Конспект урока литературы на тему Две русалки (Сравнительный анализ сказок Г. Х. Андерсена «Русалочка» и А. Н. Толстого «Русалка» 6 класс)

Урок составлен с учётом современных требований к учебному занятию, направлен на развитие предметных компетенций, а также личностных и метапредметных: познавательных, коммуникативных, регулятивных. В основе занятия - деятельность учащихся. Литература - особенный предмет, он требует от учителя эмоциональности, открытости, неравнодушия - иначе хорошего урока, урока общения, урока "открытия смыслов", не получится. Данный урок был проведён в рамках конкурса педмастерства "Урок по-новому" в гимназии...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ассанова Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 7» г. Перми

План-конспект урока литературы в 6 «В» классе (Программа «Школа 2100»)

Тема: Две русалки

(Сравнительный анализ сказок Г.Х. Андерсена «Русалочка» и А.Н. Толстого «Русалка») Форма работы - групповая

Цель: изучение сказок в культурологическом аспекте; выход в зону ближайшего развития благодаря сложной для шестиклассников способности открывать авторскую концепцию мира и человека, обнаруживать авторскую систему нравственных ценностей, определять своё отношение к ней.

Предметные задачи урока:

  • раскрыть жанровые особенности сказок (романтическая волшебная, реалистическая бытовая);

  • раскрыть психологизм сказки в изображении главных героинь;

  • совершенствовать умение понимать идею литературного произведения;

  • развивать умение видеть особенности языка писателя.

  • развивать умение составлять план сравнительной характеристики литературных произведений и литературных героев и работать по данному плану;

  • развивать умение сопоставлять, работать с художественной деталью; активизировать основные сферы читательского восприятия, развивать коммуникативные способности.

Метапредметные задачи урока:

Регулятивные УУД

  • самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;

  • вырабатывать критерии оценки своей работы и работы одноклассников.

Познавательные УУД

  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, текстовую и концептуальную;

  • пользоваться приёмами изучающего чтения;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема);

  • пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения;

  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Воспитательные задачи (личностные результаты):

  • формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

  • расширение понятий «нравственные ценности», «нравственные уроки»;

  • первые (?) шаги в осмыслении понятия «любовь»;

  • формирование восприятия текста как произведения искусства.

Оборудование: выставка книг Г.Х. Андерсена и А.Н. Толстого, слайд-фильм с иллюстрациями к сказкам, печатная схема составления синквейна, Листок оценивания работы членов своей группы и выступления других групп, таблица для заполнения:

Критерии для сопоставления

Г.Х. Андерсен

«Русалочка»

1837 г.

А. Толстой

«Русалка»

(«Неугомонное сердце»)

1910 г.

«Открытия» (смыслы)

Истоки сказочного сюжета

Жанровые особенности

Образ жизни русалки (прошлое, настоящее, будущее)

Нравственные ценности героини

Отношение автора к героине

Финал

Жизненные уроки сказки («картина смыслов»)


Ход урока

Мотивация. Слово учителя:

-Какой раздел по-прежнему в центре нашего внимания?

- Сегодня к уроку вы прочитали два произведения. Какие?

- Вы прочитали сказку датского писателя 19 века Г.Х. Андерсена и сказку русского советского писателя первой половины 20 века А. Н. Толстого. Вспомните свои чувства и мысли после прочтения данных произведений.

- Сейчас мы посмотрим с вами небольшой слайд-фильм - это моё зашифрованное послание для вас. Постарайтесь его разгадать (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 youtu.be/CgaXdE9a6ZA).

Целеполагание.

- О чём же это моё послание?

- А теперь давайте по нему определим цели нашего урока.

- А какова главная цель при анализе художественного текста?

Определение критериев для сравнения.

Вопросы классу:

- А в каком случае мы что-либо или кого-либо сравниваем?

- Я составила критерии, по которым хочу предложить вам сравнить эти два произведения. (Представители от каждой группы вытягивают критерий).

  • Истоки сказочного сюжета (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

  • Образ жизни (прошлое, настоящее, будущее русалок)

  • Нравственные ценности героини

  • Отношение автора к героине

  • Финал сказок

  • Жизненные уроки сказок («картина смыслов»).

Работа в группах по выбранным критериям.

  1. Обсуждение.

  2. Заполнение таблицы по итогам рассуждения.

  3. Выступление по плану (результат заполнения проецируется на экран через документ-камеру, слушатели «открытия» интересные фиксируют в тетради).

Каждое выступление группы оценивают и заносят оценки в Лист оценивания.

Каждому выступающему можно задать 1 вопрос.

Обобщение сказанного и услышанного: составление синквейна (Русалочка - Русалка - «Русалочка»-«Русалка»).

Взаимооценивание в группах - заполнение листа оценивания и определение роли каждого (руководитель - генератор идей - секретарь - выступающий - знаток текста и др.)

Личная рефлексия: представьте, что это листочек из вашего личного дневника, куда вы записываете свои самые сокровенные мысли. Запишите на него свои мысли по поводу нашего разговора. Оставьте на память.

