весело.

Поступить не по-товарищески.

Говорить негромко.

Писать небрежно.

2)Выполнение проверочного теста:

Распредели предложения по столбикам:

НЕ слитно

НЕ раздельно

1

2

3

4

5

6

7

1. А- Моя сестра Юля - (не) поседа.

Б - В ущелье лает (не) собака.

В - По радио передавали (не) погоду, а спортивные новости.

Г - Ученик говорил (не) правду.

2. А - Соседи построили (не) большой дом.

Б - Дерево вовсе (не) высокое.

В - На Анне сегодня (не) красное платье.

Г - Задача (не) трудная, а вполне понятная.

Д - Мальчик совершил (не) лепый поступок.

3.А - Учитель (не) мог открыть класс.

Б - Отец (не) взлюбил соседскую собаку.

В - Я (не) хочу идти домой.

Г - Деду с утра (не) здоровилось.

-

4.А - Ребенок отвечал (не) громко.

Б - Письмо написано очень (не) брежно.

В - Мне сегодня почему-то совсем (не) весело.

Г - Задача решалась (не) сложно, а просто.

5.А - (Не) веря сам в свои слова , не пытайся убеждать других.

Б - Милиционер кричал, (не )годуя на нарушителя.

В - Матрос смотрел в небо, (не) отрывая глаз от мачты.

Г - (Не) домогая от усталости, мама прилегла отдохнуть.

6.А - (Не) прекращающийся целый день дождь к вечеру стал затихать.

Б - Меня поражают (не) обдуманные ответы учеников.

В - Сочинение было вовремя (не) написано.

Г - (Не) истовствующее море особенно страшно ночью.

Д - На полке находились (не) сложенные, а разбросанные вещи

7. А - Мне (не) к кому обратиться за помощью.

Б - Сегодня (не) кому предложить замену.

В - Тебе (не) чего предложить взамен.

Г - Завтра (не) мы дежурим по классу.

3) Проверка и оценка выполненных заданий по ключу:


Слитно

Раздельно

А, Г

1

Б,В

А,Д

2

Б, В, Г

Б, Г

3

А, В

А, Б

4

В,Д

Б, Г

5

А,В

Б, Г

6

А, В, Д

Б, В

7

А, Г

III. Объяснение нового материала.

1) Учащиеся получают задание на доске: вставить пропущенные буквы, исходя из темы сегодняшнего урока.

Небо сегодня совсем н.. ясное.

На небе нет н.. облачка.

Дети чувствуют правильно, что в данных предложениях разные частицы - НЕ и НИ. Но как их различить, они еще не знают. Отсюда возникает необходимость познакомиться с различием на письме частиц НЕ и НИ.

2) Знакомство со значением частиц НЕ и НИ по таблице

(сначала обращаем внимание детей на частицу НЕ, выясняем, что она иногда может придавать положительный смысл предложению):

Отрицательные частицы

НЕ

НИ

1) Придает отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам.

(Не бывать этому!

У дома вовсе не большое дерево.

На заборе не кот.

Смех звучал как-то не весело, а приглушенно.)

2) Выражает утверждение, придавая фразе положительный смысл, если в предложении две частицы не, одна из которых стоит перед глаголом мочь, а другая - перед НФГ.

(Я сегодня не мог не быть в школе.)

3) Придает обобщающий характер восклицательным и вопросительным предложениям. (Кто не читал стихов Бальмонта?

Где только не бывал мой отец! )

1) Выражает отрицание в предложениях без подлежащего с дополнением в родительном падеже.

(На небе ни облачка)

2) Усиливает отрицание, которое выражено частицей не, словом нет.

(У меня не было ни минуты свободного времени.

Кругом нет ни деревца.)

3) Выражает утверждение после местоимений и наречий, с помощью которых одно простое предложение присоединяется к другому. ( Кто ни читал эту книгу, всем она нравилась.

Куда ни взглянешь, всюду красиво.)

IV. Закрепление изученного материала.

1)Письмо под диктовку с комментированием по очереди, используя аналогичные таблице консультационные карточки.

- Ни одна мать не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей.

- В зале ни души.

- Куда ни посмотришь, всюду кипит работа.

- Василиса Егоровна не умолкала ни на минуту.

- Где ни воевал Суворов, всюду победа была за русскими.

- Где только не воевал Суворов!

- Я не поэт.

- Алексей не мог не выполнить просьбу своего товарища.

2) Выполнение упражнения 388 с комменнтированием.

3) Тестирование по теме: «Различение частиц НЕ и НИ.»

План-конспект урока русского языка в 7 классе Различие на письме частиц НИ и НЕ

1. В каких предложениях пишется не:

А - Вася рассказывал совсем н.. интересную историю.

Б - Куда н.. посмотри, всюду бесконечное море.

В - Петя н.. мог н.. приехать на торжества.

Г - В карманах нет н.. копейки.

2. В каких предложениях пишется ни:

А - Кто н.. посмотрит на рисунок, всякий залюбуется.

Б - Диктант написан далеко н.. безупречно.

В - У Димы не было н.. одного красного карандаша.

Г - В комнате н.. души.

3. В каких предложениях пишется не:

А - Кто н.. читал произведения А. Алексина, должен обязательно прочитать.

Б - Кто н.. читал произведения А. Алексина, всем они нравились.

В - И какой же русский н.. любит быстрой езды!

Г - У меня осталась н.. решенная по химии задача.

4. В каких предложениях пишется ни:

А - Он меня н.. в грош не ставит.

Б - Его интересы н.. могли меня н.. изумлять.

В - Кто только н.. был у меня сегодня!

Г - Когда н.. придешь к подруге, она всегда мне рада.

5. В каких предложениях пишется не:

А - Я не нашла н.. слова в свое оправдание.

Б - К кому н.. обращусь за помощью, любой мне поможет. .

В - Толя н.. дождался брата и ушел.

Г - Где наша н.. пропадала!

(Ключ: 1 - А, В; 2 -А, В, Г; 3 - А, В, Г; 4 - А, Г; 5 - В, Г.

V. Подведение итогов. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание

Выучить правило на стр.177, выполнить упражнение 391.


© 2010-2020