Д/З: творческое на выбор (распечатки):

Вы - «исследователь»: продолжить работу по сравнению сказок

Вы - «художник»: представить обложку (символичный рисунок) книги, в которую войдут сказки «Русалочка» и «Русалка»

Вы - «экскурсовод»: составить текст речи у памятника русалочке в Копенгагене для туристов

Вы - «создатель учебного фильма»: создать фильм к уроку по одной из сказок












ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Русалки в мифологии разных народов мира

Из славянской мифологии

Происхождение мифологической русалки славянских мифах связано с ее изначально человеческой сущностью, т. к. она из человека путем насильственной смерти превращается в русалку. Женщина теряет человеческую сущность и становится существом потустороннего мира, живущим после смерти. Жизнь после смерти, по представлениям наших предков, существовала в самых разных вариантах: вампиры, привидения, водяные и т. д. Превратившись в русалку, это существо мстит людям за свою гибель. Живет, обитает она при этом в человеческом мире. Особой сказочной cреды обитания у мифологической русалки нет. Они живут в полях, в лесу, на деревьях, в воде. Нет и границ между человеческим миром и русалочьим. Русалка легко вступает в контакт с человеком и находится с ним в сложных отношениях.

В мифах, преданиях, легендах отношения русалок с людьми складываются по одной схеме: русалка, мстя человеку за свою гибель, стремится вернуть то право, которое есть у человека - право на бессмертную душу. Поэтому задача мифологической русалки - заставить человека полюбить себя, вступить с ней в любовные отношения, ведь только таким способом она может вернуть себе бессмертную душу. Любовь человека к русалке как бы компенсирует то зло, которое человек ей когда-то нанес. Право на месть, право на гибель человека русалка получила изначально. Она враждебна человеку, который забывает, что эту вражду он создал сам.

Основная цель русалок, да и других мифологических существ, - погубить человека или хотя бы навредить ему. Русалки портят урожай, крадут одежду, затаскивают в воду молодых девушек и завлекают мужчин.

Мифологическую русалку можно встретить и в воде, и в полях, и в лесах, и на деревьях и даже увидеть из окна своего дома. Мифологическая русалка может иметь человеческие ноги (перебегает поля, прячется в стогах сена).

В мифологии русалка, потеряв свою бессмертную душу в результате зла, совершенного над нею, как над человеком, может эту душу обрести, если заставит человека полюбить себя. Любовь русалки и человека не обязательно должна быть взаимной. Русалка может не отвечать человеку и погубить его, влюбив в себя. Но любовь человека к ней - это главная ступенька к обретению русалкой бессмертной души. Поэтому она должна спровоцировать человека, вызвать в нем эту любовь любыми путями и средствами.

Из греческой мифологии

Нереиды - в греческой мифологии морские божества, дочери Нерея и океаниды Дориды. Живут в гроте на дне моря.

Они - олицетворенные свойства и качества морской стихии, поскольку она не вредит человеку, но является к нему расположенной и чарует его своей прелестью. Живут нереиды в серебряных пещерах на морском дне, прядут на золотых прялках, развлекются музыкой и танцами, а в лунные ночи выходят на берег. Нереиды ведут идиллически-спокойную жизнь в недрах моря, развлекаясь мерными движениями хороводов, в такт движению волн; в зной и лунные ночи они выходят на берег, или устраивают музыкальные состязания с тритонами, или на берегу, вместе с нимфами суши, водят хороводы и поют песни.

Их почитали прибрежные жители и островитяне и хранили слагавшиеся о них сказания. Вера в них сохранилась даже до нашего времени, хотя нереиды нынешней Греции - вообще нимфы водной стихии и смешиваются с наядами. Их имена указывают на глубину, изменчивость, стремительность и прихотливость моря. Нереиды благожелательны к людям и помогают им в бедствиях; покровительствуют мореходам и дают им счастливое плавание. Символом морских нимф считается дельфин.

Тритоны - в греческой мифологии морские существа, похожие на человека, (напоминающие своим видом классических русалок), плавающие на дельфинах и дующие в морские раковины. Во время выхода из дворца Посейдона и Амфитриты тритоны составляют их свиту. Тритоны могли вызывать штиль или шторм, а их тела, как и у русалок, состояли из двух частей - одна принадлежит человеку, другая - рыбе.

Сирены в греческой мифологии были полуженщинами-полуптицами, они, подобно русалкам, чудесным пением заманивали людей к себе. Когда греческий герой Одиссей пытался миновать их, он заткнул уши своим морякам воском, а себя привязал к мачте, чтобы не поддаться искушению их пения.

Греческие русалки живут триста лет, а умирая, превращаются в морскую пену.

Русалки и христианство

С установлением христианства в легендах о русалках появилась новая тема: они описывались как существа, страстно желающие получить душу. Христиане считали, что русалка может обрести душу, только пообещав оставить море и мечты вернуться туда когда-либо, и поселиться на суше. Это приводило русалку к жестокому внутреннему конфликту, так как для существа, являющегося человеком только наполовину, такая жизнь невозможна.




© 2010-2